Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2014 в 10:41, курсовая работа
Зарубежные инвестиции играют большую роль в экономическом разви-тии любого государства независимо от уровня его экономического развития — будь то промышленно развитая или наименее развитая страна. Важность прямых иностранных инвестиций (ПИИ) значительно возросла в 80—90-е гг., когда инвестиции стали рассматриваться в качестве одного из основных средств интеграции национальной экономики в мировое хозяйство на основе переноса производственных мощностей, перевода капитала, передачи технологии, управленческого опыта и навыков, инноваций в принимающую страну, нередко в более крупную экономику (чтобы достичь т.н. «эффекта масштаба»).
Введе-ние…………………………………………………………………………...…3
1 Инвестиционная политика и ее инструменты…………………..…….…...4
2 Опыт привлечения инвестиций зарубежных стран………….…………....9
3 Инвестиционная политика в Республике Беларусь в современных
условиях……………………………………………………………….…………..15
Заключение……………………………………………………………….….…..…22
Список использованных источников………………………………………….…..25
РЕФЕРАТ
Курсовая работа: 26 с., 3 рис., 24 источника.
Инвестиционная политика, ФУКНКЦИИ ГОСУДАРСТВА; ИНСТРУМЕНТЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ, ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ; РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ
Объект исследования – инвестиционная политика.
Предмет исследования – особенности осуществления инвестиционной политики в Республике Беларусь.
Цель работы: изучить инструменты и особенности инвестиционной политики Республики Беларусь и дать рекомендации по ее совершенствованию.
Методы исследования: анализ и синтез, обобщение, сравнительный анализ.
Исследования и разработки: на основе обобщения теоретических подходов к исследованию понятия инвестиций и инвестиционной политики выделены основные инструменты государственной политики регулирования иностранных инвестиций, изучен опыт привлечения инвестиций в зарубежных странах (на примере Китая, Индии, Польши, Словакии); дана характеристика инвестиционной политики в Республике Беларусь и анализ ее результатов за 2010 год, предложены рекомендации по совершенствованию проводимой инвестиционной политики в нашей стране.
Элементы научной новизны: рассчитана доля прямых иностранных инвестиций, поступающих в Республику Беларусь, в общемировом объеме привлекаемых прямых иностранных инвестиций.
Область возможного практического применения: результаты полученные в курсовой работе могут быть использованы при изучении курса «макроэкономика».
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
условиях…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников………………………………………….…..
ВВЕДЕНИЕ
Зарубежные инвестиции играют большую роль в экономическом развитии любого государства независимо от уровня его экономического развития — будь то промышленно развитая или наименее развитая страна. Важность прямых иностранных инвестиций (ПИИ) значительно возросла в 80—90-е гг., когда инвестиции стали рассматриваться в качестве одного из основных средств интеграции национальной экономики в мировое хозяйство на основе переноса производственных мощностей, перевода капитала, передачи технологии, управленческого опыта и навыков, инноваций в принимающую страну, нередко в более крупную экономику (чтобы достичь т.н. «эффекта масштаба»).
Иностранные инвестиции содействуют экономическому росту принимающей экономики на основе более эффективного использования национальных ресурсов.
Поступление прямых иностранных инвестиций – важнейший фактор активизации экономического реформирования в Республике Беларусь и формирования высокоэффективной рыночной экономики современного типа. Данный факт подтверждает актуальность темы курсовой работы.
Цель курсовой работы: изучить инструменты и особенности инвестиционной политики Республики Беларусь и дать рекомендации по ее совершенствованию.
Объект исследования – инвестиционная политика.
Предмет исследования – особенности осуществления инвестиционной политики в Республике Беларусь.
Задачи курсовой работы:
-дать определение понятиям «
-изучить инструменты государственной политики регулирования иностранных инвестиций;
-рассмотреть опыт привлечения инвестиций в зарубежных странах (на примере Китая, Индии, Польши, Словакии);
-охарактеризовать инвестиционн
-проанализировать результаты
-разработать рекомендации по
совершенствованию проводимой
При написании работы были использованы научные статьи и учебная литература, нормативно-правовые акты Республики Беларусь, Интернет-ресурсы.
