Инвестиционная политика РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 19:10, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является анализ инвестиционной среды Казахстана, из которой вытекают ряд задач:
1. Значение инвестиций для экономики Казахстана
2. Анализ инвестиционного климата РК
3. Выявление основных форм участия иностранного капитала в РК

Содержание

Введение …………………………………………………………………………………….3
Глава 1 Понятие инвестиций и его роль в экономике страны
1.1. Понятие инвестиций……………………………………………………………….4
1.2 Значение иностранных капиталовложений для РК……………………………...6
Глава 2 Анализ форм участия и показатели иностранного капитала в РК
2.1. Формы участия иностранного капитала в РК…………………………………...11
2.2. Количественные показатели иностранных инвестиций в РК………………….20
Глава 3 Перспективы инвестирования в РК
3.1 Инвестиционный климат РК……………………………………………………..31
3.2 Механизм государственного регулирования инвестиций в РК………………..33
Заключение…………………………………………………………………………………35
Список использованной литературы ………………………………………………….36

Вложенные файлы: 1 файл

36 Инвестиционная политика РК.doc

— 339.50 Кб (Скачать файл)

Напротив, в первую пятерку  регионов, где сосредоточено 57% инвестиционного потенциала (Алма-Ата, Карагандинская, Павлодарская, Восточно-Казахстанская и Костанайская области - все это регионы из числа наиболее привлекательных), за последние два года было вложено менее трети всех инвестиций в экономику Казахстана.

Продолжение такой инвестиционной политики уже в ближайшие годы может привести к серьезным изменениям в территориальной структуре  хозяйства Казахстана и выравниванию межрегиональных диспропорций в  уровне социально-экономического развития. Однако недоинвестирование в "старопромышленные" регионы чревато их постепенным превращением в депрессивные.

К тому же "тиражирование" развития добывающих отраслей по всей территории Казахстана сохраняет его  роль сырьевого придатка высокоразвитых стран, не оставляя достаточных ресурсов для восстановления сельского хозяйства и развития "верхних этажей" промышленности и научно-технического комплекса.

 

3.1. Инвестиционный  климат в РК

 

Республика Казахстан  является страной, в экономике которой  важную роль играет экспорт сырья. Это свидетельствует о неэффективном использовании имеющегося технологического и производственного потенциала. Одной из причин такого положения является повсеместное применение экстенсивных методов управления производством, т.е. чрезмерное привлечение крупных инвестиций. При этом более 60% всего объема инвестиций осуществляется в нефтяную и газовую отрасли. Инвестиции в электроэнергетику, черную металлургию и в пищевую промышленность составляют примерно по 8 процентов, а в базовую для Восточно-Казахстанской области отрасль – цветную металлургию около 6 процентов. Столь не рациональная структура инвестиций в основной капитал объясняется, во-первых, тем, что инвестиции в сырьевые отрасли дают быструю отдачу, а во-вторых, тем, что западные инвесторы не желают превращения казахстанских товаропроизводителей в конкурентов на мировом рынке промышленной продукции. Восточно-Казахстанская область является одним из наиболее перспективных регионов Казахстана с точки зрения привлечения инвестиций. Об этом свидетельствует реализуемые в области крупные проекты реконструкции Усть-Каменогорского свинцово-цинкового комбината, Лениногорского полиметаллического комбината, Зыряновского свинцового комбината. В 1999 году в экономику области было инвестировано 16894 млн. тенге. Источником погашения кредитов является экспортная выручка предприятий области. Учитывая высокую экспортную ценность полезных ископаемых Восточного Казахстана, можно рассчитывать, что в дальнейшем иностранные инвесторы будут проявлять интерес к этому региону.

