3. Проблемы Пензенской
области и пути их решения
3.1 Проблемы Пензенской
области
Одной из наиболее важных проблем
Пензенской области является привлечение
иностранных инвестиций.
По Приволжскому федеральному
округу лидерами по поступлению инвестиций
из-за рубежа являются Самарская область
(26,8 %), Пермский край (24,5 %) и Нижегородская
область (14,3 %). Доля иностранных инвестиций,
привлеченных в экономику Пензенской
области, составила 0,7 % от общего объема
иностранных инвестиций в ПФО.[12]
Рассмотрим ситуацию, сложившуюся
в настоящее время в Пензенской области
(Таблица 3.1).
Таблица 3.1
«Иностранные инвестиции в
экономику Пензенской области, долл. »
|
2011 |
Удельный вес, % |
2012 |
Удельный вес, % |
Изменение к предыдущему году,
% |
Всего |
45831,20 |
100,00 |
91772,40 |
100,00 |
100,24 |
Сельское хозяйство, охота и
лесное хозяйство |
2050,50 |
4,47 |
38472,80 |
41,92 |
1776,26 |
Строительство |
12852,70 |
28,04 |
29742,10 |
32,41 |
131,41 |
Обрабатывающие производства |
21075,00 |
45,98 |
17104,80 |
18,64 |
–18,84 |
Оптовая и розничная торговля |
3,00 |
0,01 |
2942,70 |
3,21 |
97990,00 |
Операции с недвижимым имуществом,
аренда и предоставление услуг |
9796,00 |
21,37 |
2735,90 |
2,98 |
–72,07 |
Транспорт и связь |
53,9 |
0,12 |
774 |
0,84 |
1335,99 |
За 2012 г. объем иностранных инвестиций,
привлеченных в экономику Пензенской
области, увеличился в 2 раза. Основными
направлениями привлечения иностранных
инвестиций в Пензенскую область являются
сельское хозяйство, строительство и обрабатывающие
производства.
Главными странами-инвесторами
в 2012 г. стали Сейшелы, Китай, Нидерланды
и Кипр (Рисунок 3.1).
Рисунок 3.1 «Основные страны-инвесторы
экономики Пензенской области, долл.»
Таким образом, несмотря на
небольшой объем привлекаемых инвестиций
из-за рубежа в настоящее время, Пензенская
область имеет потенциал для роста инвестиций
в будущем.
Для привлечения инвестиций
(в том числе и иностранных) Правительство
Пензенской области сегодня применяет
ряд мер:
-В Пензенской области создана
база регионального законодательства
в сфере инвестиционной деятельности;
-Существуют преференции в сфере
инвестирования (предоставление налогового
и бюджетного кредитов, субвенций и субсидий;
освобождение от арендной платы за земельные
участки, находящиеся в собственности
Пензенской области; льготы по аренде
недвижимого имущества; финансирование
за счёт средств бюджета области капитального
ремонта и строительства коммунальной
инфраструктуры; обеспечение административной
поддержки);
-Наиболее значимым бизнес-проектам,
реализуемым на территории региона, выдается
Патронажный Сертификат Губернатора;
-На территории Пензенской области
проводятся Инвестиционные форумы. [13]
Данные мероприятия дают положительные
результаты, однако проведения только
этих мероприятий недостаточно, дополнительные
предложения по поводу привлечения иностранных
инвестиций в Пензенскую область будут
представлены в следующем параграфе.
Еще одной, не менее серьёзной,
проблемой является высокий уровень износа
основных фондов.
Износ основных фондов в Пензенской
области находится на высоком уровне,
что отрицательно влияет на развитие экономики.
Степень износа основных фондов и удельный
вес полностью изношенных основных фондов
выше, чем по России в целом и в Приволжском
федеральном округе. В Пензенской области
произошло значительное увеличение уровня
износа основных фондов - с 42,2% до 58,4% (в
ПФО в среднем с 44,4% до 49,7%).
