Автоматизация управления и развитие информационных таможенных технологий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2015 в 17:27, реферат

Краткое описание

Среди многих факторов, способных снизить риски и повысить эффективность организации, особенно выделяется информационный фактор. Не случайно его выделяют как новый фактор производства вместе с факторами труда, земли и капитала. В ХХI в. "информация" наряду со "временем", "пространством", "энергией" становятся основополагающей характеристикой описания любого явления реально наблюдаемого мира. Знания, данные, экспертные оценки - все это близкие понятия, отражающие разные стороны информации. Управление в современных условиях тесно связано с информацией.

Содержание

Введение
Глава 1. Информационное обеспечение управления в таможенных органах
1.1 Понятие информационного обеспечения управления организацией
1.2 Развитие информационного обеспечения управления в таможенных органах
1.3 Общая схема информационного обеспечения управления в таможенных органах
Глава 2. Автоматизация управления и развитие информационных таможенных технологий
2.1 Единая автоматизированная информационная система
2.2 Направления совершенствования применения информационных технологий в таможенном деле
2.3 Проблемы внедрения информационных технологий
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

информация.docx

— 40.95 Кб (Скачать файл)

 

В целях подготовки решений в состав автоматизируемых задач необходимо включить задачу прогнозирования объемов внешнеторгового оборота, задачу прогнозирования величины сборов в бюджет, задачу контроля своевременности поступления платежей, задачу выявления случаев использования импортных операций в качестве прикрытия перевода капиталов, задачу прогнозирования последствий для федерального бюджета от изменений ставок таможенных пошлин и налогов, задачу прогнозирования возможных объемов контрабанды, задачу выявления влияния изменений ставок таможенных пошлин и налогов на динамику розничных цен и другие.

 

Целью создания системы автоматизации является повышение эффективности управления таможенной службой России на основе оперативной полномасштабной диагностики процессов деятельности таможенных органов, создания научно-методического обеспечения принятия управленческих решений и применения компьютерных информационно-аналитических технологий [13].

 

В ЕАИС с ее значительными информационными ресурсами объективно существует необходимость в реализации информационных технологий анализа данных и поддержки принятия решений. Создание эффективных средств для анализа данных и прогнозирования их поведения становится едва ли не важнейшей задачей дальнейшего развития ЕАИС [12].

 

1.3 Общая схема информационного  обеспечения управления в таможенных  органах

 

таможня управление автоматизация учет

 

Управление организацией должно быть направлено на постоянное совершенствование системы совершенствование системы управления, предполагающее выявление, предупреждение и устранение причин возможных или возникающих несоответствий, т.е. отклонений результатов от установленных требований. Эффективная система управления гарантирует качество результатов. Говоря о качестве результатов труда, под результатом понимают изделие, разработку, работу или услугу. Применительно к таможенным органам под результатом понимается таможенная услуга. Таможенная деятельность - это один из видов услуг, это своеобразная государственная услуга участникам ВЭД [11].

 

Управление таможенной деятельностью охватывает широкий круг проблем, которые входят в компетенцию всей вертикали государственной власти - от законодательных органов государства для конкретных таможенных органов. Законодательные и исполнительные органы власти формируют государственную таможенную политику таможенно-тарифный механизм ее реализации, а ФТС осуществляет ее непосредственную реализацию. В результате эффективность таможенной деятельности определяется государственной таможенной политики, качеством таможенно-тарифного механизма регулирования ВЭД и качеством ее реализации. [8].

 

Конечно же, эффективность таможенной деятельности зависит от большого числа факторов, среди которых и информационное обеспечение управления. Сбор, накопление, преобразование и использование информации целесообразно проводить в рамках некоторой относительно самостоятельной системы, которую можно определить как систему информационно-технического обеспечения (ИТО).

 

Система ИТО таможенной деятельности представляет собой организационно-упорядоченную совокупность нормативно-методических средств, информационных ресурсов, информационных и информационно-управляющих технологий автоматизации информационных процессов и процессов принятия решений в целях удовлетворения информационных потребностей таможенной службы в ее повседневной деятельности.

 

В состав ИТО входят:

 

- нормативно-правовое обеспечение,

 

- комплекс технических  и программных средств,

 

- методическое обеспечение (совокупность взаимосвязанных методов, моделей, способов, правил и методик  формализованного информационного  описания таможенных объектов  и процессов, а также формирования  знаний для принятия решений),

 

- структурированная информация  и знания о таможенных объектах  и процессах,

 

- алгоритмы преобразования  информации, знаний и подготовки  управленческих решений [12].

