Инвестиционная политика РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 19:10, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является анализ инвестиционной среды Казахстана, из которой вытекают ряд задач:
1. Значение инвестиций для экономики Казахстана
2. Анализ инвестиционного климата РК
3. Выявление основных форм участия иностранного капитала в РК

Содержание

Введение …………………………………………………………………………………….3
Глава 1 Понятие инвестиций и его роль в экономике страны
1.1. Понятие инвестиций……………………………………………………………….4
1.2 Значение иностранных капиталовложений для РК……………………………...6
Глава 2 Анализ форм участия и показатели иностранного капитала в РК
2.1. Формы участия иностранного капитала в РК…………………………………...11
2.2. Количественные показатели иностранных инвестиций в РК………………….20
Глава 3 Перспективы инвестирования в РК
3.1 Инвестиционный климат РК……………………………………………………..31
3.2 Механизм государственного регулирования инвестиций в РК………………..33
Заключение…………………………………………………………………………………35
Список использованной литературы ………………………………………………….36

Вложенные файлы: 1 файл

36 Инвестиционная политика РК.doc

— 339.50 Кб (Скачать файл)

По степени проработанности  благоприятного инвестиционно-налогового законодательства на уровне Республики Казахстан находятся лишь некоторые  российские регионы - как правило, это  свободные экономические зоны, такие  как Новгородская и Калининградская области.

Только один пример. Как  заявил президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, с начала 2001 года Казахстан имеет совершенно адекватную западным стандартам финансовую систему. "Мы приняли весьма либеральное налоговое законодательство, средняя ставка подоходного налога у нас - 8,5 процента". Напомним, что в России единая ставка подоходного налога составляет 13%, а средний уровень зарплаты в России ниже, чем в Казахстане. Кроме того, с 1 июля этого года НДС снижен с 20% до 16%, а налог на прибыль сокращен с 26% до 21%.

В своей инвестиционной политике Казахстан ориентирован на создание благоприятных условий  для иностранных инвесторов. Именно поэтому доля иностранных инвестиций в экономику Казахстана более  чем в три раза выше, нежели в  России./Графики 2.6, 2.8/

У инвестиционного климата  Казахстана есть свои особенности, значительно  отличающиеся от российских. Знать  об этом полезно тем, кто рассчитывает на скорую либерализацию региональной политики в республике.

В России существует закономерность: чем выше потенциал региона, тем, как правило, ниже риск. В Казахстане же увеличение инвестиционного потенциала сопровождается ростом рисков. Если в России коэффициент корреляции рангов потенциала и риска регионов составляет 0,41, то в Казахстане он прямо противоположен - -0,39. А если не учитывать Алма-Ату, которая по всем позициям представляет собой исключение из общереспубликанской экономики, как и Москва в России, то значение коэффициента корреляции рангов для регионов Казахстана составит -0,65./График 2.9/

Разный характер формирования инвестиционного климата можно  объяснить, во-первых, различной ролью  государства в инвестиционном процессе. В Казахстане государство более  целенаправленно проводит политику создания благоприятных условий  для инвесторов в экономически менее развитых регионах.

Во-вторых, важную роль играют различия в экономической структуре  регионов России и Казахстана. В  России для большинства регионов, имеющих высокий инвестиционный потенциал, характерен заметный уровень  развития "верхних" этажей экономики - обрабатывающей промышленности, сферы обслуживания, научно-технического комплекса. В Казахстане "по российскому типу" инвестиционный климат формируется лишь в Алма-Ате. Для Казахстана более характерным является сосредоточение инвестиционного потенциала в регионах с добывающей и тяжелой промышленностью. Общеизвестно, что такая структура экономики, как правило, сопровождается повышенным экологическим, социальным, криминальным и другими видами риска. (В России аналогичная ситуация складывается в Красноярском крае, Челябинской и Оренбургской областях, Якутии и Ямало-Ненецком автономном округе.)

Распределение регионов Казахстана по интегральному рейтингу инвестиционной привлекательности  с учетом инвестиционного потенциала и риска приведено в Таблице 2.1.

Таблица 2.1. Рейтинг  инвестиционной привлекательности регионов Казахстана в 2005-2009 гг.

Рейтинг инвестиционной привлекательности

Рейтинг потенциала

Рейтинг риска

Регион

1

1

2

г. Алма-Ата

2

8

1

г. Астана

3

7

5

Южно-Казахстанская обл.

