Инвестиционная привлекательность регионов России для иностранных инвесторов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2015 в 18:37, курсовая работа

Краткое описание

Для эффективного развития экономики региона на долгосрочную перспективу необходим комплексный подход к проблеме привлечения инвестиций в регион и активизации инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов, поскольку одной из основных особенностей обеспечения динамики социально-экономического развития регионов России является инвестиционный потенциал, который включает в себя совокупность инвестиционных ресурсов, материально-технических, финансовых и нематериальных активов (право собственности на объекты промышленности, добычу полезных ископаемых и т.п.).

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya_Alina.doc

— 494.50 Кб (Скачать файл)

Источник: составлено автором на основании статистики с Росстат17

Однако, судя по данным Росстата, представленных в таблице, внешних инвесторов привлекают лишь те регионы,  которые обеспечат доход в короткий срок.

 Россия все еще не  лишена потенциала в привлечении внимания участников инвестиционного процесса к увеличению инвестирования в основные фонды государства, по средствам: усиления финансового надзора; ужесточения валютного законодательства; принятие мер по прекращению незаконного вывоза капитала; увеличение собираемости налогов, но ни в коем случае не увеличение размера налогов; ограничения величины нецелевого использования бюджетных средств; ликвидации незаконной предпринимательской деятельности и теневой экономики; повысить прозрачность режима ведения бизнеса, т. е. декриминализация экономики; демонополизации экономики; более четкой согласованности денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики; ликвидации такого явления как коррупция; устранение административных барьеров для ведения бизнеса; внедрения новых механизмов направления иностранного инвестирования в актуальные для экономики отрасли.

 

 

 

 

Глава 3. Перспективы развития инвестиционной привлекательности регионов России

3.1 Особенности состояния инвестиционной  привлекательности регионов РФ

Активное развитие экономики России неосуществимо без интенсивной внешнеэкономической деятельности, а также привлечения иностранных инвестиций в экономику страны. В будущем, эффективное развитие экономики страны зависит от того, как Россия и ее субъекты хозяйствования осуществляют внешнеторговые операции и какие меры предпринимают по улучшению инвестиционного климата, к примеру, обмен опытом, международное инвестиционное сотрудничество, интеграция в международную систему производства и т. п. 18

Одной из приоритетных задач социально-экономического развития Российской Федерации является совершенствование инвестиционного климата в регионах. В связи с этим, Указом Президента РФ от 10 сентября 2012 г. N 1276 был утвержден перечень направлений для оценки эффективности деятельности руководителей федеральных органов исполнительной власти (далее ФОИВ), а также ФОИВов субъектов РФ по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности. В качестве основного направления была выделена оценка предпринимательским сообществом общих условий ведения предпринимательской деятельности, включая улучшение инвестиционного климата. Агентство стратегических инициатив совместно с объединением предпринимателей «Деловая Россия» разработали Стандарт деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе.

Непосредственно к региональной инвестиционной деятельности относятся следующие направления:

  • Оптимизация процедуры государственной регистрации юридических лиц.
  • Наличие основных составляющих Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации 
    по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе и оценка предпринимательским сообществом эффективности реализации этих составляющих.
  • Создание и модернизация высокопроизводительных рабочих мест, повышение производительности труда.
  • Состояние рынка труда, подготовка и переподготовка высококвалифицированных кадров.
  • Качество и доступность производственной и транспортной инфраструктуры.
  • Инвестиционная деятельность, привлечение инвестиций.
  • Развитие среднего и малого предпринимательства.
  • Улучшение предпринимательского климата в сфере строительства.
  • Повышение доступности энергетической инфраструктуры.

Внедрение в регионы данного Стандарта осуществляется с помощью Дорожной карты, которая представляет собой план мероприятий и разрабатывается регионом самостоятельно. Для увеличения притока ПИИ в свой регион, органы исполнительной власти должны обеспечить соблюдение минимума условий из Стандарта.

3.2  Способы повышения  инвестиционной привлекательности  регионов страны

Однако, при всех преимуществах и недостатках оценки качества ведения бизнеса «Doing business» большинство иностранных инвесторов очень серьезно относятся к публикуемой в этом рейтинге информации, поэтому можно говорить о большой степени доверия к информации Всемирного банка. По этой причине в 2012 году Президент России Владимир Путин поставил перед Правительством РФ задачу повышения качества инвестиционного климата в Российской Федерации, которое скажется на позиции России в рейтинге «Doing business» - к 2015 году 50 место, к 2018 году – 20 место.

