Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 12:15, доклад
В целях реализации комплексного подхода к использованию инструментов поддержки инновационной деятельности, расширению практики частно-государственного партнерства будет обеспечено содействие разработке региональных программ и стратегий инновационного развития с привлечением заинтересованных научных и образовательных организаций, предприятий, институтов развития.
Реализация региональной инновационной стратегии будет направлена на координацию усилий по созданию инновационной инфраструктуры, развитие инновационного предпринимательства, улучшение взаимодействия региональных администраций с существующими компонентами инновационной инфраструктуры: научно-исследовательскими и образовательными центрами, инновационной инфраструктурой, инфраструктурой финансирования инноваций, инновационными компаниями.
Ключевая проблема в настоящее
время - невосприимчивость бизнеса
к инновациям, низкий приоритет инновационной
деятельности в стратегиях компаний.
Такая ситуация приводит к тому,
что сектор генерации знаний и
созданная инновационная
Эта задача должна быть решена на первом этапе через:
повышение инвестиционной привлекательности
перспективных
развитие конкуренции в секторах экономики, стимулирование инновационного поведения компаний с государственным участием и естественных монополий, в том числе путем повышения качества корпоративного управления, формирования требований по инновационности их инвестиционных программ, улучшения качества внешней экспертизы таких программ;
устранение в системе государственного регулирования (включая техническое регулирование, таможенное и налоговое регулирование и т.д.) барьеров, препятствующих наращиванию инновационной активности. В результате реализации первого этапа стратегии регуляторная среда должна быть сопоставима по качеству с ведущими странами ОЭСР;
опережающее наращивание
расходов на софинансирование инновационных
проектов частных компаний (в том
числе через реализацию проекта
поддержки кооперации бизнеса и
национальных исследовательских
Будут сформированы механизмы
частно-государственного партнерства,
обеспечивающих взаимодействие государства
и бизнеса в выработке
При этом будут оставлены
на текущем уровне расходы на фундаментальную
науку и образование. На первом этапе
ключевой акцент политики в отношении
этих сфер – радикальное повышение
эффективности их функционирования
в рамках существующего финансирования,
«расчистка» науки от нежизнеспособных
организаций с
Будут сокращены (вплоть до полного свертывания) государственные расходы на неприоритетные прикладные исследовательские проекты в рамках федеральных целевых программ, а также иных инструментов.
Приоритетом в области
генерации знаний станет создание «центров
компетенции» - как через создание
национальных исследовательских центров
(НИЦ) в сферах сохраняющихся научно-
На первом этапе также будет запущен ряд пилотных проектов по отработке механизмов поддержки масшатбных инновационных программ бизнеса на уровне регионов и отраслей, в частности, поддержка кластерных инициатив и формирование технологических платформ.
Приоритетом в образовании
станет реструктуризация сектора высшего
образования, ориентированная на развитие
сектора исследований и разработок
в вузах, углубление кооперации вузов
с передовыми компаниями реального
сектора экономики и научными
организациями, кардинальным расширением
международной интеграции российских
вузов как в сфере
В целях создания необходимых предпосылок модернизации экономики:
будет обеспечено формирование
эффективного слоя руководителей, отвечающих
за вопросы инновационного развития
в ведущих компаниях с
На федеральном и региональном уровнях будут сформированы механизмы содействия привлечению прямых иностранных инвестиций в высокотехнологические отрасли экономики, дополнительной поддержки экспорта инновационной продукции.
2 этап (2014-2020). Этап будет характеризоваться повышением доли частного финансирования в общем объеме внутренних затрат на исследования и разработки. За счет высвобождения финансовых ресурсов из поддержки бизнес-проектов будет существенно увеличено финансирование образования, науки и модернизации инфраструктуры инновационной экономики (в том числе необходимых для этого объектов транспортной, телекоммуникационной и жилищно-коммунальной инфраструктуры.
На базе заделов, сформированных на первом этапе, будет проведено масштабное перевооружение и модернизация в промышленности. По основным секторам российские предприятия по используемым технологиям должны будут выйти на средний уровень развитых стран. В этих целях также будут введены необходимые налоговые и иные стимулы, направленные на вытеснение старого технологического оборудования.
При этом будет сохранена
в необходимых объемах
Особый акцент будет сделан
на модернизации и достройке необходимых
элементов инновационной
На втором этапе также
будет увеличена поддержка
На втором этапе происходит
опережающий рост расходов на обновление
научной и приборной базы, усиление
«институционализации» расходов по
исследованиям и разработкам
и продолжается увеличение программной
составляющей в бюджетных расходах
по научным исследованиям и
На втором этапе продолжается
увеличение бюджетных расходов на развитие
перспективных технологий как основы
формирования последующих технологических
укладов и на реализацию крупных
целевых программ технологического
профиля при сокращении долевого
участия государства и
Национальная инновационная система: модель координации
Слаженное взаимодействие существующих
и создаваемых элементов
Общее управление реализацией
Стратегии и координацию
Одним из ключевых инструментов координации станет механизм технологических платформ, в рамках которого наука, государство, бизнес и потребители будут вырабатывать общее видение перспектив технологического развития соответствующей отрасли или технологического направления, формировать и реализовывать перспективную программу исследований и разработок. На поддержку реализации исследовательских программ в рамках технологических платформ будет переориентирован Российский фонд технологического развития (РФТР).
Общий контроль за реализацией
Стратегии будет осуществлять Комиссия
при Президенте Российской Федерации
по модернизации и технологическому
развитию (далее – Президентская
комиссия). Другими важнейшими задачами
Президентской комиссии станут определение
ключевых технологических приоритетов
развития, а также отбор и реализация
прорывных инновационных
Президентская Комиссия также будет контролировать ход реализации проекта по созданию центра науки и инноваций в Сколково.
Непосредственная реализация Стратегии будет осуществляться федеральными органами исполнительной власти в рамках их компетенции:
Основными ведомствами-координаторами будут являться Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство образования и науки Российской Федерации и Министерство промышленности и торговли Российской Федерации .
Все иные федеральные органы исполнительной власти будут в рамках своей компетенции отвечать за инновационное развитие соответствующих секторов экономики и социальной сферы, государственного управления. В этих целях в рамках текущей штатной численности и финансирования федеральные органы исполнительной власти создадут специальные подразделения, отвечающие за инновационное развитие соответствующей сферы. В обязательном порядке такие подразделения в статусе департаментов будут созданы в Минпромторге России, Минэнерго России, Минсельхозе России, Минтрансе России, Минздравсоцразвития России, Минспорттуризме России, Минприроды России, Минкомсвязи России, МВД России, МЧС России, Минобороны России.
Деятельность этих подразделений будет направлена на максимальное задействование потенциала «отраслевой» науки, НИОКР-подразделений предприятий, экспертного сообщества для выработки и реализации государственной политики в соответствующей сфере, обеспечения ее инновационного характера.
В каждом из блоков национальной
инновационной системы будет
выстроен координационный механизм,
позволяющий максимально
В сфере коммерциализации результатов научной деятельности основным координирующим органом со стороны государства станет Минэкономразвития России. Главным инструментом обеспечения координации станет эффективное функционирование «инновационного лифта» - сети созданных государством институтов развития, поддерживающих инновационные проекты на всех стадиях развития. В рамках такого «инновационного лифта» будет создан механизм обмена информацией о перспективных инновационных проектах, налажена «передача» таких проектов от одного института развития к другому. «Инновационный лифт» также должен стать эффективным инструментом «стыковки» сферы исследований и разработок с бизнесом, формирования новых предприятий на основе результатов прикладных исследований.