История инновационного менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 14:42, реферат

Краткое описание

Инновационный процесс представляет собой подготовку и осуществление инновационных изменений и складывается из взаимосвязанных фаз, образующих единое, комплексное целое. В результате этого процесса появляется реализованное, использованное изменение – инновация. Для осуществления инновационного процесса большое значение имеет диффузия (распространение во времени уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях или местах применения). Инновационный процесс имеет циклический характер. Учет этих моментов будет способствовать созданию гибких систем организации и управления экономикой.

Содержание

Введение
1.История возникновения инновационного менеджмента
2.Сущность инновационного менеджмента
3. Характеристика инновационного менеджмента
4.Пример нововведения в конкретной организации
5. Заключение
6.Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

история возникновения иновац.менеджмента.docx

— 47.19 Кб (Скачать файл)

Научно-техническая  и инновационная деятельность 

Научно-техническая  и инновационная деятельность является необходимым условием развития инновационных  процессов и управление этой областью является одной из задач инновационного менеджера.  

Научно-техническая  деятельность связана с рождением, развитием, распространением и применением  научно-технических знаний. Она включает: научные исследования и разработки; научно-техническое образование  и подготовку кадров; научно-технические  услуги.  

Научные исследования и разработки представляют собой  творческую деятельность. Их целью  является увеличение объема знаний о  человеке, природе, обществе, поиск  новых путей применения этих знаний.  

Научные исследования и разработки охватывают: фундаментальные  исследования, прикладные исследования, разработки.  

Фундаментальные исследования – экспериментальные  или теоретические исследования, направленные на получение новых  знаний. Их результатом могут быть теории, гипотезы, методы и т.п. Они  могут завершаться рекомендациями о проведении прикладных исследований, научными докладами, публикациями.  

В отличие от фундаментальных исследований, прикладные исследования имеют целью решение  конкретных практических задач. Они  представляют собой оригинальные работы, направленные на получение новых  знаний, поиск путей использования  результатов фундаментальных исследований; новых методов решения тех  или иных проблем.  

Разработки –  это работы, направленные на создание новых продуктов или устройств, новых материалов, внедрение новых  процессов, систем и услуг или  усовершенствование уже выпускаемых  или введенных в действие. Они  могут быть связаны с разработкой: определенной конструкции инженерного  объекта или технической системы  ( конструкторские работы ); идей и вариантов нового объекта, в том числе нетехнического, на уровне чертежа или другой системы знаковых средств ( проектные работы ); технологических процессов, то есть способов объединения физических, химических, технологических и других процессов с трудовыми в целостную систему, производящую определенный полезный продукт ( технологические работы ); созданием опытных образцов ( оригинальных моделей , обладающих принципиальными особенностями создаваемого новшества); проведением испытаний для получения технических и других данных и накопления опыта . (это находит отражение в технической документации по применению нововведений).  

Таким образом, научные исследования и разработки включают :

-конструкторские работы;

- проектные  работы;

-технологические работы;

-создание опытных  образцов;  

-проведение  испытаний.  

Для изучения рынка  новшеств инновационный менеджер должен учитывать, что статистическая информация о научных исследованиях и  разработках дается не только по видам  работ, но и по секторам науки, социально-экономическим  целям и отраслям науки .  

Рассмотрим теперь понятие научно-технической услуги.  

Научно-технические  услуги охватывают деятельность, связанную  с научными исследованиями и разработками и способствующую распространению  и применению научно-технических  знаний. Научно-техническими услугами могут заниматься:

научные организации  в качестве неосновной деятельности;  

самостоятельные  организации, созданные для этих  целей ( институты научно-технической информации, библиотеки, архивы и др.).  

К научно-техническим  услугам относятся : предоставление научно-технической информации; перевод, редактирование и издание научно-технической литературы; изыскания (геологические, гидрологические, топографические и др.); разведка полезных ископаемых; сбор данных о социально-экономических явлениях; испытания; контроль качества; консультирование клиентов по подготовка и реализации конкретных проектов (кроме научных исследований и разработок, обычных инженерных услуг); патентно-лицензионная деятельность.  

Научные исследования и разработки отличаются от других видов деятельности наличием в них  значительного элемента новизны.  

Объектами управления в инновационном менеджменте  является процесс внедрения инноваций, деятельность органов управления и  финансирования научных исследований и разработок.  

Инновационная деятельность – понятие более  широкое. Она включает научно-техническую  деятельность, организационную, финансовую и коммерческую и является важнейшей  составляющей продвижения новшеств потребителям. Научные исследования и разработки, являясь источником новых идей , осуществляются на различных этапах инновационного процесса.  

В исследованиях  инноваций выделяют следующие виды инновационной деятельности:

-инструментальная  подготовка и организация производства (приобретение производственного оборудования и инструмента, изменения в них, а также в процедурах, методах  и стандартах производства и контроля качества изготовления нового продукта или применения нового технологического процесса);

-пуск производства и предпроизводственные разработки, включающие модификации продукта и технологического процесса, переподготовку персонала для применения новых технологий и оборудования, а также пробное производство, если предполагается доработка конструкции;

-маркетинг новых  продуктов (виды деятельности, связанные  с выходом нового продукта на рынок, то есть предварительное исследование рынка, адаптация продукта к различным  рынкам, рекламная кампания);

-приобретение  неовеществленной технологии со стороны в форме патентов, лицензий, раскрытия ноу-хау, торговых марок, конструкций, моделей и услуг технологического содержания;  

-приобретение  овеществленной технологии (машин  и оборудования, по своему технологическому  содержанию связанных с внедрением  продуктовых или процессных инноваций);  

-производственное  проектирование (подготовка планов  и чертежей, предусмотренных для  определения производственных процедур, технических спецификаций, эксплуатационных  характеристик).  

Источниками финансирования науки и инноваций в России являются собственные средства организаций (предприятий), выполняющих научные  исследования и разработки или осуществляющих инновации; средства бюджета, в том  числе федерального (для научных  исследований и разработок), бюджетов субъектов федерации и местных  бюджетов, получаемые организацией непосредственно  или по договорам с заказчиком; средства внебюджетных фондов (фонда  стабилизации экономики, фонда регионального  развития, отраслевых и межотраслевых  внебюджетных фондов научно-исследовательских  и опытно-конструкторских работ, российского фонда технологического развития и др.); иностранные источники (средства, получаемые от юридических  и физических лиц, находящихся вне  политических границ государства, а  также от международных организаций).  

 

 

 

 

 

 

 

 

Характеристика инновационного менеджмента

Многие в России признают важность инноваций, но это вовсе  не означает, что они должным образом  их осуществляют. Часто нововведения даже не находят необходимой экономической  мотивации. Процесс обновления всех сторон деятельности фирмы нереален без инновационного менеджмента. Чтобы  характеристика инновационного менеджмента  не только как области исследований, но и практической деятельности стала  более отчетливой, приведем характеристику наиболее актуальных проблем, которые  обычно решаются в рамках менеджмента  продуктовых инноваций.

- Исследование рынка для  новых продуктов (потребностей, емкости  рынка, эластичности ожидаемого  спроса по цене продукта, предпочтений  потребителей в отношении качественных  параметров продукта, условий его  поставки и обслуживания во  взаимосвязи с ценой, взаимодополняемости и взаимозаменяемости нового продукта с другими продуктами и услугами и т.п.). Выбор целевых сегментов рынка для нового продукта и его модификаций, а также стратегии продвижения продукта к потребителям (выработка методов ознакомления их с продуктом, сертификация продукта, реклама, работа с клиентами).

- Прогнозирование деятельности, характера и стадий жизненного  цикла нового продукта (на этой  основе принятие решений о  размере и характере создаваемых  под продукт производственных  мощностей, оптимальном объеме  капиталовложений, методах амортизации  специального технологического  оборудования, о выборе между  покупкой либо арендой оборудования, типах и сроках трудовых контрактов  для привлекаемых работников, глубине  их переквалификации и т.д.).

- 0предление способов продажи  нового продукта (реализация продукта  своими силами или через посредников).

- Исследование конъюнктуры  рынков ресурсов (оборудования, программных  продуктов и т.д.), необходимых  для производства и продажи  новой услуги (с целью выяснения  доступности этих ресурсов), прогнозирование  меры стабильности выявленной  конъюнктуры, возможного ее ухудшения,  удорожания ресурсов.

- Нахождение субподрядчиков (субконракторов) на освоение и поставку требующихся для новой услуги оборудования, программных продуктов (при необходимости - изыскание специфических способов стимулирования таких субподрядчиков: включение их в долю, создание совместных предприятий, вхождение с ними в партнерство и т.п.).

- Изучение возможных вариантов  кооперации с конкурентами по  поводу разработки и освоения  технически сложного и рискового  продукта.

- Осуществление комплексного  анализа затрат, цены, объемов производства  и продаж нового продукта с  целью планирования оптимальных  (в краткосрочном и долгосрочном  плане) объемов выпуска, продажных  цен и контрольных цифр по  ценам закупки ресурсов и операционным  расходам.

- Оценка эффективности  и планирование инновации как  инвестиционного проекта (с использованием  критериев ценности инновации,  нормы отдачи и срока окупаемости  капитальных вложений).

- Анализ рисков, определение  методов их минимизации и страхования.

- Выбор организационной  формы создания, освоения и размещения  на рынке нового продукта (планирование, бюджетирование и мониторинг  инновационного проекта; внутренний  или внешний венчур).

- Исследование целесообразности  и планирование наиболее адекватных  форм передания технологий в процессе создания, освоения, размещения на рынке и поддержания необходимого объема продаж нового продукта (лицензии, трансферты дочерним фирмам, откомандирование специалистов, выдача либо выполнение заказов на исследования и разработки, научно-техническое сотрудничество и др.).

Применительно к процессам  нововведений (технологии, организация  производства и управленческие процессы) менеджмент инноваций решает аналогичные проблемы и практические задачи - с той лишь разницей, что здесь определяющим фактором является не только создание новым продуктам нового рынка, а возможность с помощью более производительных технологий в большей мере насытить рынок существующего продукта. Основным в менеджменте инноваций выступает, таким образом, подход к инновациям с позиций их рыночной перспективности.

Особое значение сейчас в  России приобретает создание атмосферы, стимулирующей поиск и освоение нововведений. Современная ситуация характеризуется резким обострением  конкурентной борьбы. В этих условиях инновации становятся обязательным элементом хозяйственной деятельности предприятия и являются основной движущей силой и предпосылкой его  развития. Нововведения играют решающую роль в стратегическом управлении предприятием, нацеленным на выживание, сохранение и  упрочение своего положения на рынке  в долгосрочной перспективе. Однако пока способности к инновационным  подходам внутри самих организаций как на индивидуальном, так и на групповом уровне часто не развиты и не ценятся по достоинству. Хорошие идеи и предложения нередко тонут в трясине бюрократизма и самоудовлетворенности или, хуже того, даже не выносятся на рассмотрение руководства из опасения, что они не будут приняты. В результате наблюдается ситуация, что многим фирмам не удается извлечь выгоду из благого стремления их сотрудникам к инновациям.

Руководители часто задают вопрос: «Как сделать организацию  восприимчивой к нововведению, желающей его, стремящейся к нему и работающей на него?». Если организация смотрит  на новшество как на нечто противоречащее естественному ходу процесса, как  на плавание против течения, - оно никогда  не осуществится. Нововведенческие мероприятия должны быть неотъемлемой частью обычной, нормальной работы. Для этого инновационная деятельность требует создания творческой атмосферы в коллективе. Она не может возникнуть в приказном порядке, директивные указания скорее дадут обратный эффект. Можно заставить сотрудника приходить на службу пять раз в неделю и отбывать по восемь часов в день. Но никогда нельзя вынудить работать на самом высоком уровне - великолепная работа - это чисто добровольный вклад, который возможен лишь тогда, когда сотрудник ощущает заботу о себе, чувствует себя совладельцем организации. В результате неосязаемое - доверие, забота, внимание - дает вполне осязаемые результаты - прибыль. Следовательно, инновационный климат - это сформированная определенным образом обстановка, в которой человек чувствует себя свободным, полностью мотивированным, готовым к творческой работе.

Стремление к творчеству - важная особенность человека. Обычно сотрудник желает оказаться в  такой ситуации, когда от него ждут творческой работы. Однако часто он находится в системе, которая  заставляет подчиняться административным распоряжениям в прямой или косвенной  форме. Иногда требования системы разумны и понятны, и работник охотно их принимает, в других случаях причинные связи неясны или противоречат его убеждениям и интересам. Инновационный климат в фирме необходим, если она намерена разработать новую продукцию с расчетом на рыночный успех. Такой климат можно создать в результате использования принципов инновационного менеджмента: стимулировать чувство ответственности и решимости в достижении намеченной цели; вносить полную ясность относительно поставленных перед коллективом задач; формулировать коллективу и отдельным его членам задачу в полном объеме (объясняя, что они должны делать и к чему стремиться); обеспечивать условия для творческого труда; создавать оптимальные условия для успешного выполнения поставленной задачи; поддерживать и стимулировать коллектив при решении возникающих проблем.

Информация о работе История инновационного менеджмента