Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 18:49, реферат
В современных условиях развития экономики важным фактором в функционировании социально-экономической системы любого масштаба, будь то предприятие, регион, округ или страна, будет являться ее активное осуществление стратегически направленных мероприятий по созданию и укреплению явных и скрытых преимуществ перед своими конкурентами в виде своей инновационной направленности. Конкурентное преимущество получают те социально-экономические системы, которые позволяют максимально быстро накопить определенные ресурсы, навыки, знания, позволяющие ввести в действие комплекс мероприятий по активизации инновационной деятельности, использовать новейшие технологии как в производственной, так и в организационной структуре, если говорить о такой социально-экономической системе, как о предприятии.
Таблица 2.2 Инновационная активность организаций в 2010 году (единиц)
Наименование видов экономической деятельности |
Число организаций, имевших готовые инновации в течение последних 3 лет* |
в том числе инновации разрабатывались: | ||
в основном другими организациями |
самой организацией, совместно с другими организациями |
в основном самой организацией | ||
Всего по видам экономической деятельности, в том числе: |
61 |
10 |
25 |
52 |
Промышленные производства, в том числе: |
48 |
10 |
16 |
42 |
добыча полезных ископаемых |
1 |
1 |
1 |
1 |
обрабатывающие производства |
40 |
5 |
14 |
39 |
производство и распределение электроэнергии, газа, пара и горячей воды |
7 |
4 |
1 |
2 |
Связь |
3 |
4 |
1 | |
Деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий |
3 |
1 |
5 | |
Предоставление прочих видов услуг |
7 |
4 |
4 |
По данным 2011 г. в целом по области 53 организации в течение последних трѐх лет имели готовые технологические инновации, по данным 2010 г. – 54 организации, по данным 2009 г. – 55 организаций. Из них в 24 организациях инновации разрабатывались в основном самой организацией, в 2010 г. – в 29, в 2009 г. – в 30. При этом их них кооперацией в разработке технологических инноваций в течение последних трѐх лет по данным 2011 г. занимались 16 организаций, инновации в них разрабатывались самой организацией совместно с другими организациями, в 2010 г. – в 18, в 2009 г. – в 15 соответственно. Из них в 13 организациях, участвовавших в кооперации при разработке технологических инноваций, они разрабатывались в основном другими организациями, в 2010 г. – в 7, в 2009 г. – в 14 организациях соответственно.
Динамика научно-исследовательских подразделений организаций по Волгоградской области представлена в таблице 2.3 [14-16] Наибольшее число организаций приходится на г. Волгоград (54 %), затем на г. Волжский (27 %). Также следует отметить, что при увеличении количества научно-исследовательских, проектно-конструкторских подразделений в организациях численность персонала с каждым годом уменьшается: в 2009 г. снизилась на 12 %, в 2010 г. – на 0,01 %. 54 % организаций, имеющих научно-исследовательские, проектно-конструкторские подразделения, расположены в г. Волгограде, 27 % – в г. Волжском, 6 % – в г. Михайловке, 4 % – в г. Камышине, 2 % – во Фролово и Урюпинске, 6 % приходится на районы Волгоградской области
Таблица 2.3 Динамика числа организаций Волгоградской области, имеющих научно-исследовательские подразделения, за 2008–2010 гг.
Наименование городов и районов |
Число организаций, имевших научно-исследовательские, проектно-конструкторские подразделения, единиц |
Количество научно-исследовательских, проектно-конструкторских подразделений в организации, единиц |
Численность | |||||||
Годы: |
2008 |
2009 |
2010 |
2008 |
2009 |
2010 |
2008 |
2009 |
2010 | |
Всего по области, в том числе: |
53 |
54 |
52 |
106 |
106 |
113 |
2892 |
2557 |
2537 | |
г. Волгоград |
29 |
29 |
28 |
65 |
70 |
78 |
2024 |
1769 |
1704 | |
г. Волжский |
18 |
17 |
14 |
34 |
25 |
23 |
760 |
673 |
711 | |
г. Камышин |
1 |
2 |
2 |
2 |
х |
х |
68 |
х |
х | |
г. Михайловка |
2 |
2 |
3 |
2 |
х |
3 |
20 |
х |
23 | |
г, Урюпинск |
1 |
1 |
х |
х |
х |
х | ||||
г. Фролово |
1 |
1 |
1 |
1 |
х |
х |
6 |
х |
х | |
районы области, в том числе: |
2 |
2 |
3 |
2 |
4 |
14 |
29 | |||
Городищенский |
2 |
1 |
х |
х |
х |
х | ||||
Дубовский |
1 |
х |
х |
1 |
4 |
|||||
Котовский |
1 |
1 |
1 |
х |
х |
10 |
х |
х | ||
Новоаннинский |
1 |
х |
х |
х |
х |
В Волгоградской области к 2020 году предполагается создать не менее 6 технологических платформ, 5 бизнес-инкубаторов, 5 технопарков, 80 инновационных малых предприятий. Обеспечение высоких темпов и качества экономического развития Волгоградской области предполагает повышение конкурентоспособности региональной экономики, в том числе за счет расширения выпуска инновационной продукции, обладающей лучшими потребительскими свойствами и способной успешно соперничать на внутреннем и внешнем рынках с зарубежными аналогами. Научно-технический потенциал и инновационные процессы являются необходимыми факторами создания отечественной промышленной продукции и услуг для внутреннего и внешнего рынков, развития наукоемких производств, внедрения передовых технологий, повышения инвестиционной привлекательности отечественных предприятий. Результатами реализации инновационной и научно-технологической политики в Волгоградской области станут:
- интеграция науки, образования и бизнеса;
- обеспечение интенсивного технологического обновления производств на базе новых энерго- и ресурсосберегающих экологически безопасных технологий; обеспечение инновационных секторов экономики высокопрофессиональными кадрами;
- формирование новых высоко конкурентных отраслей, основанных на инновационной экономике;
-действенная защита частной, включая интеллектуальную, собственности, формирование в обществе понимания того, что способность обеспечивать защиту собственности – один из критериев благоприятного инвестиционного климата и эффективности государственной власти.
