Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2013 в 15:17, реферат
Существует множество форм управления инновациями на самых разных уровнях: от подразделений корпораций до государства, в целом призванного в современных условиях осуществлять специальную экономическую политику. Как и практически всякая иная политика, она неодинакова в разных странах, хотя и подчинена одной и той же цели: стимулированию инновационной активности и развитию научно-технического потенциала.
Введение 2
1. Формирование государственной инновационной политики 3
2. Основные направления инновационной политики 5
3. Региональная инновационная политика: цели и приоритеты развития 11
Заключение 19
Литература 22
Третий момент: инновационная
политика в регионе должна иметь
селективный, строго избирательный
характер, не стремясь охватить все
направления научно-
Четвёртый момент: приоритеты региональной научно-технической и инновационной политики нужно ориентировать на деконцентрацию научного потенциала, поворот его к насущным нуждам комплексного развития и самообеспечения регионов, формирование сети технополисов и наукоградов (в Калужском регионе есть такой опыт. Обнинскому научно-технологическому парку - технополису "Интегро", формирующемуся на базе государственного научного Центра РФ "Физико-энергетический институт", был придан статус наукограда Указом Президента РФ в ноябре 1997 г.).
Каждый регион имеет свою
специфическую, воспроизводственную,
отраслевую и технологическую структуру,
свою систему приоритетов и должен
рассчитывать на собственные силы и
ресурсы при реализации этой стратегии.
Однако, в условиях переходной экономики
таких сил и ресурсов, как правило,
немного или вообще нет, поэтому
необходимы федеральные инновационные
программы, нацеленные на оказание стартовой
помощи в технологическом
Пятый момент: Россия не может оказаться в стороне от мирового научно-технического прогресса; это было бы пагубно для её будущего. Необходимо активно включаться в мировое научное сообщество и мировой технологический рынок, находить в нём ниши и осваивать их, менять приоритеты и специфику внешнеэкономических связей, перенося постепенно центр тяжести с топливно-сырьевых на высокотехнологичные рынки.
Наконец, и что особенно
важно, необходимо сформировать цивилизованный
рыночный механизм реализации селективной
научно-технической политики. Речь
идет, прежде всего, об инновационном
мотивационном механизме, экономической
поддержке инновационной
Третий раздел программы или третья цель региональной инновационной политики формируется следующим образом:
Пути и средства достижения
целей дифференцируются в зависимости
от уровня и масштаба инновационной
сферы в данном регионе. К ним
относятся: структурные и
Четвёртый раздел программы включает в себя виды обеспечения разработки региональной инновационной политики: это организационное, информационное, правовое, кадровое, социально-психологическое (в том числе мотивационное), обеспечение инновационной деятельности.
Анализ инновационного потенциала Калужского региона, сформировавшегося в рамках базовых отраслей военно-промышленного комплекса, показывает, что он продолжает оставаться достаточно высоким. Об этом свидетельствует рост удельного веса новой, освоенной впервые продукции в общем объёме продукции машиностроения в 1997 году по сравнению с 1996 годом более чем в три раза. Однако динамика количества организаций, выполнявших исследования и разработки, с 1991 года имеет тенденцию к снижению. Численность работников в организациях, выполнявших научные исследования и разработки в 1997 году, по сравнению с 1991 годом сократилась почти вдвое. Этот процесс происходит в русле общей тенденции в стране, характеризующей отток научных кадров в более прибыльные сферы экономики ("плюс" утечка умов за рубеж).
В условиях общеэкономического
кризиса активизация
В общем, по России на фундаментальные исследования и содействие НТП выделено 2,2% расходной части бюджета в 1998 году, и 2% - в 1999 году3. Государственные расходы на научные исследования сегодня - 0,32% ВВП при пороговом значении этого показателя с точки зрения экономической безопасности страны - 2% (в США этот показатель составляет 3% ВВП)4.
