Инновационная инфраструктура и ее развитие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 17:14, курсовая работа

Краткое описание

Важно отметить главную особенность любой инфраструктуры, а именно: инфраструктура - это специализированная подсистема, оказывающая услуги всем субъектам производственных или социальных процессов.
В этой связи, применительно к рассматриваемым в данной работе проблемам будем называть инновационной инфраструктурой совокупность всех подсистем, обеспечивающих доступ к различным ресурсам (активам) и (или) оказывающих те или иные услуги участникам инновационной деятельности.
В настоящее время развитие инновационной инфраструктуры является важной составляющей для разработки и продвижения инноваций в экономике, поэтому данная проблема является актуальной.

Содержание

Введение
1. Теоретическая часть. Инновационная инфраструктура. Её развитие в РФ
1.1 Российская национальная инновационная система
1.2 Понятие и классификация инновационной инфраструктуры
1.3 Основные виды инновационной инфраструктуры
2. Практическая часть. Разработка инновации
2.1 Обоснование необходимости изменений. Обобщенная характеристика предприятия ООО»Агат»
2.2 Формы и источники финансирования,которые использовались при разработке и внедрении инновации
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.docx

— 64.87 Кб (Скачать файл)

Важно отметить главную особенность  любой инфраструктуры, а именно: инфраструктура - это специализированная подсистема, оказывающая услуги всем субъектам производственных или  социальных процессов.

В этой связи, будем называть инновационной  инфраструктурой совокупность всех подсистем, обеспечивающих доступ к  различным ресурсам (активам) и (или) оказывающих те или иные услуги участникам инновационной деятельности.

Обычно выделяются, по крайней мере, следующие виды (подсистемы) инновационной  инфраструктуры:

а) финансовая: различные типы фондов (бюджетные, венчурные, страховые, инвестиционные), а также другие финансовые институты, такие как, например, фондовый рынок, особенно в части высокотехнологичных  компаний;

б) производственно-технологическая (или материальная): технопарки, инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы и т.п.;

в) информационная: собственно базы данных и знаний и центры доступа, а также  аналитические, статистические, информационные и т.п. центры (т.е. организации, оказывающие  услуги);

г) кадровая: образовательные учреждения по подготовке и переподготовке кадров в области научного и инновационного менеджмента, технологического аудита, маркетинга и т.д.;

д) экспертно-консалтинговая: организации, занятые оказанием услуг по проблемам  интеллектуальной собственности, стандартизации, сертификации, а также центры консалтинга, как общего, так и специализирующегося в отдельных сферах (финансов, инвестиций, маркетинга, управления и т.д.).

Во всех перечисленных выше случаях  субъектам инновационной деятельности предоставляется доступ к некоторым  видам необходимых им ресурсов и  услуг, а именно (в соответствии с  принятым выше порядком):

· к финансовым ресурсам напрямую, либо через получение доли в рыночной стоимости субъектов;

· к зданиям, сооружениям, оборудованию, приборам и т.д.;

· к необходимой информации;

· к кадровым ресурсам требуемой  квалификации, либо системам, обеспечивающим повышение их квалификации;

· к различного вида специальным услугам, которые могут быть оказаны данному субъекту инновационной деятельности.

Естественно, что «устройство» (включая  состав) инновационной инфраструктуры существенно зависит от основополагающих характеристик самой инновационной  системы. Это означает, что инфраструктуры административно-командной и рыночной НИС различаются весьма значительно. Более того, эти отличия зависят  и от общей финансовой политики, проводимой государством в инновационной  сфере. Последняя включает в себя гораздо более широкий спектр финансовых, а также бюджетных, налоговых инструментов поддержки и регулирования деятельности конкретных субъектов национальной инновационной системы.

1.3 Основные виды инновационной инфраструктуры

Научно-технологические парки.

Определение понятия «научно-технологический  парк» неодинаково в разных странах. Более того, даже собственно название не является унифицированным. Аналогичные  по сути структуры могут называться научными парками, исследовательскими парками, научно-технологическими парками, технопарками, технополисами. Концепция таких парков строится на идее поощрения сотрудничества между научными учреждениями, промышленностью и бизнесом в целях эффективного использования создаваемых технологий.

Начало научно-технологическим  паркам было положено в США в начале 1950-х гг., когда был организован научный парк Стэндфордского университета (штат Калифорния). На сегодняшний день более половины всех технопарков мира создано в Великобритании и США. Обобщая основные признаки, можно дать следующее определение научно-технологического парка.

