Контрольная работа по «Инновационным технологиям в естествознании»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 11:12, контрольная работа

Краткое описание

Одна из наиболее актуальных проблем российской экономики – повышение конкурентоспособности промышленности за счет ее технологического переоснащения и подъема наукоемких отраслей производства, создающих высокую добавленную стоимость. Поэтому возникает острая необходимость в получении предприятиями доступа к передовым технологиям.
Теоретически существуют два подхода. Можно пойти по пути приобретения лицензий и ноу-хау на известные технологии, виды продукции и торговые марки крупных зарубежных компаний.

Содержание

Введение
1. Формирование государственной инновационной политики……………………………4
2. Основные направления инновационной политики………………………………….…...6
3. Экономическое развитие и экономическая безопасность………………………………..10
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Инновационные технологии в естествознании.docx

— 40.42 Кб (Скачать файл)

Инновационный бизнес – наиболее уязвимая часть российского малого бизнеса. Малые предприятия в  сфере инноваций активно создавались  в 1990- 
1993 годах. Многие из них распались, не просуществовав и двух лет. Этому способствовали неблагоприятные условия для развития инновационного бизнеса, складывающиеся в этот период:

- высокие налоги;

- сложности с арендой помещений;

- дороговизна сырья и энергии.

При этом инновационным предприятиям не приходилось надеяться на существенную поддержку государства. То, что делалось в этой сфере, не решало даже части  проблем, с которыми приходилось  сталкиваться предпринимателям, занимающимся инновационным бизнесом. Спад деловой  активности в научно-технической  и производственной сфере, наблюдающийся  ныне, подтверждает тот вывод, что  без продуманной государственной  поддержки российскому инновационному бизнесу трудно будет встать на ноги.

Прежде всего, необходимо поддержание  функционирования уже существующей научной инфраструктуры (оборудование, стенды, установки и т.д.). Стратегия  здесь разбивается на три этапа. На первом этапе - сохранение существующего 
(уцелевшего) научного потенциала, при этом отдача от вложений в НИОКР практически нулевая.

Далее необходимо развитие информационных систем, субсидирование затрат на пользование  информационными сетями и базами данных, импорт научной литературы. Приоритетами являются импорт технологий, компьютеризация науки (научных  центров, вузов), реформа высшего  образования в соответствии с  новыми потребностями. На этом этапе  необходимо решить проблему “утечки  мозгов”. Определить специальности, по которым утечка высока. Именно по соответствующим  направлениям производства, науки должны вкладываться наибольшие средства (для  сохранения возможности реализации специалистов на 
Родине). Учитывая, что при бесплатном образовании существует проблема своего рода субсидирования “импортеров мозгов” (Россия вкладывает средства в подготовку, а эффект получают “импортеры”), по характеризующимся наибольшей утечкой специальностям можно ввести платное образование при чрезвычайно широкой системе стипендий, полностью покрывающих стоимость обучения и обязывающих стипендиатов определенный срок отработать в государственных учреждениях (т.е. вузах, НИИ и т.д.). Кроме того, к концу периода необходимо начать создание новых научно-производственных комплексов 
(технополисов). В конце второго этапа некоторую роль в финансировании НИОКР должен начать играть частный сектор.

Следующий этап характеризуется внедрением инноваций в производство, чрезвычайно высокой долей затрат на НИОКР в ВВП (4-5%), постоянным ростом числа студентов на научных специальностях, все большей ролью в финансировании НИОКР частным сектором, созданием сети поддерживаемых государством сети научно-производственных лабораторий - отделений российских компаний, государственным страхованием широкомасштабных частных научных проектов.

Поддержку созданию НИОКР можно  осуществлять путем целенаправленного  направления финансовых ресурсов в  эту сферу, например, законодательно закрепить направление в сферу  НИОКР доли бюджетных расходов на уровне в 2% 
ВВП с выходом к 2010 г. на уровень 4-5% ВВП. Следует освободить от налогов затраты на НИОКР.

Что касается развития новых технологий, то можно перечислить следующие  меры:

- выявление и поддержка технологий, освоение которых обеспечит российским  предприятиям конкурентные преимущества;

- разработка федеральных программ  по развитию и распространению  ключевых технологий;

- создание с помощью государства  инфраструктуры, обеспечивающей коммерциализацию  результатов НИОКР;

- формирование механизма стимулирования  передачи технологий из военного  в гражданское производство - аналог  ДАРПА в США;

- разработка и реализация программ  развития технополисов;

- субсидирование импорта новых  иностранных технологий;

- государственные закупки современной  техники (в том числе и импортной)  и передача ее в лизинг предприятиям  для модернизации основных фондов.

Наконец, необходима поддержка в  освоении НИОКР (внедрении технологий). 
Следует перейти от финансирования научных организаций к финансированию конкретных НИОКР, к ориентации на предприятия. От финансирования НИОКР впоследствии надо будет перейти к их поддержке (субсидии, налоговые отсрочки, льготные кредиты), отбирая наиболее перспективные проекты9.

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1. ФЗ «Об инновационной деятельности  и государственной инновационной  политике»

2. Постановление Правительства  РФ «О концепции инновационной  политики РФ.»

3. Концепция инновационной политики  РФ

4. Бетехтина Е., Пойсик М. Мировая практика формирования научно- технической политики. - Кишинев.: 2011

5. Перевалов Ю.В. и др. Инновационные программные территории: методология создания и перспективы развития. - Екатеринбург, УрОРАН , 2009

6. Санто Б. Инновация как средство экономического развития. Пер. с венг. - М.: Прогресс. – 2011

7. Твисс Б. Управление научно-техническими нововведениями. Сокр. пер. с англ. - М.: Экономика. - 2008

8. Вольский А. Инновационный фактор обеспечения устойчивого экономического развития.// Вопросы экономики, 2008

9. Дагаев А. Передача технологий из государственного сектора в промышленность как инструмент государственной инновационной политики. // ПТиПУ, 2009

1 ФЗ «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике»

2 Постановление Правительства РФ «О концепции инновационной политики РФ.»

3 Концепция инновационной политики РФ

4 Бетехтина Е., Пойсик М. Мировая практика формирования научно- технической политики. - Кишинев.: 2011

5 Санто Б. Инновация как средство экономического развития. Пер. с венг. - М.: Прогресс. – 2011

6 Перевалов Ю.В. и др. Инновационные программные территории: методология создания и перспективы развития. - Екатеринбург, УрОРАН , 2009

7 Твисс Б. Управление научно-техническими нововведениями. Сокр. пер. с англ. - М.: Экономика. - 2008

8 Вольский А. Инновационный фактор обеспечения устойчивого экономического развития.// Вопросы экономики, 2008

9 Дагаев А. Передача технологий из государственного сектора в промышленность как инструмент государственной инновационной политики. // ПТиПУ, 2009

 


Информация о работе Контрольная работа по «Инновационным технологиям в естествознании»