Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 10:32, курсовая работа
Цель исследования: рассмотреть особенности инвестиционного развития нашей страны, оценить состояние инноваций на данный момент и дальнейшие перспективы их развития. Задачи исследования:
1. раскрыть понятие инноваций и обосновать необходимость в их развитии
2. провести анализ инновационной деятельности и направлений в Республике Беларусь
3. выявить основные проблемы, сдерживающие рост инноваций и предложить пути их разрешения
4. оценить дальнейшие перспективы развития инновационной деятельности
Введение …………………………………………………………… ……… …...3
1 Сущность инновационного развития ………………………………..4
1.1. Понятие инноваций. Формирование теории инноваций………………….4
1.2. Управление инновациями……………………………………………...........6
2 Инновационное развитие Республики Беларусь……………………………..9
2.1. Региональная политика и ее место в системе национальных
приоритетов……………………………………………………………………...9
2.2. Финансирование инновационной деятельности………………………….11
2.3. Характеристика и анализ инновационного потенциала страны…………13
2.4. Первоочередные задачи по созданию национальной инновационной системы…………………………………………………………………………...17
2.4. Особенности налогообложения инновационной деятельности в Республике Беларусь…………………………………………………………….20
3 Инновационное развитие в условиях финансового кризиса………………. 22
3.1. Инновационная политика и ее роль в антикризисном регулировании экономики ……………………………………………………………………….22
3.2. Эффективность инновационной деятельности в период кризиса……….23
Заключение………………………………………………………………………25
Список литературы ……………………………………………………………..29
2. Высокий уровень подготовки
кадров в сочетании с
3. Повышение эффективности
использования всех ресурсов, модернизация
народнохозяйственной
4. Включение в систему
управления подсистемы
Стоит отметить, что нельзя
освобождать государство от обязанности
предотвращать либо смягчать те или
иные последствия инновационного процесса,
которые могут повлиять негативно
на положение различных социальных
групп населения, привести к нерациональному
природопользованию, загрязнению среды
обитания человека, т.е. стоит придерживаться
гуманистических принципов
Повышение эффективности
инновационного потенциала требует
всемерного развития инфраструктуры НИС,
подготовки персонала, формирования корпоративной
культуры в инновационной сфере,
поддержки талантливых ученых и
специалистов, а также маркетингового
продвижения инноваций в
Список литературы
1. Богдан Н.И. Открытая модель
инновационного процесса и
2. Богдан Н.И. Показатель
3. Богдан Н.И. Роль образования
в национальной инновационной
системе. Научные труды
4. Герасимчик Н.В. Инновационное
развитие Республики Беларусь
в условиях экономического
5. Глянцевич Ж.П. Инновации как фактор устойчивого развития экономики.
Инновации – источник и индикатор
устойчивого роста в
6. Дедков С. М., Мясникович М.
В. Источники и перспективы
устойчивого экономического
7. Зубик Д.В. Управление
8. Инновационный рейтинг
9. Кисель И.А. Особенности
10. «Наука и инновации» научно-
11. Матрунич А.А. Роль
12. Монтик О.М. Влияние
13. Морозова Ю.Э. Эффективность
инновационной деятельности в
условиях финансового кризиса.
Инновации – источник и
14. Мясникович М.В.О роли
15. Мясникович М.В.. Республика Беларусь. Макроэкономическая динамика, инновационное развитие, экономическая безопасность. Минск, Беларуская навука, 2009
16. Павлов К. Инвестиции и
17. Семашко В.И. Инновационное
развитие Республики Беларусь: состояние
и перспективы. Материалы
18. Свиридович В.А. Воздействие
инвестиционной политики на
19. Сорбиров Б.В. Инновационная
деятельность и ее
20. Шимов Н.В. Национальная
Приложения
Приложение 1.
