Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 08:12, контрольная работа
Инновации, или нововведения, - это создаваемые (осваиваемые) новые или усовершенствованные технологии, виды товарной продукции или услуг, а также организационно-технические решения производственного, административного, коммерческого или иного характера, способствующие продвижению технологий, товарной продукции и услуг на рынок.Деятельность, обеспечивающая создание и реализацию инноваций, носит названиеинновационной деятельности.
Введение…………………………………………………………………….……..3
1. Определение инновации……………………………………………………….4
2. Стратегическое управление инновациями: средства и методы……..…........8
3. Инновационный цикл в сфере управления……………….…………………14
Заключение……………………………………………………………………….16
Список литературы………………………………………………………………17
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Определение инновации………………………
2. Стратегическое управление инновациями: средства и методы……..…........8
3. Инновационный цикл в сфере управления……………….…………………14
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Инновации, или нововведения, - это создаваемые (осваиваемые) новые или усовершенствованные технологии, виды товарной продукции или услуг, а также организационно-технические решения производственного, административного, коммерческого или иного характера, способствующие продвижению технологий, товарной продукции и услуг на рынок. Деятельность, обеспечивающая создание и реализацию инноваций, носит названиеинновационной деятельности. В зависимости от объектов инновационной деятельности на производстве можно выделить следующие виды инноваций: продуктовые - новые товары и услуги; маркетинговые - новые рынки, способы продвижения товаров на рынок, сбытовой деятельности и т.д.; технические - новые или более совершенные виды средств труда; технологические - новые материалы, технологические процессы, приемы и методы работы и т.д.; организационные - новые решения в области организации производства, управления, труда; социальные - повышающие уровень социального развития и социального обеспечения работников производства; комплексные - новые решения, обеспечивающие комплексный подход к развитию и совершенствованию различных элементов производственной системы.
В зависимости от значимости инноваций для производства их можно подразделить на крупные, средние и мелкие. Так, крупные технические инновации основаны на открытиях и крупных изобретениях и формируют новые поколения техники; средние служат базой для создания новых моделей и модификации существующей техники, а также расширяют область их применения; мелкие улучшают производственные или потребительские параметры существующей техники на основе использования мелких изобретений и рационализаторских предложений.
1. Определение инновации
В соответствие с Руководством Фраскати, инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности либо в новом подходе к социальным услугам.
В словаре «Научно-технический прогресс» слово «инновация» (нововведение) означает результат творческой деятельности, направленной на разработку, создание и распространение новых видов изделий, технологий, внедрение новых организационных форм и т.д. П.Н. Завлин, А.К. Казанцев, Л.Э. Миндели и другие авторы учебника «Инновационный менеджмент» считают, что инновация – это использование в той или иной сфере общества результатов интеллектуальной (научно-технической) деятельности, направленных на совершенствование процесса деятельности или его результатов.
Инновация базируется на новшестве, или нововведении, называемом новацией. Нововведение представляет собой замену старого объекта (явления) новым. Нововведение - это перманентная (то есть постоянная) сила развития человеческого общества, продуктов его деятельности и прогресса в целом. Любой новый объект представляет собой материализованную информацию, т. е. информацию, превращенную в осязаемую вещь. Новое как материализованная информация возникает на переходе от низшей ступени дикости к его средней ступени. И процесс появления нового идет постоянно.
Под инновацией (англ. innovation - нововведение, новшество, новаторство) мы понимаем "инвестицию в новацию". Новация (лат. novation - изменение, обновление) представляет собой какое-то новшество, которого не было раньше. В соответствии с гражданским правом новация означает соглашение сторон о замене одного заключенного ими обязательства другим, т. е. этот результат есть новация.
Инновация представляет собой материализованный результат, полученный от вложения капитала в новую технику или технологию, в новые формы организации производства, труда, обслуживания и управления, включая новые формы контроля, учета, методы планирования, приемы анализа и т. п.
Инновацию можно назвать также инновационным продуктом. С понятием "инновация" тесно связаны понятия "изобретение" и "открытие". Под изобретением понимают новые приборы, механизмы, инструменты, другие приспособления, созданные человеком.
