Проблемы управления банком в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 13:53, курсовая работа

Краткое описание

Современный российский банк, как и любой развивающийся организм, подвержен «болезням роста». В их числе и такая серьезная, как неравномерность развития: в первую очередь развиваются органы, системы и направления, которые дают быструю экономическую отдачу.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 2
1.ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ БАНКОМ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ. 3
2.УСТОЙЧИВОСТЬ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА: ПОНЯТИЕ И СОСТАВЛЯЮЩИЕ. 7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ 18
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 36

Вложенные файлы: 1 файл

МОЯ.doc

— 311.00 Кб (Скачать файл)

 


 

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Современный российский банк, как  и любой развивающийся организм, подвержен «болезням роста». В их числе и такая серьезная, как неравномерность развития: в первую очередь развиваются органы, системы и направления, которые дают быструю экономическую отдачу. И существенно уступают, а порой и отсутствуют в работе банков такие виды деятельности, как системный анализ, диагностика, прогнозирование внешней и внутренней среды банка, разработка гибких стратегий, создание адаптивных структур, вовлечение персонала в процесс управления — все то, что относится к сфере современного менеджмента.

 Главная причина недооценки  этих важнейших направлений работы  — недостаточно высокая управленческая культура в обществе в целом и в банковской сфере в частности, а порой просто неграмотность, отсутствие элементарных представлений о современном менеджменте.

Все вышесказанное подчеркивает актуальность темы работы.

Объект исследования - сводный годовой баланс открытого акционерного общества «Уральский Транспортный банк» и его отчет о прибылях и убытках.

Цель работы - годовая финансовая отчетность открытого акционерного общества «Уральский Транспортный банк» за 2010 и 2011 год

Задачи работы: рассмотреть и рассчитать годовую финансовую отчетность открытого акционерного общества «Уральский Транспортный банк» за 2010 и 2011 год

Теоретическую и методическую базу работы составили труды отечественных и зарубежных ученых в управление финансами в коммерческом банке. Практические данные взяты из бухгалтерской отчетности.

Структура работы включает в себя введение, теоретическую часть, практическое задание и заключение.

Во введении обосновывается актуальность темы данной работы, ставится цель и  задачи работы, обозначается объект и  предмет исследования.

 

1.Проблемы управления банком в современных условиях.

 

Управление современным  коммерческим банком требует от его руководителей и менеджеров, серьезных и глубоких знаний, как в области теории, так и в области практики управления. Сегодня многие банки испытывают потребность в высококвалифицированных специалистах в области управления, банковского менеджмента, обладающих не только теоретическими, но и практическими знаниями. Это связано с тем, что многие из вопросов, с необходимостью решения которых сталкиваются сегодня банки, носят принципиально новый для российской банковской системы характер, обусловленный стремлением качественного развития банковского бизнеса в постоянно меняющихся условиях рынка1.

Одной из основных управленческих проблем, стоящих в той или иной степени практически перед каждым банком сегодня, является потребность в создании такой системы управления, которая охватывала бы весь комплекс факторов, воздействующих на банк. В основу процесса управления банком должен быть положен системный комплексный подход, что предполагает рассмотрение кредитной организации не только как сложной системы, имеющей внутреннюю структуру, закономерности развития и функционирования, но и как экономический субъект, подверженный влиянию множества внешних факторов, как составную часть более глобальных экономических и социальных систем.

Распространена практика рассмотрения проблем банка с позиций их "сиюминутного" решения, преодоления текущих трудностей без учета причин, приведших к возникновению проблемной ситуации. Методы оперативного управления банком зачастую применяются и при решении важных стратегических задач, стоящих перед кредитной организацией. В результате это не только не решает проблемы, но с течением времени более усугубляет их, не позволяя системе управления банком в целом эффективно функционировать.

Другой важнейшей управленческой задачей является определение общей стратегии дальнейшего развития банка и ее адаптация к меняющимся условиям внешней среды. В условиях динамично меняющейся экономической ситуации, изменений в налоговой, законодательной сферах очевидной становится необходимость построения такой системы управления банком, которая была бы способна гибко реагировать на эти изменения. В противном случае деятельность кредитной организации не принесет ожидаемых результатов.

