Информационно - аналитическое обеспечение управления инновационными процессами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 14:05, доклад

Краткое описание

Рассмотрены основные положения, принципы и проблемы управления инновационными процессами в современных условиях. Изложена определенная позиция по формированию стратегии информационной поддержки инновационной политики государства. Информационная поддержка должна носить комплексный характер и охватывать все стороны инновационной деятельности. Обосновывается тезис о том, что отсутствие в настоящее время развитого информационно-аналитического обеспечения инновационных процессов требует разработки его концепции. Её цель - создание условий для использования всего спектра информационных ресурсов при подготовке, принятии и реализации управленческих решений в области распространения инновационных технологий в стране.

Вложенные файлы: 1 файл

ДОКЛАД.doc

— 58.50 Кб (Скачать файл)

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЕ  ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 УПРАВЛЕНИЯ  ИННОВАЦИОННЫМИ  ПРОЦЕССАМИ

 

 

 

Рассмотрены основные положения, принципы и проблемы управления инновационными  процессами в современных условиях. Изложена определенная позиция по формированию стратегии информационной поддержки инновационной политики государства. Информационная поддержка должна носить комплексный характер и охватывать все стороны инновационной деятельности. Обосновывается тезис о том, что отсутствие в настоящее время развитого информационно-аналитического обеспечения инновационных процессов требует разработки его концепции. Её цель - создание условий для использования всего спектра информационных ресурсов при подготовке, принятии и реализации управленческих решений в области распространения инновационных технологий в стране.

 

 

За последние 20 лет в мире сильно возрось уровень развития  информационных и коммуникационных технологий, что способствовал созданию благоприятных условий для  распространения (диффузии) информации и знаний и ускорению процессов глобализации экономики. В современных условиях глобализации и усиления конкуренции развитие инновационной составляющей экономики страны  является необходимым условием её устойчивого экономического роста. Основой инновационной экономики является научно-технический потенциал страны, который является её стратегическим возобновляемым ресурсом. Современная экономика формируется под активным влиянием инновационных процессов, интенсификация которых наблюдается практически во всех сферах хозяйственной деятельности.

Инновационный процесс означает инновационную  деятельность какого-либо предприятия. Он направлен на разработку и реализацию результатов научно-технических изысканий в виде нового продукта или нового технологического процесса. Инновационный процесс — это последовательная цепь событий, в ходе которой новшество преобразуется от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется в хозяйственной практике.

Инновационный процесс представляет собой последовательность действий по инициации инновации, разработке новых продуктов и операций, по их реализации на рынке и  дальнейшему распространению результатов. Инновационный процесс включает в себя семь элементов, соединение которых в единую последовательную цепочку образует структуру инновационного процесса.

К этим элементам относятся [1]:

  • инициация инновации;
  • маркетинг инновации;
  • выпуск (производство) инновации;
  • реализация инновации;
  • продвижение инновации;
  • оценка экономической эффективности инновации;
  • диффузия (распространение) инновации.

Интенсификация инновационных процессов предполагает формирование и осуществление государственной инновационной политики на всех уровнях, применение методов программно-целевого управления инновационной деятельностью, разработку стратегий инновационного развития отраслей экономики.

Оптимальная реализация государственной  инновационной политики во многом определяется эффективностью информационного обеспечения, основной целью которого является создание условий для использования всего спектра информационных ресурсов при подготовке, принятии и реализации управленческих решений по распространению инновационных технологий.

Анализ существующих в литературе определений позволяет выделить специфические особенности инновационной деятельности, которые предопределяют ее информационно-аналитическое обеспечение [1]. В частности, результатом такой деятельности является не только создание нового продукта, технологии, услуги, но и новой организационно-экономической формы субъекта, который должен обеспечивать инновационный цикл. Продажа этого продукта (услуги, технологии) должна приносить прибыль, из которой будут финансировать новые разработки. Эти положения требуют создания системы информационно-аналитического обеспечения инновационной политики, целью которой является получение полной и достоверной информации о состоянии и развитии инновационной деятельности.

Информационно-аналитическая поддержка инновационной политики должна носить комплексный характер и охватывать все стороны инновационной деятельности [2]:

- от анализа  научно-технической и патентной  информации и до выбора конкретных технологий;

- от анализа и оценки их рыночного потенциала до поиска инвесторов;

- от подбора персонала до сертификации новой продукции.

Данное обстоятельство делает чрезвычайно актуальными проблемы, связанные с объединением территориально разобщенных информационных баз данных по перечисленным выше элементам инновационного процесса, в единое информационное пространство, что обеспечивало бы [3,4]:

- интегрированного  взгляда на сложный объект управления в целом;

- комплексного  анализа собранных о нем сведений;

-извлечения  из огромного объема детализированных  данных некоторой полезной информации - знаний о закономерностях его развития.

Существуют два основных побудительных мотива перехода от локальных систем управления  к использованию комплексных (интегрированных) систем управления. Они связаны с двумя «запретами», которым не должны противоречить процедуры управления любыми, особенно сложными и тем более распределенными в пространстве объектами, какими являются объекты инновационной деятельности:

-нельзя  управлять объектом без учета  его текущего состояния (одно  из следствий фундаментальных принципов наблюдаемости и управляемости);

-нельзя  управлять объектом в целом,  управляя его частями (одно из следствий фундаментального принципа целостности).