Наибольшая степень износа
основных фондов отмечается в транспорте
(70,7%), связи (56%) и строительстве (50%) - это
самые высокие показатели в ПФО и второе
место в России после Кабардино-Балкарской
Республики (78,3% - в строительстве) и Магаданской
области (69,9% - в связи). Высокая изношенность
основных фондов электрических и тепловых
сетей является одним из факторов, определяющих
энергодефицитность региона. В промышленности
и сельском хозяйстве износ основных фондов
области примерно соответствует среднероссийскому.
Износ основных фондов в жилищно-коммунальном
хозяйстве составляет около 1/3. В городах
и райцентрах области многие объекты инженерного
обеспечения эксплуатируются с износом
более 50%.
Сложившееся положение свидетельствует
об ограниченных возможностях значительного
числа предприятий осуществлять производство
конкурентоспособной продукции. Все это
в совокупности определяет высокую потребность
в инвестициях, в том числе за счет бюджетных
средств.[14]
Также, в настоящее время имеет
место такая проблема, как пониженная
экономическая эффективность промышленности
Пензенской области.
Пензенская область характеризуется
многоотраслевой структурой промышленного
комплекса. Однако область на данный момент
практически не обладает завершенными
технологическими цепочками в сфере машиностроительного
производства. Кроме того, в непосредственной
близости находятся значительно более
мощные промышленные центры Поволжья
- Нижний Новгород, Самара, Саратов, Казань.
[15]
Удельный вес убыточных предприятий
в промышленности в 2011 - 2012 годах составлял
44,6% и 49,2% соответственно. По данному показателю
Пензенская область наряду с Республикой
Марий Эл, Кировской и Ульяновской областями
имеет наихудшие показатели в ПФО.
3.2 Пути решения проблем
Пензенской области
В настоящее время правительством
Пензенской области применяется ряд мер
для устранения проблемы привлечения
иностранных инвестиций, однако очевидно,
что принятые меры не смогут в полной мере
реализовать инвестиционный потенциал
Пензенской области.
Для большей эффективности
решения данной проблемы, необходимо сделать
следующее:
- обеспечить массовую рекламу
о льготах, действующих в сфере инвестирования
в Пензенской области;
- предоставить пустующие
площади заводов по льготным
ценам;
- поддерживать проекты, имеющие
иностранные инвестиции, на всех
этапах его развития;
- провести конкурсы по
поводу законотворческих инициатив
в сфере инвестирования среди
жителей пензенской области.
Благодаря совокупности мер
с учетом благоприятной политической
и экономической обстановки возможно
увеличение объема иностранных инвестиций,
привлекаемых в экономику Пензенской
области.
Обновление основных фондов
с конца 1980-х годов отстает от требуемых
темпов ввода реконструированных и новых
производственных мощностей. Исходя из
этого, можно сделать вывод, что в России,
а значит и в её регионах, до сих пор отсутствует
целенаправленная промышленно-технологическая
политика. Поэтому продолжается, а, если
точнее - уже завершается "проедание"
советской производственно-технологической
базы. Соответственно одним из решений
проблемы износа основных фондов может
стать четко проработанная промышленно-технологическая
политика.
Для модернизации основных
фондов в Пензенской области требуется
высокотехнологичное оборудование. В
настоящее время не всегда имеется возможность
приобрести такое оборудование у зарубежных
производителей, поскольку его стоимость
достаточно высока, а отечественных аналогов
не существует. В связи с этим одним из
путей решения данной проблемы будет являться
восстановление машиностроения в области.
В частности целесообразно тесное сотрудничество
с российскими компаниями сквозного инжиниринга
в машиностроении. Это позволит развивать
собственную технологическую базу, а в
более широком контексте, - сокращать технологическое
отставание и износ основных фондов.
Как уже было отмечено высокая
изношенность основных фондов электрических
и тепловых сетей определяет энергодефицитность
региона. Решить это поможет более широкое
использование муниципально - частного
партнерства, то есть отдавать энергетические
активы в долгосрочную аренду. В этом случае инвесторам становится
понятен инвестиционный горизонт - это
десятки лет. Соответственно, инвестор
мог бы привлекать деньги на рынке, вкладывать
собственные средства в обновление основных
фондов, строительство новых мощностей.
