Инновационный потенциал личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 17:31, курсовая работа

Краткое описание

Инновационный потенциал личности - совокупность различных видов ресурсов, включая материальные, финансовые, интеллектуальные, информационные, научно-технические и иные ресурсы, необходимые для осуществления инновационной деятельности. Профессиональное самоопределение - процесс формирования личностью своего отношения к профессионально-трудовой среде и способ ее самореализации. Это длительный процесс согласования внутриличностных и социально-профессиональных потребностей, который происходит на протяжении всего жизненного и трудового пути. Профессиональное самоопределение предполагает выбор карьеры. Это определение человеком себя относительно выработанных в обществе (и принятых данным человеком) критериев профессионализма. Один человек считает критерием профессионализма просто принадлежность к профессии или получение специального образования, соответственно и себя оценивает с этих позиций, другой человек полагает, что критерием профессионализма является индивидуальный творческий вклад в свою профессию, обогащение своей личности средствами профессии, соответственно он иначе с этой более высокой планки себя самоопределяет и далее самореализует.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Основные теоретические аспекты инновационного потенциала личности 4
1.1. Инновационный потенциал личности как социальной - психологический феномен 4
1.2. Инновационный потенциал личности как фактор профессионального самоопределения 10
Глава 2. Исследование инновационного потенциала личности в организации ТЦ «Европейский» 17
2.1. Методологическая база и инструментарий исследования 17
2.2. Анализ полученных данных 18
Заключение 24
Список литературы 25
Приложение А 27
Приложение Б 29

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 65.41 Кб (Скачать файл)

Процесс реализации инновационного потенциала личности можно представить  как единство трех актуализируемых  в процессе взаимодействия потенциальных  возможностей - к обнаружению новой  информации, к адекватной оценке нового явления, к продуктивной инновационной  деятельности. Типы реализации этих возможностей различимы и ортогональны: осмысленно-интенсивный - формально-накопительский; позитивно-дифференцированный - негативно-генерализованный; инициативно-преобразовательский - вынужденно-приспособительский. Соотношения  ведущих типов актуализации инновационных  возможностей могут стать основанием для выделения типологии инновационого  взаимодействия человека с миром.

Целевой функцией инновационного потенциала личности является реализация инновационного ресурса человека. Где  под инновационным ресурсом мы понимаем общую совокупность результатов  инновационной активности. Инновационный  ресурс включает в себя предметно-феноменологическую и потенциальную сферы. Первая выражена преимущественно в знаковой форме, порождаемой опытом культуры и деятельности человека. Вторую составляют устойчиво  воспроизводимые основания выделения  инновационного пространства, принципы, типы, механизмы, детерминирующие способы  и направления инновационной  активности. В инновационный ресурс, таким образом, входят объективные  и субъективные результаты, которые  являются условием для дальнейшего  расширения ресурса.

Таким образом, оценка качества достижения целевого состояния инновационного потенциала личности достигается путем выявления предпочтительности (по принципу эффективности) того или иного типа реализации инновационного потенциала в конкретной проблемной ситуации.

 

 

    1. Особенности инновационного потенциала личности

Развитие потенциала личности в современных условиях осуществляется в классической (мобилизационной, инерционной) и инновационной (модернизационной, новаторской) форме. Классический тип  развития потенциала представляет собой  результат экстенсивного его  воспроизводства, осуществляемого  на основе чисто количественного  роста человеческого потенциала на неизменном интеллектуально-образовательном  и мотивационно-культурном уровне, восстановлении и тиражировании  статичного комплекса знаний, умений, навыков, традиционно используемых в системе труда. Работник рассматривается  как индивидуальный (частичный) работник-собственник  индивидуальной рабочей силы, стоимость  которой проявляется в форме  зарплаты (не обязательно обеспечивающей дополнительный доход на человеческий потенциал работника). Статичность  функционирования данной системы позволяет  ориентировать предпринимателя  на неизменный уровень привлекаемых совокупных способностей работников, что создает условия относительной  неизменности накопленного человеческого  потенциала, заработной платы, относительной  независимости функционирования совокупных человеческих потенциалов систем общественного  производства.

 Инновационный тип  развития потенциала личности  представляет собой результат  интенсификации процессов его  воспроизводства, которое строится  на инновациях как важнейшем  ресурсе развития, создании условий  творческого инновационного труда  как в потребительной, так и  в производительной системе общества.

 Инновационное развитие  человеческого потенциала является  тройственным процессом. С одной  стороны, оно осуществляется на  основе применения эффективных  средств образовательного производства  и эффективных форм организации  труда, накопления новых технологий, создания новых знаний и их  внедрения в образовательных  процессах. С другой стороны,  оно осуществляется в результате  саморазвития населения,  совершенствования потребностей к труду, управлению, творческой инновационной деятельности), а также стимулирования факторов мотивационно-культурного совершенствования и трудовой адаптации работников к экономическим изменениям в обществе. Творческая, научная, образовательная, инновационная деятельность определяется как среда потребительного саморазвития человеческого потенциала, где качественно обновляются инновационные потребности и способности населения. С третьей стороны, данный тип развития предусматривает создание экономически востребованных инноваций в процессе целевого производства интеллектуально-образовательного человеческого потенциала, внедрение их в экономике и через последнее создание условий последующего экономического роста.

