Инвестиции фирмы в человеческий капитал

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2014 в 04:16, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является рассмотрение теоретических и практических основ инвестиций в человеческий капитал и их влияние на интересы российского общества.
В соответствии с поставленной целью в работе поставлены следующие задачи:
- изучить понятие человеческого капитала, его сущность, структуру, классификацию;
- рассмотреть понятие интересы общества, установить его взаимосвязь с понятием инвестиции в человеческий капитал;
- изучить понятие инвестиции в человеческий капитал, их содержание, структуру, виды;
- проанализировать современную ситуацию с инвестициями в человечески капитал в России;
- проанализировать возможные способы удовлетворения общественных интересов с помощью инвестиций в человеческий капитал.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Человеческий капитал…………………………………………………………………5
1.1. Понятие человеческий капитал и его виды…………………………………………….….5
Основные методики оценки человеческого капитала……………………………..….….8
Глава 2. Инвестиции фирмы в человеческий капитал…………………………………….…14
2.1. Инвестиции в человеческий капитал……………………………………………………..14
2.2. Основные подходы фирмы к формированию человеческого капитала……………….17
2.3. Инвестиции фирмы в повышении профессиональной подготовки сотрудников……..19
2.4. Основные показатели эффективности инвестиций в человеческий капитал………….21
2.5. Способы удовлетворения интересов общества с помощью инвестиций в человеческий капитал…………………………………………………………………………………………..24
Заключение……………………………………………………………………………………...30
Список использованной литературы………………………………………………………….32

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 118.37 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….3

Глава 1. Человеческий капитал…………………………………………………………………5

1.1. Понятие человеческий капитал и его виды…………………………………………….….5

    1.  Основные методики оценки человеческого капитала……………………………..….….8

Глава 2. Инвестиции фирмы в человеческий капитал…………………………………….…14

2.1. Инвестиции в человеческий  капитал……………………………………………………..14

2.2. Основные подходы фирмы к  формированию человеческого капитала……………….17

2.3. Инвестиции фирмы в повышении  профессиональной подготовки сотрудников……..19

2.4. Основные показатели эффективности  инвестиций в человеческий капитал………….21

2.5. Способы удовлетворения интересов  общества с помощью инвестиций  в человеческий капитал…………………………………………………………………………………………..24

Заключение……………………………………………………………………………………...30

Список использованной литературы………………………………………………………….32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Современный мир характеризуется переходом к принципиально новому типу общественно экономического развития, основными факторами которого становятся знания, образование, морально-нравственные характеристики работника, полнота человеческой жизни. Научное понимание работника стало ассоциироваться с понятием совокупного работника, которое охватывает спектр качеств личности: индивидуальных, коллективных, общественных, биологических, образовательных, интеллектуальных, культурных. В эпоху постиндустриального общества экономика служит не ею самой определяемым целям, а целям человеческого развития и совершенствования.

Понятие „человеческий капитал“ приобретает в настоящее время большое значение не только для экономистов – теоретиков, но и для отдельных фирм. Резко возрос интерес экономической науки к человеческим созидательным способностям, к путям их становления  и развития. В большинстве компаний начинают придавать большое значение накоплению человеческого капитала, как самого ценного из всех видов капитала. Одним из способов накопления человеческого капитала является инвестирование в человека, в его здоровье и образование. Сегодня изучение проблем повышения эффективности использования производительных сил людей, реализующихся в современных условиях в форме человеческого капитала, является не просто актуальным, а выдвигается в разряд первоочередных задач в структуре социально – экономических исследований. Это предполагает проведение глубоких научных исследований данной проблемы.

Теорией человеческого капитала начали заниматься уже с XIX века. Такие известные экономисты – теоретики как В. Петти, А. Смит, Дж.С. Милль и К. Маркс включали развитые полезные способности человека в понятие основного капитала. Не прерывалась дискуссия о необходимости и целесообразности трактовки человека и его способностей как своеобразного основного капитала. Такие экономисты, как Жан-Батист Сэй, Джордж Маккуллох, Нассау Сениор, Вальтер Рошер, Генри Маклеод, Леон Вальрас, Иоганн фон Тюнен, Ирвин Фишер считали возможной и полезной трактовку человека как основного капитала.

