Инвестиционная привлекательность в промышленной отрасли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 12:57, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания данной курсовой работы является оценка привлекательности инвестиций в промышленность.
Для достижения поставленной цели в данной курсовой работе необходимо поставить следующие задачи:
1. Изучить роль и место инвестиций в системе рыночных отношений;
2. Дать оценку привлекательности инвестиций в промышленность;
3. Указать направления совершенствования привлекательности инвестиций в промышленность.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1. Роль и место инвестиций в системе рыночных отношений 5

1.1 Определение понятия инвестиций 5
1.2 Классификация инвестиций 7

2. Оценка привлекательности инвестиций в промышленность 9

2.1 Факторы привлекательности инвестиций 9
2.2 Оценка внешних и внутренних инвестиций 11

3. Направления совершенствования привлекательности инвестиций в промышленность 19

3.1 О роли инвестиций в промышленность 19
3.2 Инвестиции в промышленность – возможности и препятствия 21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28

Вложенные файлы: 1 файл

инветиции Марк Камал.docx

— 57.86 Кб (Скачать файл)

Следует отметить, что факторы предложения  и спроса, влияющие на экономический  рост, взаимосвязаны. Например, безработица  обычно замедляет темпы накопления капитала, а также рост расходов на исследования. И наоборот, низкие темпы внедрения нововведений и  капиталовложений могут стать главной  причиной безработицы.

Из выше сказанного следует, что  в России вполне реален и возможен долгосрочный экономический рост.

По нашему мнению в настоящий  момент необходимо сосредоточиться  на решении следующих задач:

– ускоренном обновлении основных фондов предприятий;

– увеличении доли готовой продукции в общей структуре экспорта РФ;

– путей сокращении оттока валютных средств из страны;

– сокращении внутреннего долга (данная проблема является одной из основных задач, которую мы пока не будем затрагивать, но которая, с нашей точки зрения, имеет определенное решение).

Решая данные проблемы, государство  автоматически решает и другие не менее важные задачи: увеличение ВВП  на душу населения, снижение оттока валютных средств из страны на закупку импортных  товаров; привлечение прямых инвестиций в экономику страны; стабилизация экономического развития РФ вне зависимости  от уровня цен на мировых рынках и др.

Решение важных вышеперечисленных  вопросов, в конечном счете, зависит  от общей суммы прямых инвестиций направленных в конкретные предприятия  или определенные отрасли экономики, другими словами, нужны прямые долгосрочные инвестиции, удельный вес которых  в экономическом росте по многим оценкам экономистов составляет до 30%.

Из этого следует, что важнейшая  стратегическая задача правительства  заключается в обеспечении прямых инвестиций.

Как отмечалось выше российская экономика, как и экономика любой страны, в значительной степени нуждается  именно в прямых инвестициях. Почему именно прямые инвестиции? Ответ на этот вопрос относительно простой. Время  прохождения финансовых ресурсов от инвестора до расчетного счета компании при прямых инвестициях гораздо  короче, чем при портфельных. Также  принято считать, что прямые инвестиции более долгосрочные.

Для России проблема инвестиций является наиболее актуальной, так как изношенность основных фондов практически всех предприятий  достигает в среднем 70%, т.е. уже  через 5 – 10 лет экономика будет  не в состоянии удовлетворить  потребности покупателей в большей  части основных товаров. Из этого  следует, что если не изменится ситуация к лучшему, то в дальнейшем при  наличии платежеспособного спроса определенной категории отечественных  потребителей, спрос будет удовлетворен за счет импортных производителей, и это будет возможно только в  том случае, если платежный баланс страны будет положительным. В случае отрицательного его значения, поток  импортных товаров в страну будет  постоянно снижаться, а так как  отечественные производители, в  силу указанных выше причин, не смогут «ответить» увеличением выпуска  продукции, возникнет существенный дефицит основной массы товаров, с вытекающими отрицательными последствиями.

Инвестиции по происхождению бывают двух видов: внешние и внутренние. Следует дополнительно отметить, что внутренние инвестиции возможны как не государственные, так и  государственные. В зависимости  от соотношения между государственными и не государственными инвестициями, можно говорить о степени либерализации  экономики любой страны.

2.2 Оценка внешних и внутренних  инвестиций

Рассмотрим возможность значительного  притока в экономику России внешних  инвестиций

Внешние инвестиции

Мировой инвестиционный капитал имеет  приблизительно следующую структуру.

Рис. 2 Структура мирового инвестиционного капитала

Проанализировав платежный баланс РФ за несколько лет в области  инвестиций, можно сделать вывод, что, в зависимости от прогнозируемой экономической ситуации в будущем, поток инвестиций в РФ изменяется как по величине, так и по соотношению  между прямыми и портфельными инвестициями. Из этого следует, что  большинство инвестиций в РФ являются портфельными, которые при ухудшении  ситуации в стране «моментально»  «уходят» из России. Внешние инвестиции в Россию можно представить следующей  блок – схемой.

