Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 15:55, реферат
Цель данной работы: изучить инновационную и инвестиционную деятельность предприятий.
Задачи работы следующие:
- изучить теоретические основы инвестиционной деятельности и особенности инновационной деятельности предприятий;
- провести анализ инновационной и инвестиционной деятельности.
Объектом исследования является инновационная и инвестиционная деятельность современных предприятий. Предметом исследования выступают организационно-экономические отношения между участниками инновационно-инвестиционной деятельности.
Введение…………………………………………………………………………..2
1. Теоретические аспекты инновационной и инвестиционной деятельности..4
1.1 Инновации: сущность, признаки, классификация…………………………4
1.2 Инвестиции и их классификация……………………………………………9
2. Инновационно - инвестиционный процесс на предприятии………………15
2.1 Инвестиционный проект и инвестиционный процесс на предприятии…15
2.2 Анализ эффективности инвестиционных проектов………………………19
Заключение ……………………………………………………………………..27
Список использованных источников………………………………………….30
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Теоретические аспекты инновационной и инвестиционной деятельности..4
1.1 Инновации: сущность, признаки, классификация…………………………4
1.2 Инвестиции и их классификация…
2. Инновационно - инвестиционный процесс на предприятии………………15
2.1 Инвестиционный проект и инвестиционный процесс на предприятии…15
2.2 Анализ эффективности
инвестиционных проектов…………………
Заключение …………………………………………………
Список использованных источников………………………………………….30
Введение
инвестирование инновация производственное предприятие
В современных условиях развития
конкурентной среды одним из основных
способов решения экономических, социальных
и экологических проблем
Необходимым условием развития
экономики является высокая инвестиционная
активность. Она достигается посредством
роста объемов реализуемых
Актуальность семестровой работы определяется тем, что динамика и качество экономического роста все сильнее зависят от технологических сдвигов на базе инноваций. Это должно выражаться в интенсивном росте инвестиций в научные исследования и разработки, технологические и организационные инновации и повышения экономической отдачи от них. Вместе с тем, инновации требуют финансовых вложений. Для того чтобы получить дополнительную прибыль или сохранить её существующий уровень необходимо осуществить финансовые вложения в разработку и реализацию инноваций. Проблема инвестиций и инноваций особо актуальна для российских компаний т.к. рынок капиталов в России еще недостаточно развит, финансирование инноваций реально может происходить лишь за счет собственных средств предприятий, зачастую – ограниченных. Большинство хозяйствующих субъектов российской экономики имеют недостаток оборотных средств. Из-за этого они вынуждены использовать прибыль и амортизационные отчисления на текущие нужды, подрывая тем самым свою стратегическую конкурентоспособность.
Цель данной работы: изучить инновационную и инвестиционную деятельность предприятий.
Задачи работы следующие:
- изучить теоретические
основы инвестиционной
- провести анализ инновационной и инвестиционной деятельности.
Объектом исследования является инновационная и инвестиционная деятельность современных предприятий. Предметом исследования выступают организационно-экономические отношения между участниками инновационно-инвестиционной деятельности.
Инновационная деятельность
предприятия направлена на использование
результатов научных
Инновация (нововведение) представляет результат комплексного процесса, состоящего из создания, разработки, коммерческого использования и распространения новшества, удовлетворяющего конкретную общественную потребность. В ходе этого процесса изобретение или идея приобретают экономическое содержание, новшество становится товаром и выступает в качестве объекта на рынке.
Схематически нововведение может быть представлено в виде системы, имеющей прямые и обратные связи (рис 1).
Технический прогресс включает следующие основные фазы: инвенция, инновация, имитация и модификация. Данные понятия являются базовыми для инноватики – области знаний, охватывающей вопросы методологии и организации инновационной деятельности [14, с. 151]
Под инновацией можно понимать любые процессы, приводящие к появлению новшеств. Действительная новизна продукта или процесса должна всегда приводить к росту экономического эффекта от его использования.
К инвенциям относятся новые научно-технические знания, технологии, процессы, изобретения и другие факторы, полученные в результате проведения фундаментальных, поисковых и прикладных научно-исследовательских работ. Наличие у предприятия инвенции не означает, что осуществлена инновация; в этом случае можно говорить лишь о необходимых, но недостаточных предпосылках для реализации инновационного процесса.
Имитация – копия апробированной на рынке инновации.
Модификация – физические изменения в объекте нововведения, которые не связаны с расширением базиса научно-технических знаний. В качестве примеров модификации можно назвать изменение формы продукта, качества, упаковки и т. п. Благодаря модификации можно сдвинуть вправо последнюю стадию жизненного цикла продукции.
Инновационный процесс – совокупность этапов и действий по достижению цели и результатов инновации. Предложенное определение инновационного процесса предполагает четкое разграничение понятий цели и результатов инноваций.
Цель – как сформулированное
желание в определенной сфере
деятельности предприятия – может
достигаться за счет разработки и
внедрения различных видов
В табл. 1 приведена классификация определений инноваций по различным признакам. Приведенные примеры определений инноваций показывают многоаспектность, комплексность и неоднозначность научных и практических подходов к инновационной деятельности.
