Особенности оценки инновационных проектов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 22:48, курсовая работа

Краткое описание

В своей работе я рассмотрю следующие вопросы:
- общая характеристика инновационной деятельности
- оценка эффективности инновационного проекта
- особенностей инновационного развития России в условиях финансовой нестабильности
- инновационная политика государства, как акционера компании «РОСНАНО», на примере Трансдермальной терапевтической системы.

Содержание

Введение ______________________________________________________3
1. Теоретические аспекты оценки инновационных проектов ________5
1.1. Сущность и классификация инновационных проектов ________5
1.2. Эффективность инновационных проектов __________________11
1.2.1 Особенности финансовой оценки научно-технических проектов ___________________________________________11
1.2.2. Сущность показателя экономического эффекта инновационного проекта ____________________________12
1.2.3. Порядок расчета экономического эффекта инновационного проекта и выбор наилучшего варианта __________________14
1.2.4. Общая экономическая эффективность инновационного проекта ___________________________________________21
1.3. Теоретический анализ особенностей инновационного развития России в условиях финансовой нестабильности. ____________28
1.3.1. Оценка текущего инновационного потенциала России _28
1.3.2. Проблемы инновационного развития России _______31
2.Оценка инновационного проекта хозяйствующего субъекта. _______35
2.1. Краткая характеристика хозяйствующего субъекта _______35
2.2. Общая характеристика инновационного проекта. ____________39
2.3 Финансирование и экономическая оценка проекта. _______49
3. Фактор «успешности инновационного проекта», применяемый в зарубежной практике. __________________________________________50
Заключение _______________________________________________55
Список литературы __________________________________________56

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.docx

— 763.59 Кб (Скачать файл)

В условиях финансового кризиса проблемы экономики еще более активно обсуждаются видными представителями финансового мира (учеными, политиками, чиновниками государственных и муниципальных экономических ведомств, бизнесменами). На общественных встречах и мероприятиях они подводят итоги прошедших периодов, дают оценку текущему положению дел в экономике, вырабатывают основные направления по оптимальному выводу мировой экономики из кризисного состояния (с отдельными признаками стагфляции), улучшению существующих макроэкономических показателей. Учитывая также тот факт, что руководство страны не планирует отказываться от нового инновационного пути развития российской экономики, одной из важнейших задач в ближайшие годы будет являться восстановление и повышение качества инвестиционного климата России.

 

1.3.1. Оценка текущего инновационного потенциала России

В настоящее время большинство экспертов дают негативную оценку текущего инновационного потенциала России, в особенности на фоне развитых стран. Так, в деловой литературе отмечают тенденцию по снижению доли высокотехнологичных продуктов в ВВП России с 1,12% в 2007г. до 1,03% в 2008г. По этому показателю Россия занимает лишь 312-е место в мире. Ведущие же позиции в данном рейтинге занимают страны, рост ВВП в которых на 50%-90% определяет развитый научно-технический комплекс страны. В качестве одной из основных причин сложившейся ситуации называют экономические реформы 90-х годов, оказавшие влияние на резкое снижение спроса на продукты инновационной деятельности.

В свою очередь в период с 1990г. по 2007г. это способствовало уменьшению организаций, выполняющих исследования, за исключением различных НИИ (число которых увеличилось). В 2007 году число предприятий, осуществлявших технологические инновации, составляло всего 8,5% от их общего количества5, что в целом неудивительно, учитывая, что дефицит финансирования научно-исследовательских процессов не позволяет создать необходимую материально-техническую базу и обеспечить достойными кадрами развитие инновационных технологий. Увеличение разрыва между спросом на высокотехнологичную продукцию и возможностью её производить, приводит к тому, что предприятия почти всех отраслей предпочитают закупку готового оборудования созданию собственных НИОКР. Объясняется это нежеланием заниматься венчурным финансированием, а закупать проверенную, готовую для потребления продукцию.

