Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 14:16, курсовая работа
Целью данной работы является оценка изменений инвестиционного климата в России на основе существующих тенденций деятельности инвесторов и инвестиционной политики государства.
Задачами данной работы являются:
1) выявление сущности, структуры и основных этапов развития инвестиций;
2) исследование источников инвестиций, их перспективность и оценка их состояния на сегодняшний момент.
3) проведение исследования инвестиционного климата России при последовательном рассмотрении всех факторов, влияющих на его изменение;
4) попытка дать оценку текущего состояния инвестиционного климата в России;
5) выявление роли инвестиционной политики и международной помощи в оздоровлении российской экономики.
Введение 3
1 Инвестиции и накопление основного капитала 6
1.1 Инвестиции как экономическая категория 8
1.2Роль государства в формировании инвестиционной привлекательности России 12
1.3 Источники финансирования инвестиций 15
2 Финансово-инвестиционный комплекс в России 19
2.1 Нормативно-законодательная база инвестиционной деятельности рыночного типа 22
2.2 Инвестиционная активность регионов РФ 25
2.3 Иностранные инвестиции в Татарстане 35
Заключение 38
Список использованной литературы 41
В разных регионах России наблюдается явный перевес в инвестиционных планах либо в пользу частного иностранного инвестора, либо в пользу правительства.
Сегодня только в 13% регионов наблюдается превосходство сроков в инвестиционных программах над сроками конкретных инвестиционных проектов, реализуемых с участием иностранных инвесторов. В остальных регионах ситуация либо обратная, либо неопределенная. Это означает, что практически всем российским регионам необходимо принципиально пересмотреть свои инвестиционные программы в сторону резкого увеличения их срока. Если не будет ясной картины будущего развития регионов, то иностранным инвесторам с их капиталами и технологиями будет проблематично встроиться в столь неопределенную систему.
Особый интерес представляет вопрос о том, насколько эффективно идет продвижение государственных планов по построению в стране инновационной экономики.
Во-первых, до сих пор большая часть российских регионов не имеет вообще никакой инновационной инфраструктуры. Примерно в 27,7% регионов нет никаких объединений инноваторов, и никакой деятельности в данном направлении не наблюдается.9
Во-вторых, во многих территориях поддержка инноваций носит показной характер, не подкрепляясь конкретными достижениями.
В-третьих, между регионами наблюдаются очень серьезные различия в инновационной активности.
В целом же можно сказать, что некая организационная и правовая основа для инноваций в большинстве регионов все же создана. Однако главная проблема состоит в отсутствии эффективной координации инновационных идей, опыта их продвижения, финансов и поддержки администрации. Эта работа только начинается – частично под давлением сверху, частично под давлением снизу.
Практически все регионы вовлечены во внешнеторговый обмен с ближним и дальним зарубежьем. Это естественным образом сделало их уязвимыми для мирового кризиса. Так как же сказался кризис на внешних связях регионов России?
Кризис привел к еще большей открытости экономики российских регионов. Параллельно с этим происходит поразительное «выправление» региональных экономик, состоящее во всестороннем повышении их эффективности. На первый взгляд, кризис должен был привести к прямо противоположному результату, в связи с чем наметившееся положение дел воспринимается как парадоксальное.
Во-первых, в результате кризиса большинство регионов явно переориентировалось на рынки дальнего зарубежья, повышая тем самым свою географическую открытость. Кроме того, большинство регионов переориентировались на азиатский рынок сбыта. Смещение приоритетов в сторону Азии частично связано с тем, что она в результате кризиса пострадала гораздо меньше, чем Европа и страны СНГ.
Во-вторых, кризис инициировал резкую интенсификацию усилий регионов по налаживанию связей с внешним миром. Проявления этого эффекта весьма многообразны. Повсеместно усилилась работа торговых представительств России за рубежом. Лидером в этом отношении является Нижегородская область, где прорабатывается вопрос об открытии ее представительств в Германии, Франции, Финляндии, Италии, Японии и Сингапуре. Параллельно там активизируется работа с консулами, дипломатическими представительствами, промышленными объединениями и ведомствами других стран для организации приезда в область деловых иностранных делегаций. Можно сказать, что кризис привел к беспрецедентному усилению контактов с иностранными партнерами.
В-третьих, кризис породил колоссальную волну по построению привлекательного делового имиджа регионов в глазах иностранцев.
В-четвертых, кризис инициировал активизацию новых производств на базе более глубокой переработки. Это связано с тем, что сырьевой экспорт в большинстве регионов сворачивается и взамен этого надо предлагать что-то иное. Происходит своеобразное переформатирование сотрудничества с внешним миром. Таким образом, кризис привел к мощной диверсификации экспорта и повышению его технологического уровня.
В-пятых, кризис породил массу нестандартных организационных решений по поддержке региональной экономики. Здесь имеет место множество разнородных мероприятий. Например, в Камчатском крае инициируется создание особой экономической зоны. В Новгородской области рассматривается возможность создания на ее территории областной лесной биржи, а также Ассоциации лесопромышленников, лесозаготовителей и лесопереработчиков. Можно смело утверждать, что только кризис мог породить столь радикальные управленческие инновации.
