Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 22:49, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является теоретическое обоснование оценки инвестиционной привлекательности инновационных проектов. В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:
исследовать сущность и содержание экономической категории "инвестиции" с точки зрения их инновационной привлекательности;
выявить основные факторы инвестиционной привлекательности и их влияние на рост экономических систем;
проанализировать процесс инвестирования и поиска инвесторов для реализации проекта;
Введение…………………………………………………………………………....3
Глава 1 Инвестиционная привлекательность проектов и программ в инновационной деятельности……………………………………………………..6
1.1 Значение и сущность инвестиционной привлекательности………….6
1.2 Анализ инвестиционной привлекательности предприятия…………..7
1.3 Факторы инвестиционной привлекательности………………………10
1.4 Критерии инвестиционной привлекательности……………………...11
1.5 Обоснование экономической эффективности проекта……………....14
Глава 2 Привлечение инвестиций в инновационный проект…………………..15
2.1 Привлечение инвестиций……………………………………………...15
2.2 Процесс инвестирования……………………………………………...16
2.3 Источники финансирования инновационной деятельности………...20
2.3.1. Инвестиции фирмы в процесс создания нововведений…...20
Заключение………………………………………………………………...…….30
Библиографический список………………………………………………….…32
Приложения………………………………………………………………………33
Таким образом, инструментом
для разработки управленческих решений,
направленных на улучшение инвестиционной
привлекательности и
Следует различать понятия
«инвестиционная
Показатели, характеризующие финансовое состояние предприятия, рассчитываются по стандартным методикам, т.е. его практически всегда можно определить исходя из нескольких формальных критериев: показатели ликвидности и финансовой устойчивости (соотношение собственного и заемного капитала, а также соотношение групп активов и пассивов различной степени срочности), показатели деловой активности (оборачиваемость) и рентабельности.
Более точно определить инвестиционную привлекательность предприятия можно с учетом сложившейся макроэкономической ситуации и вероятных путей ее развития, состояния и перспектив развития отрасли, социально-экономического положения и перспектив развития региона.
В то же время инвестиционная привлекательность предприятия — это оценка степени возможности предприятия (проекта) за счет будущих доходов окупить первоначальные вложения и принести дополнительную прибыль от инвестиций. При этом нормальное финансовое состояние предприятия является положительным моментом в оценке его инвестиционной привлекательности. Оно свидетельствует о хорошей «стартовой позиции» предприятия при реализации инвестиционной программы (проекта).
В ряде случаев предприятие может быть оценено как инвестиционно привлекательное и при неудовлетворительном финансовом состоянии. Это может быть обусловлено высокой рентабельностью в отрасли, перспективой развития нового рынка, т.е. при условиях, когда возможный уровень будущих доходов окажется достаточно высоким, чтобы перекрыть влияние фактора неудовлетворительного финансового состояния предприятия.
Анализ инвестиционной привлекательности
предприятия может проводиться
с различными акцентами и степенью
глубины в зависимости от основных
категорий его пользователей
и их экономических интересов. Пользователями
результатов анализа
- Кредиторы, в первую
очередь банки, которые
- Инвесторы, которые
Инвесторы при проведении
анализа инвестиционной привлекательности
и финансового состояния
- причины, обусловившие
успешность деятельности
- тенденции изменения
(рост, стабильность или спад) прибыли,
рентабельности продукции и
- текущее финансовое положение
предприятия и факторы,
- структуру капитала
- рейтинг предприятия по соответствующей отрасли;
- прогноз цен на акции
предприятия и его конкурентов
во взаимосвязи с общими
При такой постановке целей
анализ инвестиционной привлекательности
и финансового состояния
- Акционеры и собственники,
которых интересует
- Менеджеры и руководители
предприятия, которым
При проведении инвестиционного
анализа администрация
- разработка стратегии и тактики предприятия;
- рациональная организация
финансовой деятельности
- повышение эффективности
управления ресурсами.
Следует отметить важность полного учета и количественной оценки рисков проектов инвесторами при оценке инвестиционной привлекательности предприятия (проекта) и принятии решения об инвестировании.
Существуют проекты, оцениваемые
как высокодоходные, но с высоким
уровнем рисков, например венчурные
инвестиции, вложения в проекты создания
и продвижения на рынок новых
товаров и услуг, создания новых
технологий, расширение действующих
и выход на новые рынки сбыта.
Также можно осуществлять вложения,
которые приносят относительно невысокие
доходы, но с минимальными рисками,
например покупка ценных бумаг, выпускаемых
(эмитируемых) государством, покупка
привилегированных акций и
- расположенные к риску,
предпочитающие вложения в
- не расположенные к риску (невысокая доходность — минимальный риск);
- нейтральные к риску (средняя доходность — средний риск).
Таким образом, экономические интересы инвесторов лежат в области оценки риска и доходности инвестиционных проектов, способности предприятия генерировать прибыль и выплачивать дивиденды. Инвестиционная привлекательность предприятия очень важна для расширения круга инвесторов. При этом уже работающие с предприятием инвесторы при повышении его финансовой устойчивости могут вложить в него дополнительные средства. Следовательно, финансовая устойчивость обеспечивает возможность дополнительного привлечения инвестиций, что способствует развитию предприятия.