Привлекательность страны с точки зрения безопасности приложения капитала может быть определена по «Международной классификации кредитного риска в связи с общеэкономической  ситуацией». По данной классификации  Казахстан имеет 38 баллов. Это больше, чем у других стран СНГ. Однако, общеэкономическая ситуация в Республике Казахстан оценивается, как «ниже среднего», а степень кредитного риска – как «повышенная». В большинстве стран мира существует понятие инновационного и инвестиционного климата. Оно отличается сложностью и комплексностью. На макро-уровне это понятие включает такие факторы, как политическая и экономическая ситуация в принимающей стране, а также социальный климат.

Многие проблемы, с  которыми сталкивается Казахстан в  условиях транзитной экономики, такие как обеспечение экономического роста, осуществление структурной перестройки, решение проблемы занятости населения, обеспечение конкурентоспособности продукции на мировом рынке и т.п. могут быть сняты в результате инновационной деятельности. Инновационная деятельность требует привлечения инвестиций. Приток инвестиций обусловливает необходимость создания соответствующей системы государственного регулирования, которая смогла бы объединить научно-технические, производственные, управленческие и финансовые мероприятия. При этом следует решить ряд проблем:

определение направлений  инноваций и инвестиций, на которых  регулирующую роль государства может  быть наиболее эффективной; 

создание институционально-правовой и экономической среды для  развития инновационной деятельности;

развитие научно-технической  инфраструктуры;

создание механизмов финансирования инновационной деятельности, адекватных условиям транзитной экономики  

создание инфраструктуры международного и внутриреспубликанского трансферта технологий на региональном и отраслевом уровнях;

формирование адекватных условиям Казахстана организационным  формам инновационной деятельности;  

использование косвенных  методов государственного регулирования  инновационной деятельности.

Система государственного регулирования инновационной и инвестиционной деятельности включает прямое воздействие на объект управления и косвенные методы, основу которых составляют налоговые льготы. Прямая финансовая помощь направлена обычно на реализацию определенных проектов, а с помощью налоговых льгот создаются благоприятные условия для инновационной и инвестиционной деятельности. Вместе с тем, действующая система налогообложения является серьезным препятствием для роста инвестиционной активности. Предприятие, чтобы не платить налоги по высоким ставкам, не позволяющим осуществлять расширенное воспроизводство, скрывает свои доходы, показывает убытки. В результате они теряют инвестиционную привлекательность. Опыт промышленно развитых стран свидетельствует о том, что система косвенной поддержки позволяет стимулировать научно-исследовательскую деятельность предприятий, разрабатывающих и внедряющих инновационные проекты, а также частные инвестиции в корпоративные ценные бумаги. Стабильность законов и их непротиворечивость друг другу является одним из основных показателей стабильности экономической среды и, как следствие, создает благоприятные условия для роста инновационной и инвестиционной активности хозяйствующих субъектов. Необходимо завершить формирование пакета законов и подзаконных актов, регулирующих инновационную и инвестиционную деятельность, а также привести существующие законы друг с другом. Интеграция инновационной и инвестиционной деятельности будет успешной при использовании возможности страховых и лизинговых кампаний, инвестиционных и пенсионных фондов, инструмента рынка ценных бумаг, денежных вкладов населения и средств предприятия. Для повышения эффективности инновационной деятельности необходимо осуществлять стратегическое управление ею на всех уровнях управления экономики.

       В то же время инвестиционный климат в Казахстане еще нуждается в улучшении. Требуются определенные усилия для того, чтобы устранить причины, препятствующие привлечению иностранных инвестиций.

Правовая нестабильность занимает далеко не последнее место  в списке причин, препятствующих привлечению иностранных инвестиций. Любой инвестор, прежде чем прийти на рынок какой-либо страны, в первую очередь изучит ее законодательство, в котором должны быть четко и ясно изложены его права и обязанности, гарантии, способы защиты его интересов.

 

3.2 Механизм  государственного регулирования  инвестиционной деятельности в  РК

 

В Казахстане вопросам инвестиционной политики уделяется значительное внимание со времени обретения Республикой  государственного суверенитета.