В любом обществе инвестиции предопределяют общий рост экономики, что дает возможность создавать накопления и больше потреблять в будущем. Важной макроэкономической пропорцией выступает соотношение накопления и потребления в валовом внутреннем продукте страны. Норма накопления показывает, какая часть ВВП направляется в инвестиции в основной капитал для расширения производства.
Норма накопления в российской экономике 1999—2001 гг. оставалась низкой. В 2001 г. она составила 15%, к 2006-му она незначительно подросла, оставаясь на уровне 17,5%, в 2008 году норма накопления достигла 21,3%.10 Это означает, что экономический рост в среднесрочной перспективе должен сопровождаться опережающим по сравнению с динамикой потребления ростом инвестиций в основной капитал. Мировой опыт зарубежных стран, преодолевавших негативные последствия структурных и циклических кризисов, показывает, что в фазах оживления и подъема экономики норма валового накопления в основной капитал достигала уровня 30—40% ВВП и выше (например, Германия и Япония в послевоенные десятилетия, США в 50—60-е годы).11
В СССР в течение многих десятилетий норма накопления была высокой (около 30% ВВП), но эффективность капитальных вложений постоянно снижалась. Таким образом, проблема накоплений в российской экономике связана с необходимостью аккумуляции достаточных объемов инвестиций и их эффективной отдачей.
Возможности накопления основного капитала в стране зависят от размеров валовых национальных сбережений государства, предприятий и населения. Однако для России в настоящее время характерен разрыв в цепочке «сбережения — инвестиции», что является серьезной проблемой для всего народного хозяйства. Так, например, в 2004 г. валовые национальные сбережения оценивались в 32,5% ВВП, в то время как накопление основного капитала составило только 15% ВВП. Низкий уровень капитализации национальных сбережений свидетельствует о сохраняющемся недоверии потенциальных инвесторов к вложению сберегаемых средств в российскую экономику, обусловленном экономическими и правовыми рисками, низкой прибыльностью инвестируемого капитала.
Таблица 1.
Инвестиции в основной капитал в Российской Федерации по видам основных фондов |
|||||||||||
(в фактически действовавших ценах) |
|||||||||||
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 | |
миллиардов рублей |
|||||||||||
Инвестиции в основной капитал-всего |
1165,2 |
1504,7 |
1762,4 |
2186,4 |
2865,0 |
3611,1 |
4730,0 |
6716,2 |
8781,6 |
7976,0 |
9151,4 |
в том числе: |
|||||||||||
в жилища |
132,0 |
171,5 |
214,5 |
275,8 |
340,8 |
434,2 |
557,2 |
876,3 |
1193,8 |
1036,9 |
1046,9 |
в здания (кроме жилых) и сооружения |
502,2 |
628,4 |
722,7 |
951,0 |
1200,9 |
1460,2 |
1935,3 |
2798,4 |
3742,2 |
3482,2 |
3897,1 |
в машины, оборудование, транспортные средства |
426,6 |
527,0 |
663,9 |
811,5 |
1158,2 |
1484,0 |
1917,5 |
2612,3 |
3311,9 |
2970,2 |
3533,6 |
прочие |
104,4 |
177,8 |
161,3 |
148,1 |
165,1 |
232,7 |
320,0 |
429,2 |
533,7 |
486,7 |
673,8 |
в процентах к итогу |
|||||||||||
Инвестиции в основной капитал-всего |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100,0 |
в том числе: |
|||||||||||
в жилища |
11,3 |
11,4 |
12,2 |
12,6 |
11,9 |
12,0 |
11,8 |
13,0 |
13,6 |
13,0 |
11,4 |
в здания (кроме жилых) и сооружения |
43,1 |
41,8 |
41,0 |
43,5 |
41,9 |
40,4 |
40,9 |
41,7 |
42,6 |
43,7 |
42,6 |
в машины, оборудование, транспортные средства |
36,6 |
35,0 |
37,7 |
37,1 |
40,4 |
41,1 |
40,5 |
38,9 |
37,7 |
37,2 |
38,6 |
прочие |
9,0 |
11,8 |
9,1 |
6,8 |
5,8 |
6,5 |
6,8 |
6,4 |
6,1 |
6,1 |
7,4 |
Таблицу подписать (смотри методичку) было бы хорошо сделать график, Инвестиционный кризис в России вызван целым рядом взаимосвязанных, 12но имеющих и самостоятельное значение причин, повлекших за собой целый ряд следствий:
Хроническое недофинансирование инвестиций за последнее десятилетие подвело Россию к рубежу, за которым создается угроза массовых техногенных катастроф, вызванных износом основных фондов.
Наша область является одним из наиболее инвестиционно- активных регионов. К числу ведущих направлений внешнеэкономической деятельности Республики Татарстан относится привлечение иностранных инвестиций.
