Сравнительный анализ внешних источников привлечения инвестиций в деятельность ОАО "РЖД"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2013 в 14:51, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования заключается в рассмотрении теоретических и практических аспектов осуществления инвестиционной деятельности с привлечением внешних источников финансирования.
Для достижения поставленной целы в работе решаются следующие задачи, предопределившие ее структуру:
- анализ понятия «инвестиции» как экономической категории,
- рассмотрение механизмов и источников привлечения инвестиций,
- определение роли инвестиционной деятельности в развитии компании,
- рассмотрение практических аспектов осуществления инвестиционной деятельности на материалах ОАО «РЖД»,

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы инвестиционной деятельности 5
1.1. Инвестиции как экономическая категория 5
1.2. Механизмы и источники привлечения инвестиций 9
1.3. Роль инвестиционной деятельности в развитии компании 14
Глава 2. Инвестиционная деятельность в ОАО «РЖД» 17
2.1. Организационно-экономическая характеристика ОАО «РЖД» 17
2.2. Перспективы развития ОАО «РЖД» 26
2.3. Инвестиционная стратегия ОАО «РЖД» в контексте основных целей развития компании 31
Глава 3. Источники привлечения инвестиций ОАО «РЖД» и пути совершенствования инвестиционной деятельности 35
3.1. Сравнительный анализ источников привлечения инвестиций ОАО «РЖД» 35
3.2. Достоинства и недостатки работы ОАО «РЖД» с внешними инвесторами 41
3.3. Пути совершенствования инвестиционной политики ОАО «РЖД» при работе с внешними инвесторами 44
Заключение 48
Список использованной литературы 50

Вложенные файлы: 1 файл

диплом (1).doc

— 2.26 Мб (Скачать файл)

Отметим, что  операторы и собственники подвижного состава, помимо уже указанных промышленных предприятий и ОАО «РЖД», осуществляющие предоставление услуг по перевозкам пассажиров и грузов по сети железных дорог России также инвестируют, ориентируясь, прежде всего, на развитие парка подвижного состава. В данном случае они не рассматриваются в виду ограниченности объекта исследования холдингом ОАО «РЖД».

На более  краткосрочную перспективу инвестирование за счет различных источников представлено в ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы» (рис. 3.4).

Рис. 3.4. Распределение  источников инвестиций в 2010-2015 гг., млрд. руб.

При этом помимо собственных средств и средств  бюджетов предусматривается использование  заемных средств (рис. 3.5).

Рис. 3.5. Планируемая динамика структуры источников финансирования инновационного развития ОАО «РЖД»

При этом структура заемных средств ОАО «РЖД» (табл. 3.3) позволяет сделать вывод об использовании в инвестиционной деятельности, прежде всего, путем размещения облигаций, которые размещаются и торгуются на бирже ММВБ-РТС и Ирландской фондовой бирже.

 

 

 

 

Таблица 3.3

Динамика заемных  средств (займы и облигации) ОАО  «РЖД» по срокам привлечения (в среднем  за год), млн. руб.

год

Займы,                          в том числе:

краткосрочные

долгосрочные

Облигации,                    в том числе:

краткосрочные

долгосрочные

Всего:

2004

12065

12065

-

6029,9

2008,7

4021,2

18095

2005

24023

15319

8704,1

22637

2008,7

20629

46660

2006

25412

8370,7

17041

38363

7027,3

31335

63774

2007

33099

18802

14297

36486

7027,3

29459

69585

2008

133191

94053

39138

55088

7160,3

47928

188279

2009

164150

82736

81414

148357

15857

132500

312508

2010

110830

15871

94960

204952

20717

184235

315783

В среднем за год

71824

35317

36508

73131

8829,6

64301

144955


 

ОАО «РЖД» в  качестве источников заемного капитала для финансирования инвестиций используют помимо облигаций и банковских займов также синдицированные кредиты и проектное финансирование.

 

3.2. Достоинства  и недостатки работы ОАО «РЖД» с внешними инвесторами

 

Проведенный анализ показал, что для реализации инвестиционных проектов холдинга ОАО «РЖД» необходимо в силу их масштабности, капиталоемкости и стратегического значения использовать внешние источники финансирования, к которым наряду со средствами федерального и местных бюджетов можно отнести средства частных инвесторов.

