4. Инновации в экскурсионной
деятельности
Историко-культурный центр
с музеефицированным и этнографическим
комплексами должен стать интересных
и привлекательных объектов туризма. Для
этого предполагаются создание традиционной
экспозиции и показ реконструированных,
желательно функционирующих комплексов.
В археологической и этнографической
деревнях наряду с реконструированными
комплексами могут работать мастерские
по производству самой разной продукции.
Очень интересный пример организации
туристской деятельности имеется в болгарском
городе Толбухин. Созданный в нем этнографический
комплекс успешно решает задачи сохранения,
осмысления архитектуры, быта и экономического
прошлого города конца XIX – начала XX вв.
В состав комплекса входят реставрированные
каменные водоёмы, ремесленные мастерские
(медницкая, кузнечная, столярная, суконодельная,
вязальная, ткацкая, резьбовая, ювелирная,
переплетная, гончарная, точильная, мастерские
для музыкальных инструментов болгарской
национальной вышивки). В этих мастерских
народные мастера по подлинным образцам
и старой технике оригинальными инструментами
вырабатывают произведения высоких художественных
качеств.
Рассмотрим ряд основных понятий
нашего курса с учётом туристкой специфики.
Так для эффективного и динамического
развития сферы туризма в идеальном варианте инновационная сфера
(в данном случае туристская) должна иметь
специальную инновационную инфраструктуру
(национальные парки, культурно-развлекательные
и досуговые центры, современные отели,
гостиницы, загородные клубы, дороги, транспорт
и т. д.).
Инновационный процесс
– это совокупность
выполняемых в определенной последовательности
научных, производственных, финансовых,
коммерческих и организационных мероприятий,
приводящих к нововведению. Как было отмечено,
в предшествующих темах, различают "Инновация
– продукт" и "Инновация – процесс".
К инновационным процессам, связанных
с реализации коммерческих проектов на
наш взгляд более применим "Инновация
– процесс".
"Инновация – процесс"
имеет четыре этапа жизненного цикла:
1) «зарождение», 2)«освоение»
3)«диффузия» 4)«рутинизация».
Пример второго этапа может
быть следующий. Так для апробации инновационных
проектов организуется специальная, экспедиция
с участием сотрудников различных издательств,
представителей нескольких турфирм - организаторов
проекта, корреспондентов, экскурсоводов,
фотографов и студентов – будущих специалистов
в туристском бизнесе.
Одна из таких экспедиций состоялась
в 2002 г. и прошла по маршруту: Тверь - Казань
- Уфа - Стерлитамак - Елабуга. Путешествие
было рассчитано на 10 дней и растянулось
в общей сложности на 5000 км.
Во время экспедиции ее участниками
осматривались памятники архитектуры,
археологии, природные заповедники, древние
монастыри и храмы. В том числе экспедиционеры
посетили Казанский кремль с древними
постройками и новой мечетью, Раифский
мужской монастырь на берегу красивейшего
озера, музеи Шишкина и М. Цветаевой в Елабуге,
национальные парки «Нижняя Кама», «Башкирия»
и «Таганай», Южно-уральский заказник,
осмотрели родники в горах, уникальный
заповедник Шульган-Таш с пещерой и т.д.
5. Инновации в гостиничном бизнесе
В последние десятилетия меняется
и структура гостиничного бизнеса. В начале
1990-х гг. американская гостиничная индустрия
создала новую форму финансирования –
деловую корпорацию, имеющую налоговые
льготы в отношении прав собственности.
Внедрение такого вида финансирования
разделило права владения и управления
– появился новый тип владельцев гостиниц.
Раньше владельцы были «специалистами
гостиничного бизнеса», а теперь стали
«владельцами недвижимости». В гостиничной
индустрии появились два различных типа
специалистов: занимающиеся бизнесом
владельцы гостиниц и администраторы,
организующие прием и обслуживание клиентов.
Гостиничная индустрия, вслед
за транспортными отраслями и распределительными
сетями, также стала консолидироваться.
Происходит постоянный процесс слияний
и приобретений, создания различных партнерских
союзов. В настоящее время 26 % всех гостиничных
номеров распределяются под торговыми
марками 50 ведущих глобальных компаний.
Одной из таких компаний является
Ассог, которая присутствует в 88 странах
мира. Гостиничный бизнес приносит ей
68 % доходов, вспомогательная туристская
деятельность (туристские фирмы, казино,
рестораны, организация питания в железнодорожном
транспорте) – 26%, корпоративное обслуживание
– 6 %.