Россия переходит к принципиально новому типу общественно-экономического развития, в котором на первый план выходит работник как залог успешного функционирования общества. И от того, насколько успешно данный индивид функционирует в данной среде, зависит, насколько успешно функционирует вся среда в целом.

Развитая человеческая личность представляет собой конечный результат экономического функционирования и одновременно его важнейший ресурс и средство последующего развития. Так, постепенно изменяется сущностная определенность, общественная значимость и характер трудового использования человеческого капитала, который приобретает ряд черт, характеризующих его как новую социальную категорию.

Поэтому именно на данном этапе экономического развития нашей страны актуальны вопросы инвестиций в человеческий капитал.

Объектом исследования является Российская Федерация.

Предметом исследования являются инвестиции в человеческий капитал и их взаимосвязь с интересами общества.

Целью работы является рассмотрение теоретических и практических основ инвестиций в человеческий капитал и их влияние на интересы российского общества.

В соответствии с поставленной целью в работе поставлены следующие задачи:

- изучить понятие человеческого капитала, его сущность, структуру, классификацию;

- рассмотреть понятие интересы общества, установить его взаимосвязь с понятием инвестиции в человеческий капитал;

- изучить понятие инвестиции в человеческий капитал, их содержание, структуру, виды;

- проанализировать современную ситуацию с инвестициями в человечески капитал в России;

- проанализировать возможные способы удовлетворения общественных интересов с помощью инвестиций в человеческий капитал.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ

1.1.Понятие человеческий капитал и его виды.

Теорией человеческого капитала стали заниматься еще в XIX в. Тогда это стало одним из перспективных направлений развития экономической науки. Уже со второй половины ХХ в. она стала основным достижением прежде всего экономики образования и труда.

В экономической литературе понятие человеческого капитала рассматривают в широком и в узком смысле. В узком смысле “одной из форм капитала является образование. Человеческим его назвали потому, что эта форма становится частью человека, а капиталом является вследствие того, что представляет собой источник будущих удовлетворений или будущих заработков, либо того и другого вместе1. В широком смысле человеческий капитал формируется путем инвестиций (долгосрочных капиталовложений) в человека в виде затрат на образование и подготовку рабочей силы  на производстве, на охрану здоровья, миграцию и поиск информации о ценах и доходах.

В „Экономической энциклопедии“ человеческий капитал определяется как „особый вид капиталовложений, совокупность затрат на развитие воспроизводственного потенциала человека, повышение качества и улучшение функционирования рабочей силы. В состав объектов человеческого капитала обычно включают знания общеобразовательного и специального характера, навыки, накопленный опыт2.

В экономике под человеческим капиталом понимается имеющий у человека запас знаний, здоровья, навыков, опыта, которые используются индивидом для получения дохода. Нужно отметить, что это не просто совокупность знаний, способностей, которыми обладает человек. Значит, под понятием «человеческий капитал» нужно видеть:

1. приобретенный запас знаний, умений, навыков;

2. что этот запас целесообразно  использовать в той или иной  сфере общественной деятельности, и это способствует росту производительности  труда и производства;

3. что использование данного  запаса приводит к росту заработков (доходов) данного работника в  будущем путём отказа от части  текущего потребления;

4. что увеличение доходов способствует  заинтересованности работника, и  это приводит к дальнейшему  инвестированию в человеческий  капитал;

5. что человеческие способности, дарования, знания и т.д. являются  неотъемлемой частью каждого  человека;

6. и что мотивация является  необходимым элементом для того, чтобы процесс воспроизводства (формирование, накопление, использование) человеческого  капитала носил полностью завершенный  характер3.

Особенности человеческого капитала:

  • в современных условиях человеческий капитал является главной ценностью общества и главным фактором экономического роста;
  • формирование человеческого капитала требует от самого человека и всего общества значительных затрат;
  • человеческий капитал в виде навыков и способностей является определенным запасом, т.е. может быть накапливаемым;
  • человеческий капитал может физически изнашиваться, экономически изменять свою стоимость и амортизироваться;
  • человеческий капитал отличается от физического капитала по степени ликвидности;
  • человеческий капитал неотделим от его носителя – живой человеческой личности;
  • независимо от источников формирования, которые могут быть государственными, семейными, частными и др., использование человеческого капитала и получение прямых доходов контролируется самим человеком4.

