Инновационной продукт как основа технико-экономическое развития страны и региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 18:49, реферат

Краткое описание

В современных условиях развития экономики важным фактором в функционировании социально-экономической системы любого масштаба, будь то предприятие, регион, округ или страна, будет являться ее активное осуществление стратегически направленных мероприятий по созданию и укреплению явных и скрытых преимуществ перед своими конкурентами в виде своей инновационной направленности. Конкурентное преимущество получают те социально-экономические системы, которые позволяют максимально быстро накопить определенные ресурсы, навыки, знания, позволяющие ввести в действие комплекс мероприятий по активизации инновационной деятельности, использовать новейшие технологии как в производственной, так и в организационной структуре, если говорить о такой социально-экономической системе, как о предприятии.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 54.50 Кб (Скачать файл)

Таблица 2.2 Инновационная активность организаций в 2010 году (единиц)

 

Наименование видов экономической деятельности

Число организаций, имевших готовые инновации в течение последних 3 лет*

в том числе инновации разрабатывались:

в основном другими организациями

самой организацией, совместно с другими организациями

в основном самой организацией

Всего по видам экономической деятельности, в том числе:

61

10

25

52

Промышленные производства, в том числе:

48

10

16

42

добыча полезных ископаемых

1

1

1

1

обрабатывающие производства

40

5

14

39

производство и распределение электроэнергии, газа, пара и горячей воды

7

4

1

2

Связь

3

4

1

Деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий

3

1

5

Предоставление прочих видов услуг

7

4

4


 

По данным 2011 г. в целом по области 53 организации в течение последних трѐх лет имели готовые технологические инновации, по данным 2010 г. – 54 организации, по данным 2009 г. – 55 организаций. Из них в 24 организациях инновации разрабатывались в основном самой организацией, в 2010 г. – в 29, в 2009 г. – в 30. При этом их них кооперацией в разработке технологических инноваций в течение последних трѐх лет по данным 2011 г. занимались 16 организаций, инновации в них разрабатывались самой организацией совместно с другими организациями, в 2010 г. – в 18, в 2009 г. – в 15 соответственно. Из них в 13 организациях, участвовавших в кооперации при разработке технологических инноваций, они разрабатывались в основном другими организациями, в 2010 г. – в 7, в 2009 г. – в 14 организациях соответственно.

Динамика научно-исследовательских подразделений организаций по Волгоградской области представлена в таблице 2.3 [14-16] Наибольшее число организаций приходится на г. Волгоград (54 %), затем на г. Волжский (27 %). Также следует отметить, что при увеличении количества научно-исследовательских, проектно-конструкторских подразделений в организациях численность персонала с каждым годом уменьшается: в 2009 г. снизилась на 12 %, в 2010 г. – на 0,01 %. 54 % организаций, имеющих научно-исследовательские, проектно-конструкторские подразделения, расположены в г. Волгограде, 27 % – в г. Волжском, 6 % – в г. Михайловке, 4 % – в г. Камышине, 2 % – во Фролово и Урюпинске, 6 % приходится на районы Волгоградской области

Таблица 2.3 Динамика числа организаций Волгоградской области, имеющих научно-исследовательские подразделения, за 2008–2010 гг.

Наименование городов и районов

Число организаций, имевших научно-исследовательские, проектно-конструкторские подразделения, единиц

Количество научно-исследовательских, проектно-конструкторских подразделений в организации, единиц

Численность

Годы:

2008

2009

2010

2008

2009

2010

2008

2009

2010

Всего по области, в том числе:

53

54

52

106

106

113

2892

2557

2537

г. Волгоград

29

29

28

65

70

78

2024

1769

1704

г. Волжский

18

17

14

34

25

23

760

673

711

г. Камышин

1

2

2

2

х

х

68

х

х

г. Михайловка

2

2

3

2

х

3

20

х

23

г, Урюпинск

 

1

1

 

х

х

 

х

х

г. Фролово

1

1

1

1

х

х

6

х

х

районы области, в том числе:

2

2

3

2

4

 

14

 

29

Городищенский

2

1

х

х

   

х

 

х

Дубовский

1

 

х

х

1

 

4

   

Котовский

1

 

1

1

х

х

10

х

х

Новоаннинский

   

1

 

х

х

 

х

х


 

В Волгоградской области к 2020 году предполагается создать не менее 6 технологических платформ, 5 бизнес-инкубаторов, 5 технопарков, 80 инновационных малых предприятий. Обеспечение высоких темпов и качества экономического развития Волгоградской области предполагает повышение конкурентоспособности региональной экономики, в том числе за счет расширения выпуска инновационной продукции, обладающей лучшими потребительскими свойствами и способной успешно соперничать на внутреннем и внешнем рынках с зарубежными аналогами. Научно-технический потенциал и инновационные процессы являются необходимыми факторами создания отечественной промышленной продукции и услуг для внутреннего и внешнего рынков, развития наукоемких производств, внедрения передовых технологий, повышения инвестиционной привлекательности отечественных предприятий. Результатами реализации инновационной и научно-технологической политики в Волгоградской области станут:

- интеграция науки, образования и бизнеса;

- обеспечение интенсивного технологического обновления производств на базе новых энерго- и ресурсосберегающих экологически безопасных технологий; обеспечение инновационных секторов экономики высокопрофессиональными кадрами;

- формирование новых высоко конкурентных отраслей, основанных на инновационной экономике;

-действенная защита частной, включая интеллектуальную, собственности, формирование в обществе понимания того, что способность обеспечивать защиту собственности – один из критериев благоприятного инвестиционного климата и эффективности государственной власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги проведенного исследования, можно заключить, что инновационный бизнес в России развит слабо. Причинами такого положения дел являются: недостаточное финансирование научных исследований как со стороны государства, так и со стороны частных инвесторов, недостаточная оплата труда научных сотрудников, отсутствие полноценной интеллектуальной собственности, отсутствие централизованной «инновационной среды», упор на развитие инноваций в ВПК, отсутствие зрелой рыночной экономической модели. Список недостатков российского инновационного бизнеса достаточно велик, однако при грамотных действиях руководства страны с привлечением частного капитала в скором времени наша страна сможет занять одну из лидирующих позиций в этой отрасли.

