Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 17:31, курсовая работа
Инновационный потенциал личности - совокупность различных видов ресурсов, включая материальные, финансовые, интеллектуальные, информационные, научно-технические и иные ресурсы, необходимые для осуществления инновационной деятельности. Профессиональное самоопределение - процесс формирования личностью своего отношения к профессионально-трудовой среде и способ ее самореализации. Это длительный процесс согласования внутриличностных и социально-профессиональных потребностей, который происходит на протяжении всего жизненного и трудового пути. Профессиональное самоопределение предполагает выбор карьеры. Это определение человеком себя относительно выработанных в обществе (и принятых данным человеком) критериев профессионализма. Один человек считает критерием профессионализма просто принадлежность к профессии или получение специального образования, соответственно и себя оценивает с этих позиций, другой человек полагает, что критерием профессионализма является индивидуальный творческий вклад в свою профессию, обогащение своей личности средствами профессии, соответственно он иначе с этой более высокой планки себя самоопределяет и далее самореализует.
Введение 2
Глава 1. Основные теоретические аспекты инновационного потенциала личности 4
1.1. Инновационный потенциал личности как социальной - психологический феномен 4
1.2. Инновационный потенциал личности как фактор профессионального самоопределения 10
Глава 2. Исследование инновационного потенциала личности в организации ТЦ «Европейский» 17
2.1. Методологическая база и инструментарий исследования 17
2.2. Анализ полученных данных 18
Заключение 24
Список литературы 25
Приложение А 27
Приложение Б 29
Оглавление
Введение 2
Глава 1. Основные
теоретические аспекты
1.1. Инновационный потенциал личности как социальной - психологический феномен 4
1.2. Инновационный потенциал личности как фактор профессионального самоопределения 10
Глава 2. Исследование инновационного потенциала личности в организации ТЦ «Европейский» 17
2.1. Методологическая
база и инструментарий
2.2. Анализ полученных данных 18
Заключение 24
Список литературы 25
Приложение А 27
Приложение Б 29
В жизни каждого человека повсеместно звучит слово инновация. Инновация (англ. innovation) - это внедрённое новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком. В данной курсовой работе мы рассмотрим особенности реализации индивидуальных инновационных стратегий как фактор профессионального самоопределения человека.
Инновационный потенциал личности - совокупность различных видов ресурсов, включая материальные, финансовые, интеллектуальные, информационные, научно-технические и иные ресурсы, необходимые для осуществления инновационной деятельности. Профессиональное самоопределение - процесс формирования личностью своего отношения к профессионально-трудовой среде и способ ее самореализации. Это длительный процесс согласования внутриличностных и социально-профессиональных потребностей, который происходит на протяжении всего жизненного и трудового пути. Профессиональное самоопределение предполагает выбор карьеры. Это определение человеком себя относительно выработанных в обществе (и принятых данным человеком) критериев профессионализма. Один человек считает критерием профессионализма просто принадлежность к профессии или получение специального образования, соответственно и себя оценивает с этих позиций, другой человек полагает, что критерием профессионализма является индивидуальный творческий вклад в свою профессию, обогащение своей личности средствами профессии, соответственно он иначе с этой более высокой планки себя самоопределяет и далее самореализует.
С самого раннего периода своей жизни, каждый человек задумывается, кем бы он хотел работать. Ведь так много профессий на нашей земле и с каждым годом все новые и новые появляются. Кто - то мечтает работать с техникой, станками, кто - то полностью отдает себя творчеству, а кто - то не может жить без общения и контактов с людьми. Спустя годы обучения, человек получает среднее, среднее профессиональное и высшее образование, становится специалистом. Поступая на работу, человек стремится к достижению поставленных целей. Использует свой потенциал личности в зависимости от профессии.
Проблемы инноваций
Профессиональным
Объект исследования – личность сотрудника.
Предмет исследования – инновационный потенциал личности.
Цель данной работы –
исследовать особенности
Задачами являются:
В последнее время исследователи все чаще обращаются к такому критерию успешности инновационной деятельности, как инновационный потенциал.
Понятие инновационный потенциал
личности не имеет устоявшегося определения.