Оценка возможностей национальной экономики Республики Беларусь
Сильные стороны |
Слабые стороны |
Доктрина инновационного развития Беларуси. |
Отсутствие цельной |
Государственная программа инновационного развития на 2007-2010 годы. |
Невысокая степень иновационной активности предприятий. |
Относительно развитые научно-технический и иновационный потенциалы. |
Низкий спрос на инновации
предприятий реального |
Высокий образовательный уровень занятого населения и ИРЧП. |
Недостаток специалистов
по организации инновационной |
Наличие институциональной структуры по проблемам инновационного развития республики - Госкомитета по науке и технологиям. |
Недостаток инвестиций в инновации. |
Относительно высокое финансирование государством НИОКР. |
Недостаточное развитие венчурной деятельности. |
Многоотраслевой промышленный комплекс и развитая производственная инфраструктура. |
Невысокий уровень разработки и освоения новшеств промышленными предприятиями - 6-9%. |
Многовекторные |
Внедрение только 2% изобретений в реальное производство. |
Открытость национальной экономики для международного сотрудничества в иновационной сфере. |
Недостаточное развитие экономических механизмов трансфера инноваций. |
Высокий уровень налогооблажения и сокращение финансовых средств для инноваций. | |
Энергоёмкость ВВП республики в 1,5-2 раза выше других стран с аналогичными природными условиями. | |
Низкая доля ВВП, получаемая от использования инноваций. | |
Возможности |
Угрозы |
Ежегодный рост ВВП на 9-10% и доли ВВП от использования инноваций. |
Экономическому и |
Технико-технологическая и структурная модернизация производства (609 действующих производств, 100 новых предприятий). |
Риск технико-технологического,
информационного и |
Наращивание экспортного
потенциала на основе повышения |
Превышение импорта над экспортом. |
Старение технико- | |
Энерго- и ресурсосбережение за счет внутренних источников. |
Низкая конкурентоспособность продукции (по новизне, ценовому фактору, энергопотреблению, экологичности). |
Комплексное развитие производительных сил регионов за счет развития АПК, малых и средних городов. |
Сужение финансирования инноваций. |
Финансирование инноваций из Союзного бюджета России и Беларуси. |
Проблема выхода на зарубежные
рынки с инновационным |
Реализация интеграционного эффекта от межгосударственной научно-технологической и инновационной политики СНГ, Союзного государства Беларуси и России. |
Снижение участия в мировой торговле наукоемеой продукцией. |
Приложение 2
Динамика инновационных показателей в Республике Беларусь
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
январь- ноябрь 2009 | |
Число организаций,выполнявших научные исследования и разработки, единиц |
307 |
299 |
301 |
295 |
322 |
338 |
338 |
340 |
329 |
Списочная численность работников,
выполнявших научные |
329 |
321 |
3071 |
2998 |
2875 |
3022 |
3054 |
3129 |
3147 |
из них имеют ученую степень доктора наук |
2 |
9 |
78 |
78 |
79 |
78 |
75 |
74 |
72 |
кандидата наук |
440 |
385 |
369 |
34 |
34 |
33 |
32 |
31 |
31 |
из них исследователи |
197 |
191 |
1855 |
1770 |
1703 |
1826 |
1849 |
1899 |
1845 |
Затраты на научные исследования и разработки – всего, млрд. руб. |
76 |
139 |
190 |
263 |
377 |
511 |
602 |
1039 |
1084 |
Инфраструктура инновационной деятельности Республики Беларусь: состояние и перспективы
Бостынец Н.Д.
Белорусский государственный университет
информатики и радиоэлектроники
Реалии современного развития мирового
сообщества ставят перед Беларусью задачу
перевода национальной экономики на путь
инновационного развития.
В настоящее время только инновационный
путь развития экономики способен обеспечить
повышение уровня наукоемкости продукции.
Для Республики Беларусь, располагающей
высоким техническим потенциалом, но не
обладающей достаточной сырьевой базой,
стратегия развития определяется эффективным
использованием науки и, прежде всего,
— высоких технологий.
По мнению академика Г. Лыча для перехода
на инновационный путь развития необходимо
наличие нескольких факторов: во-первых,
это — научно-интеллектуальный и технологический
потенциал, достаточный для запуска и
последующего развития инновационного
процесса; во-вторых, постоянный рост количества
участников инновационной деятельности;
в-третьих, развитая система институтов,
ориентированных на инновационное развитие,
способных обеспечить эффективное взаимодействие
всех участников инновационной деятельности;
в-четвертых, это востребованность инноваций
большинством хозяйствующих субъектов
и физических лиц.
Опыт развития мировой экономики аккумулирован
в Государственной программе инновационного
развития Республики Беларусь на 2007-2010
гг., главной целью которой является перевод
национальной экономики в режим интенсивного
развития. Программой предусматривается
создание национальной инновационной
системы, которая должна обеспечить генерацию
и использование новых знаний, новых технологий,
товаров и услуг во всех сферах жизни белорусского
общества. Сегодня инновационный путь
развития отечественного производства
— это создание в экономике условий, механизмов
и подходов, обеспечивающих ускорение
разработки и передачи в промышленность
новых технологий и техники.[1].
