Сущность иностранных инвестиций в мировой экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 09:07, курсовая работа

Краткое описание

Так в большинстве советской экономической литературы
иностранные инвестиции представлялись как вывоз капитала монополией одной
страны в другие страны с целью наиболее выгодного его приложения. Сейчас
такие представления существенно изменились, так как всякая
предпринимательская деятельность связана с получением определенной прибыли.

Содержание

|Введение |3 |
|1. Сущность иностранных инвестиций в мировой экономике. |4 |
|2. Условия осуществления иностранного инвестирования. |7 |
|3. Основные формы иностранных инвестиций в современном мировом | |
|хозяйстве. |16 |
| | |
|4. Роль и специфика иностранных инвестиций в развитии мировой | |
|экономики и в частности Украины. | |
| | |
|5. Краткая характеристика типов иностранных инвесторов. | |
| | |
|Заключение. | |

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.docx

— 54.08 Кб (Скачать файл)

экономическом конгрессе  в США  в  сентябре  1996  года.  Подкуп  иностранных

должностных  лиц,  решающих  судьбу  кредитов,  международных   тендеров   и

программ  помощи,  имеет  тенденцию  к   распространению   в   международных

экономических отношениях.

      Анализ условий  развития иностранного инвестирования  в первой  половине

90-х  годов  свидетельствует,  что   оно   сконцентрировалось   в   странах,

регулировавших  его  привлечение.  Это  касается,  прежде  всего,  стран,  в

которых   были   в   наличии   наиболее   общие   детерминанты:   стабильная

макроэкономическая  политика,  отсутствие   повышения   процентных   ставок,

высокий  уровень  национальных  сбережений,  значительное  инвестирование  в

промышленность, относительно  умеренный  бюджетный  дефицит,  высокие  темпы

роста экспорта и небольшие  ожидания  поступления  краткосрочного  капитала,

осуществление   внутренних   структурных    преобразований    (приватизации,

либерализации   законодательства,   открытие   рынков   ценных   бумаг   для

иностранных   инвесторов,   ослабления   валютного   контроля,    сокращения

задолженности). Конечно, к  ним можно отнести и  другие,  однако  именно  эти

являются определяющими.

      В   свете   сформированных   условий    и    анализа    инвестиционно-

предпринимательского климата  можно констатировать, что, например, в  Украине

не  созданы  политические,  экономические  и  организационные  условия   для

привлечения серьезных  и  эффективных  внешних  денежных  средств  в  нужных

объемах  и  формах.  Следствием  этого  является  чрезвычайно  малый  приток

иностранных инвестиций: 266,6 млн. долларов в1995 году, что  составило  0,08

% их  мирового  объема  и  2,2  %  от  полученного   странами  Центральной  и

Восточной Европы. Умеренностью поступлений также характеризуются 1996 год  -

606 млн. долларов и I квартал  1997 года – 116,6 млн.  долларов.  По  оценкам

экспертов Европейского центра исследований, риск  инвестирования  в  Украине

составляет 80 %. Нарастание внешней  задолженности  (8,8  млрд.  долларов  по

состоянию на февраль 1997 года) вместе с  названными  факторами  закономерно

обусловили то, что, по отмеченному  рейтингу, в 1993, 1994 и 1995 годах  наше

государство занимало, соответственно, 146-е, 147-е и 152-е места в мире.

      Основным  нормативным  документом,   регулирующим   вложение   внешних

денежных  средств,   является   Закон   Украины   «О   режиме   иностранного

инвестирования», одобренный Верховным Советом Украины 19  марта  1996  года.

Его принятие означает качественную модификацию подходов  к  функционированию

иностранных  инвесторов  -  установление  для   них   национального   режима

инвестирований   и   иной   хозяйственной   деятельности,   за    некоторыми

исключениями,    предусмотренными    законодательством    Украины    и    ее

международными соглашениями.

