Анализ состояния и тенденции развития инновационной деятельности в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 12:15, доклад

Краткое описание

В целях реализации комплексного подхода к использованию инструментов поддержки инновационной деятельности, расширению практики частно-государственного партнерства будет обеспечено содействие разработке региональных программ и стратегий инновационного развития с привлечением заинтересованных научных и образовательных организаций, предприятий, институтов развития.
Реализация региональной инновационной стратегии будет направлена на координацию усилий по созданию инновационной инфраструктуры, развитие инновационного предпринимательства, улучшение взаимодействия региональных администраций с существующими компонентами инновационной инфраструктуры: научно-исследовательскими и образовательными центрами, инновационной инфраструктурой, инфраструктурой финансирования инноваций, инновационными компаниями.

Вложенные файлы: 1 файл

Анализ состояния и тенденции развития инновационной деятельности в Российской Федерации.docx

— 330.19 Кб (Скачать файл)

3) Повышение «инновационности»  государства – максимально широкое  внедрение в деятельность органов  государственного управления современных  инновационных технологий, формирование  «электронного правительства», перевод  в электронную форму большинства  услуг населению, расширение использование  системы государственного заказа  для стимулирования инноваций.  Государство должно обеспечить  формирование благоприятного «инновационного климата», включая создание условий и стимулов для инновационной деятельности, а также благоприятных условий для использования инноваций во всех видах деятельности;

4) Формирование сбалансированного,  устойчиво развивающегося сектора  исследований и разработок, имеющего  оптимальную институциональную  структуру, обеспечивающего расширенное  воспроизводство знаний, конкурентоспособного  на мировом рынке, радикальное  повышение эффективности  и результативности «проводящей» инфраструктуры, обеспечивающей коммерциализацию результатов научных исследований.

5) повышение открытости  национальной инновационной системы  и экономики, степени интеграции  России в мировые процессы создания и использования нововведений, расширения двухстороннего и многостороннего международного сотрудничества. 

 

Государство при реализации Стратегии будет исходить из следующих принципов: 

 

- концентрация усилий  государства в сферах, характеризующихся  недостаточной предпринимательской  активностью, преимущественная ориентация  на восполнение «провалов рынка»;

- тесное взаимодействие  государства, бизнеса и науки  как при определении приоритетных  направлений технологического развития, так и в процессе их реализации;

- прозрачность распределения  бюджетных средств и оценки  достигнутых результатов;

- ориентация при оценке  эффективности организаций науки  и образования, инновационного  бизнеса и инфраструктуры инноваций  на наивысшие международные стандарты;

- стимулирование конкуренции,  преодоление монополизма в секторе  генерации знаний как ключевой  мотивации для инновационного  поведения.

Варианты инновационной  стратегии 

 

Сложившиеся тенденции технологического развития в российской экономике, имеющиеся  риски и возможности роста  позволяют выделить как минимум  три возможных варианта стратегии  инновационного развития страны.

1.Вариант инерционного  импортоориентированного технологического  развития. Этот предполагает отсутствие масштабных целенаправленных усилий, нацеленных на инновационное развитие, фокусирование политики в основном на поддержании макроэкономической стабильности и низких параметров бюджетных расходов на науку, инновации и инвестиции в человеческий капитал. Инновационная политика проводится в основном через общие меры по развитию институтов, формированию благоприятного делового климата, а также через меры организационного содействия, не требующие значительных расходов. Этот вариант с большой вероятностью приведет к дальнейшему ослаблению национальной инновационной системы, усилению зависимости экономики от иностранных технологий. Национальная инновационная система распадается на ряд отдельных, преимущественно оборонных научно-технических анклавов, при этом в силу низкого спроса со стороны отечественного бизнеса и консервации уровня государственной поддержки происходит резкое сжатие сектора фундаментальной и прикладной науки. Результаты реализации такого варианта политики не соответствует целям и ориентирам развития российской экономики на долгосрочную перспективу. Такой вариант обрекает Россию на технологическое отставание от ведущих стран Запада, а в перспективе - и на проигрыш в конкуренции инноваций таким новым индустриальным странам, как Китай.

