Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 19:25, контрольная работа
Цель работы – рассмотреть инновационную деятельность и ее государственное регулирование.
Данная цель раскрывается с помощью решения следующих основных задач:
1. Определить необходимость, сущность и виды инновационной деятельности.
2. Охарактеризовать инновационную политику государства в современных условиях.
3. Выявить направления, формы и методы совершенствования регулирования инновационной деятельност
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Необходимость, сущность и виды инновационной деятельности…………..5
2. Инновационная политика государства в современных условиях………….17
3. Направления, формы и методы совершенствования регулирования инновационной деятельности…………………………………………………...36
Заключение……………………………………………………………………….43
Список литературы………………………………………………………………45
Правовой базой инновационного процесса в настоящее время является законодательство в области интеллектуальной собственности. В соответствии с п. "о" ст. 71 Конституции РФ правовое регулирование интеллектуальной собственности находится в ведении Российской Федерации.
Приняты специальные законы, определяющие правовой режим изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, программ для ЭВМ и баз данных, топологий интегральных микросхем, товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров.
Инновационные отношения регулируются также международными договорами и соглашениями (Парижская конвенция по охране промышленной собственности, Евразийская патентная конвенция и др.).
Отношения, возникающие
в связи с созданием и
Вместе с тем специальному законодательству в данной сфере предстоит еще развиваться, так как правовой режим некоторых объектов сформулирован лишь в виде общих понятий нормами общего законодательства (фирменное наименование, коммерческая тайна) или вообще не определен российским законодательством (открытия, рационализаторские предложения).
Сложно обстоит дело с правовым регулированием передачи и внедрения инноваций для получения нового или усовершенствованного товара, работы, услуги. Как уже отмечалось, единого законодательного акта в данной сфере пока не существует. Вместе с тем, в этом сегменте инновационной деятельности необходимо сопряжение публично-правового регулирования инновационной деятельности с гражданским законодательством, поскольку в стадии реализации исключительных прав публично-правовые отношения, связанные, в частности, с бюджетным финансированием, реализуются посредством частноправовых норм, переходят в коммерческую сферу. Процесс правового регулирования отношений в этом сегменте инновационной деятельности как бы плавно перетекает из сферы публично-правового регулятивного воздействия, в частности норм финансового права, регулирующих выделение денежных средств из соответствующих бюджетов при создании инноваций, в сферу действия норм гражданского права, регулирующих отношения, возникающие в связи с использованием инноваций в предпринимательской деятельности, опосредуемых различными договорами. То есть, таким образом, благодаря нормам гражданского права происходит практическая реализация - воплощение в реальную действительность внедрения инноваций - регулятивного воздействия норм финансового права при создании инноваций.
Важно отметить, что управление инновационной деятельностью должно основываться на активном воздействии на процесс создания патентоспособных технических решений с целью повышения их продуктивности, как в количественном, так и в качественном отношении.Пока данная стратегия является недостижимой. В России доля используемых изобретений, по данным ФИПС (Федеральная служба по интеллектуальной собственности), это около 2,5% от общего числа запатентованных. По расчетам специалистов в среднем творческая активность изобретателей России составляет 1/40, т.е.всего лишь один патент выдается на сорок специалистов, а инновационная эффективность в сфере НИОКР (Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы) России составит 1/1600. Это означает одно используемое изобретение в год на1600 специалистов.
Для активизации инновационной деятельности бизнеса необходима государственная поддержка разработки и внедрения конкурентоспособных продуктов, обязательно основанных на патентоспособных изобретениях.Важно разработать систему предоставления льгот и субсидий предприятиям, производящим подобные продукты, поскольку они несут большие расходы и риски, нежели сами изобретатели.
В настоящий
момент в России нет чётко сформулированного
федерального проекта по формированию
инновационной системы. В регионах
нет чёткого понимания
Существует еще одна важная проблема -отсутствие института экспертов в сфере создания инновационных систем.Это в первую очередь связано с тем, что в России отсутствуют апробированные модели национальной и региональных инновационных систем. С другой стороны, активно формирующиеся финансовые институты развития и банки проявляют интерес к коммерциализации системных проектов. Но для них важно видение стратегии развития отраслей промышленности, которое без участия государства вряд ли можно сформулировать.
В современных условиях каждый отдельный субъект не может обособленно обеспечить высокую динамику развития, а это приводит к необходимости концентрации ресурсов на уровне межрегиональных проектов. В настоящее время в развитии процессов производственной кооперации в регионах России имеется множество проблем: недостаток информации о производственных возможностях промышленных предприятий регионов и степени их участия в производственной кооперации; отсутствие механизмов стимулирования предприятий и организаций в процессах производственной кооперации, четко выраженных инициатив по формированию межрегиональных промышленных кластеров.
Вместе с
тем подъем экономики не мыслим без
решения кадровых проблем.Развитие
инновационной экономики
Наиболее важными и первостепенными задачами улучшения сложившейся ситуации, являются:
1) пересмотр
законов об инновационной
2) разработка
федерального проекта по
3) создание на
его основе региональных
4) изменение системы образования страны;
5) разработка комплекса, совместных с бизнесом, государственных действий, направленных на развитие и поддержку области наукоемких технологий;
6) образование
и развитие института
7) проведение широкой пропаганды среди всех слоёв населения страны необходимости инновационного пути развития страны.
