Влияние прямых иностранных инвестиций на конкурентоспособность Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 14:24, реферат

Краткое описание

Инвестиционная деятельность в России регулируется как общим государственным законодательством, так и системой специальных нормативных актов. В нашей стране также приняты специальные законы, постановления, нормативные акты, которые регулируют непосредственно инвестиционный процесс. К ним следует отнести закон "Об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений" от 25.02.99 г., который включает в себя двадцать три статьи.
В условиях финансовой нестабильности российского рынка, недостатка оборотных средств у предприятий произошло резкое уменьшение бюджетных ассигнований, средств отечественных инвесторов, и удорожание кредитных источников капиталовложений

Содержание

• Введение
• 1. Понятие и виды иностранных инвестиций
• 2. Влияние иностранных инвестиций на функционирование экономики
• 3. Современное состояние и влияние иностранных инвестиций на функционирование российской экономики
• 4. Перспективы улучшения инвестиционного климата в России
• 4.1 Совершенствование налоговой системы
• 4.2 Реализация инвестиционных проектов в регионах Российской Федерации
• 4.3 Приведение системы бухгалтерского учета в России к международным стандартам
• 4.4 Совершенствование работы зарубежных бюро Российского центра содействия иностранным инвестициям
• 5. Развитие финансового рынка и рынка ценных бумаг
• Заключение
• Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Документ_Microsoft_Word_[2]_-_копия.docx

— 62.94 Кб (Скачать файл)

Если мы говорим о поощрении  или привлечении инвестиций, то как это предпочтительно делать: за счет предоставления каких-либо льгот и привилегий приоритетным проектам или инвесторам, или же за счет создания равных благоприятных условий для всех?

Вопрос более чем уместен, ибо, во-первых, конкретные льготы, особые условия предоставлять легче  и эффект от них наблюдать можно  быстрее. Для нас более характерна именно такая практика. Пример - Указ Президента об особых условиях для  инвесторов в автомобильной промышленности. Другой пример - пониженная вдвое ставки налога на прибыль для расходов из прибыли на производственные инвестиции. Между тем, такой образ действий искажает нормальные мотивы сбережений и инвестиций. Государство, отдавая предпочтение одним, ущемляет интересы большинства других инвесторов. в российских условиях любая льгота порождает нездоровый интерес и желание воспользоваться ею, не предпринимая особых усилий в деятельности, для стимулирования которой данная льгота предназначалась.

В сложившейся обстановке, видимо, нельзя избежать применения некоторых  льгот для инвесторов, таких, например, как инвестиционный налоговый кредит, предусмотренный Налоговым кодексом. Но, как правило, более эффективно общее улучшение условий для  инвестиций: например, вместо льгот  по налогам лучше общее снижение налогового бремени.

Последний вопрос - что делать для прекращения оттока капитала?

Инвестиции в тех объемах, которые необходимы для реструктуризации российской экономики, не удастся мобилизовать без этого.

Здесь также два принципиально  разных ответа, которые, однако, в известной  мере дополняют друг друга. Ответ  первый - административные ограничения  и усиление государственного контроля. Более важен и перспективен второй путь - создание экономических и  правовых условий для того, чтобы  вывозить капитал было невыгодно. Надо, однако, учитывать структурные особенности  оттока капитала, разные его составляющие. А они таковы:

· отток легального или  полулегального (т.е. готового стать  легальным, платить налоги) капитала, который просто ищет более надежного  и прибыльного помещения, стремится  уйти от политической и социально-экономической нестабильности, от угрозы правам собственности и высоких трансакционных издержек;

· утечка капитала криминального, заработанного незаконным путем  с целью его отмывания. Именно против криминальных доходов и отмывания  денег нужны административные и  силовые меры.

Поворот же первого потока равносилен самой задаче создания благоприятного инвестиционного климата. Необходимо также определить приоритеты в работе по улучшению инвестиционного климата.

В среднесрочном плане  это, по мнению экспертов:

· радикализация борьбы с преступностью и коррупцией;

· укрепление и обеспечение  независимости судебной системы;

· пересмотр налогового законодательства в сторону его упрощения и  стимулирования производства;

· защита прав собственности  и улучшение корпоративного управления;

· прозрачность российских предприятий для инвесторов и  кредиторов.

Должны быть выделены и  меры на ближайшую перспективу: что  можно сделать в кратчайшие сроки, чтобы создать эффект постоянного  движения вперед.

 

4.1 Совершенствование  налоговой системы

 

Налоговая система современной  России является одной из самых молодых  в мировой практике.

