Инвестиционная политика в Республике Беларусь в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2014 в 10:41, курсовая работа

Краткое описание

Зарубежные инвестиции играют большую роль в экономическом разви-тии любого государства независимо от уровня его экономического развития — будь то промышленно развитая или наименее развитая страна. Важность прямых иностранных инвестиций (ПИИ) значительно возросла в 80—90-е гг., когда инвестиции стали рассматриваться в качестве одного из основных средств интеграции национальной экономики в мировое хозяйство на основе переноса производственных мощностей, перевода капитала, передачи технологии, управленческого опыта и навыков, инноваций в принимающую страну, нередко в более крупную экономику (чтобы достичь т.н. «эффекта масштаба»).

Содержание

Введе-ние…………………………………………………………………………...…3
1 Инвестиционная политика и ее инструменты…………………..…….…...4
2 Опыт привлечения инвестиций зарубежных стран………….…………....9
3 Инвестиционная политика в Республике Беларусь в современных
условиях……………………………………………………………….…………..15
Заключение……………………………………………………………….….…..…22
Список использованных источников………………………………………….…..25

Вложенные файлы: 1 файл

Investitsionnaya_politika крис.doc

— 322.00 Кб (Скачать файл)

Поэтому рост инфляции, выливающийся в снижение покупательской способности, небольшой прогресс в осуществлении программы приватизации, превалирование государственного сектора, жесткий контроль над ценами, большая налоговая нагрузка и запутанная система налогообложения, бюрократия, коррупция (несмотря на серьезные усилия, предпринимаемые правительством, согласно данным Transparency International уровень коррупции в Беларуси остается еще достаточно высоким) являются препятствиями для существенного роста притока ПИИ в страну. Для улучшения инвестиционного климата правительству следует гарантировать сохранения стабильности макроэкономического климата, ускорить процесс приватизации, улучшать условия для ведения бизнеса и повысить их предсказуемость, предпринимать меры по борьбе с коррупцией и бюрократией.

Принимая во внимание, что главная задача ПИИ состоит в служении долгосрочным целям развития и повышении конкурентоспособности необходимо обеспечить четкую связь между политикой привлечения иностранных инвестиций и промышленной политикой. Поэтому льготы в отношении ПИИ должны разрабатываться и предоставляться правительством исходя из планов относительного того, какой промышленный пейзаж страна хотела бы иметь в будущем, поскольку для каждой из отраслей существует свой набор специфических факторов, определяющих ее привлекательность для инвесторов. Например, согласно опросу компаний, проведенному Эрнст энд Янг (Ernst&Young) о привлекательности инвестирования, иностранные фирмы, ориентированные на высокотехнологичные отрасли и оказание бизнес услуг очень чувствительны к таким факторам, как наличие хорошей телекоммуникационной инфраструктуры (очень важно для 61,5% опрошенных компаний) и уроню квалификации рабочей силы (очень важно для 53% из них). Компании, ориентированные на промышленное производство, очень чувствительны к экономической эффективности (издержки на рабочую силу очень важны для 50% опрошенных фирм), налоговой нагрузке, вопросам, связанным с регулированием и относящимся к области права. Поэтому льготы для инвесторов должны предоставляться целенаправленно в зависимости от мотивов инвестиций и перспектив развития того или иного сектора, а развитее инфраструктуры (физической и промышленной), стимулирование развития кластеров, инвестиции в человеческий капитал могу серьезно способствовать притоку ПИИ в сектора с высокой долей добавленной стоимости.

