Риски в инновационной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 13:16, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы состоит в изучении вопросов управления рисками инновационного проекта.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:исследовать теоретические подходы менеджмента к управлению рисками и уточнить понятие инновационного риска как экономической категории; выявить процедуры, методы, инструменты управления рисками;произвести анализ и оценку риска инновационного проекта;

Содержание

Введение………………………………………………………………………..2
1. Риск, как объективная экономическая категория……………………..…..4
1.1 Понятие и виды рисков инновационного проекта………………………6
1.2 Риск - как экономическая категория………………………………...…..17
1.3 Роль государства в управлении рисками………………………………..27
2. Управление рисками………………………………………………………36
2.1 Процедуры управления рисками…………………………………….…..42
2.2 Основные методы и инструменты управления рисками инновационного проекта………………………………………………….….44
3. Анализ и оценка риска в инновационном проекте………………………46
Заключение………………………………………………………………..…..47
Список литературы…………………………………………………………..48

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 70.89 Кб (Скачать файл)

Таким образом, риск как экономическая  категория описывает вероятность  потерь в результате неопределенности, что может привести к наступлению  непредвиденных или неблагоприятных  для экономической деятельности обстоятельств. В общем виде можно  определить, что риск, во-первых, это  возможный ущерб (финансовых, материальных и иных потерь) от реализации принятого  решения и, во-вторых, риск получения  дохода или прибыли от реализации решения [15].

 

1.3 Роль государства в управлении рисками

Нормативно-законодательная  база регулирования инновационной  деятельности достаточно обширна. Вместе с тем, ее построение нельзя считать  завершенным, поскольку она постоянно  адаптируется.

Субъектами инновационной  деятельности являются:

1. Инновационные предприятия  различных форм собственности,  осуществляющие, инновации;

2. Владельцы интеллектуальной  собственности (авторы открытий, изобретений, промышленных образов,  проектов предприятий, установок,  технологических процессов, дизайнеры), реализуемой в процессе инновационной  деятельности;

3. Инвесторы, вкладывающие  капитал в осуществление инноваций  (банки, фонды, корпорации, лизинговые  фирмы и т.п.);

4. Посредники, обслуживающие  инновационный процесс и обеспечивающие  его инфраструктуру (консалтинговые  и инжиниринговые фирмы, технологические  инкубаторы, технопарки, технополисы, информационные центры и т.п.);

5. Государственные органы  и органы местного самоуправления, участвующие в управление, координации  и регулировании инновационной  деятельности;

6. Общественные организации,  участвующие в инновационной  деятельности или представляющие  интересы отдельных ее участников [2].

Законодательство об инновационной  деятельности и государственной  инновационной политике состоит  из:

- федерального закона, «Об  инновационной деятельности и  государственной инновационной  политике в Российской Федерации»;

- принимаемых в соответствии  с ним законов и иных правовых  актов Российской Федерации и  субъектов;

- относящихся к инновационной  деятельности норм Гражданского  кодекса Российской Федерации;

- закона о науке и  государственной научно-технической  политике;

- закона об инвестиционной  деятельности в Российской Федерации;

- вступивших в установленном  порядке в законную силу на  территории

Российской Федерации  международных договоров и соглашений

Основные функции государственных  органов в инновационной сфере:

1. Аккумулирование средств  на научные исследования и  инновации. Необходимая концентрация  ресурсов может достигаться как  за счет действия общих механизмов  перераспределения через бюджет, так и за счет формирования  специальных фондов. Данная функция  может осуществляться не только  непосредственным финансированием  инновационных процессов из государственных  средств, но и содействием аккумулированию  ресурсов в частных, акционерных,  смешанных, общественных, совместных (международных) структурах. Государство  может концентрировать как финансовые  средства, так и требуемые для  осуществления инноваций интеллектуальные, материально-технические ресурсы.

2. Координация инновационной  деятельности. Перед государством  стоит задача определения общих  стратегических ориентиров инновационных  процессов. Для их достижения  государство содействует кооперации  и взаимодействию различных институтов  в осуществлении инноваций. Государственные  структуры формируют единое технологическое  пространство, обеспечивающее совместимость  инноваций. Актуальными задачами  являются координация во временном  аспекте, синхронизирующая инновации  по технологическим цепочкам  и стадиям инновационного цикла,  смягчение цикличности инновационных  процессов.

