Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2015 в 18:37, курсовая работа
Для эффективного развития экономики региона на долгосрочную перспективу необходим комплексный подход к проблеме привлечения инвестиций в регион и активизации инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов, поскольку одной из основных особенностей обеспечения динамики социально-экономического развития регионов России является инвестиционный потенциал, который включает в себя совокупность инвестиционных ресурсов, материально-технических, финансовых и нематериальных активов (право собственности на объекты промышленности, добычу полезных ископаемых и т.п.).
Инвестиционный потенциал - совокупность инвестиционных ресурсов, способных быть вложенными в объекты инвестиционной деятельности. Они представляют часть капитала в форме потенциального инвестиционного спроса, готового и способного превратиться в реальное инвестиционное предложение.
Обратимся к другой составляющей инвестиционной привлекательности региона - региональным инвестиционным рискам.
В экономической литературе можно встретить различные определения понятия риска. Как правило, эти определения даются применительно к какой-либо конкретной деятельности.
И.Т. Балабанов дает следующее определение: «Под риском понимается возможная опасность потерь, вытекающая из специфики тех или иных явлений природы и видов деятельности человеческого общества. Риск - историческая и экономическая категория».11.Под риском предлагают считать вероятность неожиданного воздействия на экономический процесс определенных факторов, под влиянием которых может произойти отклонение от запланированного результата. Под проектными рисками понимается совокупность рисков, которые представляют угрозу экономической эффективности проекта.
В. Москвин определяет категорию «риск» как возможность наступления события под влиянием каких-либо факторов, а понятие риска - возможность неполучения ожидаемых средств от финансирования данного проекта12.
В общеэкономическом смысле под риском принято понимать опасность возникновения непредвиденных потерь ожидаемой прибыли, дохода или имущества в связи со случайным изменением условий экономической деятельности.
Понятие инвестиционный риск, как экономическая категория, представляет собой возможность возникновения различного рода событий под влиянием каких-либо факторов или совокупности этих факторов, обуславливающих ухудшение инвестиционного климата. Негативные тенденции способны отрицательно повлиять на инвестиционную привлекательность и уровень инвестиционной активности.
Региональные инвестиционные риски представляют собой совокупность факторов (условий), способствующих ограничению притока инвестиций в конкретный регион, что имеет важное значение для принятия решения о вложении капитала.
При наличии региональных инвестиционных рисков возникает вероятность неполного использования инвестиционного потенциала региона.13
К основным инвестиционным рискам относят: законодательный, политический, финансовый, социальный, экологический, криминальный.
В настоящее время к этим рискам прибавлен еще управленческий. Это связано с тем, что региональные власти переходят от правления к управлению. Он был предложен аналитиками журнала "Эксперт", которые характеризуют его как: "Управленческий риск – результаты исполнения органов власти социальном, финансовом (бюджетном), программно-целевой, экономических сферах с учетом динамики развития региона.14
Рис. (2.2.) Состав основных инвестиционных рисков
составлено автором по Гришина И., Шахназаров А., Ройзман И. Комплексная оценка инвестиционной привлекательности и инвестиционной активности российских регионов: методика определения и анализ взаимосвязей //Инвестиции в России, 2011. №4. - С. 7-13.
Основные структурные составляющие инвестиционного климата региона и их взаимосвязи представлены на рис. 2.3
Рис. 2.3 Основные структурные составляющие инвестиционного климата региона и их взаимосвязи
Источник: Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: Учебник для вузов. – М., 2000.- С. 209.
На региональном уровне инвестиционный климат проявляет себя через двухстороннее отношение предпринимательских структур, банков, профсоюзов и других субъектов хозяйственных отношений и региональных органов власти. На этом уровне как бы происходит конкретизация обобщенной оценки инвестиционного климата в ходе реальных экономических, юридических, культурных контактов как иностранных, так и отечественных инвесторов с региональной средой.15
В результате синтеза рассмотренных формулировок нами было получено понимания определения инвестиционной привлекательности с учетом основных влияющих на нее факторов (инвестиционный потенциал и инвестиционный риск).
Осуществление инвестиций изначально будет целесообразно при благоприятном сочетании параметров прибыльности (доходности) и риска. Факторами привлечения инвестиций тогда будут факторы риска и факторы доходности. Соответственно инвестиционный потенциал региона будет определяться фактором доходности, то есть обеспеченностью его сырьем, инфраструктурой, рабочей силой и так далее. Факторы риска характеризуют региональный инвестиционный климат, который определяется степенью развитости инвестиционного законодательства, таможенного и налогового администрирования, сложностью в регистрации собственности и так далее. Сопоставляя факторы риска и доходности, инвестор определяет привлекательность того или иного региона и принимает решение об инвестировании. Часто в данную классификацию добавляется третий фактор – фактор времени. Срок реализации инвестиционного проекта также имеет значение для стратегических инвесторов. Руководствуясь тремя показателями: риск, доходность, сроки реализации, инвесторы в первую очередь решают, стоит ли вкладывать деньги в проект или нет. Таким образом, при сопоставлении характеристик проекта определяется благоприятность инвестиционного климата региона.
