Инвесторы на рынке ценных бумаг. Теория и практика инвестирования капитала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2014 в 14:27, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является раскрытие сущности ценных бумаг и определение их роли в инвестиционном процессе. Для достижения этой цели в ходе работы были решены следующие задачи:
раскрыть понятие инвестиций и инвесторов, охарактеризовать их основные виды;
раскрыть роль ценных бумаг в инвестиционном процессе;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………...……….
4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ И РОЛЬ ИНВЕСТОРОВ НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ

1.1 Понятие инвестора на рынке ценных бумаг…... …………………….
6
1.2 Характеристика видов инвестиционной деятельности в РФ …...…
1.3 Инвестиции в рынок ценных бумаг ………………………………….
1.4 Государственное регулирование рынка ценных бумаг в РФ……..
2 ИССЛЕДОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНВЕСТОРОВ НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ
8
2.1 Анализ состояния финансового рынка РФ в 2012 г.…..…………..
19
2.2 Анализ инвестиционной деятельности крупных инвесторов в РФ за период 2011 – 2012г.г………………………………………………….
2.3 Инвестиционные возможности российского рынка ценных бумаг

24
27
3 ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНВЕСТОРОВ НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ
3.1 Основные проблемы инвестирования капитала в рынок ценных бумаг………………………………………………………………………...
3.2 Приоритетные направления повышения эффективности инвестирования капитала в российские предприятия………………..
3.3 Зарубежный опыт участия инвесторов на рынке ценных бумаг и возможности его применения в российской практике…………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………

Вложенные файлы: 1 файл

Инвесторы на рынке ценных бумаг(исправ).docx

— 679.63 Кб (Скачать файл)

Активная роль государства должна состоять в содействии формированию благоприятного инвестиционного климата, совершенствовании законодательства и либерализации регулирования на рынке ценных бумаг, развитии рынков государственных, муниципальных ценных бумаг, а также ценных бумаг предприятий, поддерживаемых государством. Содействие развитию рынка ценных бумаг может осуществляться государством через систему административной поддержки и экономического стимулирования.

Через рынок ценных бумаг государство может содействовать финансированию сфер высокой социальной значимости, таких как жилищное строительство, образование, здравоохранение.

Кроме этого, присутствие государства на рынке ценных бумаг будет содействовать финансированию тех отраслей промышленности, которые в силу ряда причин стали низкорентабельными и неинтересными для частного бизнеса, но остаются социально-значимыми.

Государственное стимулирование инвестиций важно в инфраструктурных проектах национального масштаба, единовременные затраты и сроки окупаемости которых слишком велики для бизнеса.

Достижение цели превращения фондового рынка в механизм инвестиционного обслуживания экономики возможно только при наличии ясной стратегии государства в части реформирования фондового рынка, что, на наш взгляд, должно быть сформулировано в виде Государственной Программы развития рынка ценных бумаг.

Эта программа может включать следующие позиции:

  • рынок государственных ценных бумаг как инвестиционный ресурс;
  • интеграция в мировой финансовый рынок и создание интегрированного пространства стран СНГ;
  • развитие финансовых инструментов;
  • привлечение инвестиций в регионы;
  • привлечение в экономику «длинных» денег;
  • фондовый рынок как механизм стабилизации курса рубля;
  • фондовый рынок как механизм решения социальных проблем;
  • количественные параметры развития рынка ценных бумаг;

В Программе должны быть заложены основные количественные параметры, а также конкретные меры административной поддержки и экономического стимулирования развития фондового рынка России[17, стр. 247].

 

 

 

3.3 Зарубежный опыт участия инвесторов  на рынке ценных бумаг и  возможности его применения в  российской практике

 

Инвестиционная сфера экономики Германии отличается высокой специфичностью, обусловленной особой ролью в ней банков.

