Инновационная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 12:39, реферат

Краткое описание

Инновационная политика является важной составной частью государственной социально-экономической политики. Её основная цель - создание экономических, правовых и организационных условий, обеспечивающих рост конкурентоспособности отечественной продукции, эффективное использование научно-технических результатов исследований, решение других задач социально-экономического развития. Целенаправленная инновационная деятельность, начиная с 1998 года, осуществляется на основе пакета мероприятий, разработанных в рамках "Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 годы" с участием автора работы, одобренной Правительством РФ, и Плана действий Правительства РФ по реализации этой концепции.

Вложенные файлы: 1 файл

Инновационная политика является важной составной частью государственной социально.docx

— 27.95 Кб (Скачать файл)

Результатом этого выбора должно стать ограничение числа  перспективных

направлений развития отечественного научного и технологического потенциала, на основе которых должна проводиться периодическая' корректировка приоритетов государственной инновационной политики.

Предусматривается активизация  инновационной деятельности в следующих  областях:

- формирование, утверждение  Правительством Российской Федерации  и реализация государственной  инновационной политики, обеспечение  приоритетности государственной  поддержки сохранения и развития  научно- технической сферы и производства  наукоемкой продукции, доведение  государственных расходов на  цели научной деятельности до  нормативного уровня, установленного  действующим законодательством  Российской Федерации, а также  привлечение финансов из негосударственных  (частных) источников, создание

благоприятной организационно-экономической среды для инвесторов, выгодной для вложения их средств в инновационную деятельность;

- развитие конверсии в условиях становления рыночных отношений -

стимулирование реализации двойных технологий, экономически и стратегически взаимовыгодная их передача из оборонного комплекса в гражданский сектор, обеспечивающая российским предпринимателям конкурентные преимущества на внутреннем и мировом рынках;

развитие маркетинга и косвенного стимулирования инноваций -стимулирование инновационной деятельности организаций и предприятий, осваивающих отечественные научно-технические, главным образом импортозамещающие разработки, выявление и закрепление экологических ниш для новой продукции, предоставление различных льгот по налогообложению, а также другие виды эффективной косвенной государственной поддержки;

совершенствование организационной деятельности в регионах страны с высокой концентрацией научно-технического и промышленного потенциала -поддержка в разработке и реализации инновационных программ и проектов развития производств, совершенствование прогрессивных структур (развитие деятельности технополисов, технопарков, наукоградов и других структур).

Реализация этих и ряда других не менее важных мер потребует  мобилизации

ресурсов на технологическое обновление, расширение производственной мощности инновационного комплекса страны и развитие в нем конкурентоспособных промышленных производств.

Для разработки рациональной инновационной политики целесообразно  дифференцировать и условно выделить группы отраслей (производств), отличающиеся по уровню развития, а также степени  конкурентоспособности промышленной продукции на внешнем и внутреннем рынках и другим характеристикам, где  должна проводиться та или иная инновационная  политика: первая группа - отрасли добывающей промышленности, способные к экспорту своей продукции; вторая группа - отрасли, обладающие большим научно-техническим  потенциалом и способные в  относительно короткие сроки создать конкурентоспособную продукцию для мирового и внутреннего рынка; третья группа - отрасли, характеризующиеся значительным техническим отставанием, не способные в короткие сроки эффективно выйти на внешние рынки, но за которыми целесообразно сохранить значительную долю внутреннего рынка.

В первой группе отраслей (прежде всего нефтяная, газовая, добыча и  переработка драгоценных камней и металлов, лесная), где имеются  реальные возможности последовательного  развития с использованием собственной  финансовой базы, необходимо создать  и поддерживать условия для ее эффективного функционирования без  прямого финансового участия государства. Инновационно: политика в этой группе отраслей будет ориентирована на самостоятельное финансирование и развитие.

Дпя второй группы отраслей и производств (самолетостроение, ракетно- космические производства, атомная промышленность, вооружения и военная техника, отчасти энергетическое машиностроение и электротехника, тяжелое станкостроение, биотехнологии, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность) характерно то обстоятельство, что их продукция способна выйти на внешние рынки, но будет сталкиваться с особо острой конкуренцией. Иностранные инвестиции чаще, чем в иных случаях, будут обусловливаться политическими условиями, отражающими интересы зарубежных конкурентов. Реализация инновационной политики в рамках этой группы отраслей может потребовать крупных прямых государственных инвестиций и субсидий, которые будут дополняться и со временем заменяться иными мерами: созданием условий для формирования внутреннего и внешнего спроса, в том числе путем государственной поддержки при организации сбыта продукции на внешних рынках; в форме политической поддержки, предоставления государственных гарантий, а в ряде случаев - связанных международных кредитов для закупки отечественной высокотехнологичной продукции.