Часто в силу объективных причин построение гибкой системы управления банком является трудноразрешимой задачей. Сложно планировать дальнейшую деятельность банка без четкого понимания преимуществ и отрицательных моментов его настоящего положения. Распространенной является ситуация, когда в банке отсутствуют должностные инструкции, положения о структурных подразделениях,  те документы, которые должны определить и закрепить функции каждого из сотрудников банка и всего подразделения в целом. Это приводит к размытости и нечеткости технологии работы банка в целом, когда руководители высшего уровня не представляют весь процесс предоставления той или иной услуги от начала и до конца. В результате одни и те же банковские операции могут характеризоваться различной продолжительностью и качеством выполнения.

Характерной чертой многих российских банков является размытость технологии работы. Несмотря на то, что формально четкая технология существует, на практике она может не соблюдаться. Это вызвано различными причинами и чаще всего является следствием изменений во внешней среде банка, когда новые условия работы вынуждают менять технологию на уровне рядовых исполнителей. Выход из этой ситуации, казалось бы, очевиден: достаточно пересмотреть банковские технологии с учетом изменений, продиктованных новыми условиями работы, разработать внутренние регламенты. Но все эти меры оказываются неэффективными без создания действенной процедуры контроля за соблюдением исполнения технологии, процедуры контроля качества банковских продуктов и услуг.

Процедура контроля соблюдения технологии работы является для банка важнейшей задачей. Процессы управления качеством в кредитных организациях постепенно приобретают решающее значение, становятся все более значимыми для банков.

На начальном этапе это могут быть меры по контролю исполнения сотрудниками банка своих должностных обязанностей, контроль соблюдения внутрибанковских стандартов оформления и обработки документов, опрос клиентов с целью определения степени их удовлетворенности банковскими продуктами и услугами.

При нерациональном распределении  полномочий сотрудников слишком большая нагрузка приходится на долю руководства кредитной организации. Сегодня во многих российских банках типичной является ситуация, когда руководитель подразделения, выполняя контрольные функции в своем отделе или управлении, вынужден не только разбираться во всех нюансах осуществления операций, но и осуществлять детальный контроль с целью выявления всех потенциальных нарушений в работе. Такой подход вполне оправдан в ряде случаев, когда дело касается особо важных процессов, имеющих для кредитной организации решающее значение. Но в большинстве случаев представляется более эффективным создание аппарата управления, основанного на принципе делегирования полномочий с вышестоящих на нижестоящие уровни, решение текущих, оперативных задач управления на более низких уровнях, параллельно с созданием эффективной системы контроля.

  Одним из главных принципов управления должно стать перепоручение дел, решение которых не требует непосредственного личного участия руководителя, исполнителям, способным эти задачи решить самостоятельно. Это позволит руководителям более эффективно выполнять функции управления, больше внимания уделять вопросам анализа, планирования деятельности подразделения, избавит их от решения множества второстепенных вопросов.

 Другой важнейшей составляющей процесса управления банком является система управленческого учета или, другими словами, специализированного учета деятельности банка, направленного на обеспечение информацией лиц, принимающих управленческие решения.

 С развитием банковской деятельности  становилось очевидным, что система  бухгалтерского и финансового учета не обеспечивает всех потребностей в информации для эффективного управления. Оказалось, что задачи, которые призван решать бухгалтерский учет, во многом не соответствуют потребностям и задачам управления кредитной организацией. Данные бухгалтерского учета в необработанном виде, как правило, слишком сложны и неудобны для анализа менеджерами и высшими руководителями банка. Это привело к необходимости их дополнительной обработки с целью представления в виде более удобном для решения управленческих задач, то есть к необходимости ведения специализированного управленческого учета.

Управленческий учет представляет данные бухгалтерского и финансового учета в обобщенном, агрегированном виде, как систему финансово-экономических расчетных показателей деятельности банка, позволяющую проводить анализ не только текущего состояния кредитной организации, но и тенденции его изменения. Идеи и принципы управленческого учета сами по себе не новы и возникли достаточно давно2.

Работа по его ведению получила название экономической. Раньше ее выполняли специальные сотрудники банка, экономисты, в обязанности которых входил расчет и анализ показателей деятельности банка, агрегирование данных бухгалтерского учета, составление аналитических заключений и их представление руководителю банка. С развитием информационных технологий в качестве одного из наиболее эффективных инструментов управления, в том числе и для задач управленческого учета, стали активно использоваться специализированные информационные системы. Преимущества их применения в процессах управления очевидны.

