Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 10:24, курсовая работа
В условиях рыночной экономики основа экономического развития – прибыль, важнейший показатель эффективности работы предприятия, источники его жизнедеятельности. Рост прибыли создает финансовую основу для осуществления расширенного воспроизводства предприятия и удовлетворения социальных и материальных потребностей учредителей и работников. За счет прибыли выполняются обязательства предприятия перед бюджетом, банками и другими организациями. Поэтому достоверность исчисления финансового результата (бухгалтерской прибыли) становится важнейшей задачей бухгалтерского учета.
Введение 3
1.1 Порядок формирования прибыли (убытка) организации 4
1.2 Информационная база учета прибылей и убытков 7
2.1 Учет прибылей и убытков от реализации продукции (работ, услуг) 11
2.2 Учет прибыли (убытков) от прочей реализации. 13
2.3 Учет внереализационных прибылей и убытков 14
Заключение 18
Список литературы 19
Если в отношении денежных средств и иных активов, полученных организацией в оплату, не исполнено хотя бы одно из названных условий, то в бухгалтерском учете организации признается кредиторская задолженность, а не выручка.
Для признания в бухгалтерском учете выручки от предоставления за плату во временное пользование своих активов, прав, возникших из патентов на изобретение, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности, и от участия в уставных капиталах других организаций необходимо одновременное соблюдение первых трех из перечисленных условий.
Первичные документы должны быть составлены в момент совершения операции, а если это не представляется возможным - непосредственно по окончании операции.
Ответственность за своевременное и доброкачественное создание документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, за достоверность содержащихся в документах данных несут лица, создавши и подписавшие эти документы.
Документы следует составлять на бланках
установленной формы с
Запись в документах делают чернилами, шариковой ручкой или на пишущих и счетных машинах. В денежных документах сумму указывают цифрами и прописью. Если в тексте или цифрах допущена ошибка, то ее следует зачеркнуть и написать сверху правильный текст. Затем правильный текст или сумму повторяют на полях документа и заверяют подписью лица, оформляющего документ.
Составление годового отчета является одной из сложных работ в бухгалтерской службе организации. Все организации по итогам финансово-хозяйственной деятельности составляют бухгалтерскую отчетность в соответствии с требованиями Федерального закона от 21 ноября 1996 г. №129-Ф3 «О бухгалтерском учете» и представляют ее учредителям, в налоговую инспекцию и территориальный орган государственной статистики.
Исключение составляют общественные организации (объединения) и их структурные подразделения, не осуществляющие предпринимательскую деятельность, а также малые предприятия, которым разрешено сдавать годовую отчетность в упрощенном составе.
При заполнении форм бухгалтерской отчетности в них должны включаться показатели деятельности филиалов, представительств и иных подразделений, то есть организация составляет единый отчет, который включает в себя показатели деятельности подразделений, входящих в ее состав.
Организация, подлежащая ликвидации или реорганизации, представляет отчет за период с начала года до момента ликвидации или реорганизации.
Бухгалтерская отчетность – это единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам (п.4 ПБУ 4/99).
Рекомендуемые формы бухгалтерской отчетности организаций, а также указания о порядке их составления и представления утверждаются Минфином РФ (Приказ Минфина РФ от 22 июля 2003 г. № 67н).
В форме №2 «Отчет о прибылях и убытках» отражаются финансовые результаты деятельности организации за отчетный период и аналогичный период предыдущего года.
В форме №3 «Отчет об изменении капитала» посвящен изменениям капитала фирмы. В нем отражаются данные об уставном, добавочном и резервном капитале, а также суммы нераспределенной прибыли (непокрытого убытка).
В форме №4 «Отчет о движении денежных средств» отражаются данные о движении денежных средств организации, учитываемых на счетах 50 «Касса», 51 «Расчетный счет», 52 «Валютный счет» и 55 «Специальные счета в банках». В этом разделе отражаются данные о поступлении и расходовании наличных и безналичных средств по текущей деятельности.
Текущей считают основную деятельность, направленную на достижение уставных целей и задач фирмы. К таким видам относят выпуск готовой продукции, продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг и т.д.
Если сдача имущества в аренду является для фирмы уставным видом деятельности или отвечает критерию существенности, она отражается здесь же.
В Приложении к бухгалтерскому балансу (форма N 5) расшифровываются некоторые показатели самого баланса.
По имуществу (основным средствам и нематериальным активам) и некоторым видам расходов в приложении показывается движение за отчетный период. То есть отражаются их стоимость на начало года, поступление и выбытие в течение года, а также стоимость на конец года.