 

Задачи информационного обеспечения управления таможенными органами можно разделить на две группы. К первой группе относятся задачи, связанные с обеспечением информационного взаимодействия таможенных органов управления. Среди них:

 

1) задача формирования  и выдачи таможенным органам  управления обоснованных планов  и рекомендаций к действиям;

 

2) задача оперативной обработки  информации, содержащей директивные  указания таможенных органов  управления, их документирование  и постановку на автоматизированный  контроль исполнения;

 

3) задача выполнения указаний  по совершенствованию системы  управления, вызывающих изменения  текущей структуры системы информационного  обеспечения;

 

4) задача выдачи органам  управления результатов контроля  за исполнением указаний и  распоряжений, сведений о состоянии  таможенных объектов управления  и об условиях их функционирования;

 

5) задача распределения  информационных потоков в соответствии  с установленными схемами подчинения  и направления сведений.

 

Ко второй группе относятся задачи, решение которых обеспечивает взаимодействие с таможенными объектами управления:

 

1. задача приема и хранения  сведений, поступающих от таможенных  объектов управления;

 

2. задача оформления и  передачи объектам указаний и  распоряжений таможенных органов  управления;

 

3. задача контроля за  качеством работы и выявления  ситуаций, требующих вмешательства  таможенных органов управления.

 

Таким образом, систему информационного обеспечения следует рассматривать как один из специфических типов сложных систем, поэтому к ней полностью относятся все основные проблемы, связанные с исследованием, проектированием, внедрением и эксплуатацией таких систем.

 

Передача данных в виде файлов, сообщений осуществляется по Ведомственной интегрированной телекоммуникационной сети (ВИТС). Сеть предназначена для обеспечения информационного обмена данными между географически удаленными подразделениями (сотрудниками) таможенных органов и иными объектами.

 

Основу технического обеспечения ВИТС составляют [14]:

 

1) Цифровые АТС различных  конфигураций;

 

2) Оборудование каналообразования;

 

3) Средства спутниковой  связи;

 

4) Средства радиорелейной  связи;

 

5) Средства мобильной связи;

 

6) Рабочие станции, файл-серверы  и высокопроизводительны ЭВМ  для организации баз данных;

 

7) Оборудование для создания  ЛВС;

 

8) Оборудование удаленного  доступа.

 

Фактически ВИТС имеет иерархическую радиально-узловую структуру. Она включает в себя [14]:

 

1. Узлы связи, представленные  на каждом уровне сети (ФТС, РТУ, таможни);

 

2. Сети конфиденциальной  связи, которые используются для  организации взаимодействия руководства  ФТС РФ, РТУ и таможен:

 

a. Правительственная междугородняя  связь;

 

b. Специальная засекреченная  связь;

 

c. Государственная сеть  передачи данных "Атлас".

 

3. Ведомственная электронная  почта.

 

Характер передаваемой информации между уровнями управления различен. Различия связаны с тем, что различные уровни управления выполняют различные функции.

 

Система информационно-технического обеспечения таможенной службы России развивается в условиях создания единой информационно-технологической среды таможенной деятельности и интеграции таможенного информационного пространства Российской Федерации и таможенных информационных пространств государств-участников Таможенного союза. Система не является автономной и в процессе автоматизированного решения задач взаимодействует с органами и объектами управления.

Глава 2. Автоматизация управления и развитие информационных таможенных технологий

2.1 Единая автоматизированная  информационная система

 

Началом развертывания масштабной работы по автоматизации деятельности таможенных органов послужило постановление Совета Министров СССР от 15.10.1988 №1203 "О генеральной схеме управления государственным таможенным контролем СССР". При подготовке этого постановления руководство Главного управления государственного таможенного контроля ГУ ГТК при Совете министров СССР внесло в Правительство предложение о создании в составе ГУ ГТК информационно-вычислительной системы, впоследствии получившей название Единая автоматизированная информационная система (ЕАИС) таможенных органов.

 

Целью создания и применения ЕАИС является повышение эффективности формирования и осуществления единой таможенной политики государства и деятельности таможенных органов при выполнении своих функций на основе внедрения компьютерных технологий и использования современных средств передачи данных и математических методов [14]. Именно через ЕАИС в ФТС РФ внедряются информационные технологии в практику деятельности таможенных органов. Одной из функций ЕАИС является совершенствование системы организационно-экономического управления таможенными органами на всех уровнях управления.