При своем формировании она  опиралась на опыт многих стран (Германии, Канады, США, Швеции). Однако если по видам  налогов она отвечает рыночному  характеру экономики, то по своей  структуре ей не соответствует.

Совершенствование налоговой  системы предполагает ее последовательное преобразование, устранение множественности  действующих налоговых режимов  в стране в целях создания рациональной, несущей регулирующие, стимулирующие и фискальные функции системы, и установление единого налогового правопорядка.

Перечень региональных и  местных налогов должен быть с  четкой регламентацией распределения  источников доходов между уровнями власти. Введение несовместимых налоговых  схем в регионах сильно осложняет  положение налогоплательщиков в  связи с необходимостью уплаты налогов  в бюджеты различных территорий.

Целесообразно было бы Указом Президента РФ систематизировать и  привести в соответствие с Гражданским  кодексом ранее принятые нормативные  акты, касающиеся налогообложения иностранных  инвестиций.

В мировой практике в инвестиционном законодательстве принято устанавливать  дифференцированный режим для инвесторов. В законодательстве России также  следует предусмотреть несколько  правовых режимов для иностранных  инвесторов.

Они должны применяться в  зависимости от вкладываемого капитала и от того, в какие отрасли и  регионы направляются средства.

 

4.2 Реализация  инвестиционных проектов в регионах  Российской Федерации

 

Предпринимательский климат регионов России изучен недостаточно. По данным Российского союза промышленников и предпринимателей, который провел исследование факторов привлечения  иностранных инвесторов в различные  районы РФ, в стране нет непривлекательных  регионов: даже в "убыточных" можно  найти экономически выгодные объекты  для инвестиций; следует, однако, всесторонне  оценить совокупность факторов, которые  определяют хозяйственную целесообразность как со стороны инвестора, так и принимающей стороны.

По данным Центра содействия иностранным инвестициям при  Минэконразвития, трудности при реализации инвестиционных проектов возникают в таких, казалось бы, простых вопросах, как распределение получаемого дохода, степень участия каждой из сторон, формы финансирования. Как показывает в последнее время практика общения администраций регионов с зарубежными инвесторами, установить деловое сотрудничество удается в том случае, когда и инвестор, и администрация региона четко представляют и формулируют свои цели, учитывают свои и чужие интересы.

Для привлечения иностранных  инвесторов регионы используют законодательно предоставленную возможность самостоятельно определять количество и ставки налогов. Согласно докладу "Инвестиционный климат регионов России: опыт оценки и пути улучшения", подготовленному группой  экономистов по заказу Торгово-промышленной палаты, в части регионов законы о налоговых льготах принимаются  на один год. Это вынуждает иностранных  инвесторов действовать очень осторожно, поскольку они опасаются, что  в дальнейшем льготы могут быть отменены.

Один из методов предоставления инвесторам гарантий - долевое участие  регионального бюджета в проектах. Другой подход - создание инвестиционных и залоговых фондов, которые объединяют финансовые средства государства и  частных лиц.

В связи с этим представляется целесообразным обмен опытом между  регионами в целях создания информационной базы данных об использовании иностранных  инвестиций в различных районах  Российской Федерации.

 

4.3 Приведение  системы бухгалтерского учета  в России к международным стандартам

 

Многие западные инвесторы  и банкиры полагают, что бухгалтерский  учет в России до сих пор, даже с  учетом изменений 2011 и 2012 г. не отвечает международным нормам, отчетность российских организаций непонятна их западным партнерам, не отражает реального имущественного и финансового положения отчитывающихся организаций и вообще "непрозрачна и ненадежна".

Следует указать, что опасения зарубежных специалистов по поводу "непрозрачности" наших отчетов имеют под собой  определенные основания, но это скорее относится не к содержанию и форме  отчетности, а к ее составлению  и подтверждению. Закон "О бухгалтерском  учете" предполагает, что в составе  бухгалтерской отчетности ее пользователю (адресату) представляется аудиторское  заключение, подтверждающее достоверность  отчетности.

В условиях нестабильности и частичной криминализации экономических  отношений эта мера вполне оправдана  и направлена на защиту пользователя отчетной информации от ее преднамеренного  искажения.

 

4.4 Совершенствование  работы зарубежных бюро Российского  центра содействия иностранным  инвестициям

 

Здесь возможны следующие  основные направления.

Активизация разъяснительной  работы представителей зарубежных бюро среди предполагаемых инвесторов о  необратимом характере экономических  преобразований в РФ, улучшающемся инвестиционном климате в стране в связи с ожидаемым экономическим  ростом, предстоящем вступлении России во Всемирную торговую организацию (ВТО), что должно способствовать уверенности  в получении прибыли от реализации конкретного инвестиционного проекта.