Открытие есть процесс получения ранее неизвестных данных или наблюдение ранее неизвестного явления природы. Открытие отличается от инновации по следующим признакам:
1. Открытие, а также изобретение,
делаются, как правило, на
2. Открытие может быть
сделано изобретателем-
3. Открытие не преследует
целью получить выгоду. Инновация
же всегда ставит своей целью
получить больший приток денег,
4. Открытие может произойти
случайно, а инновация всегда
является результатом поиска. Ее
случайно не производят. Она требует
определенной четкой цели
Термин "инновация" как новая экономическая категория ввел в научный оборот австрийский (позже американский) ученый Йозеф Алоиз Шумпетер (J. A. Schumpeter, 1883-1950) в первом десятилетии ХХ в. В своей работе "Теория экономического развития" (1911) Й. Шумпетер впервые рассмотрел вопросы новых комбинаций изменений в развитии (т. е. вопросы инновации) и дал полное описание инновационного процесса.
Й. Шумпетер выделял пять изменений в развитии:
1) использование новой
техники, технологических
2) внедрение продукции с новыми свойствами;
3) использование нового сырья;
4) изменения в организации
производства и его
5) появление новых рынков сбыта.
Таким образом, инновация (нововведение) - конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.
Инновационная деятельность
- процесс, направленный на реализацию
результатов законченных
Инновационная деятельность
- это процесс, направленный на разработку
инноваций, реализацию результатов
законченных научных
2. Стратегическое управление инновациями: средства и методы
Стратегическое управление - основа современного менеджмента в условиях постоянных изменений окружающей среды. При этом наиболее сложны в управлении инновационные стратегии.
Стратегическое управление инновациями основано на следующих принципах:
· качеству и высокому уровню в масштабах всей организации;
· поиск новых возможностей и более инновационных подходов;
· создание и использование инновационных команд;
· гибкая организация работы (например, предпринимательский подход, «матричная» организация, разбиение на специальные команды и свободная форма организационной структуры);
· организационное обучение, мониторинг различных источников знаний, технологический прогресс и идеи;
· видение лидеров и лидерство на примере;
· поддерживающая творчество организационная культура, признание и вознаграждение инноваций.
Стратегические управленческие решения в значительной мере определяются принятыми на инновационном предприятии принципами управления, перспективами его развития, сложившейся практикой планирования. В практике получили применение:
· управление на основе экстраполяции, при котором предполагается развитие на перспективу таких же тенденций, что и в прошлом периоде;
· в этих целях применяется составление текущих и инвестиционных бюджетов, долгосрочное планирование;
· управление на основе разработки принципиально новых стратегий, которое применяется в том случае, когда становятся очевидными новые тенденции развития и требуется принятие новых принципов управления (стилей, методов и форм организации и техники управления);
· управление на основе принятия оперативных решений, применяемое при возникновении непредвиденных обстоятельств и тенденций развития.
Для целей стратегического управления крупномасштабными инновациями разрабатываются так называемые сценарии будущего, содержащие согласованные и логически взаимосвязанные предположения и описания путей развития стратегического инновационного процесса с учетом влияния глобальных факторов внешней среды. Для анализа потенциала инновационного предприятия используются портфельные матрицы, сканирование, форкастинг, бенчмаркинг, эссе-смент, модель взаимосвязи стратегических факторов успеха и др. Набор методов позволяет варьировать их с учетом местных условий и возможностей. В основе большинства из них лежит идеология системного подхода, согласно которой инновационное предприятие при постановке целей, выборе основных направлений деятельности и распределении ресурсов рассматривается как сложная система, имеющая определенную свободу действий в выборе направлений своего перспективного развития. По мере углубления рыночных отношений для российской экономики наиболее актуальной станет проблема ускорения инновационных процессов и их фронтального охвата. В этих условиях задача заключается в разработке целостной стратегии целевого управления, позволяющей перейти от эпизодических мер к созданию стабильного механизма целевой ориентации всех элементов (участников) производства для осуществления фронтальной инновационной политики на инновационном предприятии. Решение этой задачи возможно в рамках построения системы стратегического управления на принципах проблемно- ориентированного подхода. Его сущность заключается в:
1) обеспечении постоянной долговременной готовности и способности предприятия к восприятию, трансформации, взаимоадаптации и рутинизации нововведений во всех сферах деятельности;
2) создании механизмов для осуществления фронтальных качественных рывков в инновационной сфере.
Система позволяет:
· сосредоточить усилия на решении ключевых инновационных
· проблем, вытекающих из философии, предпринимательской политики и долгосрочных намерений инновационного предприятия;
·обеспечить организационную интеграцию на системной основе механизмов и участников инновационного процесса;
· создать стратегическую систему управления инновациями, обеспечивающую переход от «реактивного» к «активному» управлению, построенному на принципах опережения возникающих противоречий и проблем в хозяйственной практике.
Существование объективной
потребности в комплексном
Особенность этого подхода
состоит в возможности