Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 09:07, курсовая работа
Так в большинстве советской экономической литературы
иностранные инвестиции представлялись как вывоз капитала монополией одной
страны в другие страны с целью наиболее выгодного его приложения. Сейчас
такие представления существенно изменились, так как всякая
предпринимательская деятельность связана с получением определенной прибыли.
|Введение |3 |
|1. Сущность иностранных инвестиций в мировой экономике. |4 |
|2. Условия осуществления иностранного инвестирования. |7 |
|3. Основные формы иностранных инвестиций в современном мировом | |
|хозяйстве. |16 |
| | |
|4. Роль и специфика иностранных инвестиций в развитии мировой | |
|экономики и в частности Украины. | |
| | |
|5. Краткая характеристика типов иностранных инвесторов. | |
| | |
|Заключение. | |
экономическом конгрессе в США в сентябре 1996 года. Подкуп иностранных
должностных лиц, решающих судьбу кредитов, международных тендеров и
программ помощи, имеет тенденцию к распространению в международных
экономических отношениях.
Анализ условий
развития иностранного
90-х годов свидетельствует, что оно сконцентрировалось в странах,
регулировавших его привлечение. Это касается, прежде всего, стран, в
которых были в наличии наиболее общие детерминанты: стабильная
макроэкономическая политика, отсутствие повышения процентных ставок,
высокий уровень национальных сбережений, значительное инвестирование в
промышленность, относительно умеренный бюджетный дефицит, высокие темпы
роста экспорта и небольшие ожидания поступления краткосрочного капитала,
осуществление внутренних структурных преобразований (приватизации,
либерализации законодательства, открытие рынков ценных бумаг для
иностранных инвесторов, ослабления валютного контроля, сокращения
задолженности). Конечно, к ним можно отнести и другие, однако именно эти
являются определяющими.
В свете сформированных условий и анализа инвестиционно-
предпринимательского климата можно констатировать, что, например, в Украине
не созданы политические, экономические и организационные условия для
привлечения серьезных и эффективных внешних денежных средств в нужных
объемах и формах. Следствием этого является чрезвычайно малый приток
иностранных инвестиций: 266,6 млн. долларов в1995 году, что составило 0,08
% их мирового объема и 2,2 % от полученного странами Центральной и
Восточной Европы. Умеренностью
поступлений также
606 млн. долларов и I квартал 1997 года – 116,6 млн. долларов. По оценкам
экспертов Европейского центра исследований, риск инвестирования в Украине
составляет 80 %. Нарастание внешней задолженности (8,8 млрд. долларов по
состоянию на февраль 1997 года) вместе с названными факторами закономерно
обусловили то, что, по отмеченному рейтингу, в 1993, 1994 и 1995 годах наше
государство занимало, соответственно, 146-е, 147-е и 152-е места в мире.
Основным нормативным документом, регулирующим вложение внешних
денежных средств, является Закон Украины «О режиме иностранного
инвестирования», одобренный Верховным Советом Украины 19 марта 1996 года.
Его принятие означает качественную модификацию подходов к функционированию
иностранных инвесторов - установление для них национального режима
инвестирований и иной хозяйственной деятельности, за некоторыми
исключениями, предусмотренными законодательством Украины и ее
международными соглашениями.
Существует
ряд отрицательных
иностранных инвесторов при вложении капиталов. К ним относятся слабая
конвертируемость национальной денежной единицы; низкая платежеспособность
предприятий и практикование ими бартера, во многих случаях не нужного
зарубежному партнеру; медленные темпы приватизации, а также наличие
значительного количества запрещенных к приватизации объектов; неразвитость
фондового рынка; рост коррупции и преступности в экономике; низкая
покупательная способность населения; политика национальных
предпринимателей, пытающихся из-за боязни потери своих денежных средств
размещать их в иностранных банках; отсутствие отечественного реального
производственного инвестирования (что является важным индикатором для
иностранных инвесторов); отток национального капитала за границу;
отсутствие права частной собственности на землю и невозможность покупки
последней.