 Важнейшие черты инновационного  развития человеческого потенциала:

1) развитие способностей  человека к  труду направлено  на обеспечение долгосрочного  экономического роста (последний  представляет цель и средство  стратегического инновационного  развития человеческого потенциала);

2) инновации представляют  важнейший ресурс, определяют факторную  задачу обеспечения перехода  к данному типу развития, осуществление  развития преимущественно на  основе целевых инновационных  факторов, а также стимулирования  факторов саморазвития и адаптации  работников к экономическим изменениям  в обществе;

3) творческая, научная, образовательная,  инновационная деятельность определяется  как среда потребительного саморазвития  человеческого потенциала, где качественно  обновляются инновационные потребности  и способности населения;

4) двойственность конечной  стратегической цели развития: формирование  способностей индивидов к сбору,  анализу, обработке информации, производству  экономически востребованного нового  знания, внедрения его в качестве  экономических инноваций; формирование  способности индивидов к интеллектуально-образовательному  саморазвитию, самообразовательной  адаптации относительно функциональных  изменений экономической системы,  технологий, требований и потребностей  рынка труда;

5) характеризуется постоянством  и стабильностью совершенствования  количественных и качественных  показателей человеческого потенциала (направлено на достижение предсказуемости  положительных изменений количественных  и качественных параметров развития  человека труда);

6) управляемость инновационных  изменений, формирование постоянства  прогрессивной модернизации развития  человеческого потенциала относительно  потребностей рынка труда;

7) создание стратегической  перспективы последующего развития  человеческого потенциала, его целевого  образовательного развития без  экономических кризисов, угрожающих  существованию человека в будущих  стратегических периодах (человеческое  развитие в перспективе обеспечивается  текущим экономическим ростом).

 Таким образом, в рамках концепции инновационного развития человеческого потенциала создание инноваций, их экономическое накопление представляют цель и средство стратегического развития человека как субъекта труда. Инновационное развитие в новых условиях направлено на расширенное воспроизводство работника новатора, широкого профессионала, способного и осуществляющего постоянное совершенствование самого себя, трудовых процессов, технологий.

2. Исследование  инновационного потенциала сотрудников ТЦ «Европейский»

2.1. Методологическая  база и инструментарий исследования

При изучении инновационного потенциала личности использовались две  методики  - опросник на выявление  роли в инновационном процессе П. Мерилла и методика «Личностная  готовность к переменам» (PCRS) Ролника, Хезера, Голда и Хала в адаптации Н. Бажановой и Г. Л. Бардиер.

 В исследовании приняли участие 15 респондентов. Состав выборки представляется как однородный, состоящий из женщин возраста от 20 до 35 лет, исполняющих обязанности продавцов-консультантов.

Объект исследования –  личность  сотрудников ТЦ «Европейский».

Предмет исследования –  инновационный потенциал личности.

Цели данного исследования – исследовать особенности реализации инновационного потенциала личности у  работников ТЦ «Европейский».

Назначение методики «Личностной  готовности к переменам» (PCRS) заключается в определении готовности к переменам как личностной характеристики. Методика разработана канадскими учёными Ролником, Хезером, Голдом и Халом. С её помощью могут быть измерены семь показателей, в число которых входит шкала толерантности к двусмысленности. В настоящее время существуют варианты методики.

Перевод и первичная апробация  данного варианта методики были проведены  Н. Бажановой и Г. Л. Бардиер, причём подбор наиболее удачных формулировок перевода утверждений осуществлён  с привлечением двуязычных экспертов, в том числе специалистов в  области психологии.

В опроснике на выявление  роли в инновационном процессе П. Мерилла рассматривается роль новаторского типа как условие эффективности  инновационного процесса. П. Мерилла считает, что в группе новаторов должно быть распределение ролей, у новатора же одиночки эти роли должны гармонично сочетаться, но и по ходу инновационного процесса сменять друг друга. Он выделяет: творцов (создающих возможности), следопытов (реализующих путь от возможности к решению), доработчиков (применяющих решения на практике), делателей (внедряющих решения). Данные роли, ключевые для инновационного процесса и совпадают с этапами данного процесса. Им предложен опросник для выявления доминирующей роли.

Автор теста считает, что  инновационная деятельность  - это  командное взаимодействие, и только сотрудничество единомышленников, каждый из которых выполняет роль, наиболее подходящую ему в инновационном  процессе, поможет принести наибольшую пользу в многогранном мире инноваций.