Подводя итоги проведенного исследования, можно заключить, что инновационный бизнес в России развит слабо. Причинами такого положения дел являются: недостаточное финансирование научных исследований как со стороны государства, так и со стороны частных инвесторов, недостаточная оплата труда научных сотрудников, отсутствие полноценной интеллектуальной собственности, отсутствие централизованной «инновационной среды», упор на развитие инноваций в ВПК, отсутствие зрелой рыночной экономической модели. Список недостатков российского инновационного бизнеса достаточно велик, однако при грамотных действиях руководства страны с привлечением частного капитала в скором времени наша страна сможет занять одну из лидирующих позиций в этой отрасли.
Россия имеет достаточное количество предпосылок для успешного развития инновационной отрасли экономики, к ним относятся: достаточный уровень развития науки по отдельным ее направлениям; наличие необходимых финансовых и материальных государственных ресурсов; наличие комплекса предприятий с хорошо технологически организованным производством.
Развитие инновационного бизнеса в России небезнадежно, при условии, что будут приложены колоссальные усилия государства и частных инвесторов для его развития.
Эффективная роль государства в этой области во многом зависит от глубины и качества решения следующих задач:
1. Появление у предприятий
стимулов к инновациям. Для этого
должна быть создана
2. Организация самого
процесса производства знаний, создающего
условия для долговременного
развития в современном мире.
Должна быть создана более
адекватная система оплаты
3. Формирование инфраструктуры
инновационного взаимодействия
между наукой, бизнесом и государством.
Прежде всего, требуется разработка
институциональных
4. Содействие трансферу технологий путем не только непосредственной передачи неовеществленных технологий (особенно важны вопросы передачи промышленной собственности) или «воспитания» новых технологических предприятий, но и установления четкой и целенаправленной регламентации соответствующих процедур и финансовых взаиморасчетов.
5. Создание мотивации
и инфраструктуры для
6. Повышение образовательного
уровня менеджмента и
2. Антонова, А. В. Методика рейтинговой оценки инвестиционной привлекательности региона / А. В. Антонова, Л. В. Петренко // Режим доступа: http://nimc.web.tstu.ru/ articles/2/2.htm
3. Артоболевский, С. Е. Проблемы формирования современной региональной политики России / С. Е. Артоболевский. – М.: СОПС и ЭС, 1996.
4. Афонин, И. В. Инновационный менеджмент: учеб. пособие / И. В. Афонин. – М.: Гардарики, 2005. – 224 с.
5. Афанасьева, Ю. Инновационное развитие: новая концепция монополии и конкуренции / Ю. Афанасьева // МЭиМО. – 2005. – № 2. – С. 31–34.
6. Бекетов, Н. В. Управление
наукой в регионе: инновационная
политика и особенности
7. Белл, Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. / Д. Белл. – М.: Academia, 2004. – 788
8.Березовская, М. Инновационный аспект экономического развития / М. Березовская // Вопросы экономики. – 1997
9. Моисеева, Н. Технология создания потребительских инноваций с ориентацией на бренд / Н. Моисеева, В. Кузьменко, М. Рюмин // Маркетинг.– 2004. – № 5. – С. 25–34.
10. Твисс, Б. Управление научно-техническими нововведениями / Б. Твисс; сокр. перевод с англ. – М.: Экономика, 1989. с.
11.Тихомиров, С. А. Инновационное
направление регионального
12. Харин, А. А. Управление инновациями: учеб. пособ. В 3-х кн. Кн 1: Основы организации инновационных процессов / А. А. Харин, И. Л. Коленский; под ред. Ю. В. Шленова. – М.: Высшая школа, 2003
13.Источник: Число инновационных проектов в РФ увеличится // Бюллетень иностранной коммерческой информации. — 2010. — №124.
14.Федеральная служба государственной статистики. Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Волгоградской области. / Статистическое обозрение: Инновационная деятельность в организациях Волгоградской области. – Волгоград, 2010. – 67 с.
15.Федеральная служба государственной статистики. Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Волгоградской области. / Статистическое обозрение: Инновационная деятельность в организациях Волгоградской области. – Волгоград, 2011. – 70 с.
16.Федеральная служба государственной статистики. Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по волгоградской области. Аналитическое обозрение инновационная деятельность в организациях Волгоградской области в 2011 году. – Волгоград, 2012. – 24 с.
Информация о работе Инновационной продукт как основа технико-экономическое развития страны и региона