3. основные
формы международных
ПЕРСПЕКТИВНЫМ НАПРАВЛЕНИЕМ ИНТЕГРАЦИИ СТРАН В СИСТЕМУ МИРОВОГО
ХОЗяЙСТВА И РАЗВИТИя МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНВЕСТИЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ яВЛяЕТСя
СОЗДАНИЕ ОСОБЫХ (СПЕЦИАЛЬНЫХ ЭКОНОМИчЕСКИХ ЗОН (ОЭЗ)). ЭТО ОДНА ИЗ
НАИБОЛЕЕ ПРИТяГИВАЮЩИХ ФОРМ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТИ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТОРОВ ,
КОТОРАя ДАЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ АКТИВИЗИРОВАТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО, НАРАЩИВАТЬ
ЭКСПОРТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ, ФОРМИРОВАТЬ РЫНОчНУЮ ИНФРАСТРУКТУРУ, УСКОРяТЬ
РАЗВИТИЕ ОТДЕЛЬНЫХ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕЙ ЭКОНОМИКИ.
Мотивы создания ОЭЗ в разных странах весьма различны. Они могут
создаваться как в чистом виде зоны свободной торговли или как особые зоны,
где регулируются не все стороны экономической активности. В странах,
политика которых ориентирована на внутренний рынок, ОЭЗ жестко
регулируются, обладают незначительной свободой в инвестиционной сфере и
развиваются с меньшей активностью; если же экономическая политика страны
ориентирована на внешнюю экономику и делаются попытки как можно меньше
вмешиваться в управление ОЭЗ, создаются благоприятные условия для притока
зарубежных инвестиций.
Для нас
весьма актуален опыт Китая,
где введение рыночных
экономике и открытость по отношению к зарубежным партнерам стали важнейшими
целями правительства КНР. К началу 80-х годов были созданы 4 ОЭЗ –
Шеньчжень, Джухай, Шаньжоу и Сяньмынь, в середине 80-х экономически
открытыми стали 14 приморских городов и остров Хаймынь. В дальнейшем в
открытые экономические районы были преобразованы местности в долине Янцзы и
Джудзян, полуостров Фудзям, открытыми экономическими областями стали,
также, полуострова Шаньдунь и Лаодунь, а к концу 80-х были приняты решения
сделать остров Хаймынь провинцией и превратить его в крупнейшую в Китае
ОЭЗ, провинции Гуандун, Фудзянь, дзянсу были объединены в одну из
крупнейших экспериментальных экономических зон, одновременно была заново
сформулирована стратегия развития приморских районов с тем, чтобы и далее
расширять открытость экономики. Таким образом, была создана
экспериментальная экономическая область с населением более 100 млн.
человек, которую в Китае образно называют “открытым окном”. Целью его
создания является использование иностранного капитала и современной
зарубежной технологии, создание на этой основе крупного экспортного сектора
экономики.
По оценкам специалистов, опыт создания ОЭЗ в Китае можно рассматривать
как весьма успешный, учитывая, что за 10 лет, прошедших с момента решения
об их создании (1979 год), иностранные инвестиции в ОЭЗ составили 2,5 млрд.
долларов. Что соответствует ј всех иностранных инвестиций в Китае за
указанный период 1.
Одной из
причин зарубежной
юго-восточной Азии 30 млн. китайцев живут за пределами своей страны и
зачастую ведут успешную предпринимательскую деятельность, или, как это
характерно для Гонконга или Макао, ориентируются на китайский материк.
Действительно, в числе предприятий, вкладывающих деньги в китайские ОЭЗ, на
первом этапе преобладали предприятия из юго-восточной Азии , лишь позже
появились американские, европейские, а вслед за ними и японские
предприятия.
Ведущей целью создания ОЭЗ в странах лидерах мировой индустрии является
упрощение вывода национальных концернов на внешние рынки, что и находит
выражение в формировании зон свободной торговли. Их максимальное число
(более 130) зафиксировано в США. На их территории экспортную продукцию
комплектуют импортными узлами, не облагаемыми пошлинами, получают
маркетинговые и инжиниринговые услуги, осуществляют факторинг.
В 1988 г. на Окинаве появилась первая в Японии зона свободной торговли.
В последнее десятилетие весьма динамичны ОЭЗ научно-технической
направленности, в том числе технополисы типа Кремниевой долины в
Калифорнии (США), обеспечивающие наращивание научно-промышленного
потенциала и сокращение периода внедрения открытий в производство.
Для развивающихся стран ОЭЗ открывают возможности присоединиться к “новым
индустриальным державам”, создать новые рабочие места, перенять технологии,
привлечь иностранный капитал. После бума ОЭЗ к середине 80-х годов в почти
50 развивающихся странах насчитывается свыше 110 таких зон с числом занятых
в диапазоне сотен-десятков тысяч человек 1. Так ОЭЗ Тайваня дала 70 тыс.