Основой для функционирования инвестиционных фондов в Германии служит Закон об инвестиционных компаниях (KAGG). В соответствии с ним инвестиционные компании являются кредитными учреждениями, следовательно на них распространяются нормы более строгого «Закона о кредитных учреждениях».

Таким образом, инвестиционные компании контролируются германским Федеральным ведомством по надзору за кредитными учреждениями. Еще одна отличительная черта – специфика немецких депозитариев (структур, занимающихся хранением ценных бумаг), которыми могут быть только банки.

Результатом вышеописанной специфичности является низкая доля капиталовложений. Удельный вес капитализации в ВВП составляет порядка 20–25%, что в 2 раза ниже, чем в США и в 5 раз ниже, чем в Великобритании.

Влияние банков и банковского законодательства стало причиной того, что регулирование немецких инвестиционных компаний является одним из наиболее жестких в части охраны интересов инвесторов.

Для того, чтобы проводить операции по инвестированию, компании необходимо получить разрешение, выдача которого сопровождается рядом требований:

  • жесткие требования к размеру основного или учредительского капитала компании;
  • жесткие требования к квалификации управляющих инвестиционной компанией;
  • сфера деятельности компании, определенная учредительным договором, может касаться только операций инвестиционного фонда.

Существует также система раскрытия информации о ПИФах, которая призвана защитить пайщиков от работы с сомнительными компаниями. В рамках этой системы инвестиционная компания обязана предоставить потенциальному вкладчику полную информацию об условиях инвестирования, публиковать свои годовые и полугодовые отчеты, которые, в свою очередь, проверяются федеральными надзорными органами[8, стр.12].

Деятельность американских инвестиционных компаний регулируется Законом об инвестиционных компаниях 1940 г.

Среди инвестиционных компаний США наиболее популярны управленческие компании, подразделяющиеся на открытие и закрытые, представляющие собой акционерные общества, вложение денег в которые производится посредством покупки их акций. Доходом вкладчика в этом случае являются дивиденды и возможный рост стоимости акций.

Такие компании получили наиболее широкое распространение и популярность в США из-за открытости информации и возможности быстро продать акции, которые обязана выкупить сама компания.

Закрытые компании (трасты закрытого типа) отличаются тем, что не обязаны выкупать свои акции у акционеров, однако эти акции котируются на фондовом рынке, следовательно, их стоимость определяется балансом спроса и предложения на них.

Во времена «Великой депрессии» инвесторы закрытых компаний понесли огромные потери, в результате чего количество этих компаний резко сократилось и начало расти только в 80-е годы ХХ века, когда из-за роста рынка они начали приносить инвесторам высокие прибыли.

Существует причина, по которой закрытые компании не обязаны выкупать у инвесторов свои акции – это связано с вложением средств в ценные бумаги какой-либо страны. Поскольку уровень риска прямо пропорционален уровню доходности, наиболее  привлекательны инвестиции в экономики развивающихся стран, однако в данной ситуации велик риск невозврата вложений.

Кроме того, в США существуют юниттрасты – фонды, при создании которых фиксируется структура их вложений.

Инвестирование таких фондов, как правило, осуществляется гражданами с небольшими объемами накоплений, которые, кооперируясь, приобретают пакеты ценных бумаг[17, стр. 69].

В Великобритании существует три типа инвестиционных компаний: юнит-трасты, инвестиционные трасты и открытые инвестиционные компании.

Особенность юнит-траста является приобретение инвестором пая, стоимость которого определяется стоимостью ценных бумаг, находящихся в портфеле фонда, разделенной на общее количество паев.

Подтверждением участия в юнит-трасте является свидетельство о внесении пая. Главной особенностью таких организаций является возможность передачи средств инвесторов в доверительное управление третьему лицу.

Данные компании освобождаются от уплаты налогов на прибыль. Но обязаны, после выплаты вознаграждения управляющему, распределить всю прибыль между инвесторами.

Инвестиционный траст во многом схож с американскими инвестиционными компаниями закрытого типа, но инвесторы не являются его акционерами, а только держателями паев и, следовательно, не принимают участия в управлении компанией.