Таким образом, сложилась ситуация, когда большая часть выпускаемой в РФ высокотехнологичной продукции является скорее усовершенствованной или просто современной, но никак не радикально новой. Увы, с более широкой точки зрения это является губительным для внутреннего производства высокотехнологичной продукции. В частности, именно такую позицию озвучил Президент РФ Д.А. Медведев на прошедшем 26.12.2009г. заседании комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики: «Мы заинтересованы, помимо того, чтобы заниматься импортозамещением – чем мы, в общем-то, исторически занимались с советских времен и, кстати, в этом преуспели – нам нужны именно прорывные технологии, новые решения…».

В то же время, нельзя отрицать и тот факт, что Россия остается страной, владеющей огромной научно-технической базой. В ХХ веке около двух третей мировых новаций, внедренных в экономику развитых стран, было реализовано при использовании достижений и идей Российской фундаментальной науки. Нельзя забывать и про колоссальные наработки ВПК еще в советские времена: при реализации инновационно-ориентированного пути развития Российской экономики это необходимо учитывать. Действительно, в последние годы Россия развивалась в основном за счет внешних источников – продажи природных ресурсов и сырья, а также за счет «дешевых» кредитов иностранных банков. В условиях Мирового финансового кризиса необходимо искать альтернативные внутренние возможности роста. Так, в ноябре 2008г. была принята Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., в который были определены основные этапы научно-технического развития в Российской Федерации.

В 2010 году основной задачей правительства является минимизация и, по возможности, предотвращение так называемых «социальных потрясений». Озвучены планы о вменении в обязанность государственным корпорациям и компаниям, которые сегодня принято относить к естественным монополиям, выделение средств на поддержку НИОКР, что было поддержано основными представителями указанных структур.

Приведенная выше оценка состояния текущего инновационного потенциала России позволяет сделать вывод о наличии ряда существенных осложнений, которые вынуждена будет решать экономика России как для целей преодоления текущего кризисного состояния экономики, так и для реализации планов по переводу российской экономики на «инновационные рельсы».

 

1.3.2. Проблемы инновационного развития России

Ключевым вопросом в реализации любой инвестиционной деятельности является привлечение ресурсов (финансовых, технологических, человеческих). При реализации инновационных проектов решение этой задачи становится еще более сложным, учитывая, что любые инновации (как правило) являются трудозатратными, обладают высокими рисками и сложностью оценки экономических результатов, полученных в ходе их воплощения в жизнь.

Отсутствие финансирования в полном объеме увеличивает время реализации конкурентоспособных проектов, снижая качество инноваций. Решение данной проблемы для госпредприятий полностью зависит от запланированного бюджета РФ. Финансирование инновационных проектов частных предприятий в основном зависит от возможности получить заемные средства, что в условиях кризиса и с учетом особенностей отечественного рынка кредитных продуктов заставляет предпринимателей обращаться к иностранным кредитным организациям. Мировая практика показывает, что инновационный процесс и внутреннее производство инновационных технологий оказываются более эффективными при максимальном вовлечении бизнеса. А для этого одной из приоритетных задач государства становится обеспечение равных возможностей для вхождения на рынок инновационных технологий как крупным предприятиям, так и небольшим частным компаниям. Так, Правительством города Москва в последние годы реализуется ряд мер по поддержке и развитию малых и средних инновационных предприятий. Например, введена система государственных гарантий для привлечения кредитов, объем которых в настоящее время составляет от 50% до 70%. Данные действия позволяют организации привлекать банковские инвестиции практически без залога и получать кредит не под 25% годовых, а под 10% .

Кроме того, в России был введен ряд налоговых нововведений, которые в теории должны были способствовать развитию инновационных исследований и разработок в частном секторе. Но в связи с отсутствием комплексности и согласованности российской налоговой системы, предпринятые меры в настоящий момент малоэффективны. Ситуация осложняется тем, что были отменены налоговые льготы по уплате имущественного и земельного налогов для государственных научных организаций, а это, напротив - способствует ослаблению материально-технической базы данных организаций.