Заключение
В ходе выполнения данной работы выявлено, что инновации становятся ключевым фактором развития экономики России.
В настоящее время слабым звеном организационно-экономического механизма управления национальной экономикой является механизм управления инновациями. В условиях рыночной экономики инновации должны способствовать интенсивному развитию экономики, обеспечивать ускорение внедрения последних достижений науки и техники в производство, полнее удовлетворять потребителей в разнообразной высококачественной продукции и услугах.
Проблема формирования, становления и инновационного развития в России заключается в том, что данный процесс должен произойти в весьма сжатые исторические сроки при отсутствии многих условий для его развития.
Модернизация экономики страны возможна через стимулирование инновационной деятельности регионов России. При этом налоговое стимулирование научно-технической и внедренческой деятельности компаний признается одним из главных условий формирования эффективной инновационной среды.
Субъекты Российской
Федерации многочисленны и
Для эффективного развития инновационной составляющей экономики любого региона, включая и Тульскую область, требуется делать упор не только на развитие крупных инновационно-ориентированных компаний, но также и на представителей малого и среднего бизнеса. Эти компании представляют собой наиболее перспективный слой инновационного предпринимательства, способный динамично развиваться, производить требуемые региону товары, обеспечивать рабочими местами научно-исследовательские кадры, а также выступать в роли партнеров для более крупных региональных компаний. Инновационная деятельность региона при этом может активно развиваться только при поддержке и стимулировании со стороны региональных властей, обеспечивающих не только законодательную базу, но и участвующих в создании прочей инновационной инфраструктуры: технопарки, взаимодействие с научными организациями, поддержка в организации выставок, информационное обеспечение и т.д.
Список литературы
1. Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ//СЗ РФ. 1996. N 35. Ст. 4137.
2. Абрамешин А.Е., Воронина Т.П. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов / - М.: Вита-Пресс, 2007.
3. Гершман М. А. Инновационный менеджмент. - М.: Маркет ДС, 2008. - 200 с.
4. Гольдштейн Г.Я. Стратегический инновационный менеджмент: Учебное пособие. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004. - 267 с.
5. Городов О.А. Правоваяинноватика. Правовое регулирование инновационной деятельности. СПб., 2008.
6. Друкер, Питер Фердинанд Бизнес и инновации. - М.: «Вильямс», 2007. - С. 432
7. Инновационный менеджмент: Учебник / Под ред. С.О. Ильенковой. - М.: Банки и биржи, 2007. – 327 с.
8. Лукьянова А. Ю. Проблемы инновационного развития России [Текст] / А. Ю. Лукьянова, Л. В. Погосян // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Москва, апрель 2011 г.). Т. I / Под общ.ред. Г. Д. Ахметовой. - М.: РИОР, 2011. - С. 36-38.
10. Мухамедьяров А.М. Инновационный менеджмент: Учеб.пособие - М.: ИНФРА-М, 2007.
11. Национальные инновационные системы в России и ЕС. М.: ЦИПРАН РАН, 2006.
12. Основные
параметры прогноза социально-
13. Переходов
В.Н. Основы управления
14. .Российский статистический ежегодник 2010. – М.: Госкомстат, 2010.
15. Сморгуноп JI.B. Способности государства и соотношение административных и демократических режимов правления // Демократия в современном мире: сб. ст.; [сост., предисл.Я.А. Пляис, А.Б. Шатнпов] - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2009.
16. Фатхутдинов
Р.А. Инновационный менеджмент:
17.Басов А.И.
Инновации – главное
18.Бекетов Н.
Перспективы развития
19. Бекетов Н.В.
Международная макроэкономика: интернационализация,
глобализация и
20.Гаврилов С.
Инновации: польза и риски //
Директор информационной
21.Голиченко
О. Российская инновационная
22.Давыдова Л.В. Инновации как фактор экономического роста // Финансы и кредит. – 2008. - №17.
23.Данилов И.
Инновации как универсальный
инструмент повышения
24. Захаров В. Что и как нужно спасать в российской науке // Независимая газета. 13.01.2010.
25.Ларичева Е.А. Двойная роль инноваций // Менеджмент в России и за рубежом. – 2007. - №3.
26.Ленчук Е.Б.
Финансирование инновационной
27.Мемухина С. Развитие инновационной политики России и регионов РФ // Экономика и управление. – 2008. - № 4.
28. Рогов С.М.
Будет ли Россия мировым
30. Хивренко
А.С. Инновационный потенциал
региона как фактор стратегичес
31. Всероссийский
Конгресс «Экономико-правовое
32. Данные Департамента предпринимательства и потребительского рынка Тульской области [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.businesstula.ru
33. Джолдасбаева
Г.К. инновация как основной
фактор повышения
Информация о работе Инновационная деятельность и ее государственное регулирование