Состояние инвестиционного климата в Узбекистане на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 16:03, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является определение значимости и роли инвестиций в экономике Узбекистана.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
- раскрыть сущность инвестиций и определить их роль в экономике страны;
- изучить виды и структуру инвестиций;
- проанализировать инвестиционную привлекательность Узбекистана;
- рассмотреть состояние инвестиционного климата в стране за 2009-2012 гг.;
- предложить пути повышения инвестиционной привлекательности нашей Республики.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….
3
Глава 1. Сущность и значение инвестиций……………………………….
5
Сущность инвестиций и их значение в экономике……………….
5
Виды инвестиций и их структура…………………………………...
10
Глава 2. Состояние инвестиционного климата в Узбекистане на современном этапе……………………………………………………………

16
2.1. Анализ инвестиционной привлекательности Узбекистана………..
16
2.2. Инвестиционный климат в Узбекистане в 2009-2012 гг.…………..
20
2.3. Пути повышения инвестиционной привлекательности Республики Узбекистан……………………………………………………...

27
Заключение………………………………………………………………........
31
Список использованной литературы……………………………………...
33

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание готовsq.docx

— 106.53 Кб (Скачать файл)

Объем кредитных средств  международных финансовых институтов, привлеченных за отчетный период в  рамках Региональных инвестиционных программ на 2012 год, составил $34,1 млн. или 14,7% от всего  объема привлеченных инвестиций.

Региональные инвестиционные программы (РИП) на 2012 год в соответствии с Постановлением Президента №ПП-1668 от 28 декабря 2011 года, в целях увеличения объемов привлечения прямых иностранных  инвестиций в перспективные отрасли  регионов Республики.

В 2012 году в рамках РИП  предусмотрена реализация 1184 проектов с привлечением инвестиций по всем источникам на сумму $1163,3 млн. долл. (на 38,3% больше чем в 2011 году). Реализация инвестиционных программ позволит обеспечить дополнительный рост объемов производства готовой продукции на сумму 2545,3 млрд. сумов, в том числе объемов экспорта – на $301,9 млн., а также создание более 25,1 тысяч новых рабочих мест.

В целом в 2012 году предусмотрено  завершение более 270 инвестиционных проектов. В этом плане большой импульс  в продвижении инвестиционной политики придает Инвестиционная программа  страны на 2012 год, параметры которой  были утверждены постановлением главы  государства «Об Инвестиционной программе Республики Узбекистан на 2012 год».

Документ разработан для  обеспечения реализации стратегически  значимых инвестиционных проектов, направленных на строительство новых современных  производств, модернизацию, техническое  и технологическое обновление предприятий, опережающее развитие современной  сети транспортной, инженерно-коммуникационной и социальной инфраструктуры и на этой основе создание новых рабочих  мест, достижение устойчивого и динамичного  развития экономики страны.

В соответствии с Указом Президента Ислама Каримова от 13 апреля 2012 года создана еще одна специальная  зона «Ангрен» в Ташкентской области. Срок функционирования специальной  индустриальной зоны «Ангрен» составляет 30 лет с возможностью последующего продления. В течение этого срока  на территории СИЗ будут действовать  особый налоговый режим и таможенные льготы. Статус участника СИЗ «Ангрен» будет предоставляться решением Административного совета зоны.

 

 

 

2.3. Пути повышения  инвестиционной привлекательности  Республики Узбекистан

 

Указы Президента Республики Узбекистан от 10 апреля 2012 года №УП-4434  «О дополнительных мерах по стимулированию привлечения прямых иностранных инвестиций» и от 13 апреля 2012 года «О создании специальной индустриальной зоны «Ангрен» являются знаковым событием национальной экономической политики.

За годы независимости  в Узбекистане была осуществлена большая работа по созданию благоприятного инвестиционного климата, сформирована широкая система льгот и преференций  для привлечения иностранных  инвесторов. И поэтому предпринимаемые  шаги по развитию инвестиционной политики страны нельзя рассматривать как  простой процесс дальнейшего  совершенствования существующего  механизма привлечения инвестиций. Мировая экономика находится  в непрерывном движении. В настоящий  момент она переживает сложный период. Происходит усиление ее глобализации, изменение отраслевой и региональной структуры, появляются качественно  новые субъекты хозяйствования, меняется баланс сил в экономическом противостоянии различных государств.  Вызовы, предъявляемые этими изменениями к экономикам национальных государств, обретают качественно новое содержание, облекаются в новые формы своего проявления.