      Существует  ряд отрицательных обстоятельств,  существенно  сдерживающих

иностранных инвесторов  при  вложении  капиталов.  К  ним  относятся  слабая

конвертируемость национальной денежной  единицы;  низкая  платежеспособность

предприятий и практикование  ими  бартера,  во  многих  случаях  не  нужного

зарубежному  партнеру;  медленные  темпы  приватизации,  а   также   наличие

значительного количества запрещенных  к приватизации  объектов;  неразвитость

фондового  рынка;  рост  коррупции  и  преступности  в   экономике;   низкая

покупательная     способность     населения;      политика      национальных

предпринимателей, пытающихся из-за  боязни  потери  своих  денежных  средств

размещать их  в  иностранных  банках;  отсутствие  отечественного  реального

производственного  инвестирования  (что  является  важным  индикатором   для

иностранных  инвесторов);   отток   национального   капитала   за   границу;

отсутствие права частной  собственности  на  землю  и  невозможность  покупки

последней.

 

      3. основные  формы международных инвестиций  в современном мировом

                                 хозяйстве.

 

      ПЕРСПЕКТИВНЫМ   НАПРАВЛЕНИЕМ  ИНТЕГРАЦИИ  СТРАН   В   СИСТЕМУ   МИРОВОГО

ХОЗяЙСТВА  И  РАЗВИТИя  МЕЖДУНАРОДНОЙ  ИНВЕСТИЦИОННОЙ  АКТИВНОСТИ   яВЛяЕТСя

СОЗДАНИЕ  ОСОБЫХ  (СПЕЦИАЛЬНЫХ  ЭКОНОМИчЕСКИХ  ЗОН   (ОЭЗ)).  ЭТО  ОДНА   ИЗ

НАИБОЛЕЕ ПРИТяГИВАЮЩИХ  ФОРМ  ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТИ  ИНОСТРАННЫХ  ИНВЕСТОРОВ  ,

КОТОРАя  ДАЕТ  ВОЗМОЖНОСТЬ  АКТИВИЗИРОВАТЬ  ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО,  НАРАЩИВАТЬ

ЭКСПОРТНЫЙ  ПОТЕНЦИАЛ,  ФОРМИРОВАТЬ   РЫНОчНУЮ   ИНФРАСТРУКТУРУ,    УСКОРяТЬ

РАЗВИТИЕ ОТДЕЛЬНЫХ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕЙ ЭКОНОМИКИ.

      Мотивы создания  ОЭЗ  в  разных  странах   весьма  различны.  Они  могут

создаваться как в чистом виде зоны свободной торговли или  как  особые  зоны,

где  регулируются  не  все  стороны  экономической  активности.  В  странах,

политика  которых    ориентирована   на   внутренний   рынок,   ОЭЗ   жестко

регулируются, обладают незначительной  свободой  в  инвестиционной  сфере  и

развиваются с меньшей  активностью; если  же  экономическая  политика  страны

ориентирована на внешнюю  экономику  и  делаются  попытки  как  можно  меньше

вмешиваться в управление ОЭЗ, создаются благоприятные  условия  для  притока

зарубежных инвестиций.

      Для нас  весьма актуален опыт Китая,  где введение рыночных элементов   в

экономике и открытость по отношению к зарубежным партнерам  стали  важнейшими

целями правительства  КНР.  К  началу  80-х  годов  были  созданы  4  ОЭЗ  –

Шеньчжень,  Джухай,  Шаньжоу  и  Сяньмынь,  в  середине  80-х   экономически

открытыми стали 14 приморских городов  и  остров  Хаймынь.  В  дальнейшем  в

открытые экономические  районы были преобразованы местности  в долине Янцзы  и

Джудзян,  полуостров  Фудзям,  открытыми  экономическими  областями   стали,

также, полуострова Шаньдунь и Лаодунь, а к концу 80-х были  приняты  решения

сделать остров Хаймынь провинцией и превратить  его  в  крупнейшую  в  Китае

ОЭЗ,  провинции  Гуандун,  Фудзянь,  дзянсу  были  объединены  в   одну   из

крупнейших экспериментальных  экономических  зон,  одновременно  была  заново

сформулирована стратегия  развития приморских районов с тем,  чтобы  и  далее

расширять   открытость    экономики.    Таким    образом,    была    создана

экспериментальная  экономическая  область  с  населением  более   100   млн.