Использование информационных технологий позволяет избавиться от субъективности оценок данных управленческого учета на нижних уровнях управления. Руководитель получает возможность доступа к достоверной и объективной информации непосредственно с помощью информационной системы управления банком.

Сегодня Информационные системы управления приобретают особое значение, поскольку они успешно решают задачи, связанные с функционированием систем управленческого учета, управления ликвидностью, бюджетирования.

Механизмы и принципы, лежащие в  основе функционирования Информационных систем управления, а также целесообразность применения подобных систем в российских условиях, требуют детального описания и изучения.

Трудно перечислить все трудности, с которыми приходится сталкиваться, и задачи, которые приходится решать руководителям и менеджерам банков в процессе управления деятельностью кредитной организации. Профессиональный опыт, знания и квалификация руководителей и менеджеров являются основой эффективно функционирующей системы управления банком.

2.Устойчивость коммерческого банка: понятие и составляющие.

 

Устойчивость коммерческого банка  первична по отношению к понятию «надежность банка». Устойчивым может быть только надежный банк. А надежный – это не всегда устойчивый банк. Надежность банка – это способность банка к выполнению взятых на себя обязательств. Коммерческий банк, будучи надежным, к примеру, может выполнить свои обязательства перед клиентом, но это будет идти вразрез с его устойчивостью, вызывать сокращение прибыли и даже привести к убыткам. Термин «надежность» чаще употребляется в российской практике для сравнительной характеристики деятельности коммерческих банков, основанной на данных публикуемой отчетности, что позволяет построить рейтинги надежности банков. Следует отметить, что понятие «надежность» отражает, прежде всего, взгляд на коммерческий банк со стороны его клиентуры3.

То есть «устойчивость банка» – это более фундаментальное понятие нежели «надежность». Поэтому многие авторы все-таки чаще апеллируют к термину «устойчивость». Термин «стабильность» применяется в отечественной правовой и экономической литературе, как правило, по отношению к банковской системе в целом, когда речь идет о правовом обеспечении устойчивого функционирования банковской системы и ее уровней (Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России).

Под экономической устойчивостью коммерческого банка следует понимать способность коммерческого банка достигать равновесного состояния в существующей экономической среде и  удерживать данное состояние в течение относительно длительного периода времени в условиях воздействия изменяющихся внешних и внутренних факторов. Неустойчивый коммерческий банк не возвращается к состоянию равновесия, из которого он по тем или иным причинам вышел, а непрерывно удаляется от него или совершает около него недопустимо большие колебания.

Важнейшей характеристикой общеэкономического содержания устойчивости любого предприятия, в том числе и банка, является ее структурная многосложность, обусловленная множеством факторов ее определяющих.

Капитальная устойчивость коммерческого  банка базируется на величине собственного капитала. Величина собственного капитала банка является одним из основных источников и факторов постоянства конкурентной силы банка, определяет масштабы деятельности банка, возможности погасить убытки, достаточность объема денежной массы для удовлетворения требований о выдаче вкладов. Собственные ресурсы банка представляют собой также важнейший страховой фонд для покрытия долгов в случае банкротства и источник финансирования развития банковских операций. Капитал обеспечивает банку резервы, достаточные для адекватных действий в любых непредвиденных обстоятельствах, и помогает избежать неплатежеспособности в процессе адаптации к изменяющимся условиям. Поэтому банковские законодательства в странах с рыночной экономикой требуют, чтобы коммерческие банки имели строго определенное количество капитала как условие развертывания банковской деятельности.

Функциональная устойчивость банка  может иметь два возможных  варианта:

    • специализация коммерческого банка на ограниченном круге услуг, которая позволяет специализированному банку более эффективно управлять выбранным ассортиментом банковских продуктов;
    • универсализация коммерческого банка, предпосылкой которой является представление, о его устойчивости исходя из того, что большинство клиентов предпочитает удовлетворять весь набор своих потребностей в банковских продуктах в одном коммерческом банке.

Информация о работе Проблемы управления банком в современных условиях