дополнительных рабочих мест и свыше Ѕ всех валютных поступлений. В Маврикии
за счет ОЭЗ практически полностью (с 23 % до 4 %) ликвидирована
безработица, а в отраслях НТР даже ощущается нехватка профессионалов -
рабочих и ученых. В Ирландии ОЭЗ обеспечивает занятость 8 работников и 20 %
промышленного экспорта. К началу 90-х годов только экспортно-
производственных зон в развивающихся странах насчитывалось свыше 200, до
100 – формировались и еще 50 были в стадии разработки; общий экспорт из них
оценивался в 13-15 млрд. долларов,
а численность занятых
человек 2.
В последнее
время значительное
иностранного инвестирования, как создание и функционирование совместных
предприятий (СП), особенно в станах СНГ. СП – форма сотрудничества
партнеров из нескольких стран, объединяющих свой капитал для осуществления
совместной производственно-хозяйственной
распределения прибыли пропорционально вложенному капиталу. Создание СП
направлено на производство товаров с целью пополнения потребительского
рынка, внедрения передовых достижений науки и техники, прогрессивной
технологии, управленческого опыта, привлечение дополнительных материальных
и финансовых ресурсов, ускорение освоения достижений отечественной науки и
техники, расширение экспортной базы и оптимизацию импортных поставок.
Очень много
СП создано в Украине. Так
только в Одессе их
около 2 тысяч. Для совместных предприятий, которые функционируют на
территории Украины, является характерным такое размещение в сфере народного
хозяйства: в сфере услуг и сбыта – 30,5 % от общего количества,
производства продукции – 21,8 %, производства товаров народного потребления
– 14,2 %, в разработках и проектировании – 10,9 %, в производстве ЭВМ – 7,1
%, машин и оборудования – 6,3 %, научно-исследовательских и конструкторских
разработках – 5,9 %, производстве продовольственных товаров – 3,3 % 1.
Такая структура распределения СП по отраслям общественного
производства не является прогрессивной, поскольку больше трети их
приходится на инфраструктуру. Но в целом, функционирование СП на территории
Украины дает возможность увеличить масштабы производства продукции,
улучшить их качество, повысить научно-технический уровень производства,
расширить народнохозяйственные связи Украины с зарубежными партнерами.
Сегодняшние СП созданы под будущие инвестиции. Чтобы последние
состоялись и эффективно реализовались, необходимо углублять и
активизировать экономическую реформу, вести тщательно обоснованную и
последовательную
В мировой
практике известны и иные
1. Лизинг.
2. Лицензирование
(продажа “ноу-хау”
3. Франчайзинг.
4. Совместное производство.
5. Субподряд.
6. Строительство заводов, объектов “под ключ”.
Преимущества
в размере прибыли
использовании неакионерных форм инвестирования по сравнению с созданием СП
благодаря взиманию разнообразных платежей за предоставление услуг. Спектр
этих услуг весьма широк: маркетинг, закупочная деятельность, перевозки,
страхование, инструкции и пособия по пользованию оборудованием, рекламная
деятельность, техническое обслуживание и т.д.
4. Роль
и специфика иностранных
экономики и в частности
КУРС НАШЕЙ СТРАНЫ НА ПЕРЕХОД К РЫНОчНОЙ ЭКОНОМИКЕ ПРЕДУСМАТРИВАЕТ
ОБНОВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВА, ОЗДОРОВЛЕНИЕ И СТРУКТУРНУЮ ПЕРЕСТРОЙКУ ОТЕчЕСТВЕННОЙ
ЭКОНОМИКИ, ПОДЪЕМ ПРОИЗВОДСТВА И СЛИяНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ НАПРяЖЕННОСТИ. РЕШЕНИЕ
ДАННЫХ ПРОБЛЕМ ТРЕБУЕТ ПРИВЛЕчЕНИя В НАШУ ЭКОНОМИКУ ИНОСТРАННОГО КАПИТАЛА,
ТО ЕСТЬ ВЫХОДА СТРАНЫ МИРОВОЙ РЫНОК.
Спрос внутреннего рынка Украины на иностранные инвестиции достаточно
Информация о работе Сущность иностранных инвестиций в мировой экономике