Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 19:25, контрольная работа
Цель работы – рассмотреть инновационную деятельность и ее государственное регулирование.
Данная цель раскрывается с помощью решения следующих основных задач:
1. Определить необходимость, сущность и виды инновационной деятельности.
2. Охарактеризовать инновационную политику государства в современных условиях.
3. Выявить направления, формы и методы совершенствования регулирования инновационной деятельност
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Необходимость, сущность и виды инновационной деятельности…………..5
2. Инновационная политика государства в современных условиях………….17
3. Направления, формы и методы совершенствования регулирования инновационной деятельности…………………………………………………...36
Заключение……………………………………………………………………….43
Список литературы………………………………………………………………45
Важно отметить, что центром эффективной
инновационной политики в России являются
местные инновации, возникающие в десятках
частных инновационных инкубаторов или
ускорителях по образу и подобию модели
Idealab или Y-Сombinator. Принимая во внимание
отсутствие развитого среднего класса,
хай-тек-предпринимателей, непреодолимую
бюрократию и скудость финансирования,
эти частные инкубаторы — важнейший источник
рождения высокотехнологическихстартапов
Важно отметить,
что в феврале 2011 года на II Форуме
регионов России рассматривались разнообразные
аспекты и перспективы
Рассмотрим инновационную деятельность Тульского региона.
В Тульской области сосредоточена заметная доля неиспользуемого научного потенциала России - ученых и научных кадров оборонной промышленности, материально-технической базы остановленных НИИ и КБИ, вузовской науки.
Экономические возможности Тульской области достаточно обширны, и это касается не только развития основных традиционных отраслей, но и отраслей, связанных с разработкой и производством в инновационной сфере. В таблице 3 представлены результаты анализа экономики Тульской области в разрезе факторов формирования ее инновационной системы.
Таблица 3
Анализ инновационной сферы Тульской области
Экономика Тульской области диверсифицирована: в ней представлены различные сферы промышленности и услуг. При этом акцент делается на военно-промышленный комплекс, сельское хозяйство и химию.
В настоящий момент сложились предпосылки для более активного развития не только перерабатывающей промышленности, но и транспортно-складского комплекса, туризма и сферы услуг. Многие из этих новых отраслей и сфер требуют инновационной продукции, что служит хорошим стимулом для местных инновационных компаний.
Уже в настоящее время в регионе сформировалась группа инновационных компаний, успешно функционирующих как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Данные компании используют потенциал региона, его трудовые и прочие ресурсы с целью создания и продвижения на рынки инновационной продукции, позволяющей ее потребителям решать комплексные производственные и инфраструктурные задачи. Таблица 4 содержит описание инновационной составляющей некоторых из данных компаний.
Таблица 4
Инновационные предприятия Тульской области
Из данных таблицы видно, что инновационная активность региональных компаний Тульской области распространяется на различные отрасли и виды деятельности. Здесь речь идет и о производстве оборудования и систем для энергетики, металлургии и строительной отрасли, и о разработке и внедрении технологий для населения и оборонного комплекса.
Все это свидетельствует о начале диверсификации инновационного сектора экономики региона, что должно служить стимулом для реализации новых инновационных программ на этой территории.
С точки зрения целевой направленности сферы инноваций Тульской области, она во многом складывается из экспортных поставок, в первую очередь посредством экспорта военной продукции. Это является положительным фактором, за счет которого обеспечивается стабильный приток экспортной выручки, но, с другой стороны, ставит инновационную сферу в зависимость от международной политической ситуации и госзаказов, что не дает возможности самостоятельного планирования и развития данной сферы внутри региона.
Выход из ситуации
видится в использовании
В сфере науки и научного обслуживания Тульской области в настоящее время действует более 40 научных организаций, 53 малых предприятия, 12 учреждений высшей школы и их филиалов. В данных компаниях и организациях занято более 15 тыс. чел., при этом непосредственно научными разработками и исследованиями занято порядка 10 тыс. чел., из них более 40% – собственно профессиональные исследовательские кадры. В регионе действует несколько негосударственных организаций и фондов, поддерживающих инновационную активность региональных компаний.
В первую очередь стоит отметить деятельность НП «Тульская региональная лига научно-технического и инновационного предпринимательства» («Тула-Интех»), созданного по инициативе ряда тульских компаний научно-технической сферы для защиты общих интересов субъектов инновационного бизнеса региона. В настоящее время в лигу входят 22 малых инновационных предприятия. При содействии лиги, которая также является региональным представительством Государственного Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, ведется поиск, отбор, подготовка к представлению в Фонд проектов и их сопровождение в процессе реализации. В результате уже профинансировано 50 проектов НИОКР около двадцати компаний на общую сумму 53 млн. руб. Определенная активность в части создания инфраструктуры инновационной деятельности проявляется также Тульским государственным университетом и Тульским государственным педагогическим университетом.
