Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2012 в 09:51, контрольная работа
Новация: (лат. novation — изменение, обновление) какое-то новшество, которого не было раньше.
Инновации в российских условиях - главное средство выживания фирмы на рынке. Нововведения должны внедряться по мере потребности рынка, но предприниматель обязан предвидеть их необходимость и целесообразность. В рамках работы в этой области рекомендуется:
Предыстория развития науки инноватики. Предмет, объект
науки о нововведениях. Определение термина «новация» как явления и процесса.
Модели внутренней структуры инновационного процесса
Задача
Список литературы
Министерство образования и науки Российской Федерации
НОУ ВПО «Сибирский институт бизнеса и информационных технологий»
(г. Омск)
Зачетная работа
Дисциплина : Инновационный менеджмент
Билет: № 11
Выполнил(а) : Титаренко Лариса Алексеевна
(Ф.И.О.)
Группа: ЭСШ 19
Адрес: 628412
Оценка Дата
2009
План:
науки о нововведениях.
Список литературы
Новация: (лат. novation — изменение, обновление) какое-то новшество, которого не было раньше.
Инновации в российских условиях - главное средство выживания фирмы на рынке. Нововведения должны внедряться по мере потребности рынка, но предприниматель обязан предвидеть их необходимость и целесообразность. В рамках работы в этой области рекомендуется:
-выявление тех видов товаров и услуг, которые обеспечат желаемую долю рынка;
-определение товаров и услуг, заменяющих устаревающие; внедрение инноваций во всех других сферах деятельности фирмы (делопроизводство, реклама и т.д.);
-сбалансирование кратко- и долгосрочных
программ инноваций (как
Необходимы постоянные инновации и в организационной структуре фирмы, которая обязана соответствовать изменениям, происходящим на рынке. Структура компании должна быть простой и четкой; обеспечивать фирме максимальную рентабельность; содержать минимальное количество промежуточных звеньев; обеспечивать подготовку менеджеров для фирмы, учитывая перспективу и конкуренцию между менеджерами.
В современных условиях рынка постоянные преобразования работы фирмы и ее сотрудников на новой, более совершенной основе приобретают все более важное значение, поэтому остановимся на ней подробнее, и прежде всего на роли научно-технического прогресса.
В эпоху научно-технической
Самое широкое понятие - новое - как до сих пор несуществовавшее, впервые созданное, сделанное, открытое. Новое существует в двух формах как новые идеи и как новая практика (к ней, как правило, и применяют термин новшество). Новшество имеет по крайней мере три облика: новшество как практическая идея; новшество как нечто, реализованное в особых, «лабораторных» условиях и новшество из обычной социальной практики, в конкретных учреждениях, отраслях, сферах социальной жизни. Именно в последнем случае разумно использовать термин новация. В новации всегда есть два аспекта - что нового (это и есть собственно новшество) и как оно становится, вводится. Аспект «как» - это процессуальная сторона нового, новация как процесс. Тиражирование, повторение, освоение новшества по новации-образцу есть нововведение. В нововведении как и в новации есть своё «что» (предмет нововведения) и «как» (нововведенческий процесс).
Наконец, понятие инновации. Разумно его рассматривать как обобщающее все феномены нового в практике и новшество, и новацию, и нововведение. Кстати, ключевое слово, описывающее новое в англоязычной литературе - innovation в своём значении имеет все эти аспекты.
Понятие инновационные процессы охватывает динамику всех изменений в сфере нового (от нового к новшеству, изменения самого новшества, новацию как процесс, нововведение как процесс, превращение нововведенческого процесса в функционирование организации и человека, изменение под влиянием этих явлений в социальной и предметной среде и т.д.).
Прошлые и современные исследователи подчёркивают особенности, темп, качество всех инновационных процессов определяются той средой, в которой рождается и живёт инновация, а также характером активности людей и организаций, осуществляющих инновацию.
Эти явления называют инновационность среды и инновационная деятельность.
Предпосылка инновационной активности то, что настраивает людей, организацию, общество на инновационные действия - новые потребности и новые проблемы.
Инновационная активность
людей и организаций как
Эта деятельность над деятельностью (как говорят философы от инноватики - метадеятельность) и называется инновационной.
Понятие инновационная деятельность - ключевое для анализа инновационных процессов. Отвечая на вопросы: кто, по каким причинам, с каким потенциалом, какими возможностями включается в инновационную работу и как он её делает, мы собственно и прогнозируем судьбу нововведения.