Среди положительных  моментов работы ОАО «РЖД» можно отметить то, что компания ориентируется на встраивание приоритетных проектов для частного инвестирования в собственную стратегию развития. При этом компания ориентируется на использование их средств даже в областях, в которых существуют законодательные ограничения на оборот имущества, за счет использования целевых займов, возможностей последующей аренды на конкурсных условиях, инвестиционного кредитования, лизинга, подряда с возможностью отсрочкой платежа и т.д.

Кроме того, можно отметить в качестве положительных моментов использование обязательной паспортизации проектов инвестиционной деятельности с оценкой целевых показателей эффективности [30].

«Регламент  взаимодействия участников инвестиционного  процесса по формированию инвестиционной программы ОАО «РЖД»» достаточно полно отражает процесс привлечения внешних инвестиций в проекты общества, однако практически не рассматривает стадию реализации проекта. Данное обстоятельство можно отнести к недостаткам существующей системы управления инвестиционной деятельностью компании.

В ходе работы ОАО  «РЖД» с внешними источниками  инвестиций, представленными средствами бюджетов различных уровней, можно  говорить о достаточной их эффективности. Основные же нерешенные проблемы, как  представляется, относятся к привлечению средств частных инвесторов, а также в работе компании с источниками заемного капитала.

Можно отметить следующие проблемные области:

- высокая капиталоемкость  и длительная окупаемость проектов,

- низкая конкурентоспособность  инвестиционных проектов ОАО «РЖД» по сравнению с другими проектами в отраслях, не связанных с осуществлением железнодорожных перевозок, прежде всего, за счет низкого уровня получаемых инвестором дивидендов,

- высокие барьеры  входа на рынок железнодорожных  перевозок экономического и технологического характера, в частности высокие невозвратные инвестиции, низкая рентабельность бизнеса и т.д.,

- неопределенность  приоритетных сфер инвестирования  и отсутствие дифференциации  работы с инвесторами в зависимости  от выделенных сфер.

- низкая рентабельность  собственного капитала компании  при использовании заемных средств  как источников финансирования  инвестиций,

- использование  инструментария, ориентированного, прежде  всего, на биржевое хеджирование  заемного кредитного ресурса фьючерсными контрактами,

- отсутствие  эффективной методики прогнозирования  эффективности инвестиционных проектов, связанная с неоднозначностью  оценки выгод от инвестиций [30], порождающей ограниченность критериев оценки и, как следствие, возрастание рисков нерентабельности проекта [24],

- законодательные  ограничения при обороте имущества  ОАО «РЖД»,

- неопределенность  отрасли в виду происходящих  проектов реформирования, увеличивающая  риски реализации проектов,

- низкие тарифы перевозок на железнодорожном транспорте, обеспечивающие его социальную направленность, но не позволяющие повысить его рентабельность,

- недостаточная  эффективность работы компании  с кредитно-финансовыми институтами, 

- недостаточная  проработка механизмов работы  с инвесторами в ходе реализации инвестиционного проекта, в связи с чем практически отсутствует реинвестирования со стороны частных инвесторов,

- низкая степень  свободы компании при работе  с инвесторами, обусловленная  ее стратегическим значением  в экономике страны.

Таким образом, указанные проблемы можно условно разделить на внешние, решение которых полностью компания не может осуществить в виду заданности определенных параметров функционирования, а также на внутренние, решение которых компания может осуществить.

Отметим, что  политика компании, ориентирующаяся на совершенствование инвестиционной деятельности, должна быть направлена на максимальное нивелирование негативных факторов влияния внешних проблем и устранение внутренних проблем.

 

 

3.3. Пути  совершенствования инвестиционной политики ОАО «РЖД» при работе с внешними инвесторами

 

Можно предложить следующие направления развития инвестиционной деятельности ОАО «РЖД»  в рамках взаимодействия с внешними источниками привлечения инвестиций.

Комплексный анализ всех аспектов деятельности компании с последующим выделением наиболее перспективных направлений для внешнего инвестирования и разработка путей работы с частными инвесторами, ориентированных на учет особенностей той или иной сферы деятельности. Например, для привлечения частных инвестиций в увеличение пропускной способности путей должно быть ориентировано на привлечение средств крупнейших пользователей этих путей. Инвестирование же в проекты развития подвижного состава должно максимально учитывать возможности использования средств частных перевозчиков. В каждой из выделенных областей также необходимо ориентироваться на законодательные ограничения, которые в силу масштабности деятельности компании различны в отдельных ее сегментах в части определения ограничений на передачу имущества, на стандарты качества и безопасности и т.д.