Внедрение инноваций, высокий уровень
научно-технического развития является
определяющим с точки зрения выполнения
главной задачи — повышения качества
и уровня жизни своих граждан.
«Инновационный путь развития — одна
из приоритетный задач социально-экономического
развития страны, которая определяет стратегическую
цель государственной научно-технической
и инновационной политики — создание
благоприятный правовых, экономических
и социальных условий для развития науки
и постоянного повышения технологического
уровня производства и конкурентоспособности
продукции, уровня и качества жизни населения,
укрепления национальной безопасности
страны» — записано в Программе социально-экономического
развития Республики Беларусь на 2006 —
2010 годы.
Реализация этого направления требует
повышения роли научных исследований
и разработок, превращения научно-инновационного
потенциала в один из важнейших ресурсов
устойчивого экономического роста.
Высокие технологии становятся главным
фактором повышения жизненного уровня
людей в любой стране. Высокий уровень
инноваций, степень их практического внедрения
в производство являются основополагающими
признаками постиндустриальной державы.
В этой связи развитие высоких технологий
и их практическое воплощение является
одним из главных факторов, определяющих
место Беларуси в системе современной
глобальной конкуренции.
Поэтому одним из перспективных путей
становления Республики Беларусь как
экономически развитого, сильного государства
является расширение инфраструктуры инновационной
деятельности.
Инновационная инфраструктура —
совокупность юридических лиц, ресурсов
и средств, обеспечивающих материально-техническое,
финансовое, организационно-методическое,
информационное, консультационное и иное
обслуживание инновационной деятельности.
В инновационную инфраструктуру включаются
организации, фирмы, объединения, охватывающие
весь цикл осуществления инновационной
деятельности от генерации новых научно-технических
идей и их отработки до выпуска и реализации
наукоемкой продукции. Непосредственно
к субъектам инновационной
инфраструктуры, которые призваны
координировать работу участников инновационной
деятельности, относятся:
Технопарк — это компактно расположенный
комплекс, который в общем виде
может включать в себя научные
учреждения, вузы и предприятия промышленности,
а также информационные, выставочные
комплексы, службы сервиса и предполагает
создание комфортных жилищно-бытовых
условий. Функционирование технопарка
основано на коммерциализации научно-технической
деятельности и ускорении продвижения
инноваций в сферу
Бизнес-инкубатор — это структура, специализирующаяся
на создании благоприятных условий для
возникновения и эффективной деятельности
малого бизнеса, реализующих оригинальные
научно-технические идеи. Это достигается
путем предоставления малому бизнесу
материальных (прежде всего научного оборудования
и помещений), информационных, консультационных
и других необходимых услуг.
Инновационный центр представляет
собой специализированный инкубатор,
в котором субъектам малого предпринимательства
дается возможность разрабатывать и использовать
новые технологии и другие новшества научно-технического
характера.
Центр трансфера технологий — это коммерческая
организация, целью которой является обеспечение
передачи инноваций из сферы их разработки
в сферу применения.[2].
В Республике Беларусь формирование инновационной
инфраструктуры началось более 10 лет назад.
В сентябре 2005 года подписан Декрет Президента
Республики Беларусь №2 «О Парке высоких
технологий».
Согласно Положения о Парке высоких технологий
направлениями деятельности Парка высоких
технологий являются: разработка и внедрение
информационно-коммуникационных технологий
и программного обеспечения в промышленных
и иных организациях республики; экспорт
информационно-коммуникационных технологий
и программного обеспечения; другие направления
по согласованию с Президентом Республики
Беларусь.
В качестве резидентов Парка высоких технологий
могут быть
зарегистрированы юридические лица и
индивидуальные предприниматели
Республики Беларусь, осуществляющие
или планирующие осуществлять один или
несколько следующих видов деятельности:
анализ, проектирование и программное
обеспечение информационных систем; деятельность
по обработке данных с применением программного
обеспечения потребителя или собственного
программного обеспечения; фундаментальные
и прикладные исследования, экспериментальные
разработки в области естественных и технических
наук (выполнение научно-исследовательских,
опытно-конструкторских или опытно-технологических
работ, связанных с направлениями деятельности
Парка высоких технологий) и реализация
результатов таких исследований и разработок;
другие виды деятельности. [4].