Понятие же инновационность среды соединяет настоящее инновационного процесса с его будущим. Природные, экономические условия, социальные и психологические особенности организаций и людей среды - вот то «питательное пространство», в котором расцветает или вязнет инновация. Судьба осваиваемого новшества зависит от его способности «вписаться» в среду. Эта адаптируемость, приспособляемость к среде имеет два слоя: социокультурный - соотношение новшества с нормами и ценностями людей среды и организационный - вписывание новшества в устройство и функционирование организации.
Процесс адаптации, а точнее взаимоадаптации нового и организации имеет этапы: восприятие новшества - собственно взаимная адаптация - рутинизация или отвержение.
2. Модели внутренней структуры инновационного процесса
В отечественной литературе инновационный процесс представлен, в основном, в узком смысле, через выделение отдельных его стадий, как линейная модель, в то время как в зарубежной литературе линейная модель инновационного процесса относится к 1950-1960-м гг. С тех пор в зарубежной литературе появилось еще пять поколений моделей инновационного процесса.
В работе выделяется пять поколений моделей инновационного процесса. Первое поколение моделей инновационного процесса – это так называемые «подталкиваемые технологиями» (technologypush) модели. Другое название данных моделей – «линейные», или «неоклассические». Они превалировали с середины 1950-х до конца 1960-х гг.
В данных моделях инновационный процесс рассматривался как «процесс открытий, в котором новые знания трансформируются в новые продукты, проходя определенные этапы» (рис. 1). Таким образом, для получения результатов в виде новых продуктов или услуг необходимо было концентрировать усилия на первых стадиях инновационного процесса, а именно на НИОКР. Процесс преобразования результатов НИОКР в новые продукты, услуги или процессы, по мнению неоклассиков, был автоматическим и они не уделяли ему должного внимания. Rosenberg назвал данный процесс «черным ящиком» (blackbox) .
Результатом этого подхода к инновационному процессу стало повышенное внимание к созданию научных лабораторий.
В середине 1960-х – начале 1970-х гг. появилось второе поколение моделей, называемых «подтягиваемые спросом» (thedemandpull). Инновации стали результатом сигналов, поступающих с рынка; в отличие от предыдущей модели инновации больше не были результатом новых идей НИОКР, они стали удовлетворять спрос, поступающий от потребителей (рис. 1).
|
В некотором смысле вторую модель инноваций можно назвать «реагирующей» (reactive) на рынок, в то время как неоклассическую модель можно назвать «воздействующей (pro-active)» на рынок.
В дальнейшем усиление конкуренции и сокращение жизненного цикла товаров привели к необходимости более тесной взаимосвязи НИОКР с другими стадиями инновационного процесса. Это привело после публикации работ Nelson и Winter «Эволюционная теория экономического изменения» и «Интерактивной модели» Rosenberg и Kline к появлению новой модели инновационного процесса. В ней инновационный процесс начинают рассматривать как комбинацию двух предыдущих моделей. В данном виде моделей, получивших название «интерактивные модели», новые знания комбинировались со старыми (рис. 2).
|
Рис. 2. Интерактивная модель инновационного процесса
Инновационный процесс начинался с осознания новой рыночной возможности и создания инновации или с изобретения и далее создания инновации, затем следовало создание продукта и его производство.
Модель состояла из двух типов взаимодействий: внутренние – между подразделениями фирмы и внешние – с другими компаниями, клиентами и пр.
В данных моделях подчеркивалась необходимость усиления связей между различными подразделениями предприятия. Считалось, что новые идеи могли появиться в любом подразделении, и, следовательно, взаимодействие между различными подразделениями было неотъемлемой частью инновационного процесса.
Сторонники данной модели утверждали, что при поиске новых технологических решений предприятия сначала должны обратиться к существующим знаниям. Только когда существующий уровень знаний не сможет разрешить их технологические запросы (требования), начинается создание нового знания (посредством НИОКР).
Интерактивная модель, так или иначе, оставалась линейной. В середине 1980-х новая организация производства на японских предприятиях привела к появлению нового поколения моделей инновационного процесса – интегрированных.
В данных моделях акцент делался на интеграцию исследований и разработок с производством и на более тесное сотрудничество с поставщиками и покупателями. Различные подразделения предприятий интегрировались для создания нового продукта, позволяя предприятию уменьшать срок разработки продукта при одновременном снижении издержек. В то же время значительно увеличилось горизонтальное сотрудничество (создание совместных предприятий, стратегических альянсов).