Существует также третий тип инвестиционных компаний Великобритании – открытые инвестиционные компании, которые, однако, имеют только одно отличие от традиционных для этой страны юнит-трастов – они действуют в соответствии с Директивой Европейского Союза «О предприятиях коллективного инвестирования в обращаемые ценные бумаги» от 1985 года и, соответственно, их ценные бумаги имеют хождение за пределами Соединенного Королевства[17, стр. 87].

В Великобритании также существует законодательно утвержденная схема компенсации инвесторам, участниками которой являются все лицензированные компании, которая работает для повышения доверия инвесторов. 

Таким образом, можно сделать вывод, что в случае наличия возможности инвестирования этих средств в РФ, с уровнем рентабельности, превышающим банковский процент по депозитам, а также при наличии уверенности в возвратности таких инвестиций, часть средств физических лиц вкладывалась бы в соответствующие этим требованиям компании. В этой ситуации наиболее актуален американский опыт создания юнит-трастов, при инвестировании которых граждане кооперируются в группы и осуществляют коллективные вложения, что позволяет им вкладывать небольшое количество средств, а также экономить на издержках, связанных с оформлением сделок с ценными бумагами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Рынок ценных бумаг является одним из немногих возможных финансовых каналов, по которым сбережения перетекают в инвестиции. В то же время рынок ценных бумаг предоставляет инвесторам возможность хранить и увеличивать их сбережения. Сегодня фондовый рынок России еще только развивается. Несмотря на то, что в целом российское законодательство в сфере доверительного управления, особенно в части инвестиционных фондов, – одно из самых четко прописанных на финансовом рынке, однако идеальной законодательной базы, способной предусмотреть все нюансы, не существует.

Инвесторы – лица, которым ценные бумаги принадлежат на праве собственности или ином вещном праве. В зависимости от выбранной стратегии, тактика действий инвесторов может быть различной – от консервативной до агрессивной.

До настоящего времени в законодательных документах баланс интересов был смещен в сторону инвестора и сильно ограничивал управляющего. «Разжевывая» постатейно права инвесторов, старый закон не учитывал того, что далеко не все инвесторы относятся к категории пожилых людей, которые ничего не понимают в рынке и требуют усиленной защиты. Большинство клиентов – люди с состоянием и опытом. Они хотят инвестировать в более рискованные стратегии, понимая, что такое фондовая игра. И им надо это позволять.

Потенциал развития закрытых фондов для квалифицированных инвесторов достаточно велик. Уже сейчас эти участники рынка занимают активную позицию в данном сегменте, а в ближайшие годы эта тенденция будет только усиливаться. Именно квалифицированного инвестора следует рассматривать, прежде всего, в качестве основного игрока в ЗПИФах. В такой ситуации управляющие смогут прогнозировать рост количества фондов, ориентированных не только на розничного клиента, а в первую очередь на квалифицированного инвестора. Это повысит качество сделок и, как следствие, приведет к увеличению объемов привлеченных средств.

Следует отметить, что градация инвесторов на квалифицированных и неквалифицированных позволяет более гибко подходить к регулированию деятельности инвестиционных фондов. Для квалифицированных инвесторов создаются инвестиционные фонды с более мягкими требованиями по составу и структуре активов, условиями для пайщиков и требованиями к раскрытию информации. Управляющие компании получают возможность существенно расширить линейку инвестиционных продуктов, а у их клиентов появляется возможность получать более высокий доход за счет инвестирования в новые для российского рынка высокодоходные финансовые инструменты, например инвестирование в хедж-фонды, фонды товарного рынка, кредитные фонды. Инвестиционные фонды для квалифицированных инвесторов существенно увеличат объемы российского финансового рынка. Впрочем, получив дополнительные возможности заработать и осознанно взяв на себя риски, квалифицированные инвесторы «отключаются» от компенсационных механизмов, которые будут предусмотрены для неквалифицированных участников рынка.

