Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 22:54, контрольная работа
1. Инновационная активность российских предприятий.
2. Показатели долевого участия изобретения в прибыли.
53. Показатели долевого участия изобретения в прибыли
Инновационная деятельность, осуществляемая в целостной системе управления инновациями "государство - общество - наука - технология - экономика - образование", включает в себя широкий спектр работ как в области инновационной политики государства, так и по созданию и освоению наукоемких и ресурсосберегающих технологий, эффективному использованию приобретаемых лицензий, раскрытию ноу-хау и т. п. Отмеченные взаимосвязи выполняют системообразующую роль. Это оказывает прямое влияние на развитие инновационной деятельности, эффективность и сама возможность которой определяются совокупностью прямых и обратных связей между различными стадиями инновационного цикла, производителями и потребителями знаний, фирмами, рынком, государством и т. п. как в пределах национальных границ, так и в глобальном масштабе.
Российская статистика свидетельствует, что развитие научной и инновационной деятельности в последнее десятилетие характеризуется в основном негативными тенденциями - сокращением масштабов научных исследований, снижением кадрового потенциала науки, деградацией научной инфраструктуры. Экономический рост последних пяти лет, по оценкам экспертов, достигнут в основном за счет наращивания экспорта нефти, газа, металлов и других изделий с низкой степенью переработки в условиях роста мировых цен на эти виды ресурсов. Такой тип экономического роста не может быть устойчивым в долгосрочной перспективе. Кроме того, компании сырьевых отраслей не предъявляют высокого спроса на реализацию научного потенциала и широкого спектра технологий, инвестиционная и инновационная активность в технологически передовых отраслях и направлениях остается на низком уровне. Эти процессы создают предпосылки для консервации технологической отсталости большинства отраслей и регионов России.
Присутствие России на международном рынке наукоемкой продукции весьма незначительно: ее доля составляет, по разным оценкам, от 0,35 до 1%. Это ниже показателей не только развитых стран мира, но и развивающихся стран Азии. В структуре товарооборота на долю соглашений, предметами которых являлись патенты, патентные лицензии и товарные знаки, приходится не более 1% экспорта и 10% импорта технологий. В целом в 2003 г. коэффициент изобретательской активности (число отечественных патентных заявок в расчете на 10 тыс. населения) упал.
В инновационной сфере еще нет необходимой "критической массы" финансирования из различных источников, развивается диспропорция между фундаментальными, прикладными исследованиями и разработками, нет достаточной инфраструктуры и устойчивых связей между основными звеньями инновационной системы - учреждениями высшего образования, научными организациями, малыми инновационными предприятиями и промышленностью. Так, доля прикладных исследований сократилась до 15,9%, что свидетельствует об ослаблении связей между этапами инновационного цикла.
Государство и корпорации в конечном счете должны будут научиться создавать условия для производства знаний, а не только для их использования. Но для этого им придется по-другому относиться к учреждениям науки и к ученым, которые не представляют, каким образом можно заниматься исследованиями вне государственных и корпоративных академий, центров и университетов.
В ноябре 2003 г. фонд
содействия развитию малых форм предприятий
в научно-технической сфере
Практика показала,
что компаниям требуется в сред
Данные по 50 наиболее коммерчески успешным компаниям, поддержанным в рамках программы, показали, что государственные вложения полностью окупились. Однако развернулась дискуссия о критериях оценки успешности программы. Например, насколько верны такие традиционно используемые показатели, как число выращенных фирм-лидеров и объем компенсированных ими первоначальных затрат. Все большее распространение получает точка зрения, что такая оценка может дезориентировать, поскольку программа подобного рода предусматривает, прежде всего, поддержку фирм, которые на этапе обращения в программу не представляли для частного сектора никакого интереса, в силу заложенного в предлагаемых ими проектах высокого риска. Ведь задача состоит в том, чтобы избежать классического эффекта вытеснения частных затрат государственными.
В российском варианте условия программы таковы. Первый этап реализации проекта (до одного года) является "посевным", когда заявитель за небольшие средства (до 750 тыс. руб.), предоставляемые ему на безвозвратной основе, проводит НИОКР, разрабатывает прототип продукта, проводит его испытания, патентование, составляет бизнес-план. Это должно показать вероятность коммерциализации результатов научных исследований. На второй и третий год реализации проекта предоставляемое со стороны Фонда финансирование на проведение НИОКР будет увеличиваться в зависимости от хода работ, объема привлекаемых исполнителем внебюджетных источников финансирования, но не превысит за три года 4,5 млн. руб.
Процедура отбора проектов отличается от традиционных программ фонда, поскольку предусматривает очное общение соискателей с экспертной комиссией, а также свободную форму заявки. Это, по мнению организаторов, должно помочь выявить наиболее перспективные проекты. Первый раунд отбора проектов состоялся в декабре 2003 г. в Екатеринбурге. Среди экспертов были зарубежные представители, приглашенные Британским советом и Американским фондом гражданских исследований и развития. По их оценкам, уровень предложений превзошел ожидания, и 3-4 проекта могут даже получить финансирование на Западе. Сам фонд планирует профинансировать до 400 проектов в 2004 г.
В отечественной схеме этап от НИОКР до прототипа должен быть пройден очень быстро, в течение года, и затем государственная поддержка будет оказываться в течение еще двух лет. Таким образом, существует высокий риск выбора неперспективных проектов для продолжающейся поддержки и пока нет четких условий, определяющих размеры и темпы наращивания внебюджетного (долевого) финансирования.
