Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2012 в 00:19, доклад
Опыт этой страны интересен тем, что использованные ей не вполне стандартные инструменты государственной поддержки в целом были существенно дешевле, чем в «старых» индустриальных странах, и при этом они оказались успешными в условиях как несовершенного рынка, так и весьма несовершенного государства.
Введение 4
Этапы развития инновационной системы 5
Начальная фаза 5
Институциональные основы инновационной политики 10
Инструменты инновационного развития 12
В Чили открылась самая мощная наземная обсерватория 16
Инновации в медицине: чилийские ученые создали вакцину от опасной формы детского менингита 17
Список литературы: 19
Федеральное государственное учреждение высшего профессионального образования
«Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»
Доклад
по дисциплине «ИННОВАТИКА»
на тему:
«Инновационное развитие в Чили»
Выполнила:
Студентка группы ФМ 2-3
Коркмазова Белла
Матризаев Б. Д.
Оглавление
Введение 4
Этапы развития инновационной системы 5
Начальная фаза 5
Институциональные основы инновационной политики 10
Инструменты инновационного развития 12
В Чили открылась самая мощная наземная обсерватория 16
Инновации в медицине: чилийские ученые создали вакцину от опасной формы детского менингита 17
Список литературы: 19
Опыт этой страны интересен тем,
что использованные ей не вполне стандартные
инструменты государственной
Так, благодаря созданной в Чили системе «институтов развития» этой стране в течение последних двадцати лет удавалось обеспечивать 6%-ный среднегодовой темп роста ВВП приодновременном существенном расширении несырьевого экспорта
В результате чилийская экономика стала одной из самых эффективных не только в Латиноамериканском регионе, но и в мире.
Доля расходов на НИОКР в ВВП Чили составляет 3,3%
В 2004 г., когда ВВП на душу населения составлял 10874 долл. по паритету покупательной способности (ППС), Чили стала лидером среди стран со средним уровнем дохода. Правда, рост был весьма неравномерным: в 1988-1997 гг. он составлял, как уже отмечалось, 7,9%, в 1998 г. - 3,2%, в 1999 г. - 0,8%. С 2000 г. по 2003 г. экономика восстанавливалась, а в 2004-2005 гг. вновь началось быстрое развитие. В 2005 г. национальный доход увеличился на 9,1%, однако в 2006 г. этот показатель чуть превысил 4%.
Основу национальной конкурентоспособности составляют следующие кластеры: горное дело, аквакультура, туризм, обработка пищевых продуктов, выращивание фруктов, офшоринг, животноводство и птицеводство, финансовые услуги. В инновационном развитии особую роль играют сельское и лесное хозяйство, рыбоводство. Сельское хозяйство создает большую часть ВВП страны, и его доля увеличивается. Развиваются транспорт, а также IТ и телекоммуникационные технологии, сектор услуг и образование, особенно в области экономики, социологии и менеджмента. Повышенное внимание уделяется обучению кадров специалистов финансовой и банковской сфер для обслуживания представительств крупных транснациональных корпораций, международных банков и т.д.
Инновационная политика Чили основывается
на заимствовании и
Этап 1. Внимание к научным исследованиям и разработкам заметно повысилось с 60-х годов, когда были основаны первые государственные технологические институты. Университетскую систему усилило создание региональных университетов. Была создана Национальная комиссия по научным и технологическим исследованиям (CONICYT), нацеленная на наращивание потенциала государственного сектора экономики посредством прямого государственного финансирования. На тот момент в стране полностью отсутствовали механизмы включения в этот процесс бизнеса.
Этап 2. Возникновение в начале 90-х годов реальной научно-исследовательской и инновационной политики связывается с созданием так называемых встречных фондов, когда средства на финансирование различных программ формировались по соглашению между федеральными властями и властями региона, властями региона и местными властями, а также между физическими и юридическими лицами. Такого рода соглашения предусматривали, что в случае выделения определенной суммы одной стороной другая на те же цели выделяет столько же. Эти фонды были доступны университетам, компаниям и другим государственным и частным организациям.
Наиболее важной новой институциональной формой стала Научно-техническая программа на 1992-1995 гг., созданная с привлечением ресурсов Inter-American Development Bank и нацеленная на стимулирование технологических инноваций в чилийских компаниях. Для этого были образованы два новых фонда:
К этому времени модель финансирования
сместилась от прямого финансирования
к состязательной форме, основанной
на конкуренции между
На данном этапе, связанном с
осуществлением ”горизонтальной
Срок Научно-технической
Этап 3 (первый переходный период: институциональная дифференциация). С 1995 г. по 2000 г. в инновационную политику были внесены коррективы, направленные на расширение участия в инновационной деятельности частного сектора, и поставлены три цели:
В соответствии с новыми целями изменен
и прежний горизонтальный подход.