По данным журнала "Business central Europe" (2001) за период 1990-2000 годы объем иностранных инвестиций в Республику Казахстан превысил 8 млр. 700 млн. долларов США. /12/

Последние годы в Казахстане достигнута микроэкономическая и политическая стабильность, что значительно улучшило инвестиционный климат в Казахстане. Это обстоятельство было как положительный фактор, способствующий перемещению активности ЕБРР из Центральной Европы в Центральную Азию и Россию, отмечено президентом Европейского банка реконструкции и развития в ходе его встречи с Президентом РК, имевшей место 13 июня 2001 года.

Республикой Казахстан  заключен ряд двусторонних соглашений и договоров о взаимной поддержке  и защите инвестиций с такими государствами  как: Азербайджан, Великобритания и  Северная Ирландия, Венгрия, Болгария, Грузия, Германия, Египет, Израиль, Иран, Индия, Испания, Италия, Кыргызстан, Китай, Кувейт, Корея, Малайзия, Монголия, Польша, Российская федерация, Румыния, Финляндия, Франция, Чешская республика, Узбекистан, Украина, Турция, Швейцария, а также Бельгийско-Люксембургским союзом.

В Казахстане существует разветвленная и взаимосвязанная  система законодательства, которая  позволяет достаточно эффективно регулировать отношения, связанные с деятельностью  иностранных юридических лиц  и граждан на территории Республики Казахстан: Законы "О валютном регулировании" (24.12.1996 г.), "О лицензировании" (17.04.1995 г.), "О земле" (24.01.2001 г.), "О нефти" (28.06.1995 г.), "О недрах и недропользовании" (27.01.1996 г.), постановление Правительства РК "О порядке экспорта и импорта товаров (работ и услуг) в РК" (30.06.1997 г.) и др.

Из объемного блока  законов следует выделить нормативные  правовые акты, регулирующие отношения  непосредственно в сфере иностранных  инвестиций: Закон "Об иностранных  инвестициях" от 27.02. 1994 года; Закон "О государственной поддержке прямых инвестиций" от 28.02. 1997 года; Закон "Об инвестиционных фондах" от 06.03.1997 года; Указ Президента РК "Об утверждении Перечня приоритетных секторов экономики Республики Казахстан для привлечения прямых отечественных и иностранных инвестиций" от 05.04.1997 года; Указ Президента РК "Об образовании Совета иностранных инвесторов при Президенте Республики Казахстан" от 30.06.1998 года; Указ Президента РК "Об утверждении Правил предоставления льгот и преференций при заключении контрактов с инвесторами, осуществляющими инвестиционную деятельность в приоритетных секторах экономики" от 06.03.2000 года.

Законом "О государственной  поддержке прямых инвестиций" предусмотрено  создание специального государственного органа, который уполномочен заниматься привлечением инвестиций в приоритетные отрасли экономики путем предоставления льгот и преференций инвесторам. Впервые такой орган создан в 1992 - Национальное агентство по иностранным инвестициям. В 1996 года оно было преобразовано в Государственный комитет Республики Казахстан по инвестициям, с 2001 года действует Агентство по инвестициям при Министерстве иностранных дел Республики Казахстан.

Агентство является единственным государственным органом, уполномоченным осуществлять государственную поддержку прямых инвестиций в Республике Казахстан.

Основными функциями  Агентства являются:

организация работы по привлечению  в Казахстан прямых инвестиций;

 координация деятельности  государственных органов по реализации инвестиционных проектов, осуществляемых утвержденными инвесторами;

обеспечение получения  всех согласительных и разрешительных документов, лицензий, виз и других документов, предоставляющих права  и полномочия, необходимые для  реализации каждого инвестиционного проекта;

оказание содействия утвержденным инвесторам в поиске квалифицированных  работников, товаров и услуг в  Казахстане;

осуществление контроля за реализацией инвестиционных проектов, включая контроль за исполнением  утвержденными инвесторами взятых на себя обязательств.