Методы исследования: анализ и синтез, обобщение, сравнительный анализ.
инструменты
Под инвестициями понимают долгосрочные вложения материальных и финансовых средств в тот или иной вид деятельности (производства, бизнеса), движимое и недвижимое имущество, денежный оборот, интеллектуальные и иные ценности с целью получения преимуществ (выгод, прибыли) в будущем [5, с. 187].
Процесс инвестирования в конечном итоге связан с общественным производством, с превращением доходов (денег) в капитал, в самовозрастающую стоимость. При этом инвестиционные ресурсы общества совершают круговое движение: из денежной формы они превращаются в товарную, из товарной — в производительную, из производительной снова в товарную, и, наконец, в денежную. Вложения денежных ресурсов в создание и воспроизводство основных фондов осуществляются в форме капитальных вложений. В процессе развития экономики капитальные вложения обеспечивают возможность обновления и качественного совершенствования основных средств, ресурсы для улучшения структуры производства. В механизме управления экономикой инвестиции выполняют чрезвычайно важную функцию регулятора темпов развития (множителя, мультипликатора). Множительный эффект может быть положительным, когда объемы инвестиций растут и эффективность их использования улучшается, или же отрицательным, когда их объемы и качественные параметры уменьшаются.
Инвестиционная политика представляет собой многогранную деятельность государства, направленную на формирование благоприятного инвестиционного климата, стимулирование инвестиционной активности и повышение эффективности использования инвестиций в стране [5, c. 188].
Инвестиционная политика государства имеет сложную многоплановую структуру, ее содержание принято подразделять по следующим основаниям:
1) по характеру проблем и
2) по направлениям деятельности государства (прогнозирование, программирование, нормотворческая деятельность, государственные заказы и закупки инвестиционных товаров, финансовое и кадровое обеспечение инвестиционного комплекса и т.д.);
3) по источнику и характеру властных полномочий (федеральная, региональная, местная);
4) по секторам, сферам и отраслям экономики (политика в государственном и частном секторах, в материальном производстве и непроизводственной сфере, в промышленности, в сельском хозяйстве и иных отраслях);
5) по методам регулирования (прямые и косвенные, административные и рыночные);
6) по инструментам воздействия (нормативные, бюджетные, внебюджетные).
Осуществляя регулирование инвестиционной деятельности, государство выполняет ряд следующих функций:
1) установочную (целеполагающую);
2) мобилизующую;
3) стимулирующую;
4) контролирующую [5, c. 189].
Установочная функция государства заключается в определении стратегических целей и приоритетов, в постановке задач инвестиционной политики на предстоящий период. Формирование структуры целей и приоритетов предполагает анализ результатов, выявление наиболее острых социально-экономических и политических проблем, определение наиболее активных мероприятий государства по их решению.
Мобилизующая функция государства заключается в поисках источников инвестиционных ресурсов, в определении путей их привлечения для решения поставленных задач. Осуществление этой функции связано с регулированием движения инвестиционных ресурсов, их распределением и перераспределением между структурными подразделениями национального хозяйства. Основными инструментами осуществления этой функции является монетарная политика, налоговое обложение, политика в области амортизационных отчислений, бюджетная политика, регулирование внебюджетных фондов.
Стимулирующая функция государства нацелена на безусловное и ускоренное решение ключевых приоритетных задач инвестиционной политики. Эта функция реализуется через посредство налоговых и финансовых льгот (субсидий, субвенций, дотаций), создание оффшорных зон, кредитную и дисконтную (процентную) политику, иные инструменты.
Контрольная функция предполагает контроль со стороны государства за соблюдением хозяйствующими субъектами установленных государством экономических и правовых норм в процессе их хозяйственной деятельности. Государственный контроль осуществляется через соответствующие контрольные органы и органы управления различного уровня.