Помимо этого ряд рекомендаций можно сделать исходя из имеющегося опыта стран, преуспевших в привлечении ПИИ:

−создание специальной службы поддержки инвесторов, уже пришедших в страну (aftercare services), которая бы помогала им решать проблемы, возникающие в ходе реализации их проектов (налогообложение, регулирование на рынке труда и т.д.) и оказывала помощь в решении спорных вопросов, возникающих в результате взаимодействия с государственными органами, могло бы повысить привлекательность страны для ПИИ;

−такие стимулы для инвесторов как предоставление государством грантов (на найм рабочей силы, НИОКР, обучение и т.д.) могли бы способствовать притоку в страну инвестиций с чистого листа, особенно в регионы (области и отдельные районы Беларуси);

−поскольку ПИИ очень чувствительны к налоговой нагрузке, следует рассмотреть возможность снижения налога на прибыль, а также повысить дружественность налоговой службы;

−принимая во внимание, что Беларусь относительно небольшое государство, следует тщательно рассмотреть целесообразность существования шести свободных экономических зон («Брест», «Гомель-Ратон», «Минск», «Витебск», «Могилев», «Гродноинвест»). Во-первых, такого рода зоны могут создавать эффекты подобные китайскому «раундтриппингу», когда внутренние инвестиции направляются за границу, а затем возвращаются назад в виде иностранных, для получения льгот предусмотренных режимом СЭЗ. Во-вторых, политика создания СЭЗ должна быть четко связана с промышленной политикой и ее приоритетами. Третье, создание более привлекательных условий для экономической деятельности должно быть руководящим принципом экономической политики в целом, и предоставление преференциальных условий только для резидентов СЭЗ не достаточно для достижения успеха в привлечении в страну ПИИ.

 

заключение

 

  1. Под инвестициями понимают долгосрочные вложения материальных и финансовых средств в тот или иной вид деятельности (производства, бизнеса), движимое и недвижимое имущество, денежный оборот, интеллектуальные и иные ценности с целью получения преимуществ (выгод, прибыли) в будущем. Инвестиционная политика  представляет собой многогранную деятельность государства, направленную на формирование благоприятного инвестиционного климата, стимулирование инвестиционной активности и повышение эффективности использования инвестиций в стране.
  2. Осуществляя регулирование инвестиционной деятельности, государство выполняет ряд следующих функций:  установочную (целеполагающую);  мобилизующую; стимулирующую; контролирующую.
  3. Инструменты инвестиционной политики можно разделить на следующие группы:

1) инструменты  торговой политики (таможенно-тарифные и количественные ограничения; отраслевые ограничения импорта, в т.ч. «добровольные» ограничения экспорта; технические барьеры; создание экспортно-производственных зон и т.д.);

2) инструменты стимулирования ПИИ (налоговые льготы; льготы в таможенно-тарифной области; субсидирование инвестиций; полная отмена ограничений на выход на местный рынок производителей услуг);

3) ограничительные меры в отношении иностранных инвестиций (установление процентных ограничений зарубежной собственности в уставном капитале местных компаний; действие лицензионно-разрешительного порядка допуска ПИИ; ограничения на перевод капитала и прибыли за рубеж - ограничивают финансовые переводы за границу; ограничения объема производства и т.д.);

4) меры в отношении компаний, осуществляющих ограничительную деловую практику: меры в отношении раздела рынков; меры в отношении отказа от дилерских связей; меры в отношении установления трансфертных цен -  ведут к низким ценам на экспорт; меры по «связанной торговле» и т.д.);

5) ограничительные и стимулирующие меры, принимаемые странами базирования странами – экспортерами капитала (меры по ограничению экспорта зарубежных филиалов на территорию страны базирования головной компании ТНК; налоговые льготы в отношении перевода доходов и прибыли от ПИИ в страну базирования и др.).

  1. Опыт привлечения ПИИ в зарубежных странах показывает, что, например, основным побудительным мотивом инвестирования в китайскую экономику является низкая стоимость факторов производства, особенно рабочей силы, что привлекает ищущие ресурсы инвестиции, а также растущий спрос на китайском рынке, притягивающий ищущие рынки ПИИ. Не менее важным фактором является возможность участия иностранных инвесторов в процессе приватизации государственных предприятий. В соответствии с исследованиями, недавно проведенными офисом Всемирного Банка в Пекине, для повышения привлекательности инвестиционного климата Китаю необходимо упростить процедуры утверждения инвестиционных проектов; повысить эффективность деятельности государственных органов путем устранения дублирования ряда функций и процедур; провести реформу рынка ценных бумаг и реформирование судебной системы.