Основные вопросы правового  положения иностранных инвестиций регулируются Законом РК "Об иностранных  инвестициях.

В соответствии с Законом  иностранные инвестиции могут вкладываться в любые объекты и виды деятельности, не запрещенные для таких инвестиций законодательными актами Республики Казахстан.

Отношения, связанные  с предоставлением займов, кредитов, целевых банковских и финансовых вкладов, осуществлением портфельных  инвестиций, а также связанные  с инвестициями национальных инвесторов за рубежом, регулируются специальным законодательством.

К осуществлению иностранных  инвестиций в специальных экономических  зонах применяются нормы Закона "Об иностранных инвестициях", если иное не предусмотрено Указом Президента РК от 26.01.1996 года "О специальных экономических зонах".

Любые формы иностранных  инвестиций и связанная с ними деятельность, не запрещенная действующим  законодательством Республики Казахстан, осуществляется на условиях не менее  благоприятных, чем те, которые предоставляются в подобной ситуации инвестициям физических или юридических лиц Республики Казахстан, либо любых иных иностранных физических и юридических лиц.

 

Заключение

 

В настоящее время  в Казахстане сложились неблагоприятные  условия для иностранных инвестиций. Это обусловлено плохим инвестиционным климатом в целом, нестабильной политической ситуацией, продолжающимся экономическим спадом, плохо развитой инфраструктурой (финансовой, транспортной, сервисной, в области связи). Высокие налоги, правовая незащищенность и нерешённость многих вопросов собственности не способствуют инвестициям вообще, а иностранным в особенности.

Одна из главных причин низкой активности иностранных инвесторов - не способствующая иностранным инвестициям  политика государства, отсутствие для  них режима наибольшего благоприятствования, который создан во многих развивающихся странах и дает высокий эффект. Иностранных инвесторов отпугивает непоследовательность экономической политики государства, постоянное изменение “правил игры”.

В качестве главных условий привлечения иностранного капитала можно указать следующие:

    • создание стабильной и развитой нормативно-правовой базы для деятельности инвесторов на территории Казахстана;
    • стабильности налоговой системы;
    • укрепление институтов собственности;
    • формирование системы страхования и залоговых форм для иностранных инвестиций;
    • создание информационных и консультативных систем, обеспечивающих принятие инвестиционных решений;
    • развитие инвестиционного сотрудничества с международными банками и финансовыми организациями.
    • Казахстану необходимо создать на первых порах привлечения иностранных инвестиций особо льготные для них условия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Балабанов И.Т. Банки и банковское дело. – Питер, 2000г.
  2. Бекболатулы Ж.К. Коммерческие банки Казахстана: проблемы и приоритеты // Экономика Казахстана, 2007г., № 9-10.
  3. Дробозина Л.Т. Деньги, Кредит, Банки. - М., Инфра-М., 2007г.
  4. Жукова Е. Ф. Банки и банковские операции. – М.: Банки и биржи – Юнити, 2007г.
  5. Калиева Г.Т. Коммерческие банки в Казахстане и проблемы обеспечения их устойчивости:   Алматы: 2009г.
  6. Колесников В. И. Банковское дело. -  М: Финансы и статистика, 2000г.
  7. Лаврушин О.Н. Банковское дело. - М: Финансы и статистика, 2000г.
  8. Маркова О. М., Сахаров В. И. Коммерческие банки и их операции. – М., Банки и биржи – Юнити, 2005г.
  9. Миркин Я. М. Банковские операции. – М., Инфра-М., 20066г.
  10. Поляков В. П., Москвина Л. А. Основы денежного обращения и кредита. – М., Инфра-М, 2005г.
  11. Сейткасимов Г.С. Банковское дело. – Алматы: Каржы-Каражат, 2008г.
  12. Сейткасимов Г.С. Деньги, Кредит, Банки. - Алматы: Экономика, 2009г.

Информация о работе Инвестиционная политика РК