Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2013 в 01:56, контрольная работа
4. (1) Раскрыть методы государственного воздействия на инновационную деятельность.
Реализация государственной инновационной политики требует применения адекватных форм и методов управления инновационной деятельностью. В современных условиях существует множество форм управления инновациями на разных уровнях (от подразделений корпораций до государства). Как и всякая иная политика, инновационная политика неодинакова в разных странах, хотя и подчинена одной цели – стимулированию инновационной активности и развитию научно-технического потенциала. В целях стимулирования инновационной активности применяются разные методы взаимодействия государства, которые могут быть подразделены на прямые и косвенные.
4. (1) Раскрыть методы
Реализация государственной инновационной политики требует применения адекватных форм и методов управления инновационной деятельностью. В современных условиях существует множество форм управления инновациями на разных уровнях (от подразделений корпораций до государства). Как и всякая иная политика, инновационная политика неодинакова в разных странах, хотя и подчинена одной цели – стимулированию инновационной активности и развитию научно-технического потенциала. В целях стимулирования инновационной активности применяются разные методы взаимодействия государства, которые могут быть подразделены на прямые и косвенные. Соотношение их определяется экономической ситуацией в стране и избранной в связи с этим концепцией государственного регулирования. Прямые методы государственного регулирования инновационного процесса осуществляются преимущественно в двух формах: административно-ведомственной и программно-целевой. Административно-ведомственная форма проявляется в виде прямого дотационного финансирования, осуществляемого в соответствии со специальными законами, принимаемыми с целью непосредственного содействия инновациям. Программно-целевая форма государственного регулирования инноваций предполагает контрактное финансирование последних посредством осуществления государственных целевых программ поддержки нововведений, в том числе на малых наукоемких фирмах. В США программно-целевой подход используется в настоящее время как особо важная форма проведения государственной научно-технической политики и основной метод государственного финансирования, прежде всего военно-космических НИОКР (Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы). Особое место в системе прямых мер воздействия государства на инновационный бизнес занимают мероприятия, стимулирующие кооперацию промышленных корпораций в области НИОКР и кооперацию университетов с промышленностью. К косвенным методам воздействия государства в промышленно развитых странах относится либерализация налогового законодательства, в частности применение налоговых льгот. В промышленно развитых и новых индустриальных странах используются следующие виды налоговых льгот, которые стимулируют инновационную деятельность:
• уменьшение налога на прирост инновационных затрат;
• «налоговые каникулы» в течение нескольких лет на прибыль, полученную от реализации инновационных проектов;
• снижение ставок налога на прибыль, направленную на выполняемые по заказу и совместные НИОКР;
• льготное налогообложение прибыли, полученной в результате использования патентов, лицензий, ноу-хау и других нематериальных активов, входящих в состав интеллектуальной собственности;
• уменьшение налогооблагаемой прибыли на сумму стоимости приборов и оборудования, передаваемых НИИ (научно-исследовательский институт), вузам;
• предоставление исследовательского и инвестиционного налогового кредита, т. е. отсрочка налоговых платежей из прибыли в части затрат на инновационные цели;
• вычет из налогооблагаемой прибыли взносов в благотворительные фонды, деятельность которых связана с финансированием инноваций.
К косвенным методам воздействия
в области инновационной
4. (2) Каковы основные направления государственной инновационной политики?
Основные направления
Российской инновационной политики:
- поддержка фундаментальных исследований,
направленных на получение результатов,
качественно меняющих науку и технику;
- финансирование поисковых НИОКР для
создания новых продуктов и технологий
с опережающими техническими решениями
для последующей передачи результатов
в сферу материального производства;
- создание законодательной и информационной
базы, обеспечивающей экономическую заинтересованность
производителей в осуществлении инноваций
и, как следствие, радикальные изменения
технического уровня производства и экономики
в целом.
Проблемы формирования инновационной политики особенно важны при выборе перспективной стратегии. В настоящее время особую актуальность приобретает разработка стратегии и тактики реформирования внутрифирменной науки как элемента инновационной политики. Необходимо поддерживать совместные исследования внутрифирменных научных подразделений с академическими институтами, вузами и ГНЦ. Такая целенаправленная мера позволит обеспечить трансфер технологий по стадиям инновационного цикла, и «компенсировать» недостаток кадров высшей квалификации и исследовательской базы этого сектора науки.
Формирование стратегии
1. Сформулированные в конкретный момент
цели и приоритеты инновационной политики
отражают только субъективное осознание
действительности. По мере развития предприятий,
отраслей и экономики в целом цели и возможности
их реализации будут существенно меняться
по мере осознания новых факторов и условий
развития.
2. Инновация не является разовым мероприятием,
воспроизводственные процессы в экономике
должны носить постоянный характер, поэтому
все инновационные мероприятия должны
быть взаимоувязаны не только технологически,
но и по времени.
3. В современных условиях основную роль
в создании новой инновационной политике
должно играть федеральное правительство
и его органы. В частности министерство
науки и новых технологий.
В ближайшей и долгосрочной перспективе максимизация инновационного фактора становится решающим условием устойчивости развития современных экономических систем.
В 1996 г. принят Федеральный закон
«О науке и государственной
1) Обеспечение инноваторов необходимыми
финансовыми ресурсами.