Таблица 1
Классификация определений инноваций
Признак |
Примеры определений |
Факт и масштаб новшества |
Инновация – важное изменение в status quo социальной системы, опирающееся на новые знания социальных отношений, новые материалы и машины и имеющее целью прямое или косвенное улучшение внутри и (или) вне системы |
Восприятие новизны |
Инновацией является то, что предлагается или может быть представлено как новшество для предприятия. (Важны не научно-технические новшества, а изменения в сознании.) Под инновацией следует понимать все изменения процессов, которые происходят на предприятии впервые |
Новая комбинация целей и средств |
Инновация представляется результатом двух процессов: с одной стороны, возникают предложения по решению проблем с помощью новых идей, открытий и изобретений, а с другой стороны, спрос на решение проблем, который постоянно меняется. Если обе стороны накладываются и при этом хотя бы с одной стороны используется что-то новое, то имеет место инновация |
Реализуемость |
Если имеется изобретение, обещающее экономический эффект, то необходимы инвестиции для подготовки производства и вхождения на рынок. Если при этом достигается внедрение на рынке новых продуктов или появляется новая технология, то говорят об осуществлении продуктовой или технологической инновации |
Новшество как процесс |
Инновация представляет собой совокупный процесс исследования, разработок и применения технологии. Этот процесс, как следует из определения, состоит из нескольких логически следующих друг за другом фаз (субпроцессов), различающихся по содержанию |
Инновационный процесс можно
представить в следующей
Таблица 2
Характеристика этапов инновационного процесса
Этапы инновационного процесса |
Характеристика этапов инновационного процесса |
Идея |
Более или менее осознанное решение заняться предметом исследования, а также пробуждение интереса и любознательности к объектам, обещающим успех и экономическую выгоду |
Открытие |
Установление существования ранее неизвестных явлений, материалов, зависимостей, связей и т. п. |
Исследование |
Теоретическое обоснование и экспериментальная проверка открытия или наблюдения, выявление причин и воздействий, функциональных взаимосвязей, усиление или ослабление эффекта с изменением параметров |
Разработка |
Превращение результатов
исследования и наблюдений в схему,
конструкцию, опытный образец, прототип,
чтобы теоретически выявленные взаимосвязи
сделать полезными для |
Изобретение |
Выявление свойств и признаков инновации, пригодных для патентирования или публикации |
Внедрение |
Продвижение нового продукта или услуги на рынок либо новой технологии в производство с сопутствующими этой фазе инвестициями и презентацией продукта на рынке |
Текущая реализация |
Серийное производство, создание сбытовой сети, вытеснение существующих видов продукции и т. п. |
Инновационная деятельность предполагает выполнение paбот и этапов, которые до сих пор не имели места на предприятии. Объем и содержание этих работ зависят от вида инновации и имеющегося потенциала предприятия. Рассмотрим основные признаки инноваций, позволяющие отнести ее конкретному виду, что определяет в значительной мере подход к управлению инновационным процессом на предприятии.
Существуют различные
подходы к классификации
Классификация инноваций по степени новизны:
- базисные инновации – реализуют крупные изобретения и являются основой для формирования новых поколений и направлений развития техники;
- улучшающие инновации – связаны с внедрением мелких и средних изобретений и преобладают на стадиях распространения и стабильного развития научно-технического цикла;
- псевдоинновации – направлены на частичное улучшение устаревших видов техники и технологии.
Классификация инноваций по характеру применения (направленности) различают:
- продуктовые инновации, которые направлены на производство и использование новых продуктов и услуг;
- рыночные инновации, открывающие новые сферы применения продуктов и позволяющие реализовать потребности в продуктах, услугах на новых рынках;
- инновации-процессы, нацеленные на новые технологии, организацию процесса и управление;
- социальные инновации, ориентированные на построение и функционирование новых социальных структур;
- комплексные инновации, представляющие единство нескольких видов изменений.
По роли в воспроизводственном
процессе инновации классифицируют
на потребительские и
Целесообразно классифицировать инновации по уровню инновативности, оцениваемому уровнем неопределенности и риска инновации, а также потребной суммы инвестиций, тесно коррелируемой с размерами предприятия. По сути дела выделяются зоны инноваций.
Уровень неопределенности и
риска оценивается эмпирически:
низкий, средний, высокий. Аналогично оценивается
потребная сумма инвестиций на реализацию
инновации: малая, средняя, большая. Если
быть точным, то надо было бы говорить
об относительной сумме
Модификации существующих продуктов, технологий или систем управления характеризуются, как правило, низким уровнем рисков и малыми затратами.
Имитации относятся к инновациям со средним уровнем рисков, так как в большинстве случаев реализуются уже апробированные на других предприятиях новшества. Потребная сумма инвестиций обычно гораздо выше, чем у модификации, так как зачастую необходимо вкладывать средства на освоение новых рынков. Зона имитации по горизонтальной оси существенно шире по сравнению с зоной модификации. Это объясняется тем, что имитации в области управления или схем организации не требуют больших инвестиций.
Модификации целесообразно осуществлять в рамках существующей на предприятии системы управления текущей деятельностью, используя для оценки точные методы количественной оценки эффективности инвестиций: статические и динамические.
Информация о работе Инновационно - инвестиционный процесс на предприятии