Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 22:54, контрольная работа
1. Инновационная активность российских предприятий.
2. Показатели долевого участия изобретения в прибыли.
Министерство сельского хозяйства РФ
Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Мичуринский государственный аграрный университет
Кафедра «Финансы и кредит»
Контрольная работа
По: Инновационной деятельности
Мичуринск – Наукоград
2013 г.
28. Инновационная
активность российских
53. Показатели долевого участия изобретения в прибыли
28. Инновационная
активность российских предприя
В настоящее время руководством нашей страны в полной мере осознается необходимость перехода России, а следовательно, и всех промышленных предприятий на инновационный путь развития, им осуществляется ряд практических мер по реализации данного курса. Но, несмотря на все проводимые мероприятия, промышленные предприятия до сих пор не проявили активности в вопросах инновационного развития.
Если в 2005 году только 14% предприятий не занимались никакими видами инновационной деятельности, то в 2009-м уже - 17%. При этом доля активных компаний сократилась во всех секторах индустрии, кроме транспортного машиностроения.
Инновационное
развитие во всем мире обусловлено
необходимостью постоянного повышения
и удержания
Многими исследованиями отмечается отсутствие у российских предприятий интереса к инновационному развитию как таковому. И причина кроется в том, что в условиях России инновации реально не являются инструментом в конкурентной борьбе. Российским предприятиям нет необходимости внедрять новые технологии для привлечения потребителей. Конкурентные преимущества в нашей стране создаются другими факторами, а не инновациями. Это наглядно демонстрирует тот факт, что при крайне низких затратах на НИОКР, низком технологическом уровне и низкой производительности труда российские предприятия имеют высокую рентабельность. Доля предприятий, абсолютно пассивных в области инноваций, то есть не имеющих ни новых продуктов, ни новых технологий, ни расходов на НИОКР, в среднем составляет 44%. Доля предприятий, разрабатывающих и внедряющих новый продукт, значительно меньше доли предприятий, которые не имеют собственных разработок, а адаптируют и применяют уже известные технологии и продукты (19% и 27%). Очень мало предприятий, ориентирующих новые оригинальные продукты и технологии на уровень мирового рынка - только 3%. Существует значимая положительная связь между конкурентоспособностью фирмы и постоянством затрат на НИОКР. В период с 2005 по 2009 гг. доля предприятий, осуществляющих финансирование НИОКР, снизилась с 55% до 36%.
Низкий уровень корпоративных расходов на НИОКР в России нередко связывают с несовершенностью процесса технологической модернизации, имея ввиду, что предприятия должны сначала модернизировать производство и заменить оборудование в цехах, а уж потом перейти к инновациям на основе оригинальных разработок. Однако практика показывает, что крупные инвестиции и инновации не конкурируют друг с другом, а наоборот сопровождают друг друга. Причем именно те предприятия, которые активно инвестировали в последние годы, осуществляют инновации высокого качества. Наибольшая доля предприятий никогда не имевших никаких инвестиций (44%) среди тех, которые никогда не занимались НИОКР, не внедряли новые продукты и технологии.
Согласно отчетам
ОАО «Газпром», в 2007 и 2008 гг. компания
ежегодно расходовала на НИОКР около 3
млрд руб. Согласно тем же отчетам, практически
все НИОКР закончились с положительным
результатом. При этом значащиеся на балансе
нематериальные активы, в которые входят
не только активы, связанные с технологиями,
составляли в 2007 г. всего 50 млн руб., а в
2008 — 214 млн руб.. Можно сделать вывод, что
на деньги, потраченные на НИОКР, нематериальные
активы не были созданы. Нигилизм по отношению
к интеллектуальной собственности находится
в тесной взаимосвязи с отмечаемой низкой
инновационной активностью российских
предприятий.
Инновационная активность предприятий
характеризуется степенью участия организации
в осуществлении технологических или
организационных инноваций. Общее число
российских инновационно-активных организаций,
выполняющих исследования и разработки,
отражено в табл. 1.
Таблица 1
Количество инновационно-активных предприятий
по отношению к общему количеству российских
организаций
Год |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
Общее количество организаций |
4767 300 |
4 506 600 |
4 674 900 |
4 771 900 |
4 907 800 |
Количество организаций, выполняющих исследования и разработки |
3 566 |
3 622 |
3 957 |
3 666 |
3 636 |
инновации влияют
на структуру общественного
Таблица 2
Удельный вес технологически новой продукции
и услуг в общем объеме продукции России
и ряда европейских стран, % к итогу 2007
г.