На сегодняшний день в Республике Беларусь
создано и действует более 80 различных
элементов инновационной инфраструктуры:
Парк высоких технологий (в настоящее
время резидентами Парка высоких технологий
является 76 предприятий и 2 частных предпринимателя.[4]),
10 научно-технологических парков, 56 научно-производственных
центров, 5 инновационных центров, 24 центра
трансфера технологий, Белорусский инновационный
фонд, 9 бизнес — инкубаторов 10 информационных
и маркетинговых центров, 476 научно-технических
библиотек (включая заводские), которые
работают в сфере инновационной деятельности.
Потребителями услуг, предоставляемых
перечисленными элементами инновационной
инфраструктуры, являются 318 инновационно
— активных предприятий.
За период до 2010 года планируется увеличить
количество субъектов инфраструктуры
инновационной деятельности: научно-технологических
парков до 20, научно-производственных
центров — до 71, инновационных центров
— до 8, центров трансфера технологий —
до 30, информационных и маркетинговых
центров — до 30, бизнес-инкубаторов —
до 10, венчурных организаций — до 3, научно-технических
библиотек — до 490, инновационно-активных
предприятий — до 581. [5].
В связи с этим предусматривается к 2010
году увеличить в 2,5 — 3 раза затраты на
исследования и разработки, увеличить
долю прогрессивных технологий; направить
на развитие материально-технической
базы науки не менее 10% общего объема финансирования
науки из средств республиканского бюджета.[6].
Рыночная ориентация инновационной инфраструктуры
определяет ее способность обеспечивать
выполнение всех своих функций в условиях
современной рыночной экономики и возможности
быстрой адаптации к постоянным динамическим
изменениям. Конечной целью формирования
инфраструктуры должно быть не просто
создание конкретных хозяйствующих субъектов
для более эффективного ведения ими научно-технической
и инновационной деятельности, а обеспечение
осуществления их совокупной деятельности
в интересах общества, включая преодоление
спада производства, его структурную перестройку
и изменение номенклатуры выпускаемой
продукции, усиление ее конкурентоспособности
и привлекательности для внутреннего
и внешнего рынков, создание новых рабочих
мест и сохранение научно-технического
потенциала.[3].
В январе 2010 года на заседании Президиума
Совета Министров Республики Беларусь
была рассмотрена Концепция Государственной
программы инновационного развития Беларуси
на 2011-2015 годы.
Основной целью госпрограммы инновационного
развития на 2011-2015 годы является создание
конкурентоспособной на мировом рынке,
инновационной, наукоемкой, ресурсо- и
энергосберегающей, экологобезопасной,
социально ориентированной экономики,
обеспечивающей устойчивое социально-экономическое
развитие Беларуси и повышение качества
жизни белорусского народа. Главным направлением
преобразований производственного потенциала
республики станет внедрение новых высоких
технологий 5 и 6-го технологических укладов,
обладающих наибольшей добавленной стоимостью
и низкой энерго- и материалоемкостью,
производство новейших экологобезопасных
материалов и продуктов.
Для модернизации экономики на основе
технологических инноваций планируется
осуществить более 500 проектов по созданию
инновационных предприятий и прогрессивных
производств. В результате реализации
госпрограммы инновационного развития
на 2011-2015 годы планируется к 2015 году довести
долю новой продукции в общем объеме продукции
промышленности до 25%. Доля инновационно
активных предприятий в общем количестве
промышленных предприятий должна составить
30,5%, доля сертифицированной продукции
в общем объеме промышленного производства
должна вырасти до 73,9%.
До 2015 года количество научно-технических
парков и центров трансфера технологий
планируется увеличить на 60%, научно-производственных
центров — на 30%, инновационных центров
— более чем в 7 раз. Запланировано также
создание трех многоцелевых технопарков
— Парка передовых технологий в Национальной
академии наук, а также технопарка «Полесье»
и технопарка на базе НПО «Интеграл».
Для ускорения процессов формирования
научной инновационной системы планируется
создание инвестиционной корпорации.
Концепция новой программы инновационного
развития предусматривает также создание
республиканского центра технологического
прогнозирования, центра инновационной
информации, республиканского инновационного
центра электронного бизнеса, совместного
предприятия по вопросам инновационного
консалтинга. Планируется формирование
совместной инжиниринговой компании,
а также венчурных организаций.
Госкомитет по науке и технологиям также
предлагает создать в стране экспортно-импортный
банк.
Для обеспечения конкурентоспособности
на мировых рынках белорусских товаров,
работ и услуг в предстоящем пятилетии
необходимо обеспечить повышение технико-экономического
уровня всей производимой в стране продукции.
Стратегическим приоритетом в повышении
конкурентоспособности экономики является
вхождение Беларуси в число тридцати наиболее
конкурентоспособных стран мира.