Большинство необходимых обществу инновационных проектов так или иначе связано с эксплуатацией, модернизацией, обновлением активов, которые достались с советских времен. Cитуации, когда нельзя капитализировать сам актив, можно и нужно построить капитализируемый проект его модернизации. Это и будет стратегией инновационного развития актива.
С точки зрения
современной концепции
Россия одна из самых богатых стран мира по запасам основных видов природных ресурсов. Занимает первое место в мире по запасам нефти, газа и леса на душу населения. Второе место по запасам угля и железной руды. Третье - по запасам пресной воды и т. д. (см. таблицу). Она - одна из основных экологических стабилизаторов планеты. Ее вклад в сохранение экологической устойчивости мировой экосистемы в 2 раза превышает вклад таких стран, как США и Канада вместе взятых, Бразилии и Австралии.
Однако компании сырьевых отраслей не предъявляют высокого спроса на реализацию научного потенциала.
Кризис научно-технической сферы России связан с кардинальными изменениями институциональных условий: резким сокращением бюджетного финансирования, неспособностью предпринимательского сектора приступить к серьезным инновационным проектам, инерционностью организационной структуры.
Уровни, тенденции и структура финансирования науки и новых технологий не соответствуют ни текущим потребностям России, ни стратегической задаче преодоления отставания от лидеров мировой экономики.
Снижение объемов
государственного финансирования науки
не привело к повышению
В то же время сравнение России и других развитых стран по доле затрат на гражданские исследования и разработки в валовом внутреннем продукте (ВВП) свидетельствует об относительно небольших масштабах науки и инновационной деятельности в экономике. Российский показатель - 0,9% ВВП - существенно ниже американского (2,4%), японского (2,9%) и среднеевропейского (1,5%).
Формирование инновационной системы нового типа в России только начинается. Постепенно складываются новые инновационные структуры - от малых предприятий до отраслевых НИИ и академических институтов, способных к созданию коммерчески привлекательных инновационных проектов, к финансированию которых подключаются экономически успешные компании, приступившие к реализации крупных инвестиционных программ.
В топливно-энергетическом комплексе, который не относится к наукоемкой сфере, но является экономически наиболее благополучным сегментом экономики, инновационная модель формируется в основном усилиями частных компаний, испытывающих острейшие потребности в повышении технического уровня производства. Ряд компаний нефтегазовой и металлургической промышленности начал выполнять новые для них функции структурообразующих элементов отраслевых инновационных систем.
На втором месте
находится химическая промышленность,
тесно связанная с
Ключевым фактором эффективного функционирования инновационной системы России в рыночных условиях должно стать появление крупных компаний, заинтересованных в постоянном обновлении структуры выпуска под давлением конкурентной среды.
Крупные нефтяные компании России - ОАО НК "ЛУКОЙЛ", ОАО НК "ЮКОС" и ОАО "Сургутнефтегаз" - сформировали собственные научные комплексы. В компании "ЛУКОЙЛ" приоритетным направлением научно-технического развития стала разработка сырьевой базы компании. В перспективе компания ставит цель стать лидером отрасли в области поиска, разведки, нефтедобычи, нефтепереработки и нефтехимии/
Другой рынок
массового платежеспособного
Современное состояние информационных технологий (ИТ) в России весьма противоречиво. С одной стороны, наблюдается высокая активность, число информационных компаний растет, создана высокоразвитая инфраструктура сбыта и технического обслуживания, объем продаж еще в 1998 г. превысил 3,5 млрд. долл., что вполне сопоставимо по масштабам с рынками ряда развитых стран. С другой - комплектующие для сборки компьютеров и компьютерных сетей, периферийные устройства и базовые программные продукты ввозятся из-за рубежа.
Минпромнауки начало реализацию программы мегапроектов с целью выработки инновационного подхода к государственному финансированию НИОКР и стимулирования высокотехнологичных отраслей промышленности.
В министерство было подано около 500 заявок от частных компаний, государственных предприятий и НИИ. Из них только 24 соответствовали основным критериям селекции. Экспертная комиссия отобрала 11 приоритетных направлений (в их числе и новейшие научно-технические направления, например нанотехнологии и экономически важные проекты производства огнеупоров и энергоустановок) и объявила конкурс. Каждое направление собрало от одной до 20 заявок. Далее была использована стандартная практика госзакупок в области НИОКР. Средняя продолжительность проектов составляет четыре года. В большинстве случаев инициаторами проектов выступили бизнес-партнеры и разработчики. Причем технологии находятся, как правило, на поздней стадии цикла разработки, поэтому риски реализации проектов связаны не столько с технологическими проблемами, сколько с неопределенностью рынка и несовершенством управления проектами.
Особо важной задачей реформирования государственного сектора науки является рационализация финансовых потоков бюджета: повышение роли оценки результатов программ и проектов, свертывание бесперспективных направлений, использование оценок рыночных перспектив для оптимизации управления программами и проектами и повышения их эффективности.
Список используемой литературы:
2) "Российская Бизнес-газета" №726 (42)
4) Проблемы современной экономики, N 4 (40), 2011
5) Словьев В.П. Инновационная деятельность как системный процесс в кон_курентной экономике (Синергетические эффекты иннова_ций). — Киев: Феникс, 2006. — 560 с.