К настоящему времени существует
лишь несколько исследований, в которых
в той или иной степени определяется
инновационный потенциал
Общая структура инновационного
потенциала личности рассматривается
с учетом закономерностей
М.В.Чигринова, исследовавшая
инновационный потенциал
Именно через эту эталонную систему, имеющую самостоятельный онтологический статус, осуществляется процесс оценивания наличных и необходимых внутренних и внешних средств деятельности, что обеспечивает определенный уровень инновационного потенциала личности. Она выявила, что инновационный потенциал является высоким, если в индивидуальной концепции личности фиксируются следующие содержания: видение личностью своей роли во взаимодействии с миром как активное, инициативное участие в инновационной деятельности; всесторонние представления о творческом подходе к профессиональной деятельности; коммуникативная компетентность; представление о творческом, активном отношении к действительности как значимой ценности в деятельности (Чигринова М.В., 1989).
Один из современных исследователей инновационных процессов - В.Б.Яковенко вводит понятие "оперативного инновационного энергопотенциала личности", связывая его с эффектом интенсивности инновационного восприятия личности, который, в свою очередь, во многом зависит от возраста [17, с. 96].
Представления о структуре и этапах инновационных процессов (обнаружение (открытие), оценка новизны, применение новшеств) определяют необходимость психологической интерпретации различных аспектов инновационного взаимодействия человека с миром (гносеологического, аксиологического и праксеологического).
Характеристика инноваций
с точки зрения их потенциала (как
преобразовательного так и
Детерминация инноваций (экзогенного или эндогенного порядка) для психологического исследования важна тем, что указывает на причины изменений - лежат ли они во внешнем мире и вынуждают человека к изменениям, приспособлению к условиям среды (в этом случае человек выступает как пассивный объект изменения); или причины изменений личностно детерминированы, относятся к сфере личностной активности и преобразовательной деятельности (тогда человек выступает в качестве "подлинного автора" своей жизни, ее субъекта).
Отсюда вытекает возможность
определить тип инновационного взаимодействия
человека с миром по степени активности
и пассивности (вынужденности), преобразующей
или приспособительной
Субъективность новизны
позволяет говорить об особой эпистемологической,
информационной специализации инноваций
в сфере взаимодействия человека
с миром, а также о способах
обнаружения и оценки человеком
нового в образе мира. Эта инновационная
характеристика обуславливает степень
осмысленности обнаружения
Представления о процессуальности
инноваций также значимо для
психологического исследования инновационного
взаимодействия человека с миром. Они
находят, в наиболее общем виде, свое
отражение в общей теории психического
как процесса. Процесс взаимодействия
человека с инновационной частью
мира имеет свою динамику, уровневую
организацию и внутреннюю логику
(в связи, с чем уместно вспомнить
представления о логически
Инновационный потенциал характеризует не только инновационные способности (потенциал личности в целом является более широким понятием, чем ее способности (Б.Ф.Ломов)), но и возможности их реализации вне зависимости от требований культуры и социума. Изменяя инновационный потенциал личности, мы воздействуем на широкую область личностных свойств, и ограничить производимый эффект лишь сферой инновационной деятельности, по-видимому, невозможно.
В изучении инновационного
потенциала личности реализуется системный
подход. Системный подход, как отмечал
Б..Ф.Ломов, в психологии служит важным
методологическим принципом научных
исследований. Объект изучения раскрывается
как иерархическая система, включенная
в системы высшего ранга, и
знания об объекте должны представлять
собой соответствующую систему.
Системное описание в психологии
требует определенной системы координат
- "системного базиса" (Ганзен В.А.,
1984), который эксплицирует необходимые
и достаточные аспекты
Реализация системного подхода в описании инновационного потенциала личности включает:
Таким образом, пространство описания инновационного потенциала личности во взаимодействии человека с миром включает раскрытие морфологии и динамики инновационного потенциала личности (его структуры, состава), онтологического аспекта существования нового (его познания и характеристик), гносеологического, аксиологического и праксеологического аспектов реализации инновационного потенциала.
Инновационный потенциал
личности определяют как динамическую
полифункциональную сложную систему,
характеризующую способности