Но отсутствие согласованности, увы, относится и к законодательной базе РФ: так, был принят Закон № 217-ФЗ, который разрешает создание хозяйственных обществ на базе бюджетных учреждений науки и образования, с целью получения дохода от создаваемых идей, что способствует активному развитию инновационных технологий (как показывает практика иностранных государств). В соответствии с Законом № 217-ФЗ бюджетные научные и образовательные учреждения получают возможность самостоятельно распоряжаться дивидендами и доходами от участия в хозяйственных обществах и направлять их на указанные в законе цели. Но это противоречит действующему законодательству, например, ГК РФ содержит прямой запрет бюджетному учреждению на распоряжение имуществом, закрепленным за этим учреждением собственником или приобретенным за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества. Кроме того, эффективной реализации закона препятствует отсутствие экономических преференций и налоговых льгот у создаваемых бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ. Обозначенный пробел в законодательстве не позволил принятому Закону № 217-ФЗ обеспечить ожидаемые результаты: фактически создано 4 предприятия на базе ВУЗов и НИИ (планировалось около 200), которые на данный момент не функционируют. Для предотвращения подобных ситуаций, необходимо активное участие самих «инноваторов» в формировании национальной инновационной политики, для чего в рамках министерства идет работа по созданию механизмов общественного контроля за эффективностью реализации инновационных программ.

Кроме того, стоит отметить, что в России отсутствуют эффективные механизмы оценки и проработки коммерческой составляющей инноваций – одно из наследий командной экономики. В условиях рыночной экономики кроме наличия возможности создать качественно новый продукт, необходимо уметь дать ему «коммерческую» оценку, т.к. именно она помогает участникам инновационного процесса ответить на главный вопрос: будет ли та или иная инновация прибыльной и на что она будет направлена: в массовое производство или на реализацию некоммерческих задач. Для многих предпринимателей и частных компаний вопрос об использовании (внедрении) инноваций встал только после резкого падения спроса на производимую ими продукцию и обострением конкуренции на рынке. По статистике более 50 % предпринимателей намерены преодолеть кризис с помощью модернизации технологий производства своей продукции. Остальные решили наладить выпуск новых продуктов, из них свыше 1/3 намерены вложить деньги именно в исследования и разработки, что, в свою очередь, подразумевает создание принципиально новой продукции. В составе половины Российских предприятий есть подразделения, осуществляющие инновационные разработки и их внедрение, а 1/5 часть организаций собираются создать такие подразделения. Однако, учитывая особенности российского менталитета и российской экономики, здесь кроется проблема: не иссякнет ли желание предпринимателей заниматься инновационным процессом, когда кризис закончится? Свыше половины топ-менеджеров обладают завышенным мнением по поводу «конкурентоспособности» своей продукции. Данную тенденцию ярко демонстрирует нефтяная промышленность - несмотря на высокие доходы до кризиса, отечественные компании по-прежнему производят из 1 тонны нефти 200 литров бензина, а в США - 600 литров.

Если обратиться к истории, то очевидно, что именно во время мировых финансовых кризисов происходит развитие инновационных технологий и преобразование экономик. Как отметил министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко: «Кризис — хорошее время для переструктурирования и экономики, и системы потребления, вообще для любой перестройки».

 

2.Оценка инновационного проекта хозяйствующего субъекта.

 

2.1. Краткая характеристика  хозяйствующего субъекта

 

РОСНАНО – масштабный государственный проект, конечной целью которого является перевод страны на инновационный путь развития и вхождение России в число лидеров мирового рынка нанотехнологий. Сегодня в Корпорации сосредоточены одни из лучших специалистов страны, способных наладить взаимовыгодное сотрудничество между наукой, бизнесом и государством. Это – основное условие успеха.