Вполне очевидно, что в настоящее время не должна стоять задача именно выбора категории фондов для квалифицированных или неквалифицированных инвесторов. Изучив на данном этапе механизм работы с более рисковыми инвестиционными инструментами в фондах для квалифицированных инвесторов, вполне возможно оценить размер их риска, чтобы в дальнейшем предложить менее рисковые из них для использования в фондах для неквалифицированных инвесторов. Такие действия предоставят им более расширенные возможности.

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

  1. Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. №39-ФЗ «О рынке ценных     бумаг» // Собр. законодательства РФ. 1996. №17. Ст. 1918.
  2. Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. №39-ФЗ (ред. от 24.07.2007) «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» // Собр. законодательства РФ. 1999. №9. Ст. 1096.
  3. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. №209-ФЗ (ред. от 23.07.2008) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2007. – №31. – Ст. 4006.
  4. Федеральный закон от 6 декабря 2007 г. №334-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об инвестиционных фондах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета. – 2007. – №278.
  5. Указ Президента РФ от 1 июля 1996 г. №1008 (ред. от 16.10.2000) «Об утверждении Концепции развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации» // Собр. законодательства РФ. – 1996. – №28. – Ст. 3356.
  6. Приказ ФСФР РФ от 18 марта 2008 г. №08–12/пз-н «Об утверждении Положения о порядке признания лиц квалифицированными инвесторами» // БНА. 2008. №19.
  7. Абрамов А. Стратегия и вектор движения фондового рынка в России / А. Абрамов // РЦБ. - 2008. - №13. - С. 12-16.
  8. Албегова И.М., Емцов Р.Г., Холопов А.В. Государственная экономическая политика. М.: Дело и Сервис, 2006г. - с. 386.
  9. Андреев А. Инвестиционная деятельность в условиях рыночной экономики. М.,2000. - 407с.
  10. Бочаров В.В. Инвестиции. Инвестиционный портфель / В.В. Бочаров. - СПб.: Питер, 2006. - 286 с.
  11. Богатырев А.Г. Государственно-правовой механизм регулирования инвестиционных отношений: (Вопросы теории). Автореферат диссертации доктора юридических наук/Акад. Министерства внутренних дел РФ.- М., 2009.-128с.
  12. Копейкин М. Российская государственная политика в области - инвестиций и инноваций // Маркетинг. - М., 2008.-№4.-с.24.
  13. Коречков Ю.В. Рынок ценных бумаг: учебное пособие / Ю. В. Коречков. Ярославль: РИЦ МУБиНТ, 2006. - 303 с.
  14. Маковецкий М. Инвестиционный процесс и роль в нем рынка ценных бумаг / М. Маковецкий // Финансовый бизнес. - 2007. - Ж 3. - С.  27-33.
  15. Михайлова В.Е., Рожков Ю.В. Роль финансово-кредитных отношений в регулировании инвестиционного процесса // Изв. С.-Петерб. Ун-та. - СПб., 2005.- №5.
  16. Орлова Е.Р. Инвестиции: курс лекций / Е.Р. Орлова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Омега-Л, 2006. - 206 с.
  17. Строев Е.С. Инвестиционная политика государства: российская действительность и зарубежный опыт // ЭКО, 2009.-№1.
  18. Улыбышева В. ЕС и Россия: опыт стимулирования иностранных инвестиций. // Мировая экономика и международные отношения. - М., 2007.-№10.
  19. Ческидов Б.М. Модели рынков ценных бумаг / Б.М. Ческидов. - СПб.: Питер, 2006. - 410 с.
  20. Янукян М. Г. Практикум по рынку ценных бумаг: учебное пособие для студентов вузов / М.Г. Янукян. СПб.: Питер, 2007. - 192 с.

Информация о работе Инвесторы на рынке ценных бумаг. Теория и практика инвестирования капитала