В гостиничном бизнесе появляются
конгломераты, подобные американской
компании Cendant corporation's, которая присутствует
более чем в 100 странах, является мировым
лидером гостиничной франшизы (6455 гостиниц,
541 313 номеров, 8 торговых марок) и через
дочернюю компанию RCI, занимается таймшером
(2,8 млн. членов, 3 750 присоединившихся курортов
более чем в 90 странах).
До тех пор, пока крупные компании
покупают гостиничные цепочки или осуществляют
политику слияний, независимые гостиницы
остаются в стороне. Однако им становится
все труднее действовать в одиночку. Развитие
франчайзинга дает возможность владельцам
крупных компаний открывать свои гостиницы
рядом с независимыми отелями и переманивать
у них клиентов.
Стратегия противостояния и
конкуренции приводит к необходимости
развития партнерских взаимоотношений.
Поэтому некоторые независимые предприятия
предпочитают объединяться в добровольные
союзы. Это явление возникло в Европе,
а затем распространилось на Северную
Америку. Такие объединения, как правило,
создаются на базе гостиниц, имеющих одинаковую
стратегию и имидж. Примером крупнейшего
в мире союза такого типа является Best Western.
Такое партнерство позволяет небольшим
гостиницам противостоять крупным гостиничным
цепочкам.
Вопрос 2 Программно-целевые
методы управления инновационными процессами:
Каковы особенности применения
метода программно-целевого управления
инновационными процессами?
В настоящее время общепризнанным
является мнение, что программно-целевой
метод служит важнейшим инструментом
осуществления государственной социальной
и экономической политики развития страны
и ее отдельных регионов наряду с методами
прогнозирования и индикативного планирования.
Целевые программы представляют собой
увязанные по ресурсам, исполнителям и
срокам осуществления комплексы научно-исследовательских,
опытно-конструкторских, организационно-хозяйственных
и иных мероприятий, обеспечивающих эффективное
решение конкретных задач в области государственно-федеративного
строительства, научно-технического, экономического,
инвестиционного, социально-демографического,
внешнеэкономического, культурного, экологического
и регионального развития Российской
Федерации.
Их важнейшей особенностью
является определение, исходя из народнохозяйственной
значимости, экономической и социальной
целесообразности состава приоритетных
направлений развития и очередности их
реализации с учетом возможностей финансирования
программных мероприятий на федеральном,
региональном или местном уровнях. Практика
показывает, что целевые программы могут
быть эффективно использованы для управления
социальными и экономическими процессами
в регионах.
Программно-целевой метод позволяет
реализовать настоятельную потребность
в осуществлении интеграционных процессов
в экономике, обусловленную, с одной стороны,
возрастанием сложности, комплексности
проблем экономического развития, требующих
для своего решения эффективных межотраслевых,
межведомственных, межрегиональных взаимодействий,
и, с другой — высокой степенью отраслевой
и территориальной дифференциации развития
производительных сил, дополняемой в условиях
перехода к рыночной экономике многообразием
форм собственности.
Данный метод дает возможность
достижения целей, предусматривающих
коренные сдвиги в развитии экономики
и социальной сферы, переход к новым состояниям
экономических систем, которые не могут
быть достигнуты в процессе реализации
частных целей развития каких-либо отдельных
производственных, инфраструктурных или
иных элементов региональных хозяйственных
систем. Для этого необходимо обеспечить
интеграцию деятельности либо объединение
материальных и финансовых ресурсов независимых
субъектов-участников программ.
Для программно-целевого метода
характерно то, что он обеспечивает реализацию
одновременно двух типов интеграции социально-экономических
и научно-технических процессов: пространственной,
когда требуется объединить усилия субъектов,
принадлежащих к различным отраслям, регионам
или формам собственности, и временной, когда
требуется добиться четкой последовательности
и единства различных этапов (стадий) общего
процесса движения к конечной цели, предусмотренной
программой.
В отечественной экономической
теории программно-целевое управление
нередко рассматривалось только как метод
планирования. Однако основное в программно-целевом
подходе – это органическое единство
четко структурированной содержательной
части программы с формированием и использованием
организационного и финансового механизмов
ее реализации, контролем реализации (последнее
является одновременно и элементом активно
функционирующей обратной связи).
Применение такого сложного
организационно-хозяйственного инструмента,
как целевая программа, оправдано для
решения далеко не для всех проблем, возникающих
при функционировании хозяйственных систем.