Конкурентное финансирование было организовано
по темам и секторам в областях,
наиболее важных для развития страны
(информационные и коммуникационные
технологии, биотехнологии и др.).
В 1996 г. поменялись критерии и механизмы
финансирования государственных
Для осуществления этих новых принципов руководством CORFO был создан Национальный фонд общественных интересов - FONSIP (FONDO Nacional de Jnteres Publico), позднее переименованный в Фонд развития и инноваций - FDI (FONDO de Desarrollo e Innovacion). Он был открыт не только для финансирования государственных технологических институтов, но и частных технологических институтов и компаний, а затем и для университетов. Начали применяться новые способы финансирования, которые содействовали повышению коммерциализации результатов научных исследований, в том числе охране промышленной собственности, разработке бизнес-планов, новых продуктов и маркетинговой стратегии.
В 2000 г. CONICYT запускает новый механизм финансирования - Региональную программу научно-технического развития (Programa Regional de Desarrollo Cientificoy Tecnologico) - в целях создания научно-технических центров по всей стране в сотрудничестве с региональными властями, университетами и частными предприятиями.
Другим направлением институциональной дифференциации была консолидация и создание секторальных инновационных фондов и запуск программ, призванных сконцентрировать научно-исследовательские усилия в тех областях, где страна продемонстрировала наибольший потенциал.
CONICYT создала Программу
Этап 4 (восстановление равновесия в политике mix - сочетания фискальной и денежно-кредитной политики путем дальнейшей институциональной дифференциациии). Целью Программы, посвященной 200-летию науки и техники, финансируемой частично за счет кредита Всемирного банка, было оказание содействия в переходе к экономике и обществу, основанным на знаниях, путем создания эффективной инновационной системы. Программа включает три компонента: развитие науки, техники и инновационной системы; укрепление научной базы, включая инфраструктуру и возможность доступа к новым результатам исследований в других странах; содействие отношениям между государственным и частным секторами на национальном и международном уровнях.
Еще одна программа - Программа технологических инноваций и развития - PDIN (Chile Innova), рассчитанная на 2001-2006 гг., имела целью содействие повышению конкурентоспособности и поддержки инноваций в стратегических областях национальной экономики, особенно среди малых и средних предприятий.
Благодаря достаточно успешным действиям Фонда Чили (Fundacion Chile), начали набирать силу кластерные формы осуществления инновационной стратегии. Политики осознали, что направленный сверху вниз проектный подход к выбору приоритетов шел вразрез с производственной структурой, на базе которой снизу возникали такие динамичные кластеры, как индустрия аквакультуры и лососевые хозяйства, а также кластеры в винодельческой и фруктовой отрасли. С учетом этого Фонд сосредоточил свое внимание на двух основных задачах - поддержке совместной деятельности различных компаний и ”пакетной” поддержке от нескольких фондов.
Помимо макроэкономической стабильности
и конкуренции, была признана важность
некоторых других рамочных условий
для инноваций, особенно формирование
специализированных финансовых рынков
и защита прав интеллектуальной собственности.
Понимая, что обычное финансирование
не может считаться
Этап 5 (настоящее время: осознание необходимости общей стратегии и координации инновационной деятельности). Несмотря на значительный прогресс, достигнутый в течение последнего десятилетия, заинтересованные стороны единодушны в том, что инновационная система в Чили до сих пор недостаточно эффективна. Причина - в отсутствии согласованного управления инновационной системой, что создает ”эффект силоса”, когда несколько фондов и инструментов, с одной стороны, дублируют друг друга, а с другой - оставляют без внимания некоторые важные потребности.
Структура национальной инновационной
системы постепенно изменялась в
направлении оптимизации
CNIC состоит из 117 членов с правом
голоса, включая пять министров
(в том числе финансов, экономики
и образования), по три представителя
от частного бизнеса и научных
кругов, двух экспертов по публичной
дипломатии (один из них возглавляет
совет), двух представителей наиболее
массовых профсоюзов
Инновационную политику Чили отличает
транспарентность и четкая специализация.
Так, в январе 2007 г. CNIC выпустил первый,
а в январе 2008 г. второй том Белой книги,
в которой представлена стратегия инновационного
развития Чили до 2020 г., рассмотрены инновационные
возможности малых и средних предприятий,
отмечена роль регионов и необходимость
их интеграции в общую инновационную стратегию.
Подчеркивается, что в эпоху усиливающейся
мировой специализации страна не может
позволить себе быть ”хорошей во всем”,
поэтому требуется специализация. Выбор
пал на три направления развития инноваций
- высококачественное непрерывное обучение,
ориентация науки и технологической системы
на социальные нужды, активность инновационного
сектора бизнеса.