Соответственно, инвестиционный
климат региона становится неблагоприятным,
если доходы от реализации будущего проекта
низкие
в сравнении с длительными сроками выполнения и
высоким риском.
К сожалению, в России большинство
регионов не могут предложить идеального
сочетания риска, доходности и срока выполнения
проекта. Инвестиционный климат таких
регионов оценивается как неблагоприятный.
Данный график отражает самый худший сценарий.
Большинство региональных различий порождено их сложившимися историческими особенностями. Например, инвестиционный климат Ненецкого автономного округа, Республики Саха (Якутия), Хабаровского края, Кемеровской области и других сырьевых регионов неблагоприятный в силу их экономически обоснованной специализации на сырье. В таких регионах не уделяется должного внимания их общему социально-экономическому развитию. К тому же, некоторые сырьевые регионы только усиливают сырьевую специализацию, например Забайкальский и Красноярский край
Безусловно, таким регионам необходимо формировать благоприятный инвестиционный климат. Рассмотрим факторы, которые формируют благоприятный или неблагоприятный инвестиционный климат.
В разных источниках публикуются различные классификации факторов ПИИ и, обобщив теоретический материал, я выделила пять основных групп факторов привлечения ПИИ в экономику страны, среди которых:
Рассмотрим международные классификации инвестиционных факторов. Наибольший интерес представляет классификация факторов, составляющих сводный индекс привлекательности UNCTAD.
Индекс привлекательности UNCTAD.
С 2002 года UNCTAD ежегодно публикует Доклад
о мировых инвестициях,
в котором отражаются индексы привлекательности16 разных стран мира как стран,
принимающих инвестиции. Как уже было
сказано ранее, по расчетам данного индекса
самыми привлекательными странами оказались
Китай (Гонконг), Бельгия, Сингапур, Люксембург,
Ирландия, а также Чили, Казахстан и Монголия.
Россия
по уровню привлекательности в 2011 году
была ниже предполагаемого уровня. Рассмотрим,
какие факторы были включены в расчет
данного индекса.
UNCTAD выделяет 4 базовых фактора инвестиционной привлекательности региона или страны:
Безусловно, данными факторами
определение страны для инвестирования
не ограничивается, и каждый фактор предполагает
наличие конкретизирующих индикаторов.
В зависимости от важности прямых факторов
для инвесторов выделяется три типа инвесторов
(в соответствии с тремя первыми
факторами):
Перечислим составляющие индекса привлекательности регионов по классификации UNCTAD. Их также 4, но интерес представляют индикаторы, по которым рассчитывается индекс.
Каждый инвестор ищет наиболее выгодное для себя сочетание четырех факторов и выбирает наиболее благоприятный для своего бизнеса регион. Даже при условии, что UNCTAD ориентируется на мировые показатели в целом, перечисленные факторы можно приспособить и на российские регионы, которые очень сильно между собой отличаются не только по размеру рынка, но и по другим показателям, таким как трудовые ресурсы, природные ресурсы, обеспеченность инфраструктурой и многое другое.
В условиях мирового экономического кризиса и его последствий, равно как и под воздействием сезонных колебаний, нестабильности в политической, экономической конъюнктуре в различных регионах мира иностранные инвестиции в российскую экономику осуществляются краткосрочно и отраслевое их распределение крайне неравномерно. Рассмотрим соотношение поступивших в российскую экономику иностранные инвестиции.
Из представленных в таблице 2.1 данных нужно отметить рост фактического объема прямых иностранных инвестиций с 18 415 млн. долларов США в 2011 г. до 26 118 млн. долларов США в 2013 г.
Анализ представленных данных показывает, что за последние годы по некоторым регионам наметился рост иностранных инвестиций. Больше всего инвестиций поступает в Центральный Федеральный округ, особенно в г. Москву (57,5% от общего количества) и в Московскую область. И это не удивительно, ведь Москва является столицей нашей страны, именно здесь сосредоточенно наибольшее количество иностранных организаций, именно в Москве компании и инвесторы получают наибольшую прибыль от своих вложений, что является не маловажным фактором при выборе места инвестирования. На втором месте находиться Северо-Западный округ, а в частности г. Санкт-Петербург.