Для третьей группы отраслей (автомобильная промышленность, транспортное, дорожное, сельскохозяйственное машиностроение, легкая и пищевая промышленность) при проведении инновационной политики должны быть применены меры, направленные на стимулирование внутреннего и  внешнего спроса на их продукцию. Для  увеличения спроса на потребительские  товары отечественных производителей могут быть использованы различные меры целевой государственной поддержки: кредитование населения (с целью покупки жилья и товаров длительного пользования отечественного производства); законодательная регламентация использования бюджетных средств на приобретение товаров для непроизводственной сферы; содействие предприятиям в формировании собственной сбытовой сети; поощрение лизинга и др.

В течение ближайших лет  приоритетными должны быть высокоэффективные, окупаемые в короткие сроки инновационные проекты, в которых государство может участвовать на долевых началах с частными инвесторами, беря на себя и часть рисков. Главный критерий при этом - степень интенсивного усиления технологического и экономического эффекта в отраслях. Такое направление в инновационной политике позволит выделить и поддерживать те структурные изменения, которые выявляются непосредственно самим рынком.

Долгосрочной внешнеэкономической  стратегией промышленного производства России должна стать активизация  инновационной деятельности, направленная на повышение объемов экспорта товаров высокой степени обработки, в первую очередь, новых поколений конкурентоспособных систем машин, оборудования и технологий, что позволит увеличить занятость трудоспособного населения и усилить позиции страны в мировой экономике.

Таким образом, в качестве основных направлений государственной

инновационной политики на период до 2005 года целесообразно рассматривать:

- формирование и мониторинг инновационной политики;

разработку и совершенствование институционального, а также законодательно-правового обеспечения инновационной деятельности, механизмов их стимулирования, обеспечивающих защиту интеллектуальной собственности, создание условий для экономически наиболее целесообразной инновационной деятельности;

- создание комплексной системы государственной, региональной и другой поддержки инновационной деятельности, направленной на развитие предпринимательства и эффективного производства, повышение конкурентоспособности и экспорта наукоемкой продукции. В процессе активизации инновационной деятельности необходимо участие не только органов

% государственного управления, коммерческих структур, финансово-кредитных

учреждений, но и общественных организаций федерального, регионального и муниципального уровней;

развитие инфраструктуры инновационного процесса, включая совершенствование систем: информационного обеспечения, экспертизы, финансово-экономического обеспечения, сертификации и продвижения разработок, подготовки и переподготовки кадров, а также систему производственно-технологической поддержки.

Слабая мотивация товаропроизводителей к реализации наукоёмких новшеств приводит к исчезновению потребности использования  в производстве высокого потенциала отечественной прикладной науки  и техники, поэтому в числе  основных направлений государственной  инновационной политики должно быть, в частности, предусмотрено:

развитие малого инновационного предпринимательства путем формирования благоприятных условий для образования и успешного функционирования малых высокотехнологичных организаций и оказания им государственной поддержки (главным образом на начальном этапе деятельности);

совершенствование конкурсной системы отбора инновационных проектов4 и программ (на основе Федерального закона "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд" от 6 мая 1999 года). Реализация небольших и быстро окупаемых инновационных проектов с участием частных инвесторов и при поддержке государства позволит поддержать наиболее перспективные производства и организации и усилить приток в них частных инвестиций;

внедрение критических технологий, способных преобразовывать соответствующие отрасли экономики и "расшить" узкие места в экономике страны, отдельных ее регионов. Ключевой задачей в этом плане является выбор относительно небольшого числа важнейших базовых технологий, оказывающих решающее влияние на повышение эффективности производства и конкурентоспособность продукции, что в конечном итоге обеспечит переход к новому технологическому укладу;

- использование технологий  двойного назначения. Такие технологии  будут применяться как для  производства вооружений и военной  техники, так и для производства  продукции гражданского назначения.