Научно-технологический парк - это  компактно расположенный комплекс, который в общем виде может  включать в себя научные учреждения, высшие учебные заведения, предприятия  промышленности, малые фирмы. При  этом фирмы, входящие в технопарк, могут  находиться на разных этапах развития инноваций - от начинающих до фирм с  налаженным производством и стабильной рыночной «нишей». Нередко в структуре  технопарка создается инкубатор  бизнеса или инновационный центр. Инкубаторы организуются для того, чтобы обеспечивать благоприятные  условия малым инновационным  фирмам на самых ранних, рисковых стадиях  развития их проектов, когда еще  сложно определить вероятность успеха. Мировой опыт показывает, что инкубаторы обычно формируются вокруг университетов, потому что такое сотрудничество является не только престижным, дает источники  и идеи для новых проектов, но и позволяет малым фирмам привлекать наиболее квалифицированный персонал. Инкубатор, как правило, располагается в отдельном здании, площади которого сдаются в аренду. Он предоставляет своим клиентам такие виды сервиса, как офисные услуги, связь, бухгалтерский учет, консультации по бизнесу - планированию, финансовому менеджменту, а также представляет интересы клиентов перед венчурными инвесторами Технопарки: организация и управление. М: Издательство МЭИ, 1997. ( 23)..

При наличии технопарка ученым не обязательно покидать свои лаборатории  или кафедры, поскольку в фирмах, реализующих их идеи, они могут  работать по совместительству, а технопарк  может также помочь с подбором квалифицированной команды менеджеров. Кроме того, ученый имеет право  продать лицензию фирме парка  и через дирекцию парка контролировать использование полученных фирмой прав. Возможны и другие варианты.

Обобщая, можно выделить четыре главные  цели деятельности технопарков:

1) Содействие формированию и  росту новых наукоемких фирм, использующих результаты исследований  научных организаций и вузов.

2) Катализация позитивных изменений в регионе через создание новых рабочих мест, а также перестройку промышленности на основе новых технологий.

3) Содействие формированию сотрудничества  между высшими учебными заведениями,  научными центрами и промышленностью.

4) Стимулирование появления новых  источников доходов для университетов  и научных организаций.

Существует несколько организационных  форм, в которых успешно функционируют  технопарки. Университет или НИИ  могут быть единственным учредителем  технопарка. Более часто встречается  вариант, при котором парк имеет от 2 до 20 учредителей. Этот механизм управления значительно сложнее механизма с одним учредителем, однако считается более эффективным, особенно с точки зрения доступа к различным источникам финансирования. В случае нескольких учредителей формируется либо совместное предприятие, либо общество с ограниченной ответственностью. При этом вклад каждого из учредителей зависит от его ресурсов и обычно состоит в следующем:

а) вуз - передача технологий, земля, оборотный  капитал;

б) местная администрация - земля, инфраструктура, гранты;

в) риэлтерские фирмы - капиталовложения, управление недвижимостью;

г) банк - капиталовложения, финансовая экспертиза, венчурный капитал;

д) промышленные предприятия - капиталовложения, экспертиза проектов.

Практика свидетельствует, что  наилучшей формой управления является создание фирмы, имеющей статус юридического лица, которая контролирует активы парка.

Основными источниками финансирования технопарка являются: вклады учредителей  и спонсоров, коммерческие кредиты, продажа доли в капитале парка, гранты или субсидии, реинвестиция прибыли, средства, полученные от продажи зданий, построенных парком. Участие государства  возможно через специализированные структуры. Например, в Великобритании поддержку британским паркам оказывала  компания «Инглиш Эстейтс», которая финансировалась британским правительством и, на правах учредителя или спонсора, в 1980-х гг. инвестировала строительство зданий инкубаторов бизнеса в различных регионах Великобритании Технопарки: организация и управление. М.: Издательство МЭИ, 1997. ( 41).. Правительство может также проводить специальные конкурсы грантов для малых фирм и оказывать поддержку в виде гарантий по кредитам банков, выделяемым малым предприятиям, находящимся в технопарках.

В России формирование первой волны  технопарков началось в конце 1980-х - начале 1990-х гг. Большая их часть  была организована в высшей школе. Эти  технопарки не имели развитой инфраструктуры, недвижимости, подготовленных команд менеджеров. Они, как правило, создавались  в качестве структурного подразделения  вуза и не были реально действующими организациями, которые инициируют, создают и поддерживают малые  инновационные предприятия. В единичных  случаях технопарки были образованы в форме ЗАО, которая дает возможность  осуществлять гибкое управление при  относительной независимости от базовой организации. Российские технопарки, за редкими исключениями, не выполняют  функций инкубатора, а служат в  первую очередь своеобразными «площадками  безопасности» Инновационная система  России: модель и перспективы ее развития. Вып. 2 / Рук. Толиченко О /М.:Инновация.-2001, ограждающими находящиеся в них предприятия от агрессивной внешней среды. Сроки пребывания малых фирм в технопарке не ограничены и составляют на сегодняшний день в среднем около 10 лет (при международном стандарте в 2-3 года).

Первый технопарк в Российской Федерации был создан в 1990 г. - «Томский научно-технологический парк». Затем  их образование резко ускорилось: 1990 г. - 2 технопарка, 1991 г. - 8, 1992 г. - 24, 1993 г. - 43. На сегодняшний день создано  около 80 технопарков, преимущественно  при вузах.