В содержании современной инвестиционной политики следует выделить два вида мероприятий и соответственно две формы деятельности: стратегию и тактику.
Стратегия — долговременный курс государства, направленный на комплексное решение крупномасштабных народнохозяйственных (макроэкономических) задач. К элементам стратегии относят:
1) постановку долговременных
2) определение основных
3) обоснование направлений и способов использования инвестиций (направлений достижения целей).
Понятие "тактика" выражает совокупность приемов (методов), инструментов, форм управленческой деятельности, с помощью которых субъекты управления решают стратегические задачи. Тактика отличается от стратегии тремя признаками:
1) она предусматривает решение оперативных целей и задач в краткосрочном периоде;
2) ориентируется на поиск
3) использует оперативные средства (инструменты) и формы воздействия на поведение инвесторов.
В общем итоге экономическая тактика государства в области регулирования инвестиций является продолжением и дополнением стратегии, ее логическим завершением.
Государственная политика регулирования иностранных инвестиций проводится в отношении зарубежной собственности, в налоговой и таможенно-тарифной сферах, в валютной и ценовой областях и т.д. На практике она реализуется с помощью разного рода инструментов. Одной из общепринятых классификаций мер и инструментов негосударственной политики является классификация, разработанная ОЭСР, включающая в себя пять групп. Наиболее динамичными считаются инструменты торговой политики благодаря либерализации в рамках многосторонних торговых переговоров в ГАТТ/ВТО. Именно эти меры наиболее значительно влияют на объем и направления капиталопотоков.
I группа – Инструменты торговой политики:
-таможенно-тарифные и количественные ограничения;
-отраслевые ограничения импорта, в т.ч. «добровольные» ограничения экспорта;
-технические барьеры — национальные стандарты, правила безопасности, здравоохранения и др. Перечисленные выше инструменты стимулируют инвестиции, ориентированные на замещение рыночных потребностей (импортозамещающие отрасли), но ограничивают все остальные инвестиции.
-заключение региональных экономических соглашений о формировании зон свободной торговли, таможенных союзов, общих рынков. Содействует росту взаимных инвестиций стран — участниц группировки, стимулирует ТНК к развитию регионального интегрированного производства;
-введение правил о происхождении товаров - ведет к росту инвестиций в производство промежуточной продукции;
-создание экспортно-производственных зон - стимулирует рост инвестиционных вложений в экспортно-ориентированные отрасли и трудоемкие отрасли.
-финансирование экспорта - стимулирует прямые инвестиции, ориентированные на использование местных трудовых ресурсов, но может негативно сказаться на экспортно-ориентированных инвестициях в тех случаях, когда субсидии являются заменой девальвации национальной валюты или существует опасность применения ответных мер.
-введение экспортного контроля - содействует росту ПИИ в экспортозамещающие отрасли.
-заключение соглашений о совместном производстве и компенсационной торговле - влияет на динамику и направления распределения инвестиций в зависимости от характера и содержания соглашений [12, c. 15].
II группа – инструменты стимулирования ПИИ:
-налоговые льготы;
-льготы в таможенно-тарифной области;
-субсидирование инвестиций - стимулируют прямое инвестирование в отрасли, желательные для национальных интересов.
-полная отмена ограничений на выход на местный рынок производителей услуг - стимулирует инвестиции в сферу услуг, а значит, все виды инвестиций.
-финансовая помощь иностранным инвесторам, в частности, для развития инфраструктуры, подготовки кадров - стимулирует все инвестиции и может быть использована для расширения их объема.
Ш группа –ограничительные меры в отношении иностранных инвестиций:
-установление процентных ограничений зарубежной собственности в уставном капитале местных компаний;
-действие лицензионно-разрешительного порядка допуска ПИИ;
-ограничения на перевод капитала и прибыли за рубеж - ограничивают финансовые переводы за границу;
-ограничения объема производства;
-производственные требования - заменяют импорт;
Информация о работе Инвестиционная политика в Республике Беларусь в современных условиях