человек, которую в  Китае  образно  называют  “открытым  окном”.  Целью  его

создания  является  использование  иностранного   капитала   и   современной

зарубежной технологии, создание на этой основе крупного экспортного  сектора

экономики.

      По оценкам  специалистов, опыт создания ОЭЗ  в Китае можно рассматривать

как весьма успешный, учитывая, что за 10 лет, прошедших  с  момента  решения

об их создании (1979 год), иностранные  инвестиции в ОЭЗ составили 2,5  млрд.

долларов. Что соответствует   ј  всех  иностранных  инвестиций  в  Китае  за

указанный период 1.

      Одной из  причин зарубежной инвестиционной  активности стала то,  что   в

юго-восточной Азии 30 млн.  китайцев  живут  за  пределами  своей  страны  и

зачастую ведут  успешную  предпринимательскую  деятельность,  или,  как  это

характерно для Гонконга  или  Макао,  ориентируются  на  китайский  материк.

Действительно, в числе  предприятий, вкладывающих деньги в  китайские ОЭЗ,  на

первом этапе преобладали  предприятия из  юго-восточной  Азии  ,  лишь  позже

появились  американские,  европейские,  а   вслед   за   ними   и   японские

предприятия.

Ведущей целью создания ОЭЗ  в  странах  лидерах  мировой  индустрии  является

упрощение вывода национальных концернов на  внешние  рынки,  что  и  находит

выражение в формировании  зон  свободной  торговли.  Их  максимальное  число

(более 130) зафиксировано  в  США.  На  их  территории  экспортную  продукцию

комплектуют  импортными   узлами,   не   облагаемыми   пошлинами,   получают

маркетинговые и инжиниринговые услуги, осуществляют факторинг.

В 1988 г. на Окинаве появилась  первая в Японии зона свободной торговли.

      В  последнее   десятилетие  весьма  динамичны   ОЭЗ   научно-технической

направленности,  в  том  числе   технополисы  типа   Кремниевой   долины   в

Калифорнии   (США),    обеспечивающие    наращивание    научно-промышленного

потенциала и сокращение периода внедрения открытий в  производство.

Для развивающихся стран  ОЭЗ открывают возможности  присоединиться  к  “новым

индустриальным державам”, создать новые рабочие места, перенять  технологии,

привлечь иностранный  капитал. После бума ОЭЗ к середине 80-х годов  в  почти

50 развивающихся странах  насчитывается свыше 110 таких  зон с числом  занятых

в диапазоне сотен-десятков тысяч человек 1. Так ОЭЗ  Тайваня  дала  70  тыс.

дополнительных рабочих  мест и свыше Ѕ всех валютных поступлений. В  Маврикии

за  счет  ОЭЗ  практически  полностью  (с  23  %   до  4  %)   ликвидирована

безработица, а в отраслях  НТР  даже  ощущается  нехватка  профессионалов  -

рабочих и ученых. В Ирландии ОЭЗ обеспечивает занятость 8 работников и 20  %

промышленного   экспорта.   К   началу   90-х   годов   только    экспортно-

производственных зон  в развивающихся странах  насчитывалось  свыше  200,  до

100 – формировались и  еще 50 были в стадии разработки; общий экспорт из  них

оценивался в 13-15 млрд. долларов, а численность занятых превышала 1,5  млн.

человек 2.