4

4

11

Павлодарская обл.

5

2

15

Карагандинская обл.

6

10

7

Актюбинская обл.

7

13

4

Северо-Казахстанская  обл.

8

5

13

Костанайская обл.

9

6

12

Атырауская обл.

10

3

16

Восточно-Казахстанская  обл.

11

16

3

Кызылординская обл.

12

14

6

Мангистауская обл.

13

11

10

Жамбыльская обл.

14

12

9

Акмолинская обл.

15

9

14

Алма-Атинская обл.

16

15

8

Западно-Казахстанская  обл.


 

Однако формальное сведение риска и потенциала не избавляет  инвестора от сложного выбора. Он может  либо вкладывать деньги в более прибыльные сферы, находящиеся в регионах с повышенными рисками инвестирования, либо в менее эффективные проекты, но в более "спокойных" для инвестора регионах. Найти "инвестиционный оптимум" (для каждого он, скорее всего, окажется своим) поможет распределение регионов Казахстана, представленное на Графике 2.9.

Кроме Алма-Аты, обладающей особо благоприятным инвестиционным климатом, остальные регионы Казахстана распределились по трем основным группам. Каждая из этих групп отличается своеобразием инвестиционного климата.

В первую группу с высоким потенциалом и высоким риском вошли два наиболее промышленно развитых региона - Карагандинская и Восточно-Казахстанская области. Несколько более благоприятные условия для инвесторов созданы в Карагандинской области. Улучшения инвестиционного климата в этих регионах возможно достичь прежде всего путем кардинального улучшения состояния окружающей среды. Так, по данным Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Казахстана, среди промышленно развитых регионов республики на долю этих регионов приходится более половины всех выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (Карагандинская область - 47,7%, Восточно-Казахстанская - 10,4%).

Напротив, ограниченный инвестиционный потенциал, правда в сочетании с наиболее низким риском, имеет наиболее многочисленная группа казахстанских регионов, объединяющая Астану, Актюбинскую, Жамбыльскую, Западно-Казахстанскую, Кызылординскую, Мангистаускую, Северо-Казахстанскую и Южно-Казахстанскую области. Эту группу возглавляет новая казахстанская столица - Астана. Как и в России, столица имеет минимальный риск, обойдя по этому параметру даже Алма-Ату. После переноса столицы экономика этого города развивалась бурными темпами, Астана была буквально обречена на инвестиционную активность. Тут проявились следствия ограниченного потенциала: развитие инфраструктуры не успевает за бурным ростом. Коммунальное хозяйство новых районов столицы не централизовано, возникают проблемы и с водным обеспечением.

Остальные регионы группы специализируются в основном на сельском хозяйстве и добывающей промышленности. Поэтому улучшение инвестиционного климата в этих регионах должно быть связано с повышением их потенциала на основе развития перерабатывающих отраслей.

Оптимальное для условий  Казахстана положение занимает группа, включающая Павлодарскую, Костанайскую, Атыраускую и Алма-Атинскую области. Для них характерно сочетание достаточно высокого потенциала и умеренного риска. Лидером этой группы является Павлодарская область. Сбалансированная структура экономики, представленная как добывающими, так и обрабатывающими отраслями, в сочетании с политикой местных властей по созданию благоприятной среды для развития бизнеса делают этот регион весьма привлекательным для инвесторов. Достаточно сказать, что Агентство по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и поддержке малого бизнеса включило Павлодарскую область наряду с Астаной и Алма-Атой в группу с наиболее высокими показателями развития предпринимательства.

Поскольку Казахстан  является унитарным государством, то правила игры для инвестора определяются на общегосударственном уровне и примерно одинаковы во всех регионах. Следовательно, межрегиональные различия в уровне инвестиционного риска не столь существенны, как в России. Поэтому при оценке инвестиционной привлекательности регионов Казахстана основное внимание мы уделили инвестиционному потенциалу.

Наиболее привлекательной  для инвесторов является мощная минерально-сырьевая база Казахстана, а также тяжелая  промышленность и достаточно квалифицированные  трудовые ресурсы. Поэтому в первую половину рейтинга вошли регионы, где присутствуют все эти факторы.