2) Создание систем маркетинговых, консалтинговых,
инжиниринговых фирм, инвестиционных
коммерческих банков, бирж технологий,
обеспечивающих продвижение инноваций,
формирование благоприятной инфраструктуры
рынка, включая государственные программы
создания наукоградов, технопарков, свободных
экономических зон и т.д.
3) Выработка единых правил и механизмов
координации деятельности всех субъектов
рынка инноваций на взаимовыгодной основе
кооперирования по интересам на разных
стадиях инновационного цикла. Следствием
этого должно стать расширение воспроизводства
инноваций и расширение действия данного
механизма на другие сферы жизнедеятельности.
4. (3) Рассказать об основных формах
государственной поддержки
инновационной деятельности.
Государственная поддержка инновационной деятельности в Российской Федерации осуществляется в следующих формах:
- законодательное регулирование инновационной деятельности, создание благоприятного инновационного климата;
- финансирование НИОКР, связанных с инновационной деятельностью;
- финансирование инновационных
программ и проектов, обеспечивающих
инновационную деятельность
финансирование патентования
за рубежом изобретений и
-инвестирование средств в создание и развитие субъектов инфраструктуры инновационной деятельности;
- размещение государственного
заказа на закупку продукции,
созданной в результате
- предоставление субсидий
на реализацию отдельных
инновационных проектов и
- содействие формированию инновационно-венчурных фондов поддержки малого и среднего бизнеса, создание государственных фондов поддержки малого предпринимательства;
- поручительство перед российскими и иностранными кредиторами и инвесторами по обязательствам субъектов инновационной деятельности;
- обеспечение налоговых и таможенных льгот для трансферта технологий, инвесторов инновационных программ;
- организация обучения инновационных менеджеров, подготовки и повышения квалификации персонала для реализации инновационных программ и развития инновационной инфраструктуры;
- тарифное и нетарифное регулирование конкурентоспособности.
содействие развитию международного сотрудничества в области инноваций и трансферта технологий, защита интеллектуальной собственности и интересов участников инновационной деятельности.
Венчурный капитал и трансфер технологии приобретают пер-востепенное значение в современной экономике России и других стран с переходной экономикой. Во-первых, только на основе крупномасштабного освоения высоких технологий современного, пятого технологического уклада возможно повысить конкурентоспособность отечественной продукции, восстановить утраченные позиции на внутреннем рынке, обеспечить рабочие места и получить необходимые ресурсы для инвестиций и инноваций.
Во-вторых, трансфер технологий от одного из наиболее сильных в мире военно-промышленного комплекса России в гражданские отрасли позволит сохранять мощный научно-технический потенциал и эффективно его использовать для производства конкурентоспособной продукции на внутреннем и внешних рынках. В-третьих, развитие малого инновационного бизнеса и инновационной инфраструктуры поможет повысить занятость и доходы ученых, инженеров,
квалифицированных рабочих - главной движущей силы освоения технологий постиндустриального типа. В-четвертых, освоение базисных инноваций и трансфера технологий поможет сохранить единое технологическое пространство в рамках СНГ (доля СНГ в
мировом экспорте упала с 1985 по 1995 гг. вдвое, а области машиностроения — еще больше). Однако нужно признать, что работа по государственной поддержке трансфера технологий и венчурного капитала не приобрела необходимого размаха ни на федеральном уровне, ни в регионах. Это тормозит переход от депрессии к
оживлению экономики, восстановление утраченных позиций на внутреннем и внешнем рынках. Большое значение в преодолении отставания в этой сфере имеет развитие сотрудничества, как со странами Запада, так и Востока. Активизация международного сотрудничества в инновационной сфере способствовала бы ускорению становления постиндустриального общества во всех странах, сближению уровня развития богатых и бедных стран, решению глобальных экологических и иных проблем, которые стоят перед человечеством на рубеже тысячелетий. Одним из сдерживающих факторов развития инновационной политика государства
является недостаточная нормативно-правовая база регулирования инновационной деятельности. Поэтому приоритетной задачей государства является правовое обеспечение инновационной деятельности. До сих пор нет ни одного федерального закона, регулирующего эту важнейшую и сложнейшую сферу
хозяйственной деятельности. По заказу Министерства экономического развития торговли России Международный фонд Н.Д. Кондратьева и Институт микроэкономики подготовили проект федерального закона «Об инновационной деятельности и государственный инновационной политике» (аналогичный проект подготовлен в Совете Федерации). Проект прошел ряд обсуждений, одобрен коллегией Минэкономики
и подготовлен к представлению в Правительство России; затем он будет внесен в Государственную Думу. Законодательные акты, регулирующие инновационный процесс, разрабатываются и
принимаются субъектами Российской Федерации. Пример показала Саратовская область, где в июле 1997 г. принят закон «Об инновациях и инновационной деятельности». Можно ожидать, что в ближайшие годы будет заполнена ниша в правовом регулировании инновационной деятельности; это будет способствовать ее активизации, повышению конкурентоспособности отечественных товаров и услуг. Внебюджетные формы поддержки инновационной деятельности
К основным внебюджетным формам поддержки инновационной деятельности относятся:
1) государственная правовая
защита и поддержка
2) создание государством
налоговых, кредитных,