Инструменты инновационного
развития
Для достижения стратегических целей
инновационного развития используются
различные инструменты.
Научная политика:
- прямая государственная финансовая поддержка исследований по приоритетным направлениям (CONICYT);
- укрепление и расширение научной базы, создание стимулов для исследований в стратегически важных областях науки (CONICYT);
- укрепление НИР-потенциала и совершенствование технологической инфраструктуры при софинансировании прединвестиционных проектов, осуществляемых в университетах и технических институтах совместно с частными (FONDEE, CONICYT);
- финансирование в зависимости от достижения конкретных целей (”исполнения контрактов”) при частичном самофинансировании для университетов (FONSIP, позднее FDI, CORFO);
- концентрация научно-исследовательских усилий в областях, в которых Чили показала наибольший потенциал, создание и поддержка ”центров совершенства” (FONDAР, CONICYT, MIDEPLAN, Millennium);
- поддержка создания в регионах страны научно-исследовательских центров (FONDAР) в рамках Программы регионального научно-технологического развития, акцентированной на прикладные исследования с учетом индустриальной специфики региона;
- предоставление грантов на подготовку исследователей, обеспечение качества аспирантуры, улучшение докторской подготовки.
Научные исследования сосредоточены
в университетах. На высшие учебные
заведения приходится 40% общих расходов
на НИР - это несколько больше, чем
на сектор бизнеса. В Чили более 60 университетов.
Конкурсные гранты являются основным
источником финансирования исследований
университетов.
Система поддержки коммерциализации
результатов НИОКР:
- научно-исследовательская и финансовая поддержка с целью ускорения перехода от инновационной идеи к опытному образцу (FONTEC, CORFO);
- акцент на финансовые вливания в малые и средние частные предприятия, как на более гибкие;
- выделение средств фондами ”посевного” и венчурного капитала на фундаментальные исследования, региональные и инновационные программы.
Для ликвидации разрыва между наукой
и производством некоторые чилийские
университеты стали создавать специализированные
подразделения, назначение которых
состоит в коммерциализации результатов
НИР, поиске источников финансирования
инновационного процесса и т.д. Такой
центр трансфера технологий начал
работать с 2006 г. (Innova Chile). В его компетенцию
входит изучение зарубежного опыта, информационная
поддержка компаний и разработчиков, приглашение
иностранных специалистов, а также осуществление
взаимодействия инновационных компаний,
научных институтов и промышленных корпораций
с целью ускорения перехода от инновационной
идеи к опытному образцу.
Государственные программы в Чили,
направленные на поддержку инноваций,
обычно ориентированы на более гибкие
предприятия малого и среднего бизнеса,
где в первую очередь внедряются
рискованные инновационные проекты.
Далее, пройдя детальную проверку, инновационные
технологии внедряют в технологическую
цепочку менее гибких крупных
компаний. Размер грантов, который выделяет
правительство, сравнительно небольшой
- 20-30 тыс. долл. Средства обычно предоставляются
не отдельным предприятиям, а группам,
тем самым поддерживая и стимулируя
кооперацию между ними.
Политические инициативы по содействию
развитию венчурного капитала сфокусированы
на регулировании рынка капитала.
Началось с разрешения пенсионным фондам
инвестировать сначала 5%, а затем
и 10% своих активов. Реформы рынка
капитала в 2002 г. создали новый фондовый
рынок для развивающихся компаний,
ликвидировали налог на прибыль
для больших товарооборотов и
коротких продаж акций и облигаций,
снизили налог на международные
финансовые операции и укрепили права
миноритарных акционеров. Стало практиковаться
освобождение от уплаты налога на прибыль
в течение как минимум полутора
лет. Создан новый тип компаний с
ограниченной ответственностью для
содействия участию в бизнесе
венчурных предпринимателей. Чтобы
стимулировать спрос на венчурный
бизнес, государство инициировало Программу
национальных инкубаторов CORFO для частных
фирм с обязательным участием университетов
и технологических институтов.
Технологическая политика:
- поощрение технологических инноваций в частных компаниях путем софинансирования;
- финансирование в зависимости от достижения конкретных целей (”исполнения контрактов”) при частичном самофинансировании;
- содействие в повышении конкурентоспособности, поддержка инноваций и технологического развития в стратегических областях национальной экономики, особенно среди малых и средних предприятий, производящих товары или услуги;
- модернизация малых и средних предприятий главным образом за счет улучшения качества, внедрения экологически чистого производства и информационных технологий;
налоговое стимулирование.
Стимулирование НИР осуществляется
посредством корпоративных налоговых
скидок в размере 35% от выплат, сделанных
научно-исследовательским центрам
на проведение работ. Остальные 65% могут
быть вычтены как расходы на налогообложение.
Существует верхний предел скидки в
15% от годового дохода компании. Такой
порядок устанавливается на срок,
равный десяти годам.