Алма-Ата, несмотря на потерю своего столичного статуса, остается непререкаемым  лидером по инвестиционному потенциалу. Город обладает наиболее мощным трудовым, потребительским и инфраструктурным потенциалом, является финансовой столицей Казахстана. Впрочем, следует иметь в виду, что прекрасные финансовые показатели Алма-Аты во многом основаны на том, что здесь располагаются центральные офисы всех крупнейших компаний (ситуация аналогична московской). Реальные же инвестиции вкладываются в регионы, где расположено производство. Эти в известном смысле "виртуальные", или "офисные", инвестиции сейчас начинают медленно перетекать в новую столицу - Астану.

Следующую группу составляют ресурсно обеспеченные и наиболее промышленно  развитые крупные области - Карагандинская и Восточно-Казахстанская. Карагандинская область является угольно-металлургической базой, а Восточно-Казахстанская - базой  цветной металлургии республики. Большой отрыв потенциала этих двух регионов отчасти обусловлен тем, что в состав Карагандинской области недавно вошла Джезказганская, а в состав Восточно-Казахстанской - Семипалатинская.

Далее со значительным, почти  двухкратным, отрывом по доле в общереспубликанском потенциале следует основная группа регионов во главе с Павлодарской областью. Несмотря на небольшую численность населения, эта область занимает монопольное положение в целом ряде производств (более 35% общего объема по Казахстану): угледобыче, выработке электроэнергии, производстве глинозема, ферросплавов и выпуске тракторов. В области достаточно хорошо выстроена инфраструктура, развиты институты рыночной экономики, высокое качество трудовых ресурсов. По данным Института географии РАН, территория Павлодарской области обладает лучшими в Казахстане природно-климатическими условиями для жизни населения.

У близкой по инвестиционному  потенциалу Костанайской области высокий  ресурсно-сырьевой потенциал. Здесь  добывается 100% казахстанских бокситов и 83% железной руды. В Атырауской области сосредоточена большая часть нефтедобычи и производства серы, а в наиболее населенной Южно-Казахстанской области находятся самые крупные мощности по нефтепереработке.

Первую половину рейтинга замыкает Астана. По численности населения она занимает предпоследнее место (на последнем Мангистауская область). Несмотря на это, у столицы высокий инновационный и инфраструктурный потенциал. Доходы населения здесь достаточно высоки, поэтому относительно высок и потребительский потенциал.

У Акмолинской области  неплохой инфраструктурный и инновационный  потенциал, у Алма-Атинской - трудовой, а у Северо-Казахстанской - инфраструктурный, кроме того, она занимает пятое  место в республике по уровню монополизма. В Кызылординской области относительно высок уровень телефонизации. Несмотря на низкий суммарный инвестиционный потенциал, Мангистауская область отличается интенсивным развитием малого бизнеса. В Жамбыльской области добывается весь казахстанский барит, а в Актюбинской - вся хромитовая руда и производится более четверти ферросплавов. В Западно-Казахстанской области добывается более половины газа республики.

По данной таблице  можно сказать, что малые предприятия  открываются в более развитых регионов. Такие как Алма-Ата, Астана, Мангыстауская и Павлодарская области и ряд других. Но эта цифра каждый год меняется, т.к. малый бизнес мобильный.

В первую пятерку лидеров  по всем показателям попадает лишь Алма-Ата. Чаще всего среди лидеров  встречаются Павлодарская и Карагандинская области (по пять "попаданий"). За ними следуют Астана и Восточно-Казахстанская область, которые встречаются в первой пятерке по четыре раза.

Еще один фактор, небезразличный инвестору, - насколько регион уже  освоен конкурентами, насколько он насыщен деньгами. Как уже отмечалось, в унитарном государстве, к которым относится Казахстан, значительную часть инвестиционных рисков берет на себя центральная власть. Она же в значительной степени и определяет региональную инвестиционную политику.

В последние годы региональная инвестиционная политика Казахстана ориентирована на добывающую промышленность, в первую очередь нефтяную. Наибольшая доля инвестиций (в сопоставлении с потенциалом) была вложена в пять регионов. Это так называемые переинвестированные регионы, из которых четыре (Западно-Казахстанская, Атырауская, Актюбинская и Мангистауская области) являются действующими и перспективными регионами нефтегазодобычи. К ним близка еще одна нефтегазодобывающая область - Кызылординская. Концентрируя всего лишь 18% инвестиционного потенциала, эти области за последние два года аккумулировали более 51% всех инвестиций республики. Естественно, что к наиболее инвестируемым регионам относится и продолжающая строиться новая столица.

Информация о работе Инвестиционная политика РК