Указы Президента Республики Узбекистан свидетельствуют о глубоком анализе происходящих в мире процессов  и заблаговременном предупреждении тех трудностей, с которыми экономика  Узбекистана может столкнуться  в ближайшем будущем.

Президентом Республики в качестве важнейшего приоритета развития отечественной экономики заблаговременно и предусмотрительно была поставлена задача  достижения высокой конкурентоспособности продукции предприятий Узбекистана. Решение этого сложного, но крайне необходимого для страны вопроса представляется невозможным без модернизации и интенсификации экономики, без массового освоения современных высокотехнологичных производств.

В Указе Президента Республики Узбекистан от 10 апреля 2012 года «О дополнительных мерах по стимулированию привлечения прямых иностранных инвестиций» предусмотрены специальные налоговые льготы, распространяемые на все регионы страны за исключением г. Ташкента и Ташкентской области. Эта мера является значительным продвижением в развитии национальной политики регионального развития. 

Положения рассматриваемых Указов заблаговременно и предусмотрительно определяют важнейшие приоритеты развития национальной экономики:

    • создание новых высокотехнологичных производств,
    • модернизация действующих предприятий,
    • достижение высокой конкурентоспособности отечественной продукции,  
    • повышение экспортного потенциала и увеличение  валютных ресурсов  страны путем стимулирования привлечения иностранных инвестиций.

Реализация данных мер  является важным и актуальным шагом  для обеспечения модернизации национальной экономики, повышения ее конкурентоспособности  и создания прочных основ ее стабильного  функционирования и развития.

Несомненно, принятые меры станут надежным барьером, способным преградить и смягчить риски и угрозы разворачивающихся  в мире кризисных процессов. Их реализация будет способствовать увеличению количества рабочих мест для выпускников как профессиональных колледжей, так и вузов,  а так же других категорий трудоспособного населения, обеспечит повышение их  доходов и улучшение жилищных условий. Развитие этих процессов позволит существенно продвинуться в решении также и других экономических, социальных и демографических вопросов в республике.

Достижение и выход на мировые рынки могут быть обеспечены в первую очередь за счет последовательного реформирования, углубления структурных преобразований и диверсификации экономики, обеспечения опережающего развития новых высокотехнологичных предприятий и производств, ускорения процессов модернизации и технического обновления действующих мощностей. В этой связи в Программе первоочередных мер по расширению объемов производства и освоению выпуска новых видов конкурентоспособной продукции предусматривается в 2012-2016 годах осуществить более 270 инвестиционных проектов расчетной стоимостью 6,2 млрд. долл. США, а также отраслевых программ модернизации, технического и технологического перевооружения производства.

Таким образом, в Республике Узбекистан будет осуществляться комплекс мер, направленный на дальнейшее повышение  конкурентоспособности национальной экономики. В соответствии с этим основные направления государственной  инвестиционной стратегии можно  сформулировать следующим образом:

- проведение целенаправленной  политики по углублению структурных  преобразований;

- всемерная поддержка  приоритетных отраслей с целью  обеспечения высокой конкурентоспособности  отечественной продукции на внутреннем  и мировом рынке и повышение  экспортного потенциала страны;

- осуществление государственного  финансирования приоритетных инвестиционных  проектов на конкурсной основе;

- развитие производственной  и социальной инфраструктуры;

- совершенствование условий для активизации инвестиционно-инновационной деятельности как отечественных, так и иностранных инвесторов.

Дальнейшее расширение инвестиционного  потока возможно на основе роста заинтересованности хозяйствующих субъектов и инвесторов, совершенствования структуры источников финансирования, повышения эффективности  механизмов привлечения, поддержки  и использования инвестиций, в  особенности, в отраслях, выпускающих  продукцию с высокой долей  добавленной стоимости.

 

Заключение.

 

В настоящее время мировая  экономика столкнулась с существенным замедлением темпов роста. В этих условиях Республика Узбекистан стремится проводить глубокие структурные преобразования, поддерживая высокие объемы инвестирования в национальную экономику, что высоко оценивается авторитетными международными финансовыми институтами, такими как Международный валютный фонд, Всемирный банк, Азиатский банк развития.

Государствам необходимо постоянно приспосабливаться к  изменяющимся условиям мировой экономической  системы. Поэтому постоянное и непрерывное  совершенствование инвестиционной политики Узбекистана является адекватным ответом на вызовы времени и угрозы, обусловленные продолжающимся долговым, инвестиционным и инфляционным кризисом глобальной экономической системы.

