Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 12:39, реферат
Инновационная политика является важной составной частью государственной социально-экономической политики. Её основная цель - создание экономических, правовых и организационных условий, обеспечивающих рост конкурентоспособности отечественной продукции, эффективное использование научно-технических результатов исследований, решение других задач социально-экономического развития. Целенаправленная инновационная деятельность, начиная с 1998 года, осуществляется на основе пакета мероприятий, разработанных в рамках "Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 годы" с участием автора работы, одобренной Правительством РФ, и Плана действий Правительства РФ по реализации этой концепции.
Инновационная политика является
важной составной частью государственной
социально-экономической
Особенностью ситуации, сложившейся к концу 1999 году, является то, что при наличии в стране значительных фундаментальных и технологических заделов, уникальной научной и производственной базы, высококвалифицированных кадров, произошло снижение активности инновационной деятельности, связанное с нехваткой собственных средств у организаций и предприятий, ограниченностью бюджетного и внебюджетного финансирования, нарастанием конкурентной борьбы с зарубежными фирмами и утратой при этом национальных позиций в различных видах деятельности. Постоянный дефицит денежных средств у предприятии не оставляет ресурсов для активизации инновационной и инвестиционной деятельности без использования ими новых институциональных, экономических и финансовых механизмов.
Анализ мирового опыта и результаты перехода к рыночной экономике в нашей стране свидетельствуют, что рынок играет важную роль в стимулировании
инновационной активности, но он не способен в полной мере обеспечить активизацию инновационных процессов. В этих условиях необходимо использовать конвергентный путь развития инновационной политики: соединение положительных черт рыночной и регулируемой экономики при минимизации их отрицательных свойств.
Активизация инновационного процесса и повышение его эффективности, № включая широкое освоение достижений высоких технологий и незамедлительное
обновление активной части основных производственных фондов, является главным и, пожалуй, единственным путем выхода экономики из глубокого системного кризиса.
Формирование и реализация
инновационной политики в период
до 2005 года основывается на создании такой
управленческой, экономической и
финансовой системы, которая позволит
в намечаемые сроки и с высокой
эффективностью использовать в реальном
секторе на новой институциональной
и правовой основе интеллектуальный,
научно-технический и
Проблемы, характерные для инновационной деятельности в научно-технической и промышленной сфере, сложны и не имеют универсальных подходов к их решению. Попытки преодоления их традиционными средствами не приносят заметных успехов.
Научно-техническая и
институциональные преобразования. Если раньше эта сфера полностью находилась в государственной собственности, то теперь государственная собственность составляет 72,5%, частная - 7,3% и смешанная форма собственности -17,9%. Промышленные предприятия в гражданском секторе практически полностью приватизированы. Снизилась потребность со стороны производства в научно-технических разработках, затрудняется реализация накопленного ранее научного потенциала в промышленности.
Вопреки закономерностям развития рыночной экономики индустриальных стран, где наблюдается рост инновационной активности, для России в последние годы характерна обратная тенденция, о чём свидетельствует уменьшение удельного веса предприятий, осуществляющих разработку и использование нововведений: в 1992г. - 16,3%, в 1993г. -17,3%, в 1994г. - 19,5%, в 1995г. - 5,6%, в 1996-1998гг. -
около 4-5%, с последующим ростом в 1999-2002 годах до 10%.
Объем производства новой
продукции у инновационно-
численность предприятий, в которых осуществляются подготовка и обучение
персонала основам рыночной экономики. Следует подчеркнуть, что такое состояние инновационной деятельности характерно для промышленных предприятий различных форм собственности, как государственных, так и частных.
Уже многие годы не удаётся
обеспечить эффективное взаимодействие
фундаментальной науки с
стратегическим направлениям науки и техники создаются федеральные центры
науки и высоких технологий, призванные осуществлять научно-техническое обеспечение решения важнейших проблем развития высокотехнологичных отраслей реального сектора экономики. В 2002 году создан такой центр в системе МЧС.
Промышленное освоение инноваций
затруднено в первую очередь тем,
что промышленно-техническая
технико-технологического уровня производства, на большинстве российских
предприятий инновационная деятельность высокого порядка (освоение и выпуск принципиально новой конкурентоспособной продукции) в ближайшее время крайне затруднена.