Одна из наиболее важных преференций, предоставляемых для ПИИ в Индии, относится к сфере налогообложения и ставок налогов, поскольку данные ставки в стране являются достаточно высокими. Налог на прибыль для внутренних производителей составляет 35% и еще 2,5% взимается в виде дополнительных налогов. Иностранные компании уплачивают 40% основного налога и 2,5% дополнительного. Преференции включают налоговые каникулы или льготы по налогу на прибыль, разрешение осуществлять ускоренную амортизацию, налоговые льготы при осуществлении определенного рода расходов (в т.ч., на НИОКР). Польша, последовательно улучшая инвестиционный климат, например, сокращая налоговую нагрузку (в частности отчисления по страхованию на случай нетрудоспособности), упрощая законодательств в области валютного регулирования, совершенствуя закон о банкротстве, упрощая регулирование в ряде секторов (в частности телекоммуникации) и т.д., превратилась в своего рода магнит в Европе для прямых иностранных инвестиций.В Словакии ПИИ играют важную роль в модернизации и преобразовании экономики. Создавая рыночную среду и либерализируя инвестиционный климат, страна сократила разрыв, имеющийся с соседними странами в области привлечения иностранного капитала, и стала для него одним из наиболее привлекательных мест.

  1. Общие правовые условия осуществления инвестиционной деятельности в Республике Беларусь определяет Инвестиционный кодекс от 22 июня 2001 г. № 37-З. Он направлен на стимулирование и государственную поддержку инвестиционной деятельности, а также на защиту прав инвесторов на территории Республики Беларусь. За 2010 год в экономику нашей республики поступило более 5 млрд. долларов США прямых иностранных инвестиций, что на 15 % больше, чем в за 2009 год. Валовой приток зарубежного капитала составил порядка 9,0 млрд. долларов США. Препятствиями для существенного роста притока ПИИ в Республику Беларусь являются рост инфляции, выливающийся в снижение покупательской способности, небольшой прогресс в осуществлении программы приватизации, превалирование государственного сектора, жесткий контроль над ценами, большая налоговая нагрузка и запутанная система налогообложения, бюрократия, коррупция. Для улучшения инвестиционного климата правительству следует гарантировать сохранения стабильности макроэкономического климата, ускорить процесс приватизации, улучшать условия для ведения бизнеса и повысить их предсказуемость, предпринимать меры по борьбе с коррупцией и бюрократией.

 

Список использованных источников

 