Выпуск, % | ||
Страна |
Выпуск технологических инноваций, новых для мирового рынка |
Выпуск технологических инноваций, новых для внутренних рынков России и других стран |
Россия |
0,4 |
2,1 |
Великобритания |
3,7 |
4,8 |
Германия |
9,1 |
10,1 |
Испания |
7,4 |
8,5 |
Италия |
4,5 |
4,5 |
Нидерланды |
6 |
4,9 |
Финляндия |
10,8 |
3,7 |
Таблица 3
Удельный вес организаций, осуществлявших
технологические инновации, в общем числе
организаций, % к итогу, 2008 г.
Страна |
Организации сферы услуг |
Организации промышленного сектора |
Россия |
4,3 |
9,6 |
Австрия |
48,6 |
53 |
Великобритания |
33,8 |
43,7 |
Германия |
56,6 |
69,7 |
Италия |
28,3 |
37,7 |
Нидерланды |
31,5 |
42,2 |
Финляндия |
47,3 |
55,4 |
Швеция |
39 |
50,9 |
Очевидно, что государство должно
регулировать инновационный процесс,
так как в настоящее время
именно он определяет перспективы развития
страны. В средствах массовой информации
широко обсуждается проект Минэкономразвития
России Стратегия инновационного развития Российской
Федерации на период до 2020 г. «Инновационная
Россия — 2020». Цель данной стратегии —
обеспечение высокого уровня благосостояния
населения, закрепление геополитической
роли страны как одного из глобальных
лидеров, определяющих мировую политическую
повестку дня. Единственным возможным
способом достижения этих целей является
переход экономики на инновационную социально-ориентированную
модель развития.
Количественные экономические показатели
2020 г. показывают:
1) достижение существенной доли в 5–10%
по 5–7 позициям на рынках высокотехнологичных
и интеллектуальных услуг;
2) повышение в два раза доли высокотехнологичного
сектора ВВП — с 10,9 % до 17–20 %;
3) увеличение в пять-шесть раз доли инновационной
продукции в выпуске промышленности;
4) увеличение в четыре-пять раз доли инновационно-активных
предприятий — с 9,4 % до 40–50 % .
Можно выделить следующие основные проблемы, препятствующие активному инновационному развитию российских предприятий:
1. Отсутствие действующего законодательства, регулирующего ведение инновационной деятельности на предприятии, не принят закон «Об инновационной деятельности» и др. Это является причиной многих споров и непонимания, возникающих между правительством, учеными и предприятиями по поводу, как самого понятия инновационного развития, так и определений инновационной продукции, инновационного процесса и т.п.
2. Недостаточность
финансирования инновационной
3. Отсутствие
у российских предприятий
4. Наличие феномена сопротивления инновациям, которое наиболее часто происходит по двум причинам:
- Человеку свойственен
страх перед всем новым.
- С точки
зрения инвестора,
5. Отсутствие
кадров, способных эффективно
6. Трудности
в проведении маркетинговых
7. Инновационная
деятельность требует наличия
на предприятии
8. Недооцененный
человеческий капитал, который
не учитывается ни при
Согласно последним статистическим данным наибольшей инновационной активностью обладают крупные предприятия с численностью более 1000 человек. Это можно объяснить тем, что крупные предприятия имеют большие как финансовые, производственные, человеческие, так и политические ресурсы - возможность лоббировать свои интересы, от чего во многом зависит успешность в конкурентной борьбе. Опыт зарубежных компаний также показывает, что инновационное развитие удобнее осуществлять крупным предприятиям и корпорациям.
Необходимо формирование действенной системы управления инновационной деятельностью и освоение технологий инновационного менеджмента на тех предприятиях, которые имеют возможность осуществить инновационную деятельность. Инновационное развитие на крупном промышленном предприятии может эффективно осуществляться при активном включении в работу специальной организационной структуры, которую можно назвать центром инновационно-технологической поддержки.
Рекомендуется создание подразделений на предприятиях, которые бы отвечали непосредственно за инновации и инновационное развитие. Возможно объединение в таких подразделениях функций по стратегическому и инновационному развитию, которые тесно взаимосвязаны между собой. Подразделения такого рода имеются в составе крупных российских компаний, например, ОАО «Лукойл», ОАО «РЖД», ОАО «Роснефть» и др.
Экономическая
стратегия инновационного развития,
утвержденная российским правительством,
уже реализуется в регионах. Россия
планирует создать сеть современных
высокотехнологических
В Подмосковье уже создано 27 технопарков.
В Инновационном Центре Сколково начали
функционировать пять кластеров по основным
приоритетным направлениям экономического
развития: энергетика и энергоэффективность,
информационные технологии, ядерные технологии.
Именно наукоемкие отрасли должны помочь
России вновь вернуть себе статус ведущей
мировой державы.