      В последнее  время значительное распространение   получила  такая  форма

иностранного инвестирования,  как  создание  и  функционирование  совместных

предприятий  (СП),  особенно  в  станах  СНГ.  СП  –  форма   сотрудничества

партнеров из нескольких стран, объединяющих свой капитал  для  осуществления

совместной   производственно-хозяйственной   деятельности,   управления    и

распределения  прибыли  пропорционально  вложенному  капиталу.  Создание  СП

направлено на  производство  товаров  с  целью  пополнения  потребительского

рынка,  внедрения  передовых  достижений  науки  и  техники,   прогрессивной

технологии, управленческого  опыта, привлечение  дополнительных  материальных

и финансовых ресурсов, ускорение  освоения достижений отечественной  науки  и

техники, расширение экспортной базы и оптимизацию импортных  поставок.

      Очень много  СП создано в Украине. Так  только в Одессе их насчитывается

около  2  тысяч.  Для  совместных  предприятий,  которые  функционируют   на

территории Украины, является характерным такое размещение в  сфере  народного

хозяйства:  в  сфере  услуг  и  сбыта  –  30,5  %  от   общего   количества,

производства продукции  – 21,8 %, производства товаров народного  потребления

– 14,2 %, в разработках и  проектировании – 10,9 %, в производстве ЭВМ –  7,1

%, машин и оборудования  – 6,3 %, научно-исследовательских  и  конструкторских

разработках – 5,9 %, производстве продовольственных товаров – 3,3 % 1.

      Такая   структура   распределения   СП   по   отраслям   общественного

производства  не  является  прогрессивной,   поскольку   больше   трети   их

приходится на инфраструктуру. Но в целом, функционирование СП на  территории

Украины  дает  возможность  увеличить  масштабы   производства    продукции,

улучшить их  качество,  повысить  научно-технический  уровень  производства,

расширить народнохозяйственные связи Украины с зарубежными  партнерами.

      Сегодняшние   СП  созданы  под  будущие   инвестиции.  Чтобы   последние

состоялись   и   эффективно   реализовались,    необходимо    углублять    и

активизировать  экономическую  реформу,  вести  тщательно   обоснованную   и

последовательную государственную  внутреннюю политику.

      В мировой  практике известны и иные многообразные  формы инвестирования.

 

     1. Лизинг.

     2. Лицензирование (продажа “ноу-хау” зарубежному  партнеру).

     3. Франчайзинг.

     4. Совместное  производство.

     5. Субподряд.

     6. Строительство  заводов, объектов “под ключ”.

 

      Преимущества  в  размере  прибыли  иностранные   партнеры   имеют   при

использовании неакионерных форм инвестирования по сравнению с  созданием  СП

благодаря взиманию разнообразных  платежей за  предоставление  услуг.  Спектр

этих услуг весьма  широк:  маркетинг,  закупочная  деятельность,  перевозки,

страхование, инструкции и  пособия по  пользованию  оборудованием,  рекламная

деятельность, техническое  обслуживание и т.д.

 

        4. Роль  и специфика иностранных инвестиций  в развитии мировой

                      экономики и в частности Украины.

 

      КУРС НАШЕЙ  СТРАНЫ НА  ПЕРЕХОД  К   РЫНОчНОЙ  ЭКОНОМИКЕ  ПРЕДУСМАТРИВАЕТ

ОБНОВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВА, ОЗДОРОВЛЕНИЕ И  СТРУКТУРНУЮ  ПЕРЕСТРОЙКУ  ОТЕчЕСТВЕННОЙ

ЭКОНОМИКИ, ПОДЪЕМ ПРОИЗВОДСТВА И СЛИяНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ  НАПРяЖЕННОСТИ.  РЕШЕНИЕ

ДАННЫХ ПРОБЛЕМ ТРЕБУЕТ  ПРИВЛЕчЕНИя В НАШУ ЭКОНОМИКУ  ИНОСТРАННОГО  КАПИТАЛА,

ТО ЕСТЬ ВЫХОДА СТРАНЫ МИРОВОЙ  РЫНОК.

      Спрос внутреннего  рынка Украины на иностранные   инвестиции  достаточно

Информация о работе Сущность иностранных инвестиций в мировой экономике