2. Вариант догоняющего  развития и локальной технологической  конкурентоспособности. Этот вариант ориентируется не только на перевооружение экономики на основе импортных технологий, но и на локальное (точечное) стимулирование развития отечественных разработок. Спрос на отечественные технологии создается не только  потребностями обеспечения интересов национальной безопасности и обороны, но и развитием энерго-сырьевого сектора (АЭС на основе реакторов на быстрых нейтронах, технологии добычи нефти в сложных геологических условиях, переработки вязких нефтей, танкеры СПГ). Сектор фундаментальной и прикладной науки сегментируется и концентрируется вокруг тех направлений, которые имеют коммерческое применение.

Догоняющий путь развития хорошо известен на примере целого ряда новых индустриальных государств, начиная с Японии в послевоенные годы, Южной Кореи, а в более  недавний период – стран Юго-Восточной  Азии (Малайзия, Сингапур) и, наконец, безусловно, наиболее яркий пример из современной  истории - Китай.

В его основе лежит максимальное использование доступных на мировом  рынке технологий, которые закупаются, либо, что чаще, привлекаются в страну вместе с иностранным капиталом. Эти импортируемые технологии не являются самыми передовыми из тех, что  используются в мире. Самые передовые  технологии, как правило, используются странами – производителями этих технологий, поскольку позволяют  получать инновационную ренту. Производства, основанные на новых технологиях, или  производства новых продуктов выводятся  в третьи страны (или продаются  технологии, лицензии, ноу-хау) только после того, как продукция становится распространенной, конкуренция возрастает, и оптимизация бизнеса требует  переноса производства в страны с  меньшим уровнем издержек. Из этого  правила могут быть исключения (например, уникальные технологии добычи полезных ископаемых, которые целесообразно  применять сразу в других странах). Кроме того, самые новые технологии чаще всего требуют высококвалифицированной  рабочей силы или сервиса, наличия  научной и технологической базы, с чем в развивающихся странах, вставших на путь догоняющего развития, обычно есть проблемы.

Таким образом, для России догоняющий путь развития означает массовое заимствование рядовых для мирового рынка, но передовых по российским стандартам технологий в качестве первого этапа  технологической модернизации.

Догоняющая стратегия  имеет ряд преимуществ:

(1) поскольку используются уже готовые и, более того, хорошо отработанные технологии, то инновационные риски минимальны – можно достаточно уверенно прогнозировать технико-экономические характеристики нового продукта или технологии; приобретая готовые технологии, фирмы, как правило, могут получить и весь комплекс сопутствующих услуг – обслуживание, ремонт, обучение персонала;

(2) сроки реализации инновационных проектов гораздо короче, при этом в случае хорошей восприимчивости бизнеса к инновациям экономика получает существенные преимущества от быстрого массового распространения более прогрессивных технологий;

(3) изменение технологической  специализации может идти нелинейно,  не по технологической цепочке  в отдельном секторе, то есть  развитие технологий в базовых  секторах может привести к  появлению новых высокотехнологичных  секторов;

(4) децентрализация принятия  решений о выборе технологии: вообще говоря, не требуется государственной  политики по определению научно-технологических  приоритетов – решения принимает  конкретный бизнес, что снижает  (в среднем) риски ошибочных  решений.

Однако есть принципиальные риски при реализации догоняющей стратегии в российских условиях:

(1) необходимость жестко  конкурировать с другими производителями  аналогичной продукции (использующих  ту же, либо более совершенную  технологию). При этом отсутствие  инновационной ренты усиливает  конкуренцию по цене, а, следовательно,  прежде всего, по издержкам  производства; в этой связи конкурентоспособность  на мировых рынках может быть  обеспечена только при кардинальном  росте производительности труда  в российской экономике;

(2) современные технологии  настолько сложны, что зачастую  недостаточно приобрести лицензию  и/или оборудование – требуется  весь комплекс знаний и опыта,  а, следовательно, эффективное  развитие производства преимущественно  должно идти в рамках процесса  привлечения прямых иностранных  инвестиций; в свою очередь это  требует очень серьезных усилий  по улучшению инвестиционного  климата. Высокая значимость в  экономическом развитии иностранного  капитала и иностранных технологий, повышая вовлеченность страны  в глобальные процессы, повышает  и зависимость страны, усиливает  внешние риски;

(3) сильная зависимость  от импорта техники и технологий  при прочих равных тормозит  развитие собственных разработок, что в российских условиях  будет означать дальнейшее углубление  разрыва между отечественной  наукой и промышленностью.