Таблица 2.1
Поступление иностранных инвестиций по регионам Российской Федерации, млн. дол.
2011 |
2012 |
2013 | ||||
Млн. долл. США |
% |
Млн. долл. США |
% |
Млн. долл. США |
% | |
Российская Федерация |
190643 |
100 |
154570 |
100 |
170180 |
100 |
Центральный федеральный округ |
136253 |
71,4 |
91913 |
59,4 |
111359 |
65,5 |
Белгородская область |
3316 |
1,7 |
48 |
0 |
1448 |
0,9 |
Брянская область |
45 |
0 |
57 |
0 |
99 |
0,1 |
Владимирская область |
519 |
0,3 |
754 |
0,5 |
547 |
0,3 |
Воронежская область |
796 |
0,4 |
645 |
0,4 |
600 |
0,3 |
Ивановская область |
267 |
0,1 |
87 |
0,1 |
85 |
0,1 |
Калужская область |
932 |
0,5 |
1099 |
0,7 |
1329 |
0,8 |
Костромская область |
49 |
0 |
56 |
0 |
39 |
0 |
Курская область |
63 |
0 |
83 |
0,1 |
48 |
0 |
Липецкая область |
530 |
0,3 |
1588 |
1 |
1063 |
0,6 |
Московская область |
5460 |
2,8 |
4627 |
3 |
6336 |
3,7 |
Орловская область |
16 |
0 |
5 |
0 |
9 |
0 |
Рязанская область |
105 |
0,1 |
105 |
0,1 |
13 |
0 |
Смоленская область |
359 |
0,2 |
334 |
0,2 |
382 |
0,2 |
Тамбовская область |
12 |
0 |
2 |
0 |
16 |
0 |
Твеpская область |
138 |
0,1 |
211 |
0,1 |
147 |
0,1 |
Тульская область |
505 |
0,3 |
192 |
0,1 |
1145 |
0,7 |
Яpославская область |
57 |
0 |
465 |
0,3 |
274 |
0,2 |
г. Москва |
123084 |
64,6 |
81555 |
52,8 |
97779 |
57,5 |
Северо-Западный федеральный округ |
10332 |
5,4 |
17960 |
11,6 |
20819 |
12,2 |
Республика Каpелия |
424 |
0,2 |
151 |
0,1 |
86 |
0 |
Республика Коми |
345 |
0,2 |
358 |
0,2 |
331 |
0,2 |
Аpхангельская область |
793 |
0,4 |
855 |
0,5 |
1368 |
0,8 |
в том числе: |
||||||
Ненецкий автономный округ |
559 |
0,3 |
635 |
0,4 |
1242 |
0,7 |
Аpхангельская область без автономного округа |
234 |
0,1 |
220 |
0,1 |
126 |
0,1 |
Вологодская область |
1106 |
0,6 |
3482 |
2,3 |
2834 |
1,7 |
Калининградская область |
310 |
0,2 |
364 |
0,2 |
302 |
0,2 |
Ленингpадская область |
741 |
0,4 |
1405 |
0,9 |
2019 |
1,2 |
Муpманская область |
29 |
0 |
21 |
0 |
35 |
0 |
Новгоpодская область |
385 |
0,2 |
478 |
0,3 |
379 |
0,2 |
Псковская область |
78 |
0 |
79 |
0,1 |
34 |
0 |
г. Санкт0Петеpбуpг |
6121 |
3,2 |
10767 |
7 |
13431 |
7,9 |
Южный федеральный округ |
3609 |
1,9 |
3867 |
2,5 |
3514 |
2 |
Республика Адыгея |
111 |
0,1 |
50 |
0,1 |
22 |
0 |
Республика Калмыкия |
0 |
0 |
4 |
0 |
5 |
0 |
Краснодарский край |
767 |
0,4 |
1108 |
0,7 |
1055 |
0,6 |
Астраханская область |
11 |
0 |
17 |
0 |
44 |
0 |
Волгоградская область |
424 |
0,2 |
490 |
0,3 |
367 |
0,2 |
Ростовская область |
2296 |
1,2 |
2198 |
1,4 |
2021 |
1,2 |
Северо-Кавказский федеральный округ |
648 |
0,3 |
493 |
0,3 |
119 |
0,1 |
Республика Дагестан |
94 |
0 |
29 |
0 |
54 |
0,03 |
Республика Ингушетия |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Кабардино-Балкарская Республика |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Карачаево-Черкесская Республика Республика |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Республика Северная Осетия - Алания |
0 |
0 |
0 |
0 |