  1. Бабашкина, А.М.Государственное регулирование национальной экономики: учебное пособие для студентов вузов, обуч. по экон. спец. и напр. / Бабашкина Александра Михайловна. - Москва: Финансы и статистика, 2007. - 477 с.
  2. Бабина А. Система привлечения прямых иностранных инвестиций в Республику Беларусь и международная практика // http://pravo.kulichki.com/dop/plan/plan0288.htm
  3. Балашевич, М. И.Прямые иностранные инвестиции как индикатор инвестиционной привлекательности Республики Беларусь. / М. И. Балашевич, В. А. Мироненко, Мироненко В. А.. // Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь. - 2008. - N 3. - С. 4-13.
  4. Бочаров, В.В.Инвестиции: учебник для вузов / Бочаров Владимир Владимирович. - 2-е изд. - Санкт-Петербург [и др.]: Питер, 2008. - 380 с.
  5. Государственное регулирование экономики. Учебное пособие / Под общей редакцией зав. кафедрой экономической теории ВВАГС, доктора экономических наук, профессора Г.Н. Власова и кандидата экономических наук, доцента А.М. Желтова. - Нижний Новгород, 1998. – 321 с.
  6. Инвестиции: системный анализ и управление / К. В. Балдин [и др.] ; [К.В. Балдин и др.] ; под ред. К.В. Балдина. - 2-е изд. - Москва : Дашков и К, 2007. - 286 с.
  7. Инвестиции и инвестиционное проектирование в странах с трансформирующейся экономикой / [С.А. Пелих и др.]; под науч. ред. С.А. Пелиха. - Минск : Право и экономика, 2008. - 677 с.
  8. Инвестиционный климат Республики Беларусь // http://www.embassybel.ru/trade-relations/investment-policy/
  9. Инвестиционный кодекс Республики Беларусь: текст Кодекса по сост. на 15 января 2011 г. : [принят Палатой представителей 30 мая 2001 года: одобрен Советом Республики 8 июня 2001 года]
  10. Катибникова С.И. Инвестиционная политика Республики Беларусь в переходной экономике / С. И. Катибникова. - Минск: Право и экономика, 2005. - 223 с
  11. Корзун,  М.Инвестиции в Беларуси. Реальность и перспективы. / Маргарита Корзун. // Финансовый директор. - 2008. - N 4.- С. 60-62.
  12. Костюнина Г.М., Ливенцев Н.Н. Международная практика регулирования иностранных инвестиций. Учебное пособие — М.: Анкил. 2001. 128 с.
  13. Махмудов, И.Инвестиции в конкурентноспособность. / Игорь Махмудов. // Пищевая промышленность. - 2007. - N 4. - С. 55.
  14. Микулич, И.М.Инвестиционная политика: практикум / Микулич Инеса Мечиславовна, Л. В. Чибисова; под ред. Р.П. Валевич. - Минск: БГЭУ, 2007. - 120 с.
  15. Найденков, В.И.Инвестиции: учебное пособие / В. И. Найденков. - Москва: РИОР, 2008. - 159 с.
  16. Национальная экономика Беларуси: учебник для студ. экон. спец. вузов / В. Н. Шимов, Я. М. Александрович, Богданович А.В. и др.; [В.Н. Шимов и др.]; под ред. В.Н. Шимова. - 2-е изд., перераб. и доп. - Минск: БГЭУ, 2006. - 751 с.
  17. Новое качество экономического роста: инновации, инвестиции, конкурентоспособность: сборник материалов Междунар. науч.-практ. конф. 25-26 окт. 2007 г., г. Минск / Ин-т экономики НАН Беларуси, НИЭИ М-ва экономики РБ, БГЭУ; [науч.-ред. совет: Мясникович М.В., Никитенко П.Г., Шимов В.Н. и др.]. - Минск: Право и экономика, 2007. – 768
  18. Панкевич, С. П.Иностранные инвестиции в реальный сектор экономики Республики Беларусь в 2007 г. / С. П. Панкевич. // Планово-экономический отдел. - 2008. - N 3 (57). - С. 11-20.
  19. Петрушкевич, Е.Н. Международная инвестиционная деятельность : курс лекций / Е. Н. Петрушкевич. - Минск: БГЭУ, 2006. - 185 с
  20. Поплыко, В.И. Инвестиционная политика Республики Беларусь: учебно-методическое пособие / В. И. Поплыко. - Минск: БГЭУ, 2007. - 126 с
  21. Результаты инвестиционной политики // http://www.economy.gov.by/ru/invpolicy/invest-klimat/pezultat
  22. Точицкая И. Политика привлечения прямых иностранных инвестиций: обзор международного опыта и рекомендации для Беларуси // Исследовательский центр ИПМ, Немецкая экономическая группа в Беларуси. – Минск, октябрь 2009. – 21 с.
  23. Условия инвестирования в Республике Беларусь// http://www.economy.gov.by/ru/invpolicy/invest-klimat/mery
  24. Черныш, Л.П. Экономическая политика : учебно-методический комплекс / Л. П. Черныш ; Бел. гос. ун-т, Гос. ин-т управления и соц. технологий, Каф. экономики и управления бизнесом. - Минск : ГИУСТ БГУ, 2006. - 367 с.

 

 

 


Информация о работе Инвестиционная политика в Республике Беларусь в современных условиях