В частности  этому может способствовать выделение  из компетенций ОАО «РЖД» неосновной деятельности, в которых в помимо всего указанного, более низкие риски, в виду из меньшей затронутости проводимыми  реформами железнодорожного транспорта.

Использование государственно-частного партнерства  не только при инвестиционной деятельности в связке ОАО «РЖД» - РФ, но и в  связках РФ – ОАО «РЖД» - частные  инвесторы, в которых ОАО «РЖД»  помимо функций одного из партнеров  может осуществлять функции координатора отношений других участников.

Размещение  части акций холдинга с учетом необходимости сохранения контрольного пакета у государства.

Использование опционов как одного из инструментов хеджирования.

Повышение эффективности  использования заемного капитала в инвестиционной деятельности с ориентацией на следующую модель взаимодействия компании с кредитно-финансовыми институтами.

Рис.3.6. Взаимодействие ОАО «РЖД» с кредитно-финансовыми  институтами

При этом заемный  капитал нужно использовать преимущественно при реализации проектов с высокой эффективностью.

В связи с  этим можно предложить следующий  алгоритм принятия решения о необходимости  привлечения заемного капитала в  инвестиционный проект:

- подготовка  к принятию решения (анализ использования заимствования ранее, определение целей заимствования),

- определение  объекта инвестирования,

- комплексная  оценка эффективности реализации  проекта, в том числе для  ОАО «РЖД»,

- оценка потенциальных  источников финансирования проекта  (внешние инвесторы и ОАО «РЖД»,

- оценка рисков  проекта и путей их снижения,

- принятие решения.

После принятия решения об использовании заемных  средств для реализации инвестиционного  проекта необходимо:

- определить  условия заимствования для конкретного  проекта,

- выбрать источник заимствования,

- обеспечить  заимствование документально, 

- разработать  системы контроля его использования,

- проводить  мониторинг использования заемных  средств.

В настоящее  время оценка эффективности проектов проводится с использованием «Методических рекомендаций по оценке инвестиционных проектов на железнодорожном транспорте».

Определение эффективности  проектов при этом можно совершенствовать следующим образом:

- разработка критериев оценки инвестиционных проектов с учетом их динамики за счет использования таких показателей, как колебания доходности, индекс доходности и т.д.,

- разработка  и внедрение стандартов оценки  проектов, что позволит упростить  возможности сравнения проектов  между собой, например, единые  базовые цены и т.д.,

- разработка  классификации проектов по уровням  привлекательности для внешнего  инвестирования, позволяющей в дальнейшем дифференцировать их по этому основанию,

- использование  при обосновании проектов бюджетного  подхода.

Кроме того, необходимо разработать и внедрить систему  мониторинга за реализацией проекта, которая может включать в себя следующие этапы:

1. Подготовительный  этап:

- определение этапов реализации проекта с календарной привязкой и точками контроля за выполнением мероприятий,

- разработка  количественной и качественной  системы показателей реализации  проекта в разрезе этапов и  точек контроля,

- оценка бюджета  проекта, источников его формирования  и взаимодействия с ними,

- разработка  мероприятий по снижению рисков  инвестиционного проекта в том  числе за счет хеджирования, распределения  рисков, внешнего страхования, обеспечения  их покрытия и т.д.

2. Основной этап:

- мониторинг  показателей реализации проекта,

- диагностика  причин отклонений от целевых  показателей и показателей контрольных  точек,

- разработка  решений по результатам оперативного  контроля,

- корректировка  плана реализации проекта и  целевых показателей в связи с изменением базовых условий его реализации.

Предложенные  рекомендации, как представляется, позволят повысить эффективность деятельности ОАО «РЖД» в процессе осуществления  инвестиционной деятельности, что с  одной стороны позволит повысить эффективность функционирования железнодорожной системы страны, определяя достижения поставленных стратегических целей ее развития, а с другой стороны сможет служить объектом заимствования для других компаний, как для осуществления инвестиционной деятельности в сфере железнодорожного транспорта, так и для других сфер, что в целом может повысить эффективность и конкурентоспособность экономики страны.

 

 

Заключение

 

Инвестиции  представляют собой экономическую  категорию, отражающую долгосрочный процесс рискового вложения экономических ресурсов (в денежной, материальной и нематериальной форме) в объекты предпринимательской деятельности, направленного на увеличение запасов капитала в экономике и несущего в себе цель получения экономического и / или социального эффекта в будущем периоде, превышающего текущие затраты.

Информация о работе Сравнительный анализ внешних источников привлечения инвестиций в деятельность ОАО "РЖД"