А.Б. Чубайс, председатель правления РОСНАНО6

Государственная корпорация «Российская корпорация нанотехнологий» (РОСНАНО) учреждена федеральным  законом №139-ФЗ 19 июля 2007 года для «реализации государственной политики в сфере нанотехнологий, развития инновационной инфраструктуры в сфере нанотехнологий, реализации проектов создания перспективных нанотехнологий и наноиндустрии».

Корпорация решает эту задачу, выступая соинвестором в нанотехнологических проектах со значительным экономическим или социальным потенциалом. Финансовое участие корпорации на ранних стадиях проектов снижает риски ее партнеров – частных инвесторов.

Корпорация участвует в создании объектов нанотехнологической инфраструктуры, например, центров коллективного пользования, бизнес-инкубаторов и фондов раннего инвестирования.

РОСНАНО выбирает приоритетные направления инвестирования на основе долгосрочных прогнозов развития, к разработке которых привлекаются ведущие российские и мировые эксперты.

На деятельность Корпорации Правительством Российской Федерации выделено 130 млрд. рублей, которые были внесены в уставный капитал РОСНАНО в ноябре 2007 года. В июне 2008 года временно-свободные средства были размещены на счетах в 8 коммерческих банках в соответствии с рекомендациями Министерства финансов РФ.

Органами управления являются наблюдательный совет, правление и генеральный директор. В сентябре 2008 года генеральным директором Российской корпорации нанотехнологий назначен Анатолий Борисович Чубайс.

Стратегия деятельности Корпорации основывается и согласуется с целями, задачами, приоритетами и показателями, определяемыми:

- президентской инициативой  «Стратегия развития наноиндустрии»  от 24 апреля 2007 г. № Пр-688;

- Федеральным законом  «О российской корпорации нанотехнологий»;

- поручением Правительства  Российской Федерации от 04.05.2008 г. № ВЗ-П7-2702 по обеспечению реализации  программы развития наноиндустрии  в Российской Федерации до 2015 года;

- проектом концепции формирования  национальной нанотехнологической  сети Российской Федерации.

Нанотехнологии и наноиндустрия являются в настоящее время одним из наиболее перспективных направлений науки, технологий и промышленности.

Задача опережающего инновационного развития России, коммерциализации перспективных разработок, а также проблема рационального использования ресурсов диктуют необходимость освоения и использования новых инструментов государственной политики.

Основы государственной политики в сфере наноиндустрии определены в президентской инициативе «Стратегия развития наноиндустрии» от 24 апреля 2007 г.

В соответствии с этой стратегией уже в ближайшие годы должны быть кардинально увеличены объемы производства выпускаемой и востребованной продукции нанотехнологий и достигнуто насыщение соответствующих рынков.

Одновременно должна быть начата разработка новых видов продукции нанотехнологий, которые появятся на рынке через несколько лет, и доведение этих видов продукции до промышленного производства.

К 2015 году в стране будет сформирована национальная нанотехнологическая сеть, представляющая условия для масштабного наращивания продукции наноиндустрии.

В целях содействия реализации государственной политики в сфере нанотехнологий, развития инновационной инфраструктуры в сфере нанотехнологий, реализации проектов создания перспективных нанотехнологий и наноиндустрии и в соответствии с Федеральным законом «О российской корпорации нанотехнологий» создана государственная корпорация «Российская корпорация нанотехнологий» (далее — Корпорация).

Исходя из основных задач, определяемых государственной политикой в сфере наноиндустрии и Федеральным законом «О российской корпорации нанотехнологий», Корпорация определяет свою миссию как содействие реализации государственной политики, имеющей целью вхождение России в число мировых лидеров в области нанотехнологий.

Вхождение России в число лидеров в области нанотехнологий должно быть достигнуто на следующих главных направлениях:

Завоевание лидирующих позиций на мировых рынках нанотехнологической продукции;

Информация о работе Особенности оценки инновационных проектов