3. Стимулирование инноваций.  Центральное место здесь занимают  поощрение конкуренции, а также  различные финансовые субсидии  и льготы участникам инновационных  процессов. Большое значение имеет  частичное или полное государственное  страхование инновационных рисков. Государство способно оказывать  «инновационное давление» на  хозяйствующие субъекты введением  санкций за выпуск устаревшей  продукции или использование  устаревших технологий.

4. Создание правовой базы  инновационных процессов. Важно  не только формирование необходимого  законодательства, сочетающего стабильность  и своевременную корректировку в соответствии с общественными и технологическими изменениями, но и создание реально действующих механизмов, обеспечивающих его соблюдение. Особое место принадлежит государственной защите прав создателей научно-технической продукции и инноваторов, т.е. охране прав интеллектуальной и промышленной собственности.

5. Кадровое обеспечение  инноваций. Содержание программ  обучения в государственных учебных  заведениях должно способствовать  как развитию творческого потенциала  генераторов инноваций, так и  восприимчивости специалистов к  инновациям. Необходимо стремиться  к достижению сбалансированности  универсальных и специальных  знаний, а также представлений  о коммерциализации инноваций.  Важно сформировать навыки к  постоянному образованию в течение  всей активной жизни.

6. Формирование научно-инновационной  инфраструктуры. Государство обеспечивает  деятельность информационных систем - одного из основных каналов  распространения нововведений. Государственные  структуры оказывают инноваторам и другие услуги: юридические, деловые, консультационные и др. Государство может также выступать посредником между инновационными субъектами, оказывать помощь в поиске партнеров, заключении сделок под государственные гарантии и т.п.

7. Институциональное обеспечение  инновационных процессов. Здесь,  прежде всего, выделяется создание  государственных организаций и  подразделений, выполняющих НИОКР  и осуществляющих нововведения  в отраслях государственного  сектора (оборона, здравоохранение,  образование и др.). Государство  также содействует распространению  в экономике организационных  структур, наиболее эффективных  с точки зрения продуцирования  и внедрения инноваций (крупные  корпорации, малый бизнес и др.).

8. Регулирование социальной  и экологической направленности  инноваций. С одной стороны,  государство призвано оказывать  особую поддержку инновациям, обеспечивающим  социальную стабильность, поддержание  экологического равновесия. С другой  стороны, только на государственном  уровне возможны предотвращение  и нейтрализация негативных воздействий,  связанных с научно-техническим  прогрессом.

9. Повышение общественного  статуса инновационной деятельности.

Государство организует пропаганду научно-технических достижений и  инноваций, моральное поощрение  инноваторов, обеспечивает их социальную защиту и т.п.

10. Региональное регулирование  инновационных процессов. Федеральные  и местные власти способствуют  наиболее полной реализации инновационных  ресурсов регионов, в том числе  путем различного рода региональных  преференций (налоговых льгот  и т.п.). Государство содействует  рациональному размещению научно-технического  и инновационного потенциала. Как  правило, центральные государственные  структуры стремятся к выравниванию  условий распространения инноваций  по территории страны.

11. Регулирование международных  аспектов инновационных процессов.  Государство в рамках выбранной  общеэкономической и инновационной  стратегии стимулирует международную  научно-техническую и инновационную  кооперацию, а также регулирует  международный трансферт инноваций  [16].

Активное участие государства  в инновационной деятельности связано  с необходимостью долгосрочного  прогнозирования результатов научно-технической  и инновационной деятельности. Эффективность  нововведения в значительной степени зависит от правильности выбора области и вида инновации и времени их внедрения.

Таким образом, к теории основного  управления рисками инновационного проекта относятся определения  риска инновационного проекта, виды рисков, причины возникновения, классификация  экономических рисков, субъекты инновационной  деятельности, законодательство об инновационной  деятельности и государственной  инновационной политике, а также  основные функции государственных  органов в инновационной сфере.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Управления рисками

2.1 Процедуры управления  рисками

Управление рисками - это  процессы, связанные с идентификацией, анализом рисков и принятием решений, которые включают максимизацию положительных  и минимизацию отрицательных  последствий наступления рисковых событий. Процесс управления рисками  проекта обычно включает выполнение нескольких процедур.