Начиная с 1993 и вплоть до 1998 года наблюдалась тенденция роста объемов привлекаемых иностранных инвестиций в экономику Республики Татарстан. В этот период наибольшие объемы иностранных инвестиций в экономику республики были привлечены в 1997-1998 годах. В 1997 году лишь двумя регионами Российской Федерации – Москвой и Республикой Татарстан – было привлечено 75% общего объема инвестиций, поступивших в Россию. По итогам 1998 года Республика Татарстан занимала третье место среди субъектов Российской Федерации по объему привлеченного иностранного капитала – после Москвы и Московской области.
После кризиса 1998 года, в 1999 году произошло резкое снижение объемов привлеченных в экономику республики средств зарубежных инвесторов. Однако, уже в 2000 году, объем иностранных инвестиций составил 142,9 млн. долларов США, что в 6,2 раза превысило показатель предыдущего 1999 года.
В 2008 г. объем зарубежных вложений в экономику РТ достиг наивысшего за период с 1993 г. показателя и составил около 2,6 млрд. долларов, из них прямых – около 723 млн. долларов США. В 2009 г. в экономику Татарстана поступило более 2,2 млрд. долл. из-за рубежа, т.е. последствия глобального финансово-экономического кризиса не в столь значительной мере сказались на этой сфере внешнеэкономической деятельности республики.
По состоянию на 1 января 2010 года накопленный иностранный капитал в экономике Республики Татарстан составил около 5,8 млрд. долларов США. Доля прямых инвестиций составила 7,1% от общего объема привлеченных в 2009 г. средств, портфельных – 5,6%, а наибольший удельный вес пришелся на прочие инвестиции – 87,3%.
Основным инвестором Республики Татарстан по итогам 2009 года являлся Люксембург - 1,14 млрд. долл. В 2009 году в инвестировании в республику активное участие принимали также Франция – 541 млн. долл., Германия – 289,7 млн. долл. и Нидерланды – 150 млн. долл.
Таблица 2.
По итогам 2009 года 77,8% поступивших иностранных инвестиций было направлено в операции с недвижимым имуществом, 18,4% - в добычу полезных ископаемых, 3,3% - в обрабатывающие производства. Для сравнения, по итогам 2008 года 44,3% поступивших иностранных инвестиций было направлено в строительство, 28% - в обрабатывающие производства, 26,1% - в операции с недвижимым имуществом.
Одной из точек экономического роста и развития совместных производств стала крупнейшая в России Особая экономическая зона промышленно-производственного типа «Алабуга» на территории Елабужского района Татарстана. На территории ОЭЗ инвесторы получают подготовленные участки со всей необходимой инфраструктурой. Резиденты ОЭЗ представлены 13тремя ключевыми кластерами: производство автомобилей и автокомпонентов, переработка полимеров в готовую продукцию, производство стройматериалов. По состоянию на конец 2009 г. в ОЭЗ «Алабуга» было зарегистрировано 9 резидентов.
В 2009 г. с участием иностранных компаний состоялось открытие ряда производств: кирпичного завода с австрийской фирмой «Винербергер» (май), комплекса из 6-ти асфальтосмесительных установок швейцарской фирмы «Амманн» (июнь), совместного с американцами предприятия «КАМАЗ-КАММИНЗ» (ноябрь), шинного производства с участием немецкой фирмы «Continental AG» (декабрь) и др. В Бахрейне прошло первое собрание учредителей Татарстанской Международной Инвестиционной Компании (ТМИК), созданной совместно с инвесторами из мусульманских стран.
По результатам выполненной работы можно сделать несколько выводов.
Во-первых, в российских регионах превалирует самая простая экономика, не являющаяся самодостаточной. Это проявляется в отсутствии энергетических мощностей, инфраструктурных объектов, перерабатывающей промышленности и разведки недр. Самые базовые элементы экономики регионов находятся в самом зачаточном состоянии и развиты чрезвычайно слабо. Все это говорит о том, что российские регионы нуждаются в огромных капиталовложениях. Это означает, что в самое ближайшее время должен быть задействован самый широкий спектр инструментов по активизации инвестиционных процессов и привлечению капиталов.
Во-вторых, главная проблема, от которой страдают регионы, это отсутствие денег и современных производственных технологий. Именно этот фактор предопределяет тот факт, что имеющийся избыточный спрос на некоторых товарных рынках регионов удовлетворяется иностранными компаниями. Финансовая и технологическая оголенность регионов приводит к тому, что все значимые рынки и ниши занимают иностранные инвесторы, которые начинают действовать в условиях отсутствия конкуренции. При этом никакой осмысленной долгосрочной кадровой политики по передаче опыта от иностранных специалистов к отечественным не просматривается. Учитывая сказанное, представляется целесообразным переходить к разработке и реализации специальных программ по созданию отечественных предприятий, выступающих «дублерами» иностранных компаний. Это позволит предотвратить в будущем иностранную монополию и ликвидировать существующее технологическое отставание.