Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 08:13, курсовая работа
Целью данной работы является изучение понятия прямых иностранных инвестиций, его сущности, основных видов, анализ структуры и динамики инвестиций за последние годы.
При написании данной работы были поставлены следующие задачи:
исследовать понятие. Виды, формы ПИИ;
изучить региональное размещение ПИИ в РФ;
описать инвестиционный климат основных регионов РФ;
обосновать направления совершенствования ПИИ в России
При формировании вышеназванного механизма западные инвесторы руководствуются правилом четыре «C»: деловая репутация + кредитная история, денежный поток, дополнительное обеспечение, доля собственного капитала [26]. Т.е. иностранный инвестор изучает, в первую очередь, данные показатели и уже, если они является приемлемыми дополнительно и более основательно изучает другие показатели на основе которых можно сделать тот или иной вывод.
Алгоритм механизма управления процессом привлечения иностранных инвестиций представлен в приложении 8 [26].
Концептуальная фаза управления инвестиционным процессом позволяет реализовать принцип целенаправленности. Основной задачей этой фазы является формирование инвестиционных программ, отвечающих целям стратегической конкурентоспособности российской экономики. Каждый этап этой фазы предполагает осуществление контроллинговых мер для обеспечения строгого соответствия программных мероприятий основным принципам, задачам и ограничениям, учитываемым при формировании государственной экономической политики. Прикладная фаза предполагает формирование обеспечивающих подсистем и механизмов, позволяющих регулировать инвестиционный процесс. К числу обеспечивающих подсистем относятся финансовые, инвестиционные, государственные и частные институты, соответствующая инфраструктура, открытое и прозрачное информационное обеспечение на основе современных коммуникационных технологий, система подготовки кадров для инвестиционной деятельности. Особую роль в составе обеспечивающих подсистем играет инвестиционное законодательство федерального и регионального уровня. Реализация данной фазы призвана обеспечить приток инвестиций в сферы, развитие которых отвечает поставленным целям. Одним из основных условий эффективной реализации этой фазы является формирование системы мониторинга инвестиционного процесса, обеспечивающей получение достоверной и актуальной информации, необходимой для реализации управленческой функции государства.
Определяющими для современной
международной миграции капиталов
выступают такие факторы, как
использование результатов
Одной из новаций современной
теории международной миграции капиталов
выступает признание
Эти инвестиции являются наиболее эффективным вложением капитала с целью реализации инвестором долгосрочного и даже стратегического экономического интереса, а также обеспечения его права собственности, решающих прав в управлении, особых позиций на конкретных рынках и пр. Но, если в экономике развитых стран эти инвестиции в преобладающей части участвуют в реальном инвестиционном процессе, то в России объем этих средств (из-за неразвитости финансовых рынков и ряда иных причин) недостаточен. Именно поэтому необходимость теоретической проработки данного вопроса очевидна и практически значима для современной России.
2.3 Анализ регулирования иностранных инвестиций: государственное и международное
В общем смысле, регулирование иностранных инвестиций можно разделить на два этапа [31]:
Первый этап включает в себя: установление субъектами инвестиционной деятельности разных льгот по уплате, в основном, местных налогов; защита и соблюдение интересов инвесторов; предоставление различным субъектам инвестиционного процесса льготных условий по использованию ресурсов, но не противоречащие национальному законодательству и т.д.
Второй этап включает в себя: утверждение, разработку и финансирование разных инвестиционных проектов, которые выполняются национальными единицами управления; размещение на основе конкурсов и тендеров для финансирования бюджетами органов самоуправления различных инвестиционных проектов иностранных инвесторов; осуществление экспертизы иностранных инвестиционных проектов; эмиссия разных муниципальных займов; привлечение в инвестиционный процесс временных законсервированных предприятий, строек, объектов, которые находятся в государственной собственности.