 

Позадачный подход позволил достаточно быстро сформировать широкий спектр баз данных ЕАИС различной целевой направленности на всех уровнях организационной структуры таможенных органов от таможенного поста до таможенного комитета. Вместе с тем этот подход породил "очаговую" автоматизацию, когда решались отдельные задачи, реализовывались отдельные функции и за редким исключением отдельные технологические процессы.

 

ЕАИС можно рассматривать как некоторую сложную систему. На каждом уровне есть своя БД для хранения в электронном виде информации, получаемой в процессе деятельности таможенных органов. Информация, полученная на нижних уровнях, передается в БД более высокого уровня. Центральная база данных территориально располагается в Москве и сопровождается ГНИВЦ (Главный научно-информационный центр) - организацией, специально созданной в ФТС РФ для разработки и организации эксплуатации ЕАИС [14].

 

Сегодня в базах данных ЕАИС хранятся и обрабатываются огромные объемы информации по различным аспектам таможенной деятельности, включая электронные копии грузовых таможенных деклараций (ГТД), оформленных таможнями России начиная с 1991 года. Ежедневное поступление данных по электронным копиям ГТД составляет от 5 до 7 тысяч записей. Темпы роста объема базы данных в среднем составляют около 600 тысяч записей в квартал. Этот массив данных, насчитывающий сегодня около 15 миллионов документов объемом более 90 гигабайт, содержит ценнейшую информацию о внешнеэкономической деятельности России. Умение оперативно и качественно анализировать такую информацию позволит аналитикам и руководителям таможенной службы глубже проникать в суть происходящих процессов ВЭД, а, следовательно, и лучше управлять такими процессами.

 

Естественно с развитием информационных технологий и техники все большее значение и распространение приобретает такой вид информационных систем как автоматизированные информационные системы.

 

Классифицировать информационные системы достаточно сложно из-за их разнообразия и постоянного развития структур и функций.

 

По территориальному признаку АИС классифицируются на международные, общегосударственные, области, республики, округа, города, района и т.д., в системе таможенных органов на Федеральную таможенную службу, региональные таможенные управления, таможни, таможенные посты.

 

По сфере применения различают АИС в экономике, в торговли, на транспорте, в правовой сфере, медицине, в учебных заведениях и т.п.

 

В рамках одной сферы АИС можно классифицировать по видам деятельности. Так, например, все правовые информационные системы можно условно разбить на АИС используемые в правотворчестве, правоприменительной практике, правоохранительной деятельности, правовом образовании и воспитании.

 

Конечно, следует понимать, что подобного рода классификация достаточно условна, так как одни и те же АИС могут использоваться в различных видах правовой деятельности. Один из основных подходов к классификации автоматизированных систем правовой информации связан с видами обрабатываемой социально-правовой информации.

 

Большое значение, с точки зрения создания и функционирования АИС, играет классификация информации по степени доступа на открытую и ограниченного доступа. Использование подобного рода информации в автоматизированных системах требует организации технической и программной защиты ее от несанкционированного доступа.

 

Существуют классификации АИС по виду используемых технических (на каком классе вычислительных машин функционируют), программных (под управлением какой операционной системы работают, с помощью каких программных средств созданы), лингвистических средств, а также логико-математических методов, лежащих в основе процесса обработки информации. Кроме того, автоматизированные системы правовой информации можно классифицировать по требованию к уровню подготовки пользователей (для специалистов, для широкого круга пользователей).

 

Опыт практического применения АИС показал, что наиболее точной, соответствующей самому назначению АИС следует считать классификацию по степени сложности технической, вычислительной, аналитической и логической обработки используемой информации. При таком подходе к классификации можно наиболее тесно связать АИС и соответствующие информационные технологии. При таком подходе можно выделить следующие виды АИС:

 

- автоматизированные системы  обработки данных (АСОД);

 

- автоматизированные информационно-поисковые  системы (АИПС);

 

- автоматизированные информационно-справочные  системы (АИСС);

 

- автоматизированные информационно-логические  системы (АИЛС);

 

- автоматизированные рабочие  места (АРМ);

 

- автоматизированные системы  управления (АСУ);

Информация о работе Автоматизация управления и развитие информационных таможенных технологий