Чтобы получить налоговые льготы CORFO,
государственное агентство в
области развития и инноваций
должно сертифицировать договор
на НИР. Сертификация представляет собой
упрощенный процесс, гдe CORFO только проверяет,
что задачи, поставленные в договоре, в
действительности являются предметом
НИР, как это определено в законе, и что
научно-исследовательский центр имеет
возможности и ресурсы для проведения
необходимых для этого мероприятий. Закон
требует регулярных проверок деятельности
в области НИР раз в два года и полной проверки
на восьмом году.
Техническое регулирование.
Согласно требованиям ISO-9000 в Чили
действует государственная программа
содействия сертификации предприятий
малого и среднего бизнеса. В среднем,
расходы на сертификацию компании в зависимости
от ее масштабов составляет порядка 20-30
тыс. долл. Государство оплачивает половину
этих расходов, причем средства перечисляются
непосредственно международной организации,
которая проводит сертификацию. Остаток
оплачивает сама компания. В результате
реализации этой программы на международный
рынок смогла выйти примерно четверть
предприятий среднего бизнеса страны
(25 тыс. из 100 тыс.), что способствовало повышению
конкурентоспособности национальной
экономики.
В Чили в результате деятельности
национальных институтов поддержки
инноваций появились целые новые
отрасли, служащие в настоящее время
одним из основных источников экспортных
доходов страны. Например, только внедрение
технологий искусственного разведения
лососевых рыб привело к возникновению
крупной отрасли, экспортные доходы
которой сегодня составляют около
1,5 млрд. долл. в год, или 3% ВВП Чили.
При этом государственные и квазигосударственные
институты играют роль не столько спонсоров,
сколько катализаторов инноваций.
В Чили открылась
самая мощная наземная обсерватория
Самая крупная наземная обсерватория
в мире заработала в горах Чили.
Комплекс состоит из 66 радиотелескопов
высотой более 10 м. С их помощью
астрономы могут увидеть и
изучить то, что раньше от них
было скрыто. Процессы образования
планет и звёзд, чёрные дыры и новые
галактики.
Пока здесь работает только
треть радиоантенн - остальные учёные
планируют ввести в эксплуатацию
к 2013 г. Добавим, грандиозный исследовательский
центр - совместный проект стран Еврозоны,
США, Канады, Чили и Японии. В его строительство
было вложено свыше $1 млрд
Инновации в медицине:
чилийские ученые создали вакцину от опасной
формы детского менингита
Ученые из Университета Чили создали
вакцину от распространенной смертельной
формы менингита детей. По словам
экспертов, в отличие от существующей
вакцины, защищающей только от некоторых
типов бактерий, новая направлена
против штамма В - инфекции, которая провоцирует
воспаление оболочек, окружающих головной
и спинной мозг.
Специалисты давно пытаются против
этой группы найти вакцину. До сих
пор попытки были неудачными по той
причине, что группа включает тысячи
мало различающихся штаммов бактерий.
Их сходство и количество существенно
затрудняло поиск для борьбы с
ними универсального средства. Ученые
из Чили сделали анализ генетической
структуры в поисках общих
элементов тысяч штаммов В, и в результате
разработали вакцину 4CMenB.
На малышах уже успешно протестировали
это средство, а недавно его
эффективность проверили на детях,
находящихся в возрасте 11-17 лет. Эксперты
отмечают, что у 90% детей иммунитет
вырабатывался против заболевания
после применения одной дозы данной
вакцины, а после введения второй
дозы почти в 100% случаев появлялся
иммунитет. Специалисты высказали
пожелание включить препарат 4CMenB, эту
инновацию в медицине, в программу
вакцинации Америки и европейских
стран.
Мирон Кристодулидес, сотрудник кафедры
молекулярной биологии в Университете
Саутгемптона, подчеркивает, что до конца
на данный момент не удалось выяснить
точное количество штаммов, с которыми
способна бороться вакцина.
По словам ученого, исследования ранее
показали, что вакцина 4CMenB имеет
потенциал для обеспечения надежной
защиты при введении ее младенцам. Однако
новое исследование свидетельствует,
что также она может защитить
подростков. Экспертам предстоит
получить на ряд важных вопросов ответы:
какова продолжительность действия
вакцины, от какого набора штаммов препарат
будет защищать, прекратит ли вакцина
передачу бактерий.
Кейт Роуланд, специалист из ассоциации
Meningitis UK, отмечает, что уже долгое время
ученые пытаются разработать против менингита
В вакцину, но их усилия были безуспешны,
поскольку создание подобного средства
связано с определенными трудностями:
бактерии подвергаются мутации, по структуре
напоминают нервные клетки.
Данное исследование ученых из Чили
было опубликовано в журнале The Lancet
в области медицины.
Список литературы:
- http://www.xn--c1adwdmv.xn--p1ai/news/fd-abroad/world/innovatio/1452017.html
- http://innoros.ru/news/12/02/innovatsii-v-meditsine-chiliiskie-uchenye-sozdali-vaktsinu-ot-opasnoi-formy-detskogo-meni
- http://institutiones.com/general/1386-instituty-razvitiya.html?start=1
- http://www.hse.ru/data/754/325/1234/Letter%20on%20Chile%20-%2013-8-04%20-%20appendix.pdf
- http://www.chelt.ru/2010/12-10/innovaci_12-10.html