Классификация инноваций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 12:19, реферат

Краткое описание

Целью работы является исследование классификаций инноваций.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
- выявление признаков классификаций инноваций;
- изучение различных классификаций инноваций.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….….....3
1. Понятие инновации, понятие классификации инноваций……………………..4
2. Обзор основных признаков, лежащих в основе классификации инноваций....6
3. Признаки, лежащие в основе общей классификации инноваций и инновационных продуктов………………………………………………………….9
4. Классификация инноваций по П.Н. Завлину и А.В. васильеву ………………13
5. Классификация инноваций по Э.А. Уткину, Г.И. Морозовой, Н.И. Морозовой……………………………………………………………………….…..14
6. Классификация инноваций по С.Д. Ильенковой……………………………….15
Заключение…………………………………………………………………………..16
Список используемой литературы…………………...………………………….....17

Вложенные файлы: 1 файл

реф иннов мен.doc

— 137.00 Кб (Скачать файл)

 


 


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

 

ИНСТИТУТ БИЗНЕСА И ПРАВА

Череповецкий филиал

 

Кафедра менеджмента

 

 

Реферат

 

 

Дисциплина: Инновационный менеджмент

Тема: Классификация инноваций

 

НАПРАВЛЕНИЕ: 080500 – МЕНЕДЖМЕНТ

 

 

 

Выполнил

студент гр. 1 – 76/10   ____________________ Астахов Р.А.

(подпись  студента)

Дата: 1.04.2014

 

Зав. кафедрой менеджмента ЧФ ИБП,

кандидат филологических наук ____________________  Ковшикова Г.А.

              (подпись преподавателя)

Дата:

Оценка: _______________________

 

 

 

 

 

Череповец 2014

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………….….....3

1. Понятие инновации, понятие классификации инноваций……………………..4

2. Обзор основных признаков, лежащих в основе классификации инноваций....6

3. Признаки, лежащие в основе общей классификации инноваций и инновационных продуктов………………………………………………………….9

4. Классификация инноваций по  П.Н. Завлину и А.В. васильеву ………………13

5. Классификация инноваций по Э.А. Уткину, Г.И. Морозовой, Н.И. Морозовой……………………………………………………………………….…..14 

6. Классификация инноваций по  С.Д. Ильенковой……………………………….15

Заключение…………………………………………………………………………..16

Список используемой литературы…………………...………………………….....17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В современных рыночных условиях для обеспечения выживаемости организациям необходимо вводить новшества в производственной и технологической структуре, благодаря которым организация будет выгодно отличаться от конкурентов.

Нововведения - это неизвестное зерно, которое может взойти как добром, так и злом. (Пьер Буаст) Любая инновация может принести как выгоду, так и убытки, все будет зависеть от того, насколько подробно, досконально составлен план внедрения инновации, верны ли подсчеты.

Разумеется, для успешного внедрения инновации, необходимо представлять, что представляет из себя инновация, какие существуют классификации инноваций, и каковы признаки этих классификаций. В связи с этим не остается сомнений в актуальности темы курсовой работы.

Существует множество подходов к классификации инноваций. Для того, что изучить их, в качестве теоретической базы я выбрала некоторую литературу, среди которой есть как учебные пособия, так и журналы и монографии, перечисленную ниже. Однако основной упор я делала на труды Кузьмина А.М., Фатхутдинова Р.А. и Инновационный менеджмент: журнал.

Целью работы является исследование классификаций инноваций.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

- выявление признаков классификаций  инноваций;

- изучение различных классификаций  инноваций.

 

 

 

 

 

 

 

1. ПОНЯТИЕ ИННОВАЦИЙ, ПОНЯТИЕ КЛАССИФИКАЦИИ ИННОВАЦИЙ

 

Инновация - это внедрённое новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком. Является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации. Примером инновации является выведение на рынок продукции (товаров и услуг) с новыми потребительскими свойствами или качественным повышением эффективности производственных систем.