Можно выделить несколько наиболее проблемных точек в Российской Федерации, выделенных Всемирным банком:

  • сроки и процедуры получения разрешения на строительство - ситуация с получением разрешения на строительство значительно хуже чем в странах ОЭСР – срок выдачи разрешения в Российской Федерации больше на 201 день, при этом необходимо пройти 42 процедуры, вместо 14 в странах ОЭСР;
  • стоимость и сроки подключения к системам энергоснабжения значительно выше чем в странах Европы и Центральной Азии и составляет 1573,7 процентов от уровня дохода на душу населения, в то время как в странах ОЭСР этот показатель равен 93 процентам.

По мнению большинства специалистов, Россия является инвестиционно-привлекательной страной, однако в настоящее время не реализовала свои потенциальные возможности и имеет большое количество механизмов для улучшения ситуации.

Для этого необходимо внедрения лучших мировых практик. Факторы, влияющие на принятие решения об инвестировании можно разделить на «жесткие» - те что невозможно изменить, либо изменения не могут быть проведены в краткосрочном периоде и требуют существенных затрат, и «мягкие» факторы к которым относятся те, что можно изменить в краткосрочном периоде.

К «жестким» факторам относятся географическое положение, климатические условия, наличие сырьевой базы, рабочая сила, научно-исследовательская база, инфраструктура, размер рынка а также ряд других факторов.

К «мягким» факторам относятся инвестиционная политика региона, законодательство, профессионализм команды  и другие факторы. 

Большинство нересурсных регионов имеют гораздо больше «мягких» факторов и поэтому могут в кратчайшие сроки изменить положение дел. Результаты исследований компаний говорят о том, что существует несколько типов проблем влияющих на инвестиционный климат в России.

По оценкам иностранных инвесторов во многих регионах, где заявлено, что работа с инвестором идет по принципу «одного окна» этот подход реализован не в полной мере и не является эффективным.

Рекомендации инвесторов сводятся к тому, что усилия региональных властей должны быть направлены на снижение рисков и затрат инвесторов. Инвестору необходимо предоставлять максимально конкретный план прохождения стадий проекта с описанием временных и финансовых затрат.

 

Заключение

Исходя из рассмотренного, можно сделать вывод о том, что существуют множество различных подходов к оценке инвестиционной привлекательности регионов  идеи по оценке инвестиционной привлекательности. Каждая из них обладает рядом преимуществ и недостатков что объясняет необходимость дальнейшей работы в этом направлении.

Одной из важнейших задач правительства является создание особых условий и механизмов государственного регулирования иностранных инвестиций, которые смогли бы обеспечить поток инвестиций в страну.

Для привлечения иностранных инвестиций необходимо создать благоприятный инвестиционный климат в стране. Государству в этом процессе должна отводиться первостепенная роль.

Инвестиционная политика государства не может проводиться в отрыве от экономической политики, поэтому она является одним из важнейших направлений социально-экономической политики государства.

Для повышения инвестиционной привлекательности территорий, по мнению представителей иностранных компаний необходимо увеличение прозрачности процедур осуществляемых в ходе реализации проекта, наличие четкого разделения ответственности в государственных органах субъекта Российской Федерации, наличие успешных примеров реализации проектов с иностранными компаниями, наличие подходящей инфраструктуры, эффективная маркетинговая стратегия продвижения региона.

 