Новые широкие возможности  по привлечению инвестиций будут  способствовать обеспечению комплексного и эффективного развития ресурсного потенциала региона, входящего в  специальную индустриальную зону, созданию новых производств по более глубокой переработке минерально-сырьевых ресурсов, углублению процессов локализации  производства высокотехнологичной  продукции.

Для инвесторов в Узбекистане  созданы беспрецедентно благоприятный инвестиционный климат, система льгот и преференций. Убедительным свидетельством этого является ежегодный прирост привлечения иностранных инвестиций в нашу экономику.

Инвестиционная привлекательность  нашей страны обусловлена обширным рынком сбыта и развитой транспортной инфраструктурой, интегрированной  в мультимодальную систему коммуникаций Евразии, предопределяющей перспективность инвестиционного и торгово-экономического сотрудничества. Иностранные компании, инвестируя в Узбекистан, получают возможность выхода на 5 крупнейших и наиболее динамично растущих рынков – это страны СНГ с рынком более 300 миллионов человек, Центральной и Восточной Европы, Южной и Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока.

Реализация всех намеченных мероприятий будет способствовать упрочнению стабильности экономики страны и постепенному, но неуклонному продвижению Узбекистана в число наиболее экономически развитых, передовых государств мира.

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

Нормативно-правовые акты.

  1. Закон Республики Узбекистан «Об иностранных инвестициях» от 30 апреля 1998 года №609-I // Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1998 г., № 5-6, ст. 91; 1999 г., № 9, ст. 229; Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2008 г., № 14-15, ст. 86; 2008 г., № 52, ст. 513
  2. Закон Республики Узбекистан «О гарантиях и мерах защиты прав иностранных инвесторов» от 30 апреля 1998 г., № 611-I // Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1998 г., № 5-6, ст. 93; 2004 г., № 1-2, ст. 18; Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2005 г., № 37-38, ст. 278; 2008 г., № 52, ст. 513
  3. Закон Республики Узбекистан «Об инвестиционной деятельности» от 24 декабря 1998 года № 719-I // Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1999 г., № 1, ст. 10; 2004 г., № 1-2, ст. 18; Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2006 г., № 41, ст. 405; 2008 г., № 52, ст. 513
  4. Указ Президента Республики Узбекистан «О создании свободной индустриально-экономической зоны в Навоийской области» от 2 декабря 2008 года за № УП-4059 (Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2008 г., № 49, ст. 478; 2011 г., № 9, ст. 84; 2012 г., № 3-4, ст. 26)
  5. Указ Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по стимулированию привлечения прямых иностранных инвестиций» от 10 апреля 2012 года, № УП-4434 // (Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2012 г., №15, ст. 167)
  6. Указ Президента Республики Узбекистан «О создании специальной индустриальной зоны «Ангрен» от 13 апреля 2012 года, № УП-4436 // (Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2012 г., № 16, ст. 177)
  7. Постановление Президента Республики Узбекистан «Об Инвестиционной программе Республики Узбекистан на 2012 год» от 27 декабря 2011 года № ПП-1668

Основная литература

  1. Богатин Ю.В., Оценка эффективности бизнеса и инвестиций. – М.: Финансы, 2000.
  2. Ильинская Е.М., Инвестиционная деятельность. – СПб., 1997. Инвестиционное проектирование. Под ред. Шумилина С.И. - М.: Финстатинформ, 1995.
  3. Касимов Ю.Ф. Основы теории оптимального портфеля ценных бумаг. – М.: Филинъ, 2001. – 144 с.
  4. Крянев А.В. Основы финансового анализа и портфельного инвестирования в рыночной экономике. – М.: МИФИ, 2000. – 52с.
  5. Мосина И., «Региональные аспекты управления портфелем ценных  бумаг»  // Аудит и налогообложение.- 2000 г.- №12(60)-C.22-23.
  6. Рязанов Б. Теории портфельного инвестирования и их применение в условиях российского рынка // Рынок ценных бумаг – 2002. – №2. – С. – 59-63.

Интернет-ресурсы.

  1. www.stat.uz
  2. www.soliq.uz
  3. www.cer.uz
  4. www.uzneftegaz.uz
  5. www.ecsocman.edu.ru
  6. http://www.mfer.uz/
  7. http://gov.solutions.uz
  8. http://finance.uz/
  9. http://zolotodb.ru/
  10. http://goldinvestingnews.com/
  11. http://www.tiptoptens.com

Информация о работе Состояние инвестиционного климата в Узбекистане на современном этапе