Однако реально действующих  технопарков значительно меньше: так, в 2000 г. была проведена аккредитация, которую сумели пройти около 30 технопарков. И только чуть более десяти из них  были признаны отвечающими международным  стандартам. Оценка технопарков проводилась по таким критериям, как степень связи технопарка и университета, уровень вовлеченности студентов, число созданных и реализованных на промышленных предприятиях технологий, степень заинтересованности региона, промышленности и населения в работе технопарка, и по ряду других Поиск. 25.08.2007. №33-34.,(13).. Самые высокие агрегатные показатели были у 10 технопарков (см. табл. 7). Один из крупнейших - Научный парк МГУ - оказался на одиннадцатом месте.

Таблица 3

Технопарки-лидеры по итогам аккредитации 2000 г.

п/п

Название технопарка

Агрегатный показатель набранных  баллов

1

Международный научно-технологический  парк «Технопарк в Москворечье» Московского  государственного инженерно-физического  института, г.Москва

9,53

2

Научный парк «МЭИ» Московского государственного энергетического института, г.Москва

8,93

3

Научно-технологический парк»Волга-техника» Саратовского государственного технического университета, г.Саратов

8,03

4

Технопарк Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета, г. Санкт-Петербург

7,60

5

Научно-технологический парк «Башкортостан» Уфимского государственного авиационного технического университета, г.Уфа

7,47

6

Научно-технологический парк Нижегородского государственного технического университета, г. Нижний Новгород

6,78

7

Зеленоградский научно-технологический парк Московского института электронной техники, г. Москва, Зеленоград

6,71

8

Обнинский научно-технологический парк «ИНТЕГРО» Обнинского института атомной энергетики, г. Обнинск

6,45

9

Ульяновский технопарк Ульяновского государственного технического университета, г. Ульяновск

6,28

10

Томский международный деловой центр  «Технопарк», г. Томск

6,08


 

       

Столь небольшое число реально  работающих технопарков, выявленное по итогам аккредитации, объясняется тем, что при создании технопарков  не использовались рыночные подходы. Большинство  из них организовывалось с единственной целью - получить дополнительные бюджетные  средства под новую структуру. В  то же время и со стороны государства  не проводилось какой-либо первоначальной селективной политики по заданным критериям: в частности, не делалось приблизительного расчета окупаемости проектов. В  итоге на сегодняшний день технопарки объединяют, как правило, малые предприятия, не обязательно наукоемкие, которые  уже наладили выпуск своей продукции, и поэтому свою изначальную функцию - поддержки высокотехнологичного бизнеса - выполняют не всегда. Безусловно, есть и исключения. Так, например, в Научном  парке МГУ ряд малых фирм перешли  по всем формальным признакам в разряд средних, и в целом показатели роста 40 фирм, находящихся в научном  парке, достаточно высокие и устойчивые.

Характерно, что проведенная аккредитация не изменила положения вещей. Она  была только средством, позволившим  выявить реальный уровень развития инновационной инфраструктуры, однако не влекла за собой никаких последствий - ни налоговых льгот, ни дифференцированного, в зависимости от результатов работы технопарков, финансирования. Бюджетные средства, в случае их выделения, продолжали распределяться равномерно по всем действующим технопаркам, входящим в Ассоциацию технопарков.

Особый случай представляет собой  технопарк МИЭТ, поскольку на его  базе постепенно формировались все  виды инфраструктуры, сложившейся на сегодняшней день в стране. Рост компаний в технопарке и последующий их выход в «свободную экономику», особенно в середине 1990-х гг., мог привести к их значительному ослаблению. Поэтому наряду с технопарком в 1998 г. был создан инновационно-технологический центр (ИТЦ), куда и переходили растущие компании. В 1999 г. был образован инновационно-промышленный комплекс (ИПК) МИЭТ, который объединил участников инновационной деятельности университета с рядом перспективных наукоемких компаний Зеленограда. Наконец, для расширения связей с региональной промышленностью в 2002 г. в Зеленограде началось создание первой в России технологической деревни. Технологическая деревня должна занять площадь около 18 тыс. кв. м, где будет расположено около 60 наукоемких компаний Зеленограда. Это позволит осуществлять запуск крупномасштабных инновационных проектов в области электроники, микроэлектроники и информационно-коммуникационных технологий - областях специализации промышленности г. Зеленограда. Составной элемент технологической деревни - сеть центров коллективного пользования оборудованием. Предполагается, что именно технологическая деревня станет той инфраструктурой, которая объединит университетскую среду, малый наукоемкий бизнес и промышленность в единый территориально-отраслевой кластер. С одной стороны, это должно увеличить выпуск наукоемкой продукции на предприятиях Зеленограда, а с другой - дать импульс развитию перспективных дисциплин в МИЭТ, новых учебных практикумов и базовых курсов подготовки специалистов в области электроники.

Информация о работе Инновационная инфраструктура и ее развитие