Россия имеет достаточное количество предпосылок для успешного развития инновационной отрасли экономики, к ним относятся: достаточный уровень развития науки по отдельным ее направлениям; наличие необходимых финансовых и материальных государственных ресурсов; наличие комплекса предприятий с хорошо технологически организованным производством.

Развитие инновационного бизнеса в России небезнадежно, при условии, что будут приложены колоссальные усилия государства и частных инвесторов для его развития.

Эффективная  роль государства в этой области во многом зависит от глубины и качества решения следующих задач:

1. Появление у предприятий  стимулов к инновациям. Для этого  должна быть создана конкурентная  среда, выбраковывающая неэффективного  собственника.

2. Организация самого  процесса производства знаний, создающего  условия для долговременного  развития в современном мире. Должна быть создана более  адекватная система оплаты труда  ученых в зависимости от качества  получаемого ими научного результата.

3. Формирование инфраструктуры  инновационного взаимодействия  между наукой, бизнесом и государством. Прежде всего, требуется разработка  институциональных инструментов  этого взаимодействия.

4. Содействие трансферу технологий путем не только непосредственной передачи неовеществленных технологий (особенно важны вопросы передачи промышленной собственности) или «воспитания» новых технологических предприятий, но и установления четкой и целенаправленной регламентации соответствующих процедур и финансовых взаиморасчетов.

5. Создание мотивации  и инфраструктуры для возникновения  кооперативных отношений в исследованиях  и разработках между частным  сектором (производством) и государственным  научно-техническим сектором. Это  наиболее важная задача для  обеспечения технологического развития  страны в перспективе.

6. Повышение образовательного  уровня менеджмента и облегчение  доступа к необходимой информации. При этом важно формирование  у производителя способности  к имитации и адаптации чужих  технологий (только за счет собственных новаций нельзя решить задачи перевооружения предприятий и возникновения у них инноваций, как бы мы этого ни хотели).

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Андреев, Ю. Н. О некоторых проблемах государственной поддержки инновационной деятельности (региональный уровень) / Ю. Н. Андреев // Инновации. – 2005. – № 4.

2. Антонова, А. В. Методика рейтинговой оценки инвестиционной привлекательности региона / А. В. Антонова, Л. В. Петренко // Режим доступа: http://nimc.web.tstu.ru/ articles/2/2.htm

3. Артоболевский, С. Е. Проблемы формирования современной региональной политики России / С. Е. Артоболевский. – М.: СОПС и ЭС, 1996.

4. Афонин, И. В. Инновационный менеджмент: учеб. пособие / И. В. Афонин. – М.: Гардарики, 2005. – 224 с.

5. Афанасьева, Ю. Инновационное развитие: новая концепция монополии и конкуренции / Ю. Афанасьева // МЭиМО. – 2005. – № 2. – С. 31–34.

6. Бекетов, Н. В. Управление  наукой в регионе: инновационная  политика и особенности финансирования. / Н. В. Бекетов; под редакцией проф. А. А. Попова. – М.: Academia, 2000. – 96 с.

7. Белл, Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. / Д. Белл. – М.: Academia, 2004. – 788

8.Березовская, М. Инновационный аспект экономического развития / М. Березовская // Вопросы экономики. – 1997

9. Моисеева, Н. Технология создания потребительских инноваций с ориентацией на бренд / Н. Моисеева, В. Кузьменко, М. Рюмин // Маркетинг.– 2004. – № 5. – С. 25–34.

10. Твисс, Б. Управление научно-техническими нововведениями / Б. Твисс; сокр. перевод с англ. – М.: Экономика, 1989. с.

11.Тихомиров, С. А. Инновационное  направление регионального развития / С. А. Тихомиров // Инновации. – 2005. –  № 7

12. Харин, А. А. Управление  инновациями: учеб. пособ. В 3-х кн. Кн 1: Основы организации инновационных процессов / А. А. Харин, И. Л. Коленский; под ред. Ю. В. Шленова. – М.: Высшая школа, 2003

13.Источник: Число инновационных проектов в РФ увеличится // Бюллетень иностранной коммерческой информации. — 2010. — №124.

14.Федеральная служба государственной статистики. Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Волгоградской области. / Статистическое обозрение: Инновационная деятельность в организациях Волгоградской области. – Волгоград, 2010. – 67 с.

15.Федеральная служба государственной статистики. Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Волгоградской области. / Статистическое обозрение: Инновационная деятельность в организациях Волгоградской области. – Волгоград, 2011. – 70 с.

16.Федеральная служба государственной статистики. Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по волгоградской области. Аналитическое обозрение инновационная деятельность в организациях Волгоградской области в 2011 году. – Волгоград, 2012. – 24 с.

 

 

 


Информация о работе Инновационной продукт как основа технико-экономическое развития страны и региона