В мировой экономической литературе «инновация» интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях.

В соответствии с международными стандартами инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам. Инновация может быть рассмотрена как в динамическом, так и в статическом аспекте. В последнем случае инновация представляется как конечный результат научно-производственного цикла.

Классификация инноваций означает распределение инноваций на конкретные группы по определенным критериям. Построение классификационной схемы инноваций начинается с определения классификационных признаков. Классификационный признак представляет собой отличительное свойство данной группы инноваций, ее главную особенность.

Классификацию инноваций можно проводить по разным схемам, используя различные классификационные признаки. В литературе представлены самые различные подходы к классификации инноваций, а также к выделению ее критериев.

Инновации классифицируются по следующим признакам:

  1. значимость (базисные, улучшающие, псевдоинновации);
  2. направленность (заменяющие, рационализирующие, расширяющие);
  3. место реализации (отрасль возникновения, отрасль внедрения, отрасль потребления);
  4. глубина изменения (регенерирование первоначальных способов, изменение количества, перегруппировка, адаптивные изменения; новый вариант, новое поколение, новый вид, новый род);
  5. разработчик (разработанные силами предприятия, внешними силами);
  6. масштаб распространения (для создания новой отрасли, применение во всех отраслях);
  7. место в процессе производства (основные продуктовые и технологические, дополняющие продуктовые и технологические);
  8. характер удовлетворяемых потребностей (новые потребности, существующие потребности);
  9. степень новизны (на основе нового научного открытия, на основе нового способа применения к давно открытым явлениям);
  10. время выхода на рынок (инновации-лидеры, инновации-последователи);
  11. причина возникновения (реактивные, стратегические);
  12. область применения (технические, технологические, организационно-управленческие, информационные, социальные и т.д.).

 

 

 

 

 

2. ОБЗОР ОСНОВНЫХ ПРИЗНАКОВ, ЛЕЖАЩИХ В ОСНОВЕ КЛАССИФИКАЦИИ ИННОВАЦИЙ

 

По значимости различают базисные инновации, которые реализуют крупные изобретения и становятся основой формирования новых поколений и направлений техники; улучшающие инновации, обычно реализующие мелкие и средние изобретения и преобладающие на фазах распространения и стабильного развития научно-технического цикла; псевдоинновации, направленные на частичное улучшение устаревших поколений техники и технологий.

По направлениям воздействия на процесс производства инновации могут быть расширяющими (нацелены на глубокое проникновение в различные отрасли и рынки имеющихся базисных инноваций), рационализирующими (по сути, близки к видоизменениям) и заменяющими (предназначены для замены старых продуктов или технологий новыми, основанными на выполнении той же функции).

Классификация инноваций по глубине вносимых изменений позволяет последовательно проследить переходы от инноваций более низкого уровня к более высокому:

  • регенерирование первоначальных свойств системы, сохранение и обновление ее существующих функций;
  • изменение количественных свойств системы, перегруппировка составных частей системы с целью улучшения ее функционирования;
  • адаптивные изменения элементов производственной системы с целью приспособления друг к другу;
  • новый вариант - простейшее качественное изменение, выходящее за рамки простых адаптивных изменений;
  • новое поколение - меняются все или большинство свойств системы, но базовая концепция сохраняется;
  • новый вид - качественное изменение первоначальных свойств системы, первоначальной концепции без изменения функционального принципа;
  • новый род - высшее изменение в функциональных свойствах системы, которое меняет ее функциональный принцип;
  • радикальные (базовые);
  • улучшающие;
  • модификационные (частные).

По масштабам распространения могут быть выделены локальные инновации, развивающие имеющиеся базисные технологии; отраслевые инновации, ставшие основой для новой отрасли; и глобальные инновации, которые находят применение во всех отраслях.

По характеру удовлетворяемых потребностей инновации могут быть ориентированы на существующие потребности или могут создавать новые.