3. Вариант достижения  лидерства в ведущих научно-технических  секторах и фундаментальных исследованиях соответствует долгосрочным целям и задачам, обозначенным в Концепции долгосрочного развития. Он характеризуется значимыми усилиями государства по модернизации сектора НИОКР и фундаментальной науки, значительным повышением их эффективности, концентрацией усилий на прорывных научно-технологических направлениях, которые позволяют резко расширить применение отечественных разработок и улучшить позиции России на мировом рынке высокотехнологичной продукции и услуг.

Потенциально Россия может  претендовать на лидирующие позиции  в производстве авиакосмической  техники, нанотехнологиях, композитных  материалах, атомной и водородной энергетике, биомедицинских технологиях  жизнеобеспечения и защиты человека и животных, отдельных направлениях рационального природопользования и экологии и ряде других.

Этот вариант характеризуется  резким увеличением спроса на новые  научные и инженерные кадры и  предполагает формирование целостной  национальной инновационной системы  и восстановление лидирующих позиций  российской фундаментальной науки.

Этот путь, более привлекательный  как с экономических, так и  с политических позиций, одновременно является существенно более затратным, поскольку предполагает масштабное государственное финансирование исследований и разработок, прежде всего, фундаментального характера, содействие скорейшей коммерциализации создаваемых перспективных результатов, активный поиск и формирование новых  рынков, новых ниш и сегментов  в рамках существующих рынков и, наконец, поддержку выхода на них российских компаний. Кроме того, путь технологического лидерства является гораздо более  рискованным:

(1) неопределенность и  риски инноваций, основанных на  принципиально новых решениях  неизмеримо выше, чем при использовании  уже известных технологий, пусть  не самых передовых, но более  прогрессивных, чем применяемые  в настоящее время и дающих  существенный прирост производительности  и эффективности;

(2) в современном мире  обмен знаниями протекает столь  быстро, что даже при наличии  системы защиты прав на интеллектуальную  собственность весьма велика  вероятность того, что результаты  «прорывных» инноваций будут  раньше и (или) в большей  степени использованы в других  странах.

Для страны с крупной экономикой,  достаточно диверсифицированной отраслевой структурой выбор варианта политики технологической модернизации не может быть универсальным для всех отраслей и секторов. Для России в современных условиях оптимальной является смешанная стратегия, с элементами стратегии лидерства в некоторых сегментах, в которых имеются (или могут быть быстро созданы) конкурентные преимущества, но с реализацией догоняющей стратегии в большинстве секторов экономики и промышленности, параллельно с восстановлением инженерного и конструкторского потенциала. 

С учетом проблем посткризисного развития сейчас существует значительный риск того, что в России может  начать реализовываться «инерционный»  вариант политики – определенные тенденции в этом направлении  уже складываются, в первую очередь  в плане сокращения расходов на сферу  исследований и разработок. Задача данной стратегии – вывести Россию на реализацию оптимальной стратегии.

Реализация смешанной  стратегии определяет основные акценты  в инновационной политике, изложенные в данном документе. Прежде всего, это  акцент на приоритезации усилий государства (как финансовых, так и организационных) в поддержке отдельных направлений  инновационного развития при формировании необходимых общих стимулов к  масштабной модернизации и инвестировании в формирование нового качества человеческого  капитала, необходимого при реализации как стратегии лидерства, так  и стратегии догоняющего развития.

Этапы реализации стратегии 

 

Реализация смешанной  стратегии инновационного развития, нацеленной на достижение лидерства  в отдельных приоритетных секторах при поддержании достаточного уровня конкурентоспособности большинства  остальных означает сохранение преемственности  с политикой, реализуемой в последние  годы, при значительном повышении  ее активности и системности.Будет  продолжена реализация мер по достройке  и повышению эффективности инновационной  инфраструктуры. Также будет обеспечено продолжение и завершение ключевых инициатив в сфере инноваций, перевод наиболее удачных из реализуемых  в «экспериментальном» и «пилотном» режиме мер в разряд основных мер  политики. В то же время будут  реализованы новые меры, направленные как на корректировку проводившейся  ранее политики с учетом изменившейся в результате кризиса экономической  ситуации, так и на решение проблем  инновационного развития иными, чем  ранее, способами.

1 этап (2011-2013). Повышение восприимчивости бизнеса и экономики в целом к инновациям.

Информация о работе Анализ состояния и тенденции развития инновационной деятельности в Российской Федерации