2 |
0 |
Чеченская Республика |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Ставропольский край |
554 |
0,3 |
464 |
0,3 |
63 |
0,03 |
Приволжский федеральный округ |
6966 |
3,7 |
6931 |
4,5 |
9478 |
5,6 |
Республика Башкортостан |
314 |
0,2 |
596 |
0,4 |
302 |
0,2 |
Республика Маpий Эл |
7 |
0 |
34 |
0 |
8 |
0 |
Республика Моpдовия |
140 |
0,1 |
152 |
0,1 |
109 |
0,1 |
Республика Татарстан |
857 |
0,5 |
736 |
0,5 |
894 |
0,5 |
Удмуртская Республика |
41 |
0 |
6 |
0 |
49 |
0 |
Чувашская Республика |
15 |
0 |
11 |
0 |
5 |
0 |
Пермский край |
1710 |
0,9 |
930 |
0,6 |
2699 |
1,6 |
Киpовская область |
139 |
0,1 |
151 |
0,1 |
97 |
0 |
Нижегородская область |
999 |
0,5 |
1115 |
0,7 |
1044 |
0,6 |
Оренбургская область |
590 |
0,3 |
406 |
0,3 |
335 |
0,2 |
Пензенская область |
46 |
0 |
92 |
0,1 |
120 |
0,1 |
Самарская область |
1869 |
1 |
2378 |
1,5 |
3536 |
2,1 |
Саратовская область |
172 |
0,1 |
187 |
0,1 |
171 |
0,1 |
Ульяновская область |
67 |
0 |
137 |
0,1 |
109 |
0,1 |
Уральский федеральный округ |
18038 |
9,5 |
15872 |
10,3 |
10983 |
6,4 |
Курганская область |
70 |
0,1 |
17 |
0 |
9 |
0 |
Свердловская область |
1568 |
0,8 |
5204 |
3,4 |
1573 |
0,9 |
Тюменская область |
12605 |
6,6 |
7902 |
5,1 |
6340 |
3,7 |
в том числе: |
||||||
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра |
2331 |
1,2 |
1734 |
1,1 |
1767 |
1 |
Ямало-Ненецкий автономный округ |
4801 |
2,5 |
3537 |
2,3 |
4494 |
2,6 |
Тюменская область без автономных округов |
5473 |
2,9 |
2631 |
1,7 |
79 |
0,1 |
Челябинская область |
3795 |
2 |
2749 |
1,8 |
3061 |
1,8 |
Сибирский федеральный округ |
4891 |
2,6 |
3952 |
2,6 |
7938 |
4,7 |
Республика Алтай |
1 |
0 |
0 |
0 |
0,3 |
0 |
Республика Бурятия |
30 |
0 |
26 |
0 |
261 |
0,1 |
Республика Тыва |
90 |
0,1 |
332 |
0,2 |
118 |
0,1 |
Республика Хакасия |
195 |
0,1 |
2 |
0 |
121 |
0,1 |
Алтайский край |
19 |
0 |
3 |
0 |
1 |
0 |
Забайкальский край |
149 |
0,1 |
216 |
0,2 |
150 |
0,1 |
Красноярский край |
1277 |
0,7 |
177 |
0,1 |
3941 |
2,3 |
Иркутская область |
263 |
0,1 |
232 |
0,2 |
169 |
0,1 |
Кемеровская область |
1303 |
0,7 |
1293 |
0,8 |
1710 |
1 |
Новосибирская область |
533 |
0,3 |
771 |
0,5 |
860 |
0,5 |
Омская область |
623 |
0,3 |
670 |
0,4 |
511 |
0,3 |
Томская область |
408 |
0,2 |
230 |
0,2 |
96 |
0,1 |
Дальневосточный федеральный округ |
9906 |
5,2 |
13582 |
8,8 |
5970 |
3,5 |
Республика Саха (Якутия) |
1404 |
0,7 |
1549 |
1 |
838 |
0,5 |
Камчатский край |
34 |
0 |
6 |
0 |
1 |
0 |
Приморский край |
81 |
0 |
417 |
0,3 |
1713 |
1 |
Хабаровский край |
118 |
0,1 |
171 |
0,1 |
276 |
0,2 |
Амурская область |
483 |
0,3 |
597 |
0,4 |
163 |
0,1 |
Магаданская область |
270 |
0,1 |
79 |
0 |
11 |
0 |
Сахалинская область |
7085 |
3,7 |
10648 |
6,9 |
2899 |
1,7 |
Еврейская автономная |
||||||
область |
102 |
0,1 |
18 |
0 |
13 |
0 |
Чукотский автономный округ |
329 |
0,2 |
97 |
0,1 |
56 |
0 |
Информация о работе Инвестиционная привлекательность регионов России для иностранных инвесторов