Создание мощной информационной базы (банка данных) о возможных  направлениях инвестирования (регион - отрасль - подотрасль - предприятие - проект). Подбор заинтересованных инвесторов, предоставление необходимой информации о них, обеспечение деловых контактов.

Усиление работы по поддержке  и сопровождению уже заключенных  договоров, контрактов, соглашений.

Привлечение иностранных  инвестиций не только в крупномасштабные инвестиционные проекты, но также в  сферу малого и среднего бизнеса, где возможности российской стороны  практически не ограничены.

Организация и проведение регулярных встреч заинтересованных инвесторов и реципиентов в целях укрепления взаимного доверия и деловых  контактов.

Проведение маркетинга различных  сегментов международного рынка  капиталов.

Привлечение к экспертным оценкам предполагаемых инвестиционных проектов ведущих консультационных компаний и фирм, известных ученых и практиков.

Расширение издательско-рекламной  деятельности по информированию потенциальных  инвесторов о возможностях и путях  прибыльного вложения капиталов  в российскую экономику.

 

5. Развитие финансового  рынка и рынка ценных бумаг

 

Особое значение приобретает  развитие фондового рынка на федеральном  и региональном уровне.

2010 и 2011 гг. ознаменовались  заметной активизацией роли России  на международном рынке капиталов.  Речь идет о двух успешно  размещенных государственных еврооблигационных займах, о выходе ряда регионов и многих предприятий на мировые фондовые рынки.

Одновременно все более  либерализуется российский рынок внутренних государственных заимствований.

Стоимость российских ценных бумаг на мировых фондовых рынках за тот же период выросла на 155% и  в последующем продолжала расти. Россия превратилась в один из быстро прогрессирующих нарождающихся  рынков. Международная финансовая корпорация и американская корпорация "Морган Стэнли" включили Россию в мировой  финансовый рейтинг.

Развитию финансового  рынка и рынка ценных бумаг  могло бы способствовать следующее:

акцент на долгосрочное развитие рынка ценных бумаг и финансовых институтов при сокращении доли кредитного рынка (более 90% которого составляют краткосрочные  ссуды), становление масштабного  и ликвидного рынка корпоративных  ценных бумаг;

сокращение рынка государственных  ценных бумаг, прекращение выкачивания  правительством денежных ресурсов в  ущерб инвестициям;

запуск крупных инвестиционных программ (экспортное производство, дороги, жилищное строительство, автомобилестроение и т.д.), связанных с улучшением качества жизни населения (для выполнения этих программ наравне с государственными средствами могут использоваться частные);

стимулирование и расширение экспорта, прежде всего его несырьевой составляющей;

поощрение неспекулятивных иностранных инвестиций, связанных с долгосрочным переносом в Россию капитала и современных технологий.

Поэтому государственная  инвестиционная политика должна основываться на следующих основных принципах:

оптимизация государственных  обязательств: отказ от финансирования инвестиционных проектов, не соответствующих  приоритетам государственного инвестирования;

обеспечение баланса инвестиционных обязательств государства с его  инвестиционно-финансовыми возможностями;

планирование инвестиционных обязательств федерального бюджета  в соответствии с разграничением полномочий между уровнями власти в  Российской Федерации, включение в  федеральные целевые программы  объектов, строительство и модернизация которых имеет федеральное значение и входит в функции федерального правительства;

обеспечение максимальной социально-экономической  эффективности инвестиционных расходов федерального бюджета, реализация в  первую очередь инвестиционных проектов федеральных целевых программ;

открытость, прозрачность и  адресность принимаемых решений  о реализации инвестиционных проектов;

государственная поддержка  проектов на условиях их софинансирования другими инвесторами в установленных объемах;

введение ответственности  государственных заказчиков и соответствующих  должностных лиц за достижение поставленных в программах целей;

законодательное закрепление  основных процедур формирования адресной инвестиционной программы.

Динамика основных макроэкономических показателей с прогнозом до 2014 года представлена в таблице 1.

Таблица 1 - Динамика основных макроэкономических показателей РФ до 2014 года [12]

 

Показатель/годы

2010

2011

2012

2013

2014

 

ВВП

96

100

104

108

113

 

Промышленность

98

103

106

110

115

 

Инвестиции

89

95

102

109

117

 
             

Информация о работе Влияние прямых иностранных инвестиций на конкурентоспособность Российской Федерации