 

 

Рис. 3. Структура распределение внешних инвестиций внутри РФ (источник Госкомстат РФ)

Ни для кого не секрет, что объем  притока внешних инвестиций в  большей степени зависит от прогноза внешних инвесторов будущего платежного баланса страны, в которую направляются инвестиции. Это вполне нормально  и объяснимо. Для внешних инвесторов важна в большей мере возможность  обратной конвертации полученной прибыли  и инвестированного капитала. Если инвесторы посчитают, что сальдо платежного баланса не удовлетворительно, т.е. не позволяет при рассчитанном курсе получить прибыль в своей  валюте, то они будут воздерживаться от инвестирования в данную страну. Это в большей степени касается развивающихся стран.

Структура платежного баланса России благоприятная, но будет ли она благоприятной  для внешних инвесторов через  год, два и более. На этот вопрос объективно ответить в данный момент нельзя, так  как:

В случае резкого снижения цен на экспортируемую Россией необработанную продукцию сальдо платежного баланса  может быть отрицательным, со всеми  вытекающими последствиями, в результате которых возможен очередной крах финансовой системы России.

Как отмечалось выше, внутренние инвестиции по происхождению можно разделить  на два вида: государственные и  не государственные. Что касается потенциального объема внутренних не государственных  инвестиций, то их уровень вполне сопоставим с общими инвестиционными потребностями  экономики РФ, единственная проблема заключается в том, что эти  инвестиции в большей степени  бездействуют (в большей части  относится к инвестициям частных  лиц), как по объективным причинам, так и по субъективным. На вовлечение большей их части в экономику  страны необходимо время, которого, к  сожалению, у России практически нет.

Остался второй вид внутреннего  потенциала – государственные инвестиции.В  период низкой деловой активности различных  групп инвесторов, а также когда  стоит вопрос о будущем страны как равноправного субъекта мирового сообщества, вмешательство государства  в экономику необходимо. Это не означает свертывания всех экономических  реформ, а является временной среднесрочной вынужденной мерой, которая после выполнения своей основной задачи (полное обновление основных фондов предприятий) будет устранена. Сокращение государственного вмешательства в инвестиционный процесс также может быть уменьшено в случае значительного увеличения частных прямых инвестиций. Варианты привлечения частных валютных сбережений граждан России в экономику страны, мы рассмотрим в следующем номере.

Что необходимо предпринять для  дальнейшего устойчивого экономического роста в России.

Стратегически:

Многие экономисты считают, что  для экономического роста экономики  инвестиционный капитал должен иметь  следующий путь, и этот путь –  единственный.

Инвестор –> Прямые инвестиции –> Экономический рост.

Когда существуют значительные риски, связанные с инвестированием, т.е. неблагоприятный инвестиционный климат в государстве с вытекающими  отрицательными последствиями (доля портфельных  инвестиций составляет более 75% от инвестиционного  капитала, что приводит к менее  эффективному распределению финансовых средств с точки зрения экономического роста), а государство все же заинтересованно  в экономическом развитии, то можно  на определенный промежуток времени  изменить путь большей части инвестиционного капитала.

Рис. 4. Возможное направление внешних инвестиционных средств в экономику России

Государственные ценные бумаги в большей  части выпускаются не на покрытие дефицита бюджета страны, а на прямые инвестиции в «локомотивные» объекты  экономики (выпуск государственных  ценных бумаг для привлечения  денежных средств является не инфляционным вариантом решения данной проблемы в отличие от денежной эмиссии).

Доходность рублевых «государственных инвестиционных ценных» бумаг в  этом случае не должна превышать 8 – 15% в СКВ (6% «нормальная» ставка дохода, плюс 2 – 9% премия за риск). Данную доходность необходимо удерживать, т.е., при ее снижении увеличивать выпуск облигаций, а при увеличении – выкупать. Доходность также может быть плавающей, т.е. гарантированный процент плюс возможный дополнительный доход, зависящий  от различных обстоятельств.

Предприятия, а возможно и отдельные  отрасли, в которые государство  инвестирует полученные таким образом  финансовые ресурсы, после обновления основных фондов, хорошо поставленного  менеджмента и эффективной работы могут быть частично приватизированы. Полученные от приватизации денежные средства направляются на погашение государственных ценных бумаг.

Локомотивной отраслью, может быть машиностроительная отрасль. Предпосылки  для этого следующие:

Во-первых, объективно присутствует потребность  обновления основных производственных фондов всех отраслей хозяйства, общий  износ которых достигает в  среднем 70%.