Очевидный по смыслу первый из приведенных «запретов», требующий неукоснительного учета в алгоритмах управления одновременно двух фундаментальных принципов – наблюдаемости и управляемости, означает ни что иное, как введение глубокой адаптивной обратной связи от объекта к системе управления. Другими словами, объем и точность измерения параметров, должны быть достаточными для исчерпывающей идентификации объекта управления (наблюдаемость), с тем, чтобы система управления в каждый текущий момент времени «знала» каким именно объектом она управляет (управляемость). Без этого не может быть и речи о гарантиях адекватности поведения объекта в ответ на оказанное на него управляющее воздействие. Иная интерпретация второго «запрета» заключается в том, что принципиально невозможно непротиворечивое управление сложным объектом в целом путем организации управления его отдельными частями. В противном случае , также, возможна потеря адекватности между управляющим воздействием и реакцией на него объекта.

Отсутствие  в настоящее время развитого  информационно-аналитического обеспечения в этой области требует разработки его концепции, учитывающей особенности инновации как специфического товара, новейшие достижения в области информационных технологий, а также обеспечивающей максимальное использование уже имеющейся информационной инфраструктуры.

Таким образом, возникает необходимость решения  крупной информационной задачи,  связанной с формированием и управлением информационными потоками между различными субъектами системы распространения инноваций на всех стадиях создания и реализации соответствующих научно-технических достижений.

Анализ информационных аспектов отечественного и зарубежного  опытов создания и распространения инноваций показывает, что основными условиями, которые позволяют создать современное информационное обеспечение работ по реализации инновационной политики, должны быть следующие [1-4]:

• создание оптимальных  условий для сбора, накопления, хранения, обработки и распространения информации в инновационной сфере;

• принципиальное решение на законодательном и  исполнительном уровнях вопросов информационного взаимодействия относительно инновационных процессов;

• создание действенной информационной инфраструктуры обеспечения распространения инноваций;

• разработка и  реализация принципов единой инновационной  политики, обеспечивающей ослабление информационных, технических и экономических барьеров для частного сектора;

• сохранение и развитие научного потенциала страны, способствующего созданию информационных ресурсов в области инновационной деятельности;

• развитие методов  экономической и коммерческой оценки инноваций;

• внедрение  перспективных информационных компьютерных технологий.

Решение указанных проблем видится в  создании комплексной информационно-аналитической системы, обеспечивающей осуществлять комплексную аналитическую обработку интегрированной ретроспективной и оперативной информации по всем элементам инновационной системы, для принятия решений в управлении. Такими системами являются информационно-аналитические системы поддержки принятия решений, которые строятся на базе достижений современных информационных и коммуникационных технологий. Создание информационно-аналитической системы, реализующей аналитические технологии поддержки принятия решений, стало возможным благодаря возникновению новой корпоративной технологии накопления и оперативной обработки сверхбольших объемов ретроспективной информации BI- Business Intelligence  [4, 5, 7].

Традиционно, понятие Business Intelligence объединяет различные  средства и технологии анализа данных. На их основе создаются BI -системы для  различных сфер деятельности. Цель таких систем повысить качество информации, необходимой для принятия управленческих решений. Bl-системы больше известны под названием Систем Поддержки Принятия Решений (СППР, DSS- Decision Support System). В качестве синонимов понятия "СППР" оперируют также понятиями "аналитическая система" или "управленческая система". К BI относят следующие средства и технологии:

1.  Технологии Хранилищ Данных .

2. Средства  оперативной аналитической обработки  данных OLAP (Online Analytical Processing).

3. Инструменты  для выполнения произвольных  запросов к базам данных и  средства построения отчетов.

4.Технологии  поиска знаний в сырых данных KDD (Knowledge Discovery in Databases).

5.Технологии  поиска зависимостей в данных Data Mining.

Большая ответственность  за принятие правильных решений в  управлении инновационными  процессами обусловила следующие общие требования к информационно-аналитическому обеспечению :

1. Обеспечение  пользователей информацией в  полном объеме требований в  данной предметной области за  счет априорной избыточности  хранимой информации и адаптивного интерфейса, учитывающего контекстное решение управленческих задач.

2. Адаптация  компонентов информационной составляющей  к возможным изменениям информационных  потребностей пользователей без  существенной модификации ранее  реализованных алгоритмов обработки информации.

3. Разработка компонентов аналитической составляющей с учетом возможностей расширения и изменения перечня расчетных задач.

Кроме того, информационно-аналитическое обеспечение должно удовлетворять требованиям, предъявляемым со стороны конечных пользователей [6]

Создание информационного обеспечения, удовлетворяющего в наибольшей степени заданным требованиям, представляет собой задачу высокой сложности, решение которой требует существенных затрат средств и времени. Поэтому целесообразно его поэтапное создание путем взаимного согласования методического, программного, технического и организационного обеспечения, Как отмечено выше, основой информационно-аналитического обеспечения  является единое Хранилище Данных. Необходимость систематизации и обобщения оценок по всем аспектам управления инновационными процессами обусловливает структуру информационно-аналитического обеспечения как специализированной проблемно-ориентированной информационно-аналитической системы, способной решать как информационные, так и аналитические задачи.

К информационным задачам относятся:

- сбор, хранение, обработка и распространение  информации;

- своевременное  и полное удовлетворение потребителей  достоверной фактографической и проблемно-ориентированной информацией;

- обеспечение  государственных органов управления, научно-исследовательских, проектных и конструкторских организаций достоверной информацией об объектах инновациии;

- целевое информационное  обеспечение органов управления  и научно-исследовательских организаций  о современном уровне, тенденциях и перспективах развития инновационных технологий;

- информационное  обеспечение научно-технических  и технологических программ;

- информационное  сопровождение экспертизы и оценки  объектов управления.

При этом Хранилище  Данных должно обеспечивать:

- выявление  приоритетных и наукоемких направлений  научно-технического прогресса, определяющих возможности по созданию высокотехнологичной, конкурентоспособной продукции;

- сопоставительный  анализ отечественных и зарубежных  достижений в рассматриваемой сфере деятельности;

Информация о работе Информационно - аналитическое обеспечение управления инновационными процессами