В отличие от других форм отчетности (N 2, 3 и 4) данные в приложении к балансу в основном приводятся только за отчетный год.
В форме N 5 предусмотрены свободные строки. В них можно вписывать дополнительную информацию, которую необходимо отразить в том или ином разделе. Например, можно расшифровать сумму амортизации по объектам основных средств, расходы на НИОКР по их направлениям и т.д.
Поскольку форма N 5 является лишь детализацией отдельных статей баланса, сводные данные по разделам приложения должны с ними совпадать.
Формирование прибыли за отчетный период затрагивает всю деятельность организации, поэтому используется большой спектр нормативных документов. Они носят регламентирующий и нормативный характер.
Приказ Министерства финансов РФ от 12.11.96 №97 (в ред. приказов Министерства финансов РФ от 03.02.97, от 20.10.98 №47н) «О годовой бухгалтерской отчетности организаций», Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли от 01.07.95 № 661, от 27.05.98 №509.
Используется также Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/98), утвержденное приказом Минфина от 9 декабря 1998 г. №60.
С переходом к рыночным отношениям изменились подходы к постановке бухгалтерского учета в организациях. От жесткой регламентации учетного процесса со стороны государства в прошлом в настоящее время перешли к разумному сочетанию государственного регулирования и самостоятельности организации в постановке бухгалтерского учета.
Широкое применение термина «учетная политика» началось после введения в действие первого стандарта по бухгалтерскому учету «Учетная политика предприятия» (ПБУ 1/94), утвержденного приказам Минфина России от 28 июля 1994 г. №100. Данное положение содержало определение учетной политики как совокупности способов ведения бухгалтерского учета и устанавливало основные правила ее формирования и раскрытия. После принятия Федерального закона от 21 ноября 1996 г. №129-Ф3 «О бухгалтерском учете» значение учетной политики еще более возросло.
С 1 января 1999 года вступило в силу новое Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/98), утвержденное приказом Минфина России от 9 декабря 1998 г. №60н. Со вступления в силу нового положения ПБУ 1/94 утратило силу.
За истекший период учетная политика превратилась в реальный инструмент управления организацией, финансового и налогового планирования ее деятельности, снижение налогового бремени. На учетную политику ссылаются налогоплательщики, ее положения принимаются арбитражными судами в качестве доказательств при разрешении налоговых споров.
Учетная политика
организации должна отвечать шести
требованиям ведения
Согласно пункту 8 ПБУ 1/98 при формировании учетной политики по конкретному направлению ведения бухгалтерского учета организацией выбирается один способ из нескольких, допускаемых законодательством. Организация имеет право самостоятельно разрабатывать способы ведения учета в случаях отсутствия установленных норм, руководствуясь при этом общеметодологическими подходами и действующими положениями по бухгалтерскому учету.
Общие положения, одинаковые для всех организаций, не следует включать в учетную политику. При ее формировании рассматриваются только те вопросы, решение которых в соответствии с нормативными документами может отличаться от принятых в других организациях.
В соответствии с пунктом 5 ПБУ 1/98 ответственность за формирование учетной политики в организации несет главный бухгалтер. Утверждение учетной политики входит в компетенцию руководителя организации.
В бухгалтерском учете финансовый результат определяют путем подсчета и балансирования всех прибылей и убытков (потерь) за отчетный период. Для этой цели служит счет Прибылей и убытков. Сальдо на этом счете характеризует финансовый результат деятельности организации с начала отчетного периода. Операции отражаются на счете Прибылей и убытков по так называемому кумулятивному принципу: показатели прибылей и убытков накапливаются на счете нарастающим итогом с начала отчетного года. Сальдо по счету получают, балансируя все прибыли и убытки с начала отчетного периода.
Результаты от реализации готовой продукции, полуфабрикатов, работ и услуг собственного производства (прибыль или убыток) выявляются на счете Реализации продукции (работ, услуг). На этом же счете выявляется валовой доход (реализационная торговая наценка) от реализации покупных товаров, приобретаемых специально для перепродажи, т.е. торговли или оптом, или в розницу. Счет Реализации продукции (работ, услуг) ежемесячно закрывается и сальдо не имеет. Исключение из этого правила составляют сельскохозяйственные предприятия, имеющие ярко выраженный годовой цикл производства продукции. По операциям с этой продукцией счет Реализации продукции (работ, услуг) закрывается один раз - в конце отчетного года.
