Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 17:35, курсовая работа
Проблема привлечения инвестиций – одна из ключевых проблем современного общества. Инвестиционные ресурсы ограничены, и удовлетворить всю имеющуюся потребность в них практически невозможно. Данный тезис актуален, поскольку инвесторы, учитывая риски, тщательно оценивают потенциальные объекты инвестирования.
Известно, что на готовность инвестора осуществить вложения большое влияние оказывает инвестиционная привлекательность объекта инвестирования. Иногда инвесторы оценивают не инвестиционную привлекательность, а инвестиционный климат, причем эти два понятия не всегда разграничиваются.
Введение……………………………………………………………….................... 3
Глава 1. Теоретические аспекты инвестиционного климата………………….. 5
1.1 Понятие инвестиционного климата и факторы на него влияющие………. 5
1.2 Значение инвестиционного климата для региона………………………….. 8
1.3 Отличие инвестиционного климата от инвестиционной привлекательности………………………………………………………………...
10
Глава 2. Инвестиционный климат Пензенской области………………………... 12
2.1 Характеристика Пензенской области………………………………………... 12
2.2 Оценка инвестиционного климата пензенской области……………………. 14
Глава 3. Проблемы Пензенской области и пути их решения…………………... 19
3.1 Проблемы Пензенской области………………………………………………. 19
3.2 Пути решения проблем Пензенской области……………………………….. 22
Заключение………………………………………………………………………… 26
Список использованной литературы…………………………………………… 29
Большинство исследователей рассматривает инвестиционный климат как совокупность условий (факторов), влияющих на желание инвестора осуществить вложения.
Согласно данным Всемирного банка инвестиционный климат «представляет собой совокупность характерных для каждой местности факторов, определяющих возможности компаний и формирующих у них стимулы к осуществлению продуктивных инвестиций, созданию рабочих мест и расширению своей деятельности».[4] К сожалению, в данном определении не уточняется, какие это могут быть факторы.
Стоит отметить, что при изучении связи понятий «инвестиционная привлекательность» и «инвестиционный климат» возникает большое количество дискуссий. Здесь можно выделить следующие подходы:
Данного мнения придерживаются специалисты рейтингового агентства «Эксперт РА».
По мнению В.В. Кирюхина существуют инвестиционный потенциал и известная степень инвестиционного риска; они формируют инвестиционную привлекательность региона.[5] Инвестиционная привлекательность региона определяет инвестиционную активность. Инвестиционный климат определяется инвестиционной активностью и инвестиционной привлекательностью (рисунок 1.1).
Рисунок 1.1 «Связь понятий инвестиционная привлекательность, инвестиционная активность и инвестиционный климат»
3. Инвестиционная
Инвестиционный климат включает объективные возможности региона (инвестиционный потенциал) и условия деятельности инвестора (инвестиционный риск) и позволяет сопоставить эти показатели. В том случае, если инвестиционный потенциал превышает инвестиционный риск региона, можно говорить о его инвестиционной привлекательности.[6]
Можно условно сказать, что инвестиционная привлекательность – это скорее субъективное понятие, т.к. она сильно зависит от типа инвестора и его целей, а инвестиционный климат – скорее объективное, поскольку отражает тенденции, влияющие на всех участников инвестиционного процесса.
2. Инвестиционный климат Пензенской области
2.1 Характеристика Пензенской области
Пензенская область в современных границах образована 4 февраля 1939 года, расположена на Восточно-Европейской (Русской) равнине и занимает среднюю и западную часть Приволжской возвышенности. Территория области с запада на восток – 330 км, с севера на юг – 204км.
Площадь Пензенской области составляет 43,3 тыс. км2. Население области – 1388 тыс. чел., из них городского населения 66,3 %, сельское 33,7 % . Плотность населения равна 34,4 чел./км2. Административным центром является город Пенза (507,8 тыс. чел.), наиболее крупные города: Кузнецк (88,3 тыс. чел), Заречный (62,0 тыс. чел.), Каменка (39,3 тыс. чел.), Сердобск (35,3 тыс. чел.). [7]
Пензенская область относится к числу типичных индустриально развитых старопромышленных регионов. Область лишена значимых природных ресурсов, таких как нефть, газ, уголь, руда, и осваивалась преимущественно за счет развития промышленных предприятий в крупных городах и сельского хозяйства. Базовыми секторами экономики региона являются: производство машин и оборудования (ориентированное на производство промышленного оборудования), производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования (традиционно ориентированное на потребности оборонно-промышленного комплекса и атомного энергопромышленного комплекса), целлюлозно-бумажное производство, издательская и полиграфическая деятельность, обработка древесины и производство изделий из дерева, металлургическое производство и производство готовых металлических изделий, производство транспортных средств и оборудования, производство пищевых продуктов, включая напитки и табака.