Программно-целевое
управление инновационными процессами,
осуществляемое на основе единства процессов
стабилизации и развития, программ-ориентиров,
разрабатываемых и реализуемых в процессе
коллективного творчества, системного
мониторинга, инициирования новшеств,
поддержки преобразований, выращивания
инновационного опыта учителей-исследователей,
доказало свою эффективность. Совмещение
канвы образовательного пространства
и схемы инновационного поля (многообразие
направлений, востребованных школой и
социумом), их сопоставление способствовало
выявлению проблемного поля, западающих
звеньев и "точек роста", обновлению
городского образовательного пространства.
Разработанная
и реализованная модель программно-целевого
управления развитием инновационных процессов
в образовательном пространстве города
является одним из средств эффективного
управления, позволившего создать инновационную
среду, инновационное поле в системе образования,
основными особенностями которого стали
развитие сети ОУ, обновление содержания
образования, наполнение новым содержанием
управленческого компонента, оптимальность
содержания и педагогических технологий,
адекватность мониторинга качества образования
поставленным целям, способствующего
изменению мышления руководителей и педагогов,
воспитанию социально мобильной личности,
обладающей нравственными ценностями,
физически и психически здоровой, готовой
жить в обществе.
Разработка
и реализация программы развития образования
"Наши дети -наше будущее" позволили
в целом обеспечить развитие муниципальной
системы образования, инновационных преобразований
и содействовать созданию обширного инновационного
пространства.
Осуществление
опережающего, стратегического управления,
сочетание традиций и новаций способствовали
социальной стабилизации и развитию городского
образовательного пространства.
Определенная
самодостаточность, потребность сохранения
и укрепления образовательного пространства,
его открытость и доступность, единая
система управления и научно-методического
обеспечения, культуроемкость, социальная
активность жителей города способствовали
инициированию, регулированию, стимулированию
педагогических инноваций.
Дополненная,
конкретизированная система критериев
программно-целевого управления развитием
инновационных процессов, направленная
на повышение качества образования ("Здоровье",
"Уровень обученности", "Уровень
воспитанности", "Эмоциональное благополучие",
"Качество организации и реализации
инновационных процессов"), позволила
в результате централизованного сбора
информации получить целостную картину
развития инновационных процессов. Проведенные
социологические, психологические исследования
выявили положительную динамику эмоционального
благополучия учащихся, уровня воспитанности,
удовлетворенности школьной жизнью, социально-психологической
ситуации среди педагогов города.
Что включает в себя комплекс
программно-технических средств, обеспечивающих
управление инновациями в организациях
(практикум с использованием компьютерных
средств)?
Комплекс программно-технических
средств, обеспечивающих управление инновациями
в организациях включает:
Персональные
компьютеры (ПК) – это информационно-вычислительные
устройства, ресурсы которых, как правило,
направлены на обеспечение деятельности
одного работника (пользователя). Это самый
многочисленный класс средств вычислительной
техники. Наиболее известны компьютеры
типа IBM PC и Macintosh фирмы Apple.
Компьютеры, выпускаемые другими
фирмами и отвечающие всем основным требованиям
и параметрам, предъявляемым основной
фирме-изготовителю (например, IBM), называют совместимыми.
Вместе они составляют клон (например, клон IBM-совместимых
компьютеров). Таких фирм в мире насчитывается
несколько сотен.
Кроме того, компьютеры, выпускаемые
ведущими фирмами-производителями, называют
“brand-name”.
Хорошие компьютеры фирм, мало известных
на рынке компьютеров, называют “no-name”,
а компьютеры национальной марки – “local-name”. В России
такие ПК обычно называют “russian-name” или
“local rassian-name”.
Кроме того, существуют корпоративные
компьютеры, супер-, квантовые, нанокомпьютеры
и др.
Корпоративные
компьютеры (иногда называемые мини-ЭВМ
или main frame) – это вычислительные системы
(ВС), обеспечивающие совместную деятельность
многих работников в рамках одной организации,
одного проекта, одной сферы информационной
деятельности при использовании одних
и тех же информационно-вычислительных
ресурсов. Это многопользовательские
ВС, имеющие центральный блок с большой
вычислительной мощностью и значительными
информационными ресурсами. К нему подсоединяется
большое число рабочих компьютеров с минимальной
оснащенностью (видеотерминал, клавиатура,
устройство позиционирования типа “мышь”
и, возможно, устройство печати). В качестве
таких рабочих мест корпоративного компьютера
обычно используют ПК.