На счете Реализации продукции
(работ, услуг) сопоставляются доходы и
расходы по реализованной продукции,
выполненным работам и
При этом издержки обращения, связанные с транспортировкой товаров и уплатой процентов за банковский кредит, подлежат распределению между реализованными товарами и остатками товаров на конец отчетного месяца. Другие расходы, накопленные на счете Издержек обращения, полностью относят на реализованные товары в отчетном периоде.
На производственных предприятиях на счете Реализация продукции (работ, услуг) сопоставление выручки от реализации с себестоимостью реализованной продукции может показать убыток, когда дебетовый оборот за месяц по счету реализации превышает кредитовый оборот по этому счету.
Аналитический учет реализованной продукции имеет целью выявить эффективность (рентабельность) реализации отдельных видов или групп продукции (товаров), выполненных работ и оказанных услуг, а также по формам реализации, регионам и другим параметрам. Эти цели заставляют вести аналитический учет в нескольких разрезах: первое направление - по видам реализуемой продукции, по группам товаров, по конкретным выполненным работам и оказанным услугам; второе направление - по формам реализации; третье - по секторам конкретного рынка; четвертое - по территориальному признаку и т.п. В аналитическом учете отражаются выручка от реализации, налог на добавленную стоимость и акцизы; себестоимость и результат (прибыль или убыток) от реализации.
Информация о результатах
Выручка от реализации продукции (работ, услуг) определяется либо по мере ее оплаты (при безналичных расчетах - по мере поступления средств за товары (работы, услуги) на счета в учреждениях банков, а при расчетах наличными деньгами - по поступлению средств в кассу), либо по мере отгрузки товаров (выполнения работ, услуг) и предъявления покупателю (заказчику) расчетных документов.
Метод определения выручки от реализации продукции (работ, услуг) устанавливается предприятием на длительный срок (ряд лет) исходя их условий хозяйствования и заключаемых договоров. Существуют два метода определения выручки от реализации товара «по отгрузке» и «по оплате».
Метод определения выручки от реализации по моменту, времени отгрузки. При учете действует следующая схема: I) товар отгружен на основании накладной и счета-фактуры, что отражается записью дебет "Реализация продукции (работ, услуг)", кредит "Готовая продукция", 2) на отгруженную продукцию выписывается счет, а в бухгалтерском учете делаются записи: на стоимость товара без НДС дебет "Расчеты с покупателями и заказчиками", кредит "Реализация продукции (работ, услуг)", на сумму НДС по отгруженной продукции дебет "Расчеты с покупателями и заказчиками", кредит "Расчеты с бюджетом": 3) поступили деньги за отгруженную продукцию по платежному требованию (поручению и т. д.) дебет "Расчетный счет" ("Касса", "Валютный счет", "Специальные счета в банках"), кредит "Расчеты с покупателями и заказчиками". |
Метод определения выручки от реализации по моменту поступления средств за отгруженную продукцию. При учете действует следующая схема: 1) на основании накладной и счета-фактуры отгружена продукция по продажной стоимости: дебет "Товары отгруженные", кредит "Готовая продукция", 2) выставлен счет на оплату и начислена задолженность, дебет "Расчеты с покупателями и заказчиками", кредит "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", 3) при погашении задолженности делаем записи: на сумму по накладной дебет "Расчетный счет", кредит "Расчеты с покупателями и заказчиками", на стоимость продукции без НДС дебет "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", кредит "Реализация продукции (работ, услуг)", на сумму НДС дебет "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", кредит "Расчеты с бюджетом", 4) списываем стоимость отгруженных товаров на реализацию: дебет "Реализация продукции (работ, услуг)", кредит "Товары отгруженные". Если по договору поставки предусмотрена предварительная оплата продукции (аванс), то в бухгалтерском отчете делаются следующие проводки: а) на сумму аванса дебет "Расчетный счет", кредит "Расчеты по авансам полученным", б) на сумму НДС с авансовой суммы дебет "Расчеты по авансам полученным", кредит "Расчеты с бюджетом", в) при перечислении НДС в бюджет дебет "Расчеты с бюджетом", кредит "Расчетный счет", г) после отгрузки продукции на сумму, указанную в накладной, делаем следующую серию проводок: на сумму отгруженной продукции дебет "Расчеты по авансам полученным", кредит "Расчеты с покупателями и заказчиками", на сумму отгруженной продукции без НДС дебет "Расчеты с покупателями и заказчиками", кредит "Реализация продукции (работ, услуг)": на сумму продукции по уютным ценам дебет "Реализация продукции (работ, услуг)", кредит "Готовая продукция". |
Информация о работе Учет прибылей и убытков коммерческой организации