Из основных преимуществ Пензенской области можно выделить: выгодное географическое положение, благоприятная экологическая ситуация, высокий уровень развития малого бизнеса, интеллектуальный и кадровый потенциал, благоприятный социокультурный климат и туристический потенциал, стабильная общественно-политическая ситуация, низкий уровень криминальных рисков.
По основным показателям социально-экономического развития Пензенская область достойно выглядит на фоне регионов Приволжского федерального округа и России.
Объем валового регионального продукта в 2012 году превысил 200 миллиардов рублей. За период с 2005 по 2010 годы отмечается рост валового регионального продукта более чем в 2 раза.
Основной объем валового регионального продукта обеспечивает такие отрасли экономики, как обрабатывающие производства, сельское хозяйство, транспорт и связь, оптовая и розничная торговля и операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг, на долю которых приходится около 70 процентов произведенного валового продукта.
Инвестиционную базу регионального развития
составляет ряд проектов, не имеющих аналогов
в стране.
Это инвестиционные проекты таких крупных
компаний, как «Группа «Черкизово», «Русская
молочная компания», «Дамате», «Азия Цемент»,«Дизелестроительная
Компания Вяртсиля», а также проекты крупных
предприятий промышленного комплекса
области – «Маяк» и «Биосинтез».
Особо стоит отметить такой показатель, как доля инвестиций в основной капитал в валовом региональном продукте, который считается наиболее объективным индикатором реализации инвестиционной политики. По итогам 2012 года данный показатель превысил 34 %, что позволило региону занять лидирующее положение среди субъектов Приволжского федерального округа.[8]
Растут и темпы притока иностранных инвестиций. Так, за 2011-2012 годы в экономику области поступило иностранных инвестиций на сумму более 137 миллионов долларов США. Только в 2012 году было привлечено порядка 92 миллиона долларов США, что в 2 раза превышает уровень поступлений 2011 года.[9]
В рейтингах инвестиционной привлекательности Пензенская область относится к наиболее «массовой» рейтинговой категории 3В1 (пониженный потенциал – умеренный риск). Среди регионов ПФО Пензенская область в послекризисный период демонстрирует устойчивую динамику снижения практически всех частных инвестиционных рисков. [10]
2.2 Оценка инвестиционного климата пензенской области
Существует несколько методик оценки инвестиционного климата региона: первая базируется на оценке совокупности макроэкономических показателей, вторая - многофакторная, основывается на взаимосвязанной характеристике широкого набора факторов, влияющих на инвестиционный климат и третья методика, базируется на оценке риска инвестиций. При этом в качестве элементов, формирующих инвестиционный климат региона, анализируются два направления оценки инвестиционных рисков: либо со стороны инвестиционного потенциала, либо со стороны социально-экономического потенциала. Для анализа инвестиционного климата Пензенской области из вышеперечисленных методик выберем вторую – многофакторную. [11]
№ п/п |
Факторы |
Показатель |
Вес фактора |
Балльное значение |
Произведение |
1. |
Экономический |
Уровень инфляции |
0,334 |
2 |
0,668 |
2. |
Финансовый |
Удельный вес убыточных предприятий |
0,267 |
2 |
0,534 |
3. |
Социальный |
Уровень безработицы |
0,200 |
2 |
0,4 |
4. |
Криминальный |
Общий уровень преступности |
0,133 |
3 |
0,399 |
5. |
Экологический |
Степень загрязнения окружающей среды |
0,066 |
2 |
0,132 |
Итого: |
1,0 |
12 |
2,133 |
№ п/п |
Факторы |
Показатель |
Вес фактора |
Значение в баллах |
Произведение |
1. |
Производственный |
Индекс физического объема |
0,334 |
5 |
1,67 |
2. |
Трудовой |
Удельный вес занятого трудовой деятельностью населения к трудовым ресурсам |
0,267 |
4 |
1,068 |
3. |
Потребительский |
Изменения покупательной способности |
0,200 |
3 |
0,6 |
4. |
Финансовый |
Темп роста активов банков |
0,133 |
3 |
0,399 |
5. |
Инфраструктурный |
Динамика изменения инфраструктуры |
0,066 |
3 |
0,198 |
Итого: |
1,0 |
18 |
3,935 |
Информация о работе Проблемы Пензенской области и пути их решения