В экономической литературе существует несколько подходов к классификации видов человеческого капитала. Виды человеческого капитала можно классифицировать по элементам затрат, инвестиций в человеческий капитал. Например, выделяют следующие его составляющие: капитал образования, капитал здоровья и капитал культуры.

С точки зрения характера содействия экономическому благосостоянию общества различают потребительский и производительный человеческий капитал. Потребительский капитал создает поток услуг, потребляемых непосредственно, и, таким образом, содействует общественной полезности. Это может быть творческая и образовательная деятельность. Результат такой деятельности выражается в предоставлении потребителю таких потребительских услуг, которые приводят к появлению новых способ удовлетворения потребностей или повышению эффективности существующих способ их удовлетворения Производительный капитал создает поток услуг, потребление которых содействует общественной полезности. В этом случае имеется в виду научная и образовательная деятельность, имеющая непосредственное практическое применение именно в производстве (создание средств производства, технологий, производственных услуг и продуктов).

Следующим критерием классификации видов человеческого капитала является различие между формами, в которых он воплощается.5

    1. Живой капитал включает в себя знания, воплощенные в человеке.
    2. Неживой капитал создается, когда знания воплощаются в физических, материальных формах.
    3. Институциональный капитал состоит из живого и неживого  капитала, связанного с производством услуг, удовлетворяющих коллективные нужды общества. Он включает в себя все правительственные и неправительственные институты, которые содействуют эффективному использованию двух типов капитала (образовательные и финансовые учреждения).(См.: Рисунок 1).

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1 – Виды человеческого капитала по формам его воплощения

 

По форме обучения сотрудников на рабочем месте можно выделить специальный человеческий капитал и общий человеческий капитал. Специальный человеческий капитал включает навыки и знания, приобретенные в результате специальной подготовки и представляющие интерес лишь для той фирмы, где они были получены. В отличие от специального человеческого капитала, общий человеческий капитал представляет собой знания, которые могут быть востребованы в различных сферах человеческой деятельности.

Таким образом, при существовании большого количества определений и видов „человеческого капитала“, это понятие, как многие термины, представляет собой „метафору, переносит свойства одного явления на другое по общему для них признаку“6 . Человеческий капитал - это важнейшая составная часть современного производительного капитала, которая представлена свойственным человеку богатым запасом знаний, развитых способностей, определяемых интеллектуальным и творческим потенциалом. Основным фактором существования и развития человеческого капитала являются инвестиции в человеческий капитал.

Для характеристики качества человеческого капитала (уровня, качества, количества) используется система показателей. Это показатели - интегральные, частные, социальные (натуральные) и экономические (стоимостные). В рамках современной теории человеческого капитала оценивается не только объем вложений в человеческий капитал, но и объем аккумулированного индивидуумом человеческого капитала. При этом подсчитывают стоимость общего объема человеческого капитала как для одного индивидуума, так и для всей страны.

Если смотреть по странам мира, то, согласно оценкам, наибольший объем человеческого капитала находится в США и составляет примерно три четверных всего национального богатства США.

1.2. Основные методики оценки человеческого капитала

 

Человеческий капитал как сложная экономическая категория имеет качественные и количественные характеристики. В рамках современной теории человеческого капитала оценивается не только объем вложений в человеческий капитал, но и объем аккумулированного индивидуумом человеческого капитала. При этом подсчитывают стоимость общего объема человеческого капитала как для одного индивидуума, так и для всей страны.

 В экономической литературе  используется большое разнообразие  подходов и методов оценки  человеческого капитала. При определении  величины человеческого капитала  применяются как стоимостные (денежные) так и натуральные оценки.

Одним из наиболее простых способов является способ, использующий натуральные (временные) оценки, измерения человеческого капитала (а именно образования) в человеко-годах обучения. Чем больше времени затрачено на образование человека, чем выше уровень образования, тем большим объемом человеческого капитала он обладает. При этом учитывается неодинаковая продолжительность учебного года в течение анализируемого периода, неравнозначность года обучения на разных уровнях образования (например, среднее образование в школе и высшее образование в университете).

Информация о работе Инвестиции фирмы в человеческий капитал