Все средства, которые предоставляются органами власти должны быть возвращены в срок и с уплатой процентов по их использованию, за исключением тех средств, которые были выданы на безвозмездной основе. Обязательно при любом действии местных органов власти соблюдение национального законодательства и, прежде всего, собственных интересов. Все дополнительные средства, полученные за счет данной деятельности подлежат перечислению в местный бюджет или же в национальный, в зависимости от законодательства.
Все эти два этапа регулирования иностранных инвестиций должны проходить с соблюдением национального законодательства.
Учитывая возрастающее политическое значение ПИИ, они регулируются как на национальном уровне, так и в международном масштабе.
Национальное регулирование основано прежде всего на использовании в каждой стране норм и институтов традиционных отраслей права (административное, гражданское и др.). Но в связи с интенсивным развитием международного инвестиционного процесса во многих странах появилось специальное законодательство в виде инвестиционных законов и кодексов. Основу такого законодательства составляют условия инвестирования, а также правовые гарантии для иностранных инвесторов в принимающей стране.
Государственное регулирование иностранных инвестиций представляет совокупность определенных норм и подробно представлено в приложении 13.
Существующая система государственного стимулирования ПИИ, рассмотрена в приложении 10.
В рамках вопроса государственного регулирования объема ПИИ следует особо выделить вопрос национальной безопасности. Политика взаимоотношений с иностранными инвесторами и система приема капитала должны отвечать требованиям инвестиционной безопасности. Инвестиционная безопасность это способность национальной хозяйственной системы поддерживать инвестиционный процесс на уровне, обеспечивающем достижение стратегической конкурентоспособности национальной экономики (приложение 11).
Международное регулирование включает в себя специальные межгосударственные соглашения по поводу регулирования отношений, возникающих в связи с прямыми инвестициями частного капитала. Международно-правовой режим может действовать на двусторонней и многосторонней основах.
Двусторонние соглашения
определяют принципиальные положения
о статусе иностранных
Международно-правовой режим основан на многосторонних универсальных договорах, заключенных в рамках МВФ, МБРР, ЮНКТАД и т. д. [14]. В рамках стран — членов ОЭСР принят принцип международного арбитража, своего рода третейского суда. Правовое регулирование иностранных инвестиций в рамках ЕС предусмотрено Римским договором (1957 г.) и является примером многостороннего регулирования на национальном уровне.
Важный практический документ по регулированию иностранных капиталовложений, разработанный в рамках организации Азиатско-Тихоокеанского сотрудничества (1994 г., Джакарта) — Добровольный кодекс прямых иностранных инвестиций.
При МБРР действует Международное агентство по страхованию иностранных частных инвестиций (МАИГ).
3. Основные направления совершенствования механизма привлечения прямых иностранных инвестиций в Россию
3.1 Прогнозы и перспективы развития рынка ПИИ в России и мире в целом
Объем прямых иностранных инвестиций в мире в 2011 г. превысил предкризисные показатели. Однако, как и прежде, далеко не все прямые инвестиции оказывали положительный эффект на экономику принимающей инвестиции страны, что подтверждает индекс доли ПИИ, впервые подсчитанный ЮНКТАД в «Докладе о мировых инвестициях 2012» [14].
В 2011 году объем ПИИ в мире в сравнении с 2010 г. вырос на 16%. Это произошло вопреки долговому кризису в Европе и общей экономической нестабильности [14]. Эксперты-аналитики подчеркивают, что снижение темпов роста крупных развивающихся экономик может привести и к сокращению ПИИ. Базовым остается более оптимистичный вариант, при котором объем ПИИ в мире будет увеличиваться не такими быстрыми темпами, как в 2011 г., но по итогам 2012 г. все-таки возрастет до 1,6 трлн долл., в 2013 – до 1,8 трлн долл., а в 2014 г. – до 1,9 трлн долларов [29].