В условиях общеэкономического
кризиса активизация
Заключение
Одна из наиболее актуальных
проблем российской экономики –
повышение
Теоретически существуют
два подхода. Можно пойти по пути
приобретения лицензий и ноу-хау
на известные технологии, виды продукции
и торговые марки крупных зарубежных
компаний. Другой путь – опора на
собственный научно-
В России вплоть до последнего
времени инновационная
Инновационный бизнес – наиболее
уязвимая часть российского малого
бизнеса. Малые предприятия в
сфере инноваций активно
- высокие налоги;
- сложности с арендой помещений;
- дороговизна сырья и энергии.
При этом инновационным предприятиям
не приходилось надеяться на существенную
поддержку государства. То, что делалось
в этой сфере, не решало даже части
проблем, с которыми приходилось
сталкиваться предпринимателям, занимающимся
инновационным бизнесом. Спад деловой
активности в научно-технической
и производственной сфере, наблюдающийся
ныне, подтверждает тот вывод, что
без продуманной
Прежде всего, необходимо поддержание функционирования уже существующей научной инфраструктуры (оборудование, стенды, установки и т.д.). Стратегия здесь разбивается на три этапа. На первом этапе - сохранение существующего (уцелевшего) научного потенциала, при этом отдача от вложений в НИОКР практически нулевая.
Далее необходимо развитие информационных
систем, субсидирование затрат на пользование
информационными сетями и базами
данных, импорт научной литературы.
На этом этапе первоочередная задача
- не допустить технологического отставания,
заложенного “пристальным”
Следующий этап характеризуется
внедрением инноваций в производство,
чрезвычайно высокой долей
Поддержку созданию НИОКР можно осуществлять путем целенаправленного направления финансовых ресурсов в эту сферу, например, законодательно закрепить направление в сферу НИОКР доли бюджетных расходов на уровне в 2% ВВП с выходом к 2010 г. на уровень 4-5% ВВП. Следует освободить от налогов затраты на НИОКР.
Что касается развития новых технологий, то можно перечислить следующие меры:
- выявление и поддержка
технологий, освоение которых обеспечит
российским предприятиям
- разработка федеральных
программ по развитию и
- создание с помощью
государства инфраструктуры, обеспечивающей
коммерциализацию результатов
- формирование механизма
стимулирования передачи
- разработка и реализация
программ развития
- субсидирование импорта новых иностранных технологий;
- государственные закупки современной техники (в том числе и импортной) и передача ее в лизинг предприятиям для модернизации основных фондов.
Наконец, необходима поддержка
в освоении НИОКР (внедрении технологий).
Следует перейти от финансирования
научных организаций к
Литература
ФЗ «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике»
Постановление Правительства
РФ «О концепции инновационной
Концепция инновационной политики РФ
План действий на 1999-2001 гг по реализации Концепции инновационной политики РФ
Бетехтина Е., Пойсик М. Мировая практика формирования научно-технической политики. - Кишинев.: 1990
Перевалов Ю.В. и др. Инновационные программные территории: методология создания и перспективы развития. - Екатеринбург, УрО РАН , 1998
Санто Б. Инновация как средство экономического развития. Пер. с венг. - М.: Прогресс. – 1990
Твисс Б. Управление научно-техническими нововведениями. Сокр. пер. с англ. - М.: Экономика. - 1989
Финансово-экономический механизм государственной поддержки инновационной активности и его региональные формы, М.: Изд-во РАГС, 1997
Экономика предприятия. / Под ред. В.Я. Горфинкеля, Е.М. Купрякова. —М.: Бизнес и Банки, ЮНИТИ.— 1996
Вольский А. Инновационный фактор обеспечения устойчивого экономического развития.// Вопросы экономики, 1999, № 1
Дагаев А. Передача технологий из государственного сектора в промышленность как инструмент государственной инновационной политики. // ПТиПУ, 1999., №2
1 Перевалов Ю.В. и др.
Инновационные программные
2 Финансово-экономический
механизм государственной
3 А.Вольский. Инновационный
фактор обеспечения
4 А.Вольский. Инновационный
фактор обеспечения
23