Инновационная инфраструктура региона, несмотря на деятельность в данной сфере указанных выше организаций, несколько недостаточна, что является проблемой не только Тулы, но и многих других регионов России. Инновационная инфраструктура региона в настоящем ее виде не решает стратегических задач развития и не позволяет местным компаниям реализовывать потенциальные конкурентные преимущества.
Региональная
инновационная инфраструктура –
комплекс различных систем и видов
поддержки инновационного развития
региона. Здесь присутствуют не только
структуры поддержки
Технопарки – это инновационные центры, главная задача которых – развитие новых технологий в наукоемкой отрасли экономики. В технопарках в рамках одного проекта совмещены разные функциональные зоны: офисные помещения, исследовательские лаборатории, производственные, складские и выставочные площади, жилые и развлекательные объекты недвижимости. Инфраструктура технопарка позволяет работать всей технологической цепочке – от теоретических исследований до выпуска нового продукта в сфере высоких технологий. Здесь находятся научно-исследовательские и опытно-конструкторские институты, высшие учебные заведения, коммерческие организации, инновационная деятельность которых поддерживается и экономически стимулируется государством.
Для реализации регионального потенциала в первую очередь рекомендуется создание и функционирование технопарков в рамках крупных научных и учебных заведений. Это позволит использовать технопарк не только как объект недвижимости, но будет способствовать обмену знаниями между представителями фундаментальной науки и коммерческими компаниями. В Туле в настоящее время уже функционирует технологический парк на базе Тульского государственного университета, однако эта структура не до конца развита и не может служить основой для инновационного развития местных компаний. Здесь требуется постоянное и активное участие региональных представителей власти, оказывающих поддержку развитию технопарка. Также данный технопарк должен привлекать к своей деятельности крупные промышленные компании региона, заинтересованные в инновационной продукции, разработках и научных кадрах.
Еще одним важным
элементом инновационной
3. Направления,
формы и методы
Развитие и укрепление инновационной составляющей экономического развития России является одной из приоритетных и долгосрочных задач, стоящих перед государством. Однако, несмотря на богатый опыт внедрения и проведения экономики инновационного типа в других странах, в Российской Федерации необходимо решать вопрос о стимулировании инновационного развития экономики как отдельно взятых регионов, так и всей страны. Заимствование зарубежного опыта должно происходить не путем переноса отдельно взятых элементов целостного экономического механизма, который не приведет к ожидаемому результату, а комплексно.
Для того чтобы инновационная политика стала эффективной, она должна решить проблему государственных научно-технологических комплексов (НИОКР). Необходимо, чтобы вся прикладная наука была приватизирована, поскольку только частная индустрия способна создавать реальные инновации, эффективно перенося идеи на рынок. Китай начал эту работу с середины 1980-х годов в качестве части более обширной программы, включающей децентрализацию бюрократии и передачу принятия решений на местный уровень. Это пробудило сильный интерес к взаимодействию экономики и власти, что стало основой для инновационной политики. Это продвигало интеграцию государственных научных учреждений и предприятий, базирующихся в хайтечных промышленных зонах. Эти зоны содействовали созданию стартапов и получили выгоду от государственных инвестиций в инфраструктуру и систему поддержки. В результате произошёл коренной переход на открытую инновационную систему, которая привлекала огромные количества прямых иностранных инвестиций.
Большим шагом вперёд в развитии и осуществлении правильной для России стратегии было бы создание привлекательного климата для прямых иностранных инвестиций. Например, вступлению в ВТО способствовала бы реализация заботы инвесторов о защите интеллектуальной собственности. Реформа в патентных законах сделала бы более прозрачным механизм передачи интеллектуальной собственности от государственных учреждений в частные руки. А совершенствование технических регламентов, налогового режима и либерализация трудового законодательства создали бы более привлекательные условия для инноваций. Соблюдение верховенства закона противостояло бы неопределённости, которая господствует в политике инноваций.
Вопросы правового
регулирования инвестиционной деятельности
в России представляются весьма актуальными,
в том числе в связи с
тем, что инвестиции играют важную роль в развитии народного
хозяйства России. Выводыавторамогутбытьиспользов
Известно, что сегодня "инновационная политика" формируется на уровне субъектов Российской Федерации, поскольку часть субъектов приняли нормативные правовые документы, регулирующие данный вид деятельности, а на федеральном уровне единого, консолидирующего закона "Об инновационной деятельности" нет. Сложившаяся правовая ситуация вносит дестабилизацию в развитие нового направления в сфере экономики - коммерциализации научных достижений.
В российской правовой
науке только в предпринимательском
праве (М.Ф. Волынкина, О.А. Городов и
ряд других ученых) уделялось пристальное
внимание вопросу правового
Учитывая значительное технологическое отставание России, увеличившееся за последние 10 лет, накопившиеся негативные последствия прошедших десятилетий и непродуманных реформ, инерционность, неизбежно присущую столь крупной стране, переход на инновационный путь развития неизбежно потребует разработки и реализации продуманной и комплексной стратегии активного государственного вмешательства в экономику.
Как правило, избрание
стратегии активного
Информация о работе Инновационная деятельность и ее государственное регулирование