Особенности инновационной  политики в отраслях промышленности можно свести к следующим положениям.

В топливно-сырьевом комплексе  инновационная политика будет ориентирована  на разработку и внедрение современных  методов поиска, разведки и мониторинга  запасов, стратегических и дефицитных видов минерального сырья,

повышение уровня их извлечения из недр и переработки, а также создание высоконадежных и экологически безопасных систем транспортировки.

В нефтегазовом комплексе  инновационная политика будет реализована  в следующих направлениях: повышения  эффективности выполнения геологоразведочных работ; увеличения объема извлечения нефти (на месторождениях с трудно извлекаемыми запасами и с остаточными запасами нефти в обводненных зонах); строительства  скважин в шельфовой зоне и  в мерзлых породах; углубления переработки  газа и конденсата с получением моторного  топлива и целевых химических продуктов, а также создания высоконадежных экологически безопасных и низкоэнергоемких систем транспортировки.

В нефтеперерабатывающей  промышленности, инновационные работы будут выполняться по следующим  направлениям: увеличение глубины переработки

нефти, увеличение производства моторных и реактивных топлив за счет развития процессов глубокой переработки нефти; создание катализаторов нового поколения; разработка и использование высокооктановых и кислородосодержащих добавок, а также повышение экологической безопасности и уменьшение энергоемкости.

В угольной промышленности инновационная  политика будет реализована в  части: улучшения потребительских  свойств угольной продукции на основе создания принципиально новых систем глубокой переработки; обогащения и  брикетирования углей; решения проблем  приготовления, транспортирования, хранения и сжигания водоугольной суспензии; повышения эффективности открытого способа разработки угольных месторождений на базе применения бестранспортной технологии с использованием взрывоэкскавационного перемещения вскрышных пород и новых модификаций драглайнов, а также повышения эффективности и безопасности подземных работ на базе автоматизированных комплексов и специализированных микропроцессорных контрольных сетей.

В электроэнергетике инновационная  политика будет сконцентрирована на направлениях: создания и использования  парогазовых установок или газотурбинных  надстроек паросиловых блоков для  электростанций на газообразном топливе; развития высокоэффективных паросиловых  энергоблоков с применением новейших технологий сжигания топлива (циркулирующий  кипящий слой, циркулирующий кипящий  слой под давлением) для электростанций на твердом топливе; повышения эффективности  систем дальнего транспорта электроэнергии; развития малой и нетрадиционной энергетики, а также решение проблем  захоронения радиоактивных отходов  АЭС; получения экологически чистого  высококачественного энергоносителя из низкосортных топлив; разработки экономически эффективных энергоустановок, использующих возобновляемые источники энергии, а также повышении эффективности  систем передачи электроэнергии на большие  расстояния.

В транспортном комплексе  инновационная политика будет сосредоточена  на следующих направлениях: техническое  обновление и дальнейшее развитие парка  транспортных средств, модернизация инфраструктуры; достижения эффективности применения прогрессивных технологий и повышении технического уровня всех видов транспорта. Это касается обновления железнодорожного подвижного состава, морских, речных и воздушных судов, автотранспортных средств, перегрузочных комплексов, дорожных машин и оборудования, навигационных систем.

В металлургическом комплексе  ориентиром инновационной политики явится создание сквозных технологических  циклов производства, обеспечивающих максимальное ресурсо- и энергосбережение на всех стадиях производства, расширение сортамента и повышение качества металлопродукции.

В химической и нефтехимической  промышленности технологическими ориентирами  инновационной политики являются внедрение  материало- и энергосберегающих технологий производства широкого спектра синтетических и композиционных материалов, в том числе новых поколений средств и технологий производства экологически чистых удобрений и ресурсосберегающих малотоннажных химических производств на базе автоматизированных блочно-модульных систем.

В машиностроительном комплексе  инновационная политика будет направлена на обеспечение: технологического перевооружения общемашиностроительньгх производств за счет автоматизации процессов проектирования и изготовления машиностроительной продукции; применения прогрессивных методов высокоточной обработки конструкционных материалов и повышения качества поверхностей деталей и металлоконструкций; механизации и автоматизации сборочных процессов; развития современных методов контроля и диагностики деталей и узлов в процессе изготовления и эксплуатации.

Информация о работе Инновационная политика