Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2013 в 15:17, реферат
Существует множество форм управления инновациями на самых разных уровнях: от подразделений корпораций до государства, в целом призванного в современных условиях осуществлять специальную экономическую политику. Как и практически всякая иная политика, она неодинакова в разных странах, хотя и подчинена одной и той же цели: стимулированию инновационной активности и развитию научно-технического потенциала.
Введение 2
1. Формирование государственной инновационной политики 3
2. Основные направления инновационной политики 5
3. Региональная инновационная политика: цели и приоритеты развития 11
Заключение 19
Литература 22
В транспортном комплексе инновационная политика будет ориентирована на обновление парка транспортных средств, модернизацию инфраструктуры , применение прогрессивных технологий, повышение технического уровня всех видов транспорта. Это касается обновления железнодорожного подвижного состава, морских, речных и воздушных судов, автотранспортных средств, перегрузочных комплексов, дорожных машин и оборудования, навигационных систем.
В металлургическом комплексе ориентиром является создание сквозных технологических циклов производства, обеспечивающих максимальное ресурсо- и энергосбережение на всех стадиях, расширение сортамента и повышение качества металлопродукции.
Технологическими ориентирами в химической и нефтехимической промышленности являются материало- и энергосберегающие технологии производства широкого спектра синтетических и композиционных материалов, в том числе новых поколений, технологии производства экологически чистых удобрений и ресурсосберегающие малотоннажные химические производства на базе автоматизированных блочно-модульных систем.
В машиностроительном комплексе
организации будут
Уточняются и формируются
приоритеты инновационной политики
и в других отраслях экономики: приборостроении,
электронике, информатике и вычислительной
технике, электротехнике, связи, легкой
и пищевой промышленности, сельском
хозяйстве, медицинской технике, фармакологии
и др. Особое значение имеют экологические
приоритеты инновационной деятельности
во всех без исключения отраслях. Только
посредством использования
Для реализации инновационной
политики будет совершенствоваться
система возвратного
3. Региональная инновационная политика: цели и приоритеты развития
Региональная политика зародилась в качестве одного из направлений государственного регулирования рыночной экономики в годы мирового экономического кризиса 1929-1932 гг. и первоначально основывалась на известных работах Джона Кейнса, который обосновал роль государства в качестве регулятора экономической и социальной жизни страны. В 50-60 гг. она была направлена на создание новых рабочих мест в регионах с ярко выраженным избытком рабочей силы (в сельскохозяйственных и старопромышленных районах).
Как известно в странах с рыночной экономикой государство, собирая налоги с компаний частного сектора и с доходов населения, является одновременно инструментом распределения полученных средств. При этом осуществляемая государством региональная политика направлена на сглаживание региональных диспропорций как внутри отдельных стран, так и между отдельными регионами (например, в рамках Европейского сообщества в Западной Европе).
В Великобритании, например, традиционно региональная политика была направлена на переориентацию и перераспределение избыточных и мобильных капиталов и рабочих мест из районов ускоренного развития (районов-доноров) в депрессивные районы (районы-реципиенты) в качестве основного механизма стимулирования экономического развития депрессивных районов и устранение региональной несбалансированности.
В современных условиях наметился ряд тенденций в региональной политике, связанных с общим направлением её развития: от политики перераспределения к структурной политике:
Первой и общей является тенденция к большей передаче ответственности регионам.
Второе - происходит переход от экзогенной к эндогенной региональной политике;
Сдвиг от политики перераспределения к структурной роли заключается в следующем: в 80-90 гг. региональная политика стала меньше ориентироваться на перераспределение доходов и занятости и больше на стимулирование структурных изменений. Цель этого - достижение большей диверсификации и повышение общего потенциала до экономического роста.
Третья тенденция - государства
отказываются от субсидий, принимают
меры, направленные на повышение
Четвертая тенденция тесно связана с третьей - это отмена традиционных крупномасштабных схем стимулирования. Преобладает децентрализованный подход в административном управлении; стимулы направляются на создание новых фирм и проектов, а не на поддержку уже существующих.
Пятое - происходит сближение региональной и научно-технической политики. Поиск внешнего решения региональных проблем заменён поиском внутренних решений в самом регионе.
Таков анализ мировых тенденций
развития региональной политики в целом.
В России за последние несколько
лет региональная проблема стремительно
выросла в одну из самых острых
проблем общественного
Темпы перехода к рынку оказались весьма различными в центре и провинции, обострился национальный вопрос и политические противоречия между властями разного уровня. Всё это заставляет уделять региональным проблемам повышенное внимание. Более того: региональная проблема становится вопросом о выборе пути развития.
Как отмечает большинство
исследователей, в настоящее время
в России нет региональной политики:
подобная политика как сознательно
и последовательно
В условиях переходной экономики России важнейшим аспектом региональной политики является её инновационная составляющая.
Россия унаследовала от СССР
громадный научно-технический
Россия продолжает оставаться мировым лидером в ряде фундаментальных направлений в физике, математике, химии, физиологии, медицине, в прикладных разработках в области лазерной и криогенной технике, новых материалов аэрокосмической техники, средств связи и коммуникаций и т.д. В стране накоплен значительный запас нереализованных изобретений (зарубежные специалисты называют 200 тыс. неиспользованных патентов, в том числе 120 тыс. технологий для продажи1). В настоящее время в силу многих причин на первое место выходит проблема сохранения этого потенциала и адаптации его к рыночным условиям.
Есть два важных обстоятельства,
которые выдвигают этот фактор в
число главных. Во-первых, наряду с
природными ресурсами Россия в общем
научно-техническом потенциале составляла
70% национального богатства СССР2.
Мировой опыт показывает: экономический
рост на 2/3 обеспечивается за счет применения
научных знаний. Следовательно, эффективное
использование научно-
Во-вторых, проводимая в России
политика экономических реформ связывалась
с иностранной помощью, которая
в обещанном объёме не была получена.
Очевидно, что Россия должна рассчитывать
только на свои силы, свои ресурсы, а
таковым является в первую очередь
научно-инновационный
Наконец, логика
современной экономической
Экономика современных
развитых стран испытывает
Основная проблема
формирования инновационного
Важнейший аспект
данной проблемы - региональная составляющая
инновационного механизма.
Под региональной
инновационной политикой
В основе формирования региональной
инновационной политики лежит так
называемая теория создания благоприятных
условий среды для
Разработка и реализация
региональной инновационной политики
- не самоцель. Она направлена на повышение
вклада научно-инновационной сферы
в НТП страны, в экономику региона,
улучшение социально-
Региональная инновационная политика, представленная в виде программы содержит следующие разделы:
Анализ состояния научно-
Цели и приоритеты развития
научно-инновационной
- региональные цели должны
вытекать из общей концепции
научно-технического развития
- региональные цели должны
быть сформулированы с учетом
специфики и потребностей
- цели региональной программы
должны исходить не из наличия
ресурсов и возможностей, наоборот,
ресурсная программа должна
- конкретная разработка
структуры целей и в целом
целевой программы должна
- международного научно-
- государственных (федеральных)
программ ускорения научно-
- собственно региональной
(муниципальной) политики
- отдельных промышленных
предприятий и научных
- отдельных приватизационных
промышленных и научно-
- применительно к конкретным
научным коллективам (группам)
и отдельным ученым, самостоятельно
решающим приоритетные научно-
Ранги целей на перечисленных
уровнях региональной инновационной
политики устанавливаются в системе
долгосрочного и краткосрочного
планирования и прогнозирования
регионального социально-
Вторым обобщающим ориентиром
в выборе приоритетов научно-