Список литературы

  1. Бакитжанов А., Филин С. Инвестиционная привлекательность региона: методические подходы и оценка //Инвестиции в России, 2001. №5. - С. 12.
  2. Балабанов И.Т. Риск-менеджмент. – М., 2006. - С. 81.
  3. Вологдин Е.В. Методические и практические аспекты оценки инвестиционной привлекательности региона (на примере Алтайского края): автореф. дисс. … канд. экон. наук. – Новосибирск, 2006. - С. 18.
  4. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: Учебник для вузов. – М., 2000. – С. 129.
  5. Данные с официального сайта Федеральной службы государственной статистики. Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/b14_13/Main.htm. Дата обращения: 25.03.2015
  6. Долан Э.Дж., Линдей Д.Е. Рынок: макроэкономическая модель – СПб., 1992. - С. 131.
  7. Иванов Г.И. Инвестиционный менеджмент: учебное пособие. – Ростов-на-Дону, 2001. - С.16-23.
  8. Информация и методы. Рейтинговое агентство «Эксперт» - 2014 - Режим доступа:httр://www.rаеxреrt.ru/rаtings/rеgiоns/. Дата обращения 12.04.2015.
  9. Макконел К.Р., Брю С.Л. Экономика. – М., 1992. - С. 388.
  10. Мозгоев А.О. О некоторых терминах, используемых в инвестиционных процессах // Инвестиции в России. – 2010. – №6. – С. 37
  11. Москвин В. Основы теории риска для реализации инвестиционных проектов // Инвестиции в России. 2010. №8. - С. 13-15.
  12. Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации. Указ Президента Российской Федерации от 3 июня 1996 г. № 803.
  13. Подшиваленко Г.П., Лахметкина Н.И., Макарова М.В. Инвестиции: учеб. пособ. – М., 2004. - С. 7
  14. Пономарева И. В. Иностранные инвестиции в экономике России: динамика, анализ, проблемы [Текст] / И. В. Пономарева // Молодой ученый. — 2014. — №12. — С. 169-174.
  15. Третьяков А.Г. Управление инвестиционной активностью в регионе: автореф. дис. … канд. экон. наук. – М., 2006. - С. 12.
  16. Шарп У., Александер Б., Бэйли Дж. Инвестиции. – М., 1997. - С. 3.
  17. Экономическая энциклопедия. Политическая экономия / Под. ред. А.М. Румянцев. – М., 1972, - С. 548

1Экономическая энциклопедия. Политическая экономия / Под. ред. А.М. Румянцев. – М., 1972, - С. 548

2Долан Э.Дж., Линдей Д.Е. Рынок: макроэкономическая модель – СПб., 1992. - С. 131.

3Макконел К.Р., Брю С.Л. Экономика. – М., 1992. - С. 388.

4Шарп У., Александер Б., Бэйли Дж. Инвестиции. – М., 1997. - С. 3.

5Иванов Г.И. Инвестиционный менеджмент: учебное пособие. – Ростов-на-Дону, 2001. - С.16-23.

6Подшиваленко Г.П., Лахметкина Н.И., Макарова М.В. Инвестиции: учеб. пособ. – М., 2004. - С. 7

7Вологдин Е.В. Методические и практические аспекты оценки инвестиционной привлекательности региона (на примере Алтайского края): автореф. дисс. … канд. экон. наук. – Новосибирск, 2006. - С. 18.

8Третьяков А.Г. Управление инвестиционной активностью в регионе: автореф. дис. … канд. экон. наук. – М., 2006. - С. 12.

9 Бакитжанов А., Филин С. Инвестиционная привлекательность региона: методические подходы и оценка //Инвестиции в России, 2001. №5. - С. 12.

10Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации. Указ Президента Российской Федерации от 3 июня 1996 г. № 803.

11 Балабанов И.Т. Риск-менеджмент. – М., 2006. - С. 81.

12 Москвин В. Основы теории риска для реализации инвестиционных проектов // Инвестиции в России. 2010. №8. - С. 13-15.

13Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: Учебник для вузов. – М., 2000. – С. 129.

14 Информация и методы. Рейтинговое агентство «Эксперт» - 2014 - Режим доступа:httр://www.rаеxреrt.ru/rаtings/rеgiоns/. Дата обращения 12.04.2015.

 

15Мозгоев А.О. О некоторых терминах, используемых в инвестиционных процессах // Инвестиции в России. – 2010. – №6. – С. 37

16 Также данный индекс можно назвать индексом потенциала принимающей страны.

17 Данные с официального сайта Федеральной службы государственной статистики. Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/b14_13/Main.htm. Дата обращения: 25.03.2015

18 Пономарева И. В. Иностранные инвестиции в экономике России: динамика, анализ, проблемы [Текст] / И. В. Пономарева // Молодой ученый. — 2014. — №12. — С. 169-174.


Информация о работе Инвестиционная привлекательность регионов России для иностранных инвесторов