Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 13:16, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в изучении вопросов управления рисками инновационного проекта.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:исследовать теоретические подходы менеджмента к управлению рисками и уточнить понятие инновационного риска как экономической категории; выявить процедуры, методы, инструменты управления рисками;произвести анализ и оценку риска инновационного проекта;
Введение………………………………………………………………………..2
1. Риск, как объективная экономическая категория……………………..…..4
1.1 Понятие и виды рисков инновационного проекта………………………6
1.2 Риск - как экономическая категория………………………………...…..17
1.3 Роль государства в управлении рисками………………………………..27
2. Управление рисками………………………………………………………36
2.1 Процедуры управления рисками…………………………………….…..42
2.2 Основные методы и инструменты управления рисками инновационного проекта………………………………………………….….44
3. Анализ и оценка риска в инновационном проекте………………………46
Заключение………………………………………………………………..…..47
Список литературы…………………………………………………………..48
Таким образом, риск как экономическая
категория описывает
1.3 Роль государства в управлении рисками
Нормативно-законодательная база регулирования инновационной деятельности достаточно обширна. Вместе с тем, ее построение нельзя считать завершенным, поскольку она постоянно адаптируется.
Субъектами инновационной деятельности являются:
1. Инновационные предприятия различных форм собственности, осуществляющие, инновации;
2. Владельцы интеллектуальной
собственности (авторы
3. Инвесторы, вкладывающие
капитал в осуществление
4. Посредники, обслуживающие
инновационный процесс и
5. Государственные органы
и органы местного
6. Общественные организации,
участвующие в инновационной
деятельности или
Законодательство об инновационной деятельности и государственной инновационной политике состоит из:
- федерального закона, «Об
инновационной деятельности и
государственной инновационной
политике в Российской
- принимаемых в соответствии с ним законов и иных правовых актов Российской Федерации и субъектов;
- относящихся к инновационной
деятельности норм
- закона о науке и
государственной научно-
- закона об инвестиционной
деятельности в Российской
- вступивших в установленном порядке в законную силу на территории
Российской Федерации
международных договоров и
Основные функции
1. Аккумулирование средств
на научные исследования и
инновации. Необходимая
2. Координация инновационной
деятельности. Перед государством
стоит задача определения
3. Стимулирование инноваций.
Центральное место здесь
4. Создание правовой базы
инновационных процессов.
5. Кадровое обеспечение
инноваций. Содержание
6. Формирование научно-
7. Институциональное обеспечение
инновационных процессов.
8. Регулирование социальной
и экологической
9. Повышение общественного
статуса инновационной
Государство организует пропаганду научно-технических достижений и инноваций, моральное поощрение инноваторов, обеспечивает их социальную защиту и т.п.
10. Региональное регулирование
инновационных процессов.
11. Регулирование международных
аспектов инновационных
Активное участие государства
в инновационной деятельности связано
с необходимостью долгосрочного
прогнозирования результатов
Таким образом, к теории основного управления рисками инновационного проекта относятся определения риска инновационного проекта, виды рисков, причины возникновения, классификация экономических рисков, субъекты инновационной деятельности, законодательство об инновационной деятельности и государственной инновационной политике, а также основные функции государственных органов в инновационной сфере.
2. Управления рисками
2.1 Процедуры управления рисками
Управление рисками - это
процессы, связанные с идентификацией,
анализом рисков и принятием решений,
которые включают максимизацию положительных
и минимизацию отрицательных
последствий наступления
Планирование управления рисками - процесс принятия решений по применению и планированию управления рисками для конкретного проекта. Этот процесс может включать в себя решения по организации, кадровому обеспечению процедур управления рисками проекта, выбор предпочтительной методологии, источников данных для идентификации риска, временной интервал для анализа ситуации. Важно спланировать управление рисками, адекватное как уровню и типу риска, так и важности проекта для организации.
Идентификация рисков определяет, какие риски способны повлиять на проект, и документирует характеристики этих рисков. Идентификация рисков не будет эффективной, если она не будет проводиться регулярно на протяжении реализации проекта.
Идентификация рисков должна привлекать как можно больше участников: инноваторов, менеджеров проекта, заказчиков, пользователей, независимых специалистов.
Качественная оценка рисков - процесс представления качественного анализа идентификации рисков и определения рисков, требующих быстрого реагирования. Такая оценка рисков определяет степень важности риска и выбирает способ реагирования.
Доступность сопровождающей информации помогает легче расставить приоритеты для разных категорий рисков. Качественная оценка рисков это оценка условий возникновения рисков и определение их воздействия на проект стандартными методами и средствами. Использование этих средств помогает частично избежать неопределенности, которые часто встречаются в проекте. В течение жизненного цикла проекта должна происходить постоянная переоценка рисков. Количественная оценка рисков определяет вероятность возникновения рисков и влияние последствий рисков на проект, что помогает группе управления проектами верно принимать решения и избегать неопределенностей.
Количественная оценка рисков позволяет определять:
- вероятность достижения конечной цели проекта,
- степень воздействия
риска на проект и объемы
непредвиденных затрат и
- риски, требующие скорейшего
реагирования и большего
- фактические затраты,
предполагаемые сроки
Количественная оценка рисков
часто сопровождает качественную оценку
и также требует процесс
2.2 Основные методы и инструменты управления рисками инновационного проекта
Оценка риска в инновационном проекте является необходимым условием для принятия рациональных решений по управлению выявленными рисками. Главное правило управления рисками - инвестировать средства только в том случае, если ожидаемая доходность (прибыль) выше, чем стоимость капитала плюс надбавка за риск.
Все методы воздействия на риск можно разделить на три основные группы - снижение, сохранение и передача риска.
Снижение риска подразумевает
уменьшение либо размеров возможного
ущерба, либо вероятности наступления
неблагоприятных событий. Чаще всего
оно достигается при помощи осуществления
предупредительных
Сохранение риска на существующем
уровне не всегда означает отказ от
любых действий, направленных на компенсацию
ущерба, хотя такая возможность
К мерам, осуществляемым при
сохранении риска, могут быть причислены
получение кредитов и займов для
компенсации убытков и
Меры по передаче риска означают передачу ответственности за него третьим лицам при сохранении существующего уровня риска. К ним относятся страхование, которое подразумевает передачу риска страховой компании за определенную плату, а также различного рода финансовые гарантии, поручительства и т.д.