2.2. Анализ полученных данных

Результаты экспериментального исследования по методике PCRS позволяют сделать выводы по семи показателям, измеряющим личностную готовность к переменам.

Страстность понимается как  энергичность, неутомимость, повышенный жизненный тонус. Высокий уровень  показателя по данной шкале говорит о мотивации работника к труду. Что и выявляется у 63% опрошенных по данной методике ( рис. 1)

 

Рисунок 1 – процентное соотношение  испытуемых по шкале «Страстность»

Находчивость рассматривается  как умение находить выходы из сложных  ситуаций, обращаться к новым источникам для решения новых проблем. Всего  у 50% респондентов был выявлен оптимальный  уровень измеряемого показателя. Что говорит о креативности мышления данных испытуемых. У оставшихся 50% наблюдается низкий показатель по измеряемой шкале. Это свидетельствует о тривиальности суждений и возможных трудностях при рассмотрении проблем с разных аспектов. Наглядно шкала представлена на рис.2

 

Рисунок 2 – процентное соотношение  испытуемых по шкале «Находчивость»

 

Оптимизм – это большие  надежды, вера в успех, нежелание  ориентироваться на худшее развитие событий, стремление фиксироваться  не на проблемах, а на возможностях их решения. У 62,5% испытуемых выявляется высокий показатель по данной шкале. Низкий уровень свидетельствует об излишней направленности на трудности, а не на возможности реализации своего потенциала, как способ ликвидации сложностей, что было зарегистрировано у 37,5% респондентов (см. рис.3).

 

Рисунок 3 – процентное соотношение  по шкале «Оптимизм»

 

Смелость, предприимчивость трактуется как тяга к новому, неизвестному, отказ от испытанного и надёжного. У всех опрошенных отмечается низкий показатель по данной шкале, что указывает на приоритет выбора традиционных методов решения проблем.

Адаптивность предполагает умение менять свои планы и решения, перестраиваться в новых ситуациях, не настаивать на своём, если ситуация этого требует. Только у 12,5% опрошенных был выявлен высокий уровень  данного показателя. Низкий показатель свидетельствует о неумении подстраиваться под изменяющиеся обстоятельства, что было отмечено у 87,5% испытуемых (рис.4)

Рисунок 4 – процентное соотношение  по шкале «Адаптивность»

 

Уверенность основана на вере в себя, в свои достоинства и  в свои силы, в то, что всё возможно, стоит только захотеть. Это было зафиксировано у 75% респондентов. (см. рис. 5)

 

Рисунок 5 – процентное соотношение  по шкале «Уверенность»

 

Толерантность к двусмысленности  опирается на спокойной отношение  к отсутствию ясных ответов, на самообладание  в ситуациях, когда не ясна суть происходящего  или не ясен исход дела, когда  не определены цели и ожидания, когда  начатое дело остается незавершенным. Высокий показатель по данной шкале был выявлен только у 13% испытуемых. Низкие показатели были отмечены у 87% респондентов, что свидетельствует о предпочтении конкретики в решении поставленных задач( рис.6)

В итоге проведенной методики у испытуемых были выявлены высокие  показатели по таким шкалам как оптимизм, уверенность и страстность, что является индикатором высокого уровня мотивации и веры в собственные силы. Исследование инновационного потенциала сотрудника ТЦ выявило существующие проблемы, связанные с плохим уровнем приспособления респондентов к изменениям, происходящим в окружающей среде, нетерпимостью сотрудников к двусмысленности. Тогда как именно такие показатели как адаптивность, толерантность к двусмысленности, находчивость указывают на уровень инновационности личности .

В результате проведения опроса П. Мерилла, выяснилось, что 67% испытуемых придерживаются роли «следопытов», тех, кто проращивают семена идей и находят ответы, разработчиков планов. Доля тех, кто являются «доработчиками», тех, кто проращивает абстрактные идеи в практические методы, составила 33%. Наглядно это представлено на рис. 7.

Рисунок 7- процентное соотношение  ролей

 

По итогам проведенных  методик выявилась следующая  закономерность: у респондентов, придерживающихся роли следопытов (методика П. Мерилла) наблюдаются высокие показатели по шкалам находчивость и оптимизм (методика PCRS), тогда как у доработчиков отмечается преобладание таких свойств как страстность и уверенность.

Заключение

 

Мы выяснили, что инновационный  потенциал - один из важнейших элементов, который будет определять будущее  не только отдельных личностей, но и всей страны в целом, не говоря уже о функционировании организаций. Инновации - это изменения, повышающие эффективность управления и определяющие развитие фирмы, укрепляющие позиции фирмы. Инновации - это не стихийно возникающие изменения, а запланированные и разработанные, реализуемые и реализованные. Инновации - это нововведения, улучшающие деятельность и ее результаты.

Информация о работе Инновационный потенциал личности