На фоне нестабильности в еврозоне особое внимание инвесторов привлекают развивающиеся страны. На них в 2011 г. пришлось 45% всех ПИИ, причем прирост составил 11% (общий объем ПИИ достиг 684 млрд долл.) [14]. Абсолютными лидерами в «переманивании» инвестиций стали страны с переходной экономикой – объем ПИИ, направленных в них в 2011 г. увеличился на четверть [14]. Теперь на эти страны приходится 6% мировых ПИИ. Инвесторы доверяют крупным азиатским экономикам, а также государствам Латинской Америки и Карибского бассейна. При этом у африканских стран дела обстоят гораздо хуже – поток ПИИ в наименее развитые страны уменьшился в 2011 году на 11% до 15 млрд долл., однако эксперты ожидают, что ситуация в этом регионе планеты улучшится в ближайшие годы, причем существенно. Согласно прогнозам, уже в 2014 г. объем ПИИ в африканские страны может удвоиться [29].
По прогнозам экспертов ЮНКТАД потоки ПИИ в развивающиеся страны и страны с переходной экономикой в ближайшие годы не ослабеют[14] (см. приложение 14).
В 2011 г. доминировали инвестиции в новые проекты. Их объем составил 904 млрд долларов. А стоимость сделок слияния и поглощения, проведенных ТНК, хоть и выросла на 53% по сравнению в 2010 г., не превысила уровня в 526 млрд долларов [6].
Опрос руководителей крупных ТНК, проведенный ЮНКТАД, показывает, что в списке наиболее привлекательных для размещения производства стран трое лидеров - Китай, США и Индия – в 2012 г. сохранят свои позиции. Бразилия, ранее занимавшая четвертое место, опустится в рейтинге на одну позицию, уступив свое место Индонезии. Шестое место поделят между собой Австралия и Великобритания, а Россия займет восьмую строчку вместе с Германией и Таиландом.
Рисунок 2. Динамики потоков ПИИ в России и из России в международном сопоставлении (млрд долл.), 2010, 2011 гг.
Рисунок 3. Динамики потоков ПИИ в России и из России в международном сопоставлении (млрд долл.), 2010, 2011 гг.
В 2011 г. Россия смогла увеличить приток ПИИ на 22% до 53 млрд долларов. При этом в том же году отток ПИИ из России составил 67,3 млрд долларов (см. Рис. 2,3)[14].
Мотивирующим факторами для инвесторов стали динамичный рост внутреннего рынка в сочетании с приемлемой стоимостью рабочей силы. Эксперты отмечают, что инвесторов также привлекают в Россию высокие доходы в топливно-энергетическом комплексе и добыче полезных ископаемых. Сферу услуг иностранные инвесторы в России обходят своим вниманием. Однако в связи со вступлением России в ВТО ситуация может измениться – Россия обязалась снять или существенно уменьшить ранее введенные ограничения на иностранные инвестиции в некоторые сектора сферы услуг, включая банковские услуги, страхование, телекоммуникации. По мнению авторов доклада, вступление России в ВТО повысит степень доверия инвесторов к экономике и улучшит инвестиционный климат в целом.
Согласно индексу привлечения ПИИ, который измеряет успехи экономик в привлечении ПИИ (объем и приток ПИИ по отношению к ВВП), лучше всего справляются с задачей привлечения инвесторов в Гонконге (Китай), Бельгии и Сингапуре. По сравнению с прошлыми годами, новичками в рейтинге за 2011 г. стали Ирландия и Монголия, занявшие пятое и восьмое места, соответственно. России в этом списке нет [14].
В «Докладе о мировых инвестициях 2012» ЮНКТАД впервые подсчитывает индекс доли ПИИ – композитный индекс, оценивающий значимость ПИИ и зарубежный филиалов для экономики принимающего государства с точки зрения добавленной стоимости, занятости, заработной платы, налоговых поступлений, экспорта, расходов на НИОКР и прироста капитала. Согласно этому индексу, наибольший эффект от ПИИ в 2011 г. получили Венгрия, Бельгия и Чехия. Эксперты ЮНКТАД на основе нового индекса доказали, что отнюдь не все прямые инвестиции в страну одинаково полезны [14].
Информация о работе Прямые инвестиции: сущность, особенности, состав