По степени новизны инновации могут быть основаны на новых открытиях или быть созданными па основе нового способа, примененного к открытым явлениям. Также, по типу новизны для рынка инновации делятся на:

  • новые для отрасли в мире;
  • новые для отрасли в стране;
  • новые для данного предприятия (группы предприятий).

По причинам возникновения инновации можно разделить на реактивные, обеспечивающие выживание фирмы, представляющие собой реакцию на нововведения, осуществленные конкурентом; и стратегические - инновации, внедрение которых имеет упреждающий характер с целью получения конкурентных преимуществ в перспективе.

По области применения инновации весьма своеобразны: технические появляются обычно в производстве продуктов с новыми или улучшенными свойствами; технологические возникают при применении улучшенных, более совершенных способов изготовления продукции; организационно-управленческие связаны, прежде всего, с процессами оптимальной организации производства, транспорта, сбыта и снабжения; информационные решают задачи организации рациональных информационных потоков в сфере научно-технической и инновационной деятельности, повышения достоверности и оперативности получения информации; социальные направлены на улучшение условий труда, решение проблем здравоохранения, образования, культуры.

По месту инноваций в системе (на предприятии) можно выделить:

  • инновации «на входе» предприятия (изменения в выборе сырья, материалов, машин и оборудования, информации и др.);
  • инновации «на выходе» предприятия (изделия, услуги, технологии, информация и др.);
  • инновации системной структуры предприятия (управленческой, производственной, технологической).

Научно-исследовательским институтом системных исследований (РНИИСИ) предложена расширенная классификация инноваций с учетом сфер деятельности предприятия. Согласно этому признаку инновации подразделяются на:

  • технологические;
  • производственные;
  • экономические;
  • торговые;
  • социальные;
  • в области управления.

В теории инновационного менеджмента выделяют общую (традиционную) классификацию инноваций и инновационных продуктов и классификацию инноваций, учитывающую развитие технологий на основе «подрывных» инноваций.

 

 

 

 

3. ПРИЗНАКИ, ЛЕЖАЩИЕ В ОСНОВЕ ОБЩЕЙ КЛАССИФИКАЦИИ ИННОВАЦИЙ И ИННОВАЦИОННЫХ ПРОДУКТОВ

внедрение рентабельность

Как источник идеи для инновации могут выступать:

  • открытие, научная идея, научная теория, явление;
  • изобретение, ряд изобретений, лицензии;
  • рационализаторские предложения;
  • прочие ситуации.

Вид новшества:

  • продукта, его конструкции или устройства, системы и механизма;
  • технологии, метода, способа;
  • материала, вещества;
  • живых организмов, растений;
  • постройки, здания, сооружения, офиса, цеха или участка, другого архитектурного решения;
  • информационного продукта (проекта, исследования, разработки, программы и т.п.;
  • услуги;
  • прочих решений.

По областям применения в научно-производственном процессе в сфере промышленности, транспорта, связи и сельского хозяйства выделяются следующие виды инноваций:

  • научно-исследовательские, которые изменяют процесс в сфере НИОКР;
  • технические или продуктовые, которые появляются обычно в производстве продуктов с новыми или улучшенными свойствами, ведут к изменению технологий деловых процессов у потребителя;
  • технологические, которые возникают при применении улучшенных, более совершенных способов изготовления продукции, ведут к изменению технологий деловых процессов у потребителя;
  • информационно-коммуникационные, которые ведут к изменению технологий обработки информации и технологии связи у потребителя;
  • маркетинговые, которые ведут к изменениям в исследовании рынков и работе на них, изменениям брэндов товаров и организаций;
  • логистические, которые ведут к изменениям в сфере организации движения потоков, снабжении и сбыте.
  • организационно-управленческие, которые ведут к изменениям в организационном механизме и системе управления, совершенствуют их;
  • социально-экономические, правовые и другие, которые изменяют социальные, экономические и правовые условия функционирования предприятия.

Информация о работе Классификация инноваций