До начала экономических
реформ роль нормативно-финансового
регулятора инноваций выполняла
государственная планово-
Как показывает анализ опыта
индустриальных стран в стимулировании
инновационной деятельности, государство
в первую очередь должно быть нацелено
на настройку конкурентного
Структурная перестройка
промышленности, масштабы инноваций
в значительной степени определяются
характером инвестиционной деятельности.
Однако трудности переходного периода
сказались наиболее значительно
именно в этой области. Основными
источниками инвестиций в структуре
затрат на инновации в настоящее
время являются собственные средства
предприятий - 87%. Доля финансирования
из федерального бюджета, бюджетов субъектов
федерации и местных бюджетов
составляет в сумме около 4,2%; средства
внебюджетных фондов - 3,8% и средства
иностранных источников - около 5%. Иностранные
инвестиции использовали примерно 2% хозяйств.
Подобная инвестиционная структура, а
также ежегодно снижающийся объем
затрат на инновации полностью
За период структурной перестройки промышленности доля, приходящаяся на машиностроение, от развития которого зависит формирование активной части основных фондов, в объеме производственных инвестиций снизилась практически в
ю
1,5 раза. Особенно низким
уровнем инновационной
Обновление выпускаемой
продукции предприятиями
внедрения безотходных производств и использования вторичного сырья. В машиностроении и металлообработке пятая часть потребляемого металла уходит в отходы.
В условиях низкой конкурентоспособности отечественных потребительских товаров, сопровождаемой интенсивной импортной интервенцией, спад объемов производства в названных отраслях продолжает оставаться значительным. Перелом сложившейся тенденции возможен только на основе активизации инновационной деятельности.
В качестве основных финансовых факторов, сдерживающих инновационную активность в промышленности, эксперты отмечают: недостаточность бюджетного финансирования; высокие кредитные ставки банков; необоснованность ставок налогообложения; неплатежеспособность заказчиков; высокий уровень инфляции.
Инновационная политика на 2000-2005 годы формируется на фоне следующих негативных факторов:
отсутствие сложившегося общегосударственного института поддержки и координации развития инновационного предпринимательства;
неразвитость системы инфраструктуры инноваций;
незавершенность законодательной и нормативной базы инновационной деятельности;
отсутствие общественного статуса субъектов инновационной деятельности и, как следствие, их общественного признания;
несовершенство общегосударственной системы подготовки и переподготовки инженеров-консультантов и менеджеров в области инновационной
деятельности, обеспечения их стажировки на конкретных объектах;
- недостаточная эффективность
конкурсной, тендерной и контрактной
систем распределения и
- низкая эффективность
появляющейся
Большое значение при формировании инновационной политики приобретает не только выработка четкой стратегии, ее нацеленность на формирование
прогрессивного технологического уклада, но и способность использовать весь арсенал инструментов прямого и косвенного государственного регулирования для инвестирования инновационной деятельности.
Необходимо создание такой
системы организации и
К числу важных аспектов активизации нововведений относится страхование рисков, создание венчурных фондов, развитие инновационной инфраструктуры.
Наряду со значимостью
крупных предприятий и
они обеспечивают примерно половину всех нововведений. К концу 2001 года в России насчитывается около 900 тыс. малых организаций, на которых занято около 7 млн. человек. Удельный вес малых организаций, осуществляющих инновационную деятельность в стране, пока не велик, и составляет примерно 6%. Однако, малые инновационные организации - это уже не только объективная реальность, но и важный фактор государственной инновационной политики.
Таким образом, от отдельных
акций по спасению организаций и
предприятий научно-
Формирование динамично
развивающегося научно-технического потенциала,
отвечающего современным
Для достижения этих целей необходимо повысить эффективность
механизма применения в производстве разработанных ранее и новых конкурентоспособных поколений систем техники и технологий, создать инфраструктуру инновационной деятельности, развить систему экономических и финансовых форм эффективного взаимодействия науки и производства. Выбору стратегических приоритетов инновационно-технологического развития России большое внимание уделено в работах Ю.В. Яковца (см. напр. [117]).
Выбор направлений активизации инновационной деятельности и методов стимулирования технологических изменений в производстве целесообразно вести на пересечении рациональных потребностей в современных технологиях и имеющихся в России заделов в области НИОКР, обеспечивающих устойчивое развитие и экономическую безопасность страны.