То есть те же деньги в отрасль можно было
привлечь, не продавая актива, передавая
их в долгосрочную аренду.
Проблему модернизации основных
фондов ЖКХ так же можно решить с помощью
муниципально - частного партнерства,
ведь обновление основных фондов предприятий
ЖКХ невозможно только за счет целевого
бюджетного финансирования.
Для повышения экономической
эффективности промышленности Пензенской
области необходимо наращивать объемы
производства, разрабатывая и реализуя
проекты освоения новых производств и
видов продукции, конкурентоспособных
на внутреннем и внешнем рынках. Так же
увеличение эффективности не возможно
без проведения модернизации существующих
производственных мощностей. Одной из
наиболее эффективных мер может стать
разработка и осуществление программы
по стимулированию роста объемов промышленного
производства, внедрении инноваций и технического
перевооружения промышленности. Правительство
Пензенской области должно посодействовать
промышленным предприятиям в области
внедрения системы менеджмента качества,
соответствующей международным стандартам,
что позволит увеличить экономическую
эффективность.
Внедрение предложенных мероприятий
в ближайшей перспективе в Пензенской
области будет способствовать росту инвестиционной
привлекательности региона и укреплению
инвестиционного климата. Укрепление
инвестиционного климата области будет
способствовать привлечению дополнительных
источников инвестиций, как отечественных,
так и зарубежных.
Заключение
В данной работе были даны определения
таким понятиям как инвестиционная привлекательность,
инвестиционный климат, а так же определены
факторы, влияющие на его формирование,
выявлены различия между этими понятиями.
Инвестиционная привлекательность,
рассматривается как совокупность критериев,
побуждающих инвестора относиться с предпочтением
к вложению капитала в данную отрасль.
Под инвестиционным климатом
понимается совокупность сложившихся
в какой-либо стране политических, социально-культурных,
финансово-экономических и правовых условий,
определяющих качество предпринимательской
инфраструктуры, эффективность инвестирования
и степень возможных рисков при вложении
капитала. Факторами, влияющими на формирование
инвестиционного климата являются: природно-климатические
условия , состояние окружающей среды,
географическое положение, научный потенциал,
экономическое положение, фактор риска
и так далее.
Были рассмотрены три подхода к соизмеримости
таких понятий как «инвестиционный климат»
и «инвестиционная привлекательность»:
Инвестиционный климат и инвестиционная
привлекательность- тождественные понятия,
Инвестиционный климат более широкое
и емкое понятие, чем инвестиционная привлекательность,
инвестиционная привлекательность –
один из результирующих показателей оценки
инвестиционного климата. Рассмотрев
все три подхода можно сделать вывод, что
не совсем корректно отождествлять данные
понятия.
Объектом исследования стала пензенская
область. Площадь Пензенской области составляет
43,3 тыс. км2. Население области – 1388 тыс.
человек. Пензенская область относится
к числу типичных индустриально развитых
старопромышленных регионов. Область
лишена значимых природных ресурсов, таких
как нефть, газ, уголь, руда, и осваивалась
преимущественно за счет развития промышленных
предприятий в крупных городах и сельского
хозяйства.
Из основных преимуществ Пензенской
области можно выделить: выгодное географическое
положение, благоприятная экологическая
ситуация, высокий уровень развития малого
бизнеса, интеллектуальный и кадровый
потенциал, благоприятный социокультурный
климат и туристический потенциал, стабильная
общественно-политическая ситуация, низкий
уровень криминальных рисков.
В рейтингах инвестиционной привлекательности
Пензенская область относится к наиболее
«массовой» рейтинговой категории 3В1
(пониженный потенциал – умеренный риск).
Среди регионов ПФО Пензенская область
в послекризисный период демонстрирует
устойчивую динамику снижения практически
всех частных инвестиционных рисков.