1.3 Факторы инвестиционной привлекательности
Условно факторы инвестиционной
привлекательности
К другим внеэкономическим факторам инвестиционной привлекательности инновации может быть отнесена отраслевая принадлежность как идеи для последующей практической реализации, так и предприятия-инноватора. Сверхпривлекательный инновационный проект может быть отвергнут только потому, что у фирмы-инноватора нет достаточного опыта работы в той отрасли, где необходимо реализовать проект. Или, наоборот, фирма вынуждена искать альтернативные сегменты рынка, если речь идет о межотраслевой диверсификации.
Существенным внеэкономическим фактором, определяющим привлекательность инновации для инвестора, является имидж и репутация инноватора.
С экономической точки
зрения инвестиционная привлекательность
определяется как внутренними
Движущие мотивы финансирования инновационной деятельности существенно зависят от того, реализуется ли инновация на свои или привлеченные средства. Однако для большинства инноваций в случаях финансирования и за счет собственных средств, и за счет привлеченных финансовых ресурсов в основе лежит показатель цены капитала.
Цена собственного капитала определяется дивидендной политикой инноватора (цена привлечения акционерного капитала) пропорционально доле акционерного капитала в собственных средствах организации:
Cs - цена собственного капитала;
р - отношение суммы дивидендов к рыночной капитализации компании(p/e-ratio);
U - акционерный капитал;
А - амортизационный фонд;
М - прибыль;
В - безвозмездные поступления.
Цена собственного капитала для самофинансирования инновации является нижним пределом рентабельности: решение о реализации инноваций при доходности менее цены капитала может серьезно ухудшить основные финансовые показатели компании, привести к неплатежеспособности и банкротству инноватора.
Для внешнего инвестора цена собственного капитала инноватора является гарантией возврата вложенных средств, показателем достаточного уровня финансовой надежности объекта инвестиций.
Цена привлеченного капитала рассчитывается как средневзвешенная процентная ставка по привлеченным финансовым ресурсам:
Сinv - цена привлеченного капитала;
ki - ставка привлечения финансового капитала (ki = 0 для безвозмездных ссуд), % годовых;
Vi - объем привлеченных средств;
m - число источников привлеченных средств.
Цена привлеченного капитала зависит от внутренних и внешних факторов. К внутренним факторам в первую очередь относится деловая репутация инноватора. На деловую репутацию фирмы влияют не только финансовые показатели ее деятельности, но и авторитет высшего менеджмента, сложившаяся система взаимоотношений с партнерами и конкурентами, имидж, политическая поддержка и др.
Внешние факторы, влияющие на цену привлеченного капитала, определяются макроэкономической ситуацией (уровнем инфляции, ставкой рефинансирования ЦБ РФ, темпами роста ВНП и др.), государственной инвестиционной политикой и ситуацией на финансовом рынке.
Цена капитала - отношение общей суммы платежей за использование финансовых ресурсов к общему объему этих ресурсов
WACC - средневзвешенная цена капитала;
ki - цена i-го источника;
di - доля i-го источника в капитале компании.
Цена капитала определяет нижнюю границу доходности инновационного проекта - норму прибыли на инновацию. Таким образом, инноватор, принимая решение о начале реализации проекта, должен учитывать следующие факторы:
Интеграция этих факторов в показателе цены капитала является базой для определения инвестиционной привлекательности инновационного проекта.
Как инвестор, так и инноватор при принятии решения о реализации нововведения сталкиваются с проблемой определения нижней границы доходности инвестиций, в качестве которой, как правило, выступает норма прибыли.
Норма прибыли определяется инноватором и инвестором с разных точек зрения. Организация, реализующая нововведение, исходит из внутренних ограничений, к которым в первую очередь относятся цена капитала, внутренние потребности производства (объем необходимых собственных средств для реализации производственных, технических, социальных программ), а также внешние факторы, к которым относится ставка банковских депозитов, цена привлеченного капитала, условия отраслевой и межотраслевой конкуренции.
Руководство компании-инноватора сталкивается, как минимум, с одной альтернативой инвестиций — вложить временно свободные средства в банковские депозиты или государственные ценные бумаги, получая гарантированный доход без дополнительной высокорисковой деятельности. Поэтому доходность инновационных проектов должна превосходить ставку по банковским депозитам и доходность предъявленных к погашению государственных ценных бумаг.
Механизм влияния конкуренции на определение внутренней нормы прибыли не работает впрямую: отраслевая доходность может быть выше, чем производственная рентабельность инноватора. Это связано с различными масштабами производства: сохраняя конкурентоспособность продукции и удерживая под контролем значительную часть рынка, крупная компания может умышленно сбивать цены*, обеспечивая достаточный объем прибыли значительными объемами продаж. Поэтому, устанавливая норму прибыли по средним значениям рентабельности, ее, как правило, соизмеряют с масштабами производства.
Информация о работе Инвестиционная привлекательность инновационных проектов