Во-вторых, машиностроение, создавая конечную продукцию с высокой  степенью передела и добавленной  стоимости, само является крупнейшим потребителем продукции других отраслей, начиная  от металлов и энергоносителей, заканчивая продукцией нефтехимии, строительной и лесной промышленности. Машиностроение объективно является основным заказчиком инновационных разработок в широком  спектре прикладных наук – от новых  материалов до новых технологических  решений, в том числе и в  других отраслях хозяйства, куда поставляет свою продукцию.

В-третьих, развитие машиностроения создает  основной прирост новых рабочих  мест. Известно, что одно рабочее  место в машиностроении требует  создания нескольких рабочих мест в  других отраслях. Например, одно рабочее  место в автомобилестроении создает  два-три у поставщиков.

В широком диапазоне, инвестируя денежные средства в определенные предприятия, государство дает заказ покупать оборудование, произведенное в России в определенной номенклатуре и в  установленных ценах конкретных предприятий поставщиков. Последние  обязуются покупать комплектующие  у отечественных предприятий  по определенным ценам. Обязательное условие  для успешной реализации такой программы  – должен быть задействован весь национальный хозяйственный комплекс, т.е. государство  должно сбалансировать национальную экономику  в части госзаказа и прогноза товарооборота по всем рынкам и объемам  на основе планов всех предприятий, не покрытых государственными заказами. Такой «директивный» подход обеспечит:

– рост ВВП;

– снижение уровня безработицы;

– создаст условия для обновления производственных фондов многих предприятий.

В узком диапазоне, когда локомотивной отраслью выбирается машиностроение, основная цель – обновление основных фондов на стратегически важных предприятиях – может быть выполнена, если государство  будет иметь на всех предприятиях контрольный пакет акций. После  модернизации их можно выборочно  приватизировать, ориентируясь на предприятия, выпускающие импортозамещающие  товары. При таком подходе:

– государство находится на пути рыночных реформ;

– произойдет рост ВВП и уменьшение безработицы;

– повысится конкурентоспособность отечественных производителей;

– обновляются производственные фонды многих предприятий;

– увеличится капитализации России.

Возможный вариант увеличения роста  промышленного производства и ВВП  посредством госинвестиций в  частный и госсектор экономики  представлен в виде схемы на рис. 5.

 

 

 

Рис. 5 Государственные инвестиции в частный и государственный сектор экономики РФ

Создается государственный  инвестиционный фонд, или подобная инвестиционному фонду структура (банк), основная задача которого –  кредитование реального сектора  экономики России. Подобным учреждением  может выступать Сбербанк РФ.

На рынке ценных бумаг, за счет размещения долговых обязательств в национальной валюте, производятся заимствование, которые направляются как в промышленный сектор экономики  России, так и в частный сектор. Напомним еще раз, что привлечения  капитала на рынке ценных бумаг не является единственным источником финансирования. Можно предположить, что финансовые ресурсы, которые будут размещаться  в ценных государственных бумагах  под минимальный процент дохода, не направлялись бы в реальный сектор экономики при отсутствии данного  финансового инструмента, а в  большей степени были бы пассивными.

3. Направления совершенствования  привлекательности инвестиций в  промышленность

3.1 О роли инвестиций в промышленность

 

Годы форм не приблизили нас к  решению проблемы привлечения капитала в реальный сектор экономики. Мы значительно  проигрываем другим странам за финансовые ресурсы, более того, мы теряем капитал, а бегство капитала – это главный  индикатор неблагополучия. Причина  столь безрадостного положения  известна – неблагоприятный инвестиционный климат. Большинство проблем широко обсуждаются в прессе, в профессиональном сообществе и, в принципе, понимаются представителями власти. То есть согласие в обществе есть, но, к сожалению, эти проблемы не решаются. Учитывая, что главным реформатором является государство, именно неэффективная  власть, с неподдающимся подсчету количеством занятых чиновников, демонстрирующих титанические усилия по реформированию экономики, оказалась  не в состоянии решить даже самые  важные задачи. В канун выборов  мы все тешим себя надеждами, что  во власти наконец-то произойдут долгожданные перемены: будут защищены права инвесторов, будут снижены налоги, будут сняты  бюрократические барьеры и подавлена  коррупция, созданы условия для  свободной конкуренции, будут приняты  международные стандарты финансовой отчетности. То есть, в стране будет  делаться все, чтобы создать благоприятный  инвестиционный климат. Как говорится: «Надежда умирает последней» и по большому счету нам остается только надеяться, что мы, в очередной  раз, не обманемся в своих ожиданиях. Однако, кроме перечисленных выше проблем, имеет смысл обсудить и  другие, на мой взгляд, очень важные причины, препятствующие привлечению  капитала в российскую промышленность.

Информация о работе Инвестиционная привлекательность в промышленной отрасли