Планирование управления рисками - процесс принятия решений по применению и планированию управления рисками для конкретного проекта. Этот процесс может включать в себя решения по организации, кадровому обеспечению процедур управления рисками проекта, выбор предпочтительной методологии, источников данных для идентификации риска, временной интервал для анализа ситуации. Важно спланировать управление рисками, адекватное как уровню и типу риска, так и важности проекта для организации.

Идентификация рисков определяет, какие риски способны повлиять на проект, и документирует характеристики этих рисков. Идентификация рисков не будет эффективной, если она не будет проводиться регулярно на протяжении реализации проекта.

Идентификация рисков должна привлекать как можно больше участников: инноваторов, менеджеров проекта, заказчиков, пользователей, независимых специалистов.

Качественная оценка рисков - процесс представления качественного анализа идентификации рисков и определения рисков, требующих быстрого реагирования. Такая оценка рисков определяет степень важности риска и выбирает способ реагирования.

Доступность сопровождающей информации помогает легче расставить приоритеты для разных категорий  рисков. Качественная оценка рисков это  оценка условий возникновения рисков и определение их воздействия  на проект стандартными методами и  средствами. Использование этих средств  помогает частично избежать неопределенности, которые часто встречаются в  проекте. В течение жизненного цикла  проекта должна происходить постоянная переоценка рисков. Количественная оценка рисков определяет вероятность возникновения рисков и влияние последствий рисков на проект, что помогает группе управления проектами верно принимать решения и избегать неопределенностей.

Количественная оценка рисков позволяет определять:

- вероятность достижения  конечной цели проекта,

- степень воздействия  риска на проект и объемы  непредвиденных затрат и материалов, которые могут понадобиться,

- риски, требующие скорейшего  реагирования и большего внимания, а также влияние их последствий  на проект,

- фактические затраты,  предполагаемые сроки окончания.

Количественная оценка рисков часто сопровождает качественную оценку и также требует процесс идентификации  рисков. Количественная и качественная оценка рисков могут использоваться по отдельности или вместе, в зависимости  от располагаемого времени и бюджета, необходимости в количественной или качественной оценке рисков [3]. Планирование реагирования на риски - это разработка методов и технологий снижения отрицательного воздействия рисков на проект. Берет на себя ответственность за эффективность защиты проекта от воздействия на него рисков. Планирование включает в себя идентификацию и распределение каждого риска по категориям. Эффективность разработки реагирования прямо определит, будут ли последствия воздействие риска на проект положительными или отрицательными. Мониторинг и контроль следят за идентификацией рисков, определяют остаточные риски, обеспечивают выполнение плана рисков и оценивают его эффективность с учетом понижения риска. Показатели рисков, связанные с осуществлением условий выполнения плана фиксируются. Мониторинг и контроль сопровождает процесс внедрения проекта в жизнь.

2.2 Основные методы и инструменты управления рисками инновационного проекта

Оценка риска в инновационном  проекте является необходимым условием для принятия рациональных решений  по управлению выявленными рисками. Главное правило управления рисками - инвестировать средства только в  том случае, если ожидаемая доходность (прибыль) выше, чем стоимость капитала плюс надбавка за риск.

Все методы воздействия на риск можно разделить на три основные группы - снижение, сохранение и передача риска.

Снижение риска подразумевает  уменьшение либо размеров возможного ущерба, либо вероятности наступления  неблагоприятных событий. Чаще всего  оно достигается при помощи осуществления  предупредительных организационно-технических  мероприятий, под которыми понимаются различные способы усиления безопасности, установка систем контроля и оповещения и т.д. [20].

Сохранение риска на существующем уровне не всегда означает отказ от любых действий, направленных на компенсацию  ущерба, хотя такая возможность предусмотрена.

К мерам, осуществляемым при  сохранении риска, могут быть причислены получение кредитов и займов для  компенсации убытков и восстановления производства, получение государственных  дотаций, льгот и др.

Меры по передаче риска  означают передачу ответственности  за него третьим лицам при сохранении существующего уровня риска. К ним  относятся страхование, которое  подразумевает передачу риска страховой  компании за определенную плату, а также  различного рода финансовые гарантии, поручительства и т.д.

Информация о работе Риски в инновационной деятельности