Инновационное развитие фирмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 15:55, реферат

Краткое описание

В мировой экономической литературе "инновация" интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса (НТП) в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях. Проблематика нововведений в нашей стране на протяжении многих лет разрабатывалась в рамках экономических исследований научно-технического прогресса.

Вложенные файлы: 1 файл

инновационное развитие фирмы.doc

— 469.00 Кб (Скачать файл)

1. Понятие инновации

В мировой экономической литературе "инновация" интерпретируется как  превращение потенциального научно-технического прогресса (НТП) в реальный, воплощающийся  в новых продуктах и технологиях. Проблематика нововведений в нашей  стране на протяжении многих лет разрабатывалась в рамках экономических исследований научно-технического прогресса.

Термин "инновация" стал активно использоваться в переходной экономике России как  самостоятельно, так и для обозначения  ряда родственных понятий; "инновационная деятельность", "инновационный процесс", "инновационное решение" и т.п.

Различные ученые, в основном зарубежные (Н. Мончев, И. Перлаки, В.Д. Хартман, Э. Мэнсфилд, Р. Фостер, Б. Твисс, Й. Шумпетер, Э. Роджерс  и др.) трактуют это понятие по-разному  в зависимости от объекта и предмета своего исследования, но анализ этих разных определений инновации приводит к выводу, что специфическое содержание инновации составляют изменения, а главной функцией инновационной деятельности является функция изменения.

Австрийским ученым Й. Шумпетером выделено пять типичных изменений:

1) использование новой техники,  новых технологических процессов  или нового рыночного обеспечения  производства (купля – продажа);

2) внедрение продукции с новыми  свойствами;

3) использование нового сырья;

4) изменения в организации производства  и его материально-технического  обеспечения;

5) появление новых рынков сбыта.

Эти положения были сформулированы Й. Шумпетером еще в 1911 г. Позже, в 30-е годы, он ввел понятие инновации, трактуя его  как изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности. Иногда инновация рассматривается как процессная система, тем самым признается, что нововведение развивается во времени и имеет отчетливо выраженную стадийность.

Методология описания инноваций в условиях рыночной экономики базируется на международных  стандартах. Для координации работ  по сбору, обработке и анализу  информации о науке и инновациях в рамках Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) была образована Группа национальных экспертов по показателям науки и техники, которая разработала так называемое Руководство Фраскати («Предлагаемая стандартная практика для обследований исследований и экспериментальных разработок»). Документ получил такое название в связи с тем, что первая версия рекомендаций была принята в итальянском городе Фраскати в 1963 году.

Термин Определение Автор
Новшенство Новый порядок, новый метод, изобретение  
Нововведение Использование новшенства  
Инновация Новая научно-организационная комбинация производственных факторов, мотивированная предпринимательским духом Й. Шумпетер
Процесс, в котором изобретение или  идея приобретает экономическое  содержание Б. Твисс
Совокупность  технических, производственных и коммерческих мероприятий, приводящих к появлению  на рынке новых и улучшенных промышленных процессов и оборудования Ф. Никсон
Общественно-технико-экономический  процесс, который через практическое использование идей и изобретений привадит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий, и в случае, если инновация ориентирована на экономическую выгоду, прибыль, ее появление на рынке может принести добавочный доход Б. Санто
Инновация Получившее новое качество новшенство с момента принятия к распространению З.П. Румянцева  
Н.А. Соломатин
 

 

Периодически  положения Руководства Фраскати уточняются, что обусловлено изменениями  в стратегии научно-технической  политики на национальном и международном  уровнях, в организации научных исследований и разработок. В одной из последних редакций Руководства Фраскати (1993 г.) содержатся основные понятия, относящиеся к научным исследованиям и разработкам (НИОКР), их состав и границы, а также методика измерения численности персонала, занятого исследованиями и разработками. Методика сбора данных о технологических инновациях базируется на рекомендациях, принятых в г. Осло (Норвегия) в 1992 г. Она получила название "Руководство Осло".

В соответствии с международными стандартами инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.

Инновация может быть рассмотрена в динамическом и статическом аспектах. В последнем  случае инновация представляется как  конечный результат научно-производственного  цикла.

Термины "инновация" и "инновационный процесс" близки, но отнюдь не однозначны. Инновационный процесс связан с созданием, освоением и распространением инноваций. Создатели инновации (новаторы) руководствуются такими критериями, как жизненный цикл изделия и экономическая эффективность. Их стратегия направлена на повышение конкурентоспособности, создание новшества, которое будет признано уникальным в определенной области.

Научно-технические  разработки и нововведения выступают как промежуточный результат научно-производственного цикла и по мере практического применения превращаются в конечный результат – научно-технические инновации (НТИ). Научно-технические разработки и изобретения являются приложением нового знания с целью его практического применения, а НТИ – это материализация новых идей и знаний, открытий, изобретений и научно-технических разработок в процессе производства с целью их коммерческой реализации для удовлетворения определенных запросов потребителей.  
2. Классификация инноваций

Для управления инновационной деятельностью необходимо тщательное изучение инноваций. Прежде всего необходимо уметь отличать инновации от несущественных видоизменений  в продуктах и технологических  процессах (например, эстетические изменения – цвета, формы и т.п.); незначительных технических или внешних изменений в продуктах, оставляющих неизменными конструктивное исполнение и не оказывающих достаточно заметного влияния на параметры, свойства, стоимость изделия, а также входящих в него материалов и компонентов; от расширения номенклатуры продукции за счет освоения производства не выпускавшихся прежде на данном предприятии, но уже известных на рынке продуктов, с целью удовлетворения текущего спроса и увеличения доходов предприятия.

Новизна инноваций оценивается по технологическим  параметрам, а также с рыночных позиций. С учетом этого строится классификация инноваций.

В зависимости от технологических  параметров инновации подразделяются на продуктовые и процессные. Продуктовые  инновации включают применение новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих; получение принципиально новых продуктов, а процессные означают новые методы организации производства. Процессные инновации могут быть связаны с созданием новых организационных структур в составе предприятия.

По типу новизны для рынка инновации делятся на:

а) новые для отрасли в мире;

б) новые для отрасли в стране;

в) новые для данного предприятия (группы предприятий).

По месту инноваций в системе (на предприятии) можно выделить:

а) инновации «на входе» предприятия (изменения в выборе сырья, материалов, машин и оборудования, информации и др.);

б) инновации «на выходе» предприятия (изделия, услуги, технологии, информация и др.);

в) инновации системной структуры  предприятия (управленческой, производственной, технологической).

В зависимости от глубины вносимых изменений выделяют инновации:

а) радикальные (базовые);

б) улучшающие;

в) модификационные (частные).

Научно-исследовательским  институтом системных исследований (РНИИСИ) предложена расширенная классификация инноваций с учетом сфер деятельности предприятия. Согласно этому признаку инновации подразделяются на:

1) технологические; 2) производственные; 3) экономические; 4) торговые; 5) социальные; 6) в области управления.

Известна классификация инноваций, предложенная А.И. Пригожиным, включающая разделение инноваций по пяти группам на основе критериев:

1. Распространенности (единичные и  диффузные); 
2. Места в производственном цикле (сырьевые, обеспечивающие (связывающие) и продуктовые); 
3. Преемственности (замещающие, отменяющие, возвратные, открывающие и ретровведения3); 
4. Охвата ожидаемой доли рынка (локальные, системные и стратегические); 
5. Инновационного потенциала и степени новизны (радикальные, комбинаторные и совершенствующие).

Четвертое и пятое деления классификации, учитывающие масштаб и новизну  инноваций, а также интенсивность  инновационного изменения, в наибольшей степени выражают количественные и  качественные характеристики инноваций  и имеют значение для экономической  оценки их последствий и обоснования управленческих решений.

С.Д. Ильенкова справедливо отмечает, что выдающееся инновационное исследование было выполнено в 20-х гг. ушедшего века российским ученым Н.Д. Кондратьевым – автором теории больших циклов хозяйственной конъюнктуры. Он обосновал идею множественности циклов и разработал модели циклических коротких (продолжительность 3–3,5 года), торгово-промышленных (средних) циклов (7–11 лет), больших циклов (48–55 лет).

Концепция больших циклов Н.Д. Кондратьева состоит из следующих основных частей: эмпирическое доказательство «большой модели цикла», некоторые эмпирически установленные закономерности, сопровождающие длительные колебания конъюнктуры, их теоретическое объяснение, или теория больших циклов конъюнктуры.

Для обоснования  больших циклов им проанализирован  обширный фактический материал –  статистические данные четырех ведущих  капиталистических стран: Англии, Франции, Германии, США. Исследовалась динамика цен, процент на капитал, заработная плата, объем внешней торговли, а также производство основных видов продукции промышленности по индексам общемирового производства. В результате проведенные по данным, охватывавшим период 140 лет, исследования показали наличие циклических волн продолжительностью 48–55 лет.

3. Свойства инноваций

Непременными  свойствами инновации являются:

1) научно-техническая новизна;

2) производственная применимость.

Коммерческая  реализуемость (3 свойство) по отношению к инновации выступает как потенциальное свойство, для достижения которого необходимы определенные усилия.

Из  вышеизложенного следует, что инновацию  как результат нужно рассматривать  неразрывно с инновационным процессом. Инновации присущи в равной мере все три свойства: научно-техническая новизна, производственная применимость, коммерческая реализуемость. Коммерческий аспект определяет инновацию как экономическую необходимость, осознанную через потребности рынка. Обратим внимание на два момента: "материализацию" инновации, изобретений и разработок в новые технически совершенные виды промышленной продукции, средства и предметы труда, технологии и организации производства и "коммерциализацию", превращающую их в источник дохода. На практике понятия "новшество", "новация", "нововведение" нередко отождествляется, хотя между ними есть известное различие.

Информация о работе Инновационное развитие фирмы