Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 14:42, реферат
Инновационный процесс представляет собой подготовку и осуществление инновационных изменений и складывается из взаимосвязанных фаз, образующих единое, комплексное целое. В результате этого процесса появляется реализованное, использованное изменение – инновация. Для осуществления инновационного процесса большое значение имеет диффузия (распространение во времени уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях или местах применения). Инновационный процесс имеет циклический характер. Учет этих моментов будет способствовать созданию гибких систем организации и управления экономикой.
Введение
1.История возникновения инновационного менеджмента
2.Сущность инновационного менеджмента
3. Характеристика инновационного менеджмента
4.Пример нововведения в конкретной организации
5. Заключение
6.Список литературы
Научно-техническая и инновационная деятельность
Научно-техническая и инновационная деятельность является необходимым условием развития инновационных процессов и управление этой областью является одной из задач инновационного менеджера.
Научно-техническая деятельность
связана с рождением, развитием, распространением
и применением научно-технических знаний.
Она включает: научные исследования и разработки;
научно-техническое
Научные исследования и разработки представляют собой творческую деятельность. Их целью является увеличение объема знаний о человеке, природе, обществе, поиск новых путей применения этих знаний.
Научные исследования и разработки охватывают: фундаментальные исследования, прикладные исследования, разработки.
Фундаментальные исследования
– экспериментальные или теоретические
В отличие от фундаментальных исследований,
прикладные исследования имеют целью решение
конкретных практических задач. Они представляют
собой оригинальные работы, направленные
на получение новых знаний, поиск путей использования
результатов фундаментальных
Разработки – это работы, направленные
на создание новых продуктов или устройств,
новых материалов, внедрение новых процессов,
систем и услуг или усовершенствование
уже выпускаемых или введенных в действие.
Они могут быть связаны с разработкой: определенной
конструкции инженерного объекта или технической
Таким образом, научные исследования и разработки включают :
-конструкторские работы;
- проектные работы;
-технологические работы;
-создание опытных образцов;
-проведение испытаний.
Для изучения рынка новшеств инновационный менеджер должен учитывать, что статистическая информация о научных исследованиях и разработках дается не только по видам работ, но и по секторам науки, социально-экономическим целям и отраслям науки .
Рассмотрим теперь понятие научно-технической
Научно-технические услуги охватывают деятельность, связанную с научными исследованиями и разработками и способствующую распространению и применению научно-технических знаний. Научно-техническими услугами могут заниматься:
научные организации в качестве неосновной деятельности;
самостоятельные организации, созданные для
К научно-техническим услугам относятся : предоставление научно-технической информации; перевод, редактирование и издание научно-технической литературы; изыскания (геологические, гидрологические, топографические и др.); разведка полезных ископаемых; сбор данных о социально-экономических явлениях; испытания; контроль качества; консультирование клиентов по подготовка и реализации конкретных проектов (кроме научных исследований и разработок, обычных инженерных услуг); патентно-лицензионная деятельность.
Научные исследования и разработки отличаются от других видов деятельности наличием в них значительного элемента новизны.
Объектами управления в инновационном менеджменте является процесс внедрения инноваций, деятельность органов управления и финансирования научных исследований и разработок.
Инновационная деятельность – понятие более широкое. Она включает научно-техническую деятельность, организационную, финансовую и коммерческую и является важнейшей составляющей продвижения новшеств потребителям. Научные исследования и разработки, являясь источником новых идей , осуществляются на различных этапах инновационного процесса.
В исследованиях инноваций выделяют следующие виды инновационной деятельности:
-инструментальная подготовка и организация производства (приобретение производственного оборудования и инструмента, изменения в них, а также в процедурах, методах и стандартах производства и контроля качества изготовления нового продукта или применения нового технологического процесса);
-пуск производства и предпроизводственные разработки, включающие модификации продукта и технологического процесса, переподготовку персонала для применения новых технологий и оборудования, а также пробное производство, если предполагается доработка конструкции;
-маркетинг новых продуктов (виды деятельности, связанные с выходом нового продукта на рынок, то есть предварительное исследование рынка, адаптация продукта к различным рынкам, рекламная кампания);
-приобретение неовеществленной технологии со стороны в форме патентов, лицензий, раскрытия ноу-хау, торговых марок, конструкций, моделей и услуг технологического содержания;
-приобретение овеществленной технологии
(машин и оборудования, по своему технологическому
содержанию связанных с
-производственное проектирование
(подготовка планов и чертежей, предусмотренных для
определения производственных
Источниками финансирования
науки и инноваций в России являются собственные средства
организаций (предприятий), выполняющих научные
исследования и разработки или осуществляющих
инновации; средства бюджета, в том числе федерального
(для научных исследований и разработок),
бюджетов субъектов федерации и местных
бюджетов, получаемые организацией непосредственно
или по договорам с заказчиком; средства
внебюджетных фондов (фонда стабилизации
экономики, фонда регионального развития,
отраслевых и межотраслевых внебюджетных
фондов научно-исследовательских и опытно-конструкторских
Характеристика инновационного менеджмента
Многие в России признают
важность инноваций, но это вовсе
не означает, что они должным образом
их осуществляют. Часто нововведения
даже не находят необходимой
- Исследование рынка для
новых продуктов (потребностей, емкости
рынка, эластичности
- Прогнозирование деятельности,
характера и стадий жизненного
цикла нового продукта (на этой
основе принятие решений о
размере и характере
- 0предление способов продажи
нового продукта (реализация продукта
своими силами или через
- Исследование конъюнктуры
рынков ресурсов (оборудования, программных
продуктов и т.д.), необходимых
для производства и продажи
новой услуги (с целью выяснения
доступности этих ресурсов), прогнозирование
меры стабильности выявленной
конъюнктуры, возможного ее
- Нахождение субподрядчиков (субконракторов) на освоение и поставку требующихся для новой услуги оборудования, программных продуктов (при необходимости - изыскание специфических способов стимулирования таких субподрядчиков: включение их в долю, создание совместных предприятий, вхождение с ними в партнерство и т.п.).
- Изучение возможных вариантов
кооперации с конкурентами по
поводу разработки и освоения
технически сложного и
- Осуществление комплексного
анализа затрат, цены, объемов производства
и продаж нового продукта с
целью планирования
- Оценка эффективности
и планирование инновации как
инвестиционного проекта (с
- Анализ рисков, определение
методов их минимизации и
- Выбор организационной
формы создания, освоения и размещения
на рынке нового продукта (планирование,
бюджетирование и мониторинг
инновационного проекта;
- Исследование целесообразности
и планирование наиболее
Применительно к процессам нововведений (технологии, организация производства и управленческие процессы) менеджмент инноваций решает аналогичные проблемы и практические задачи - с той лишь разницей, что здесь определяющим фактором является не только создание новым продуктам нового рынка, а возможность с помощью более производительных технологий в большей мере насытить рынок существующего продукта. Основным в менеджменте инноваций выступает, таким образом, подход к инновациям с позиций их рыночной перспективности.
Особое значение сейчас в
России приобретает создание атмосферы,
стимулирующей поиск и освоение
нововведений. Современная ситуация
характеризуется резким обострением
конкурентной борьбы. В этих условиях
инновации становятся обязательным
элементом хозяйственной
Руководители часто задают вопрос: «Как сделать организацию восприимчивой к нововведению, желающей его, стремящейся к нему и работающей на него?». Если организация смотрит на новшество как на нечто противоречащее естественному ходу процесса, как на плавание против течения, - оно никогда не осуществится. Нововведенческие мероприятия должны быть неотъемлемой частью обычной, нормальной работы. Для этого инновационная деятельность требует создания творческой атмосферы в коллективе. Она не может возникнуть в приказном порядке, директивные указания скорее дадут обратный эффект. Можно заставить сотрудника приходить на службу пять раз в неделю и отбывать по восемь часов в день. Но никогда нельзя вынудить работать на самом высоком уровне - великолепная работа - это чисто добровольный вклад, который возможен лишь тогда, когда сотрудник ощущает заботу о себе, чувствует себя совладельцем организации. В результате неосязаемое - доверие, забота, внимание - дает вполне осязаемые результаты - прибыль. Следовательно, инновационный климат - это сформированная определенным образом обстановка, в которой человек чувствует себя свободным, полностью мотивированным, готовым к творческой работе.
Стремление к творчеству - важная особенность человека. Обычно сотрудник желает оказаться в такой ситуации, когда от него ждут творческой работы. Однако часто он находится в системе, которая заставляет подчиняться административным распоряжениям в прямой или косвенной форме. Иногда требования системы разумны и понятны, и работник охотно их принимает, в других случаях причинные связи неясны или противоречат его убеждениям и интересам. Инновационный климат в фирме необходим, если она намерена разработать новую продукцию с расчетом на рыночный успех. Такой климат можно создать в результате использования принципов инновационного менеджмента: стимулировать чувство ответственности и решимости в достижении намеченной цели; вносить полную ясность относительно поставленных перед коллективом задач; формулировать коллективу и отдельным его членам задачу в полном объеме (объясняя, что они должны делать и к чему стремиться); обеспечивать условия для творческого труда; создавать оптимальные условия для успешного